Casual
РЦБ.RU

Секьюритизация кредитных активов в исламских финансах

Август 2007

    В последнее время все чаще проявляется интерес исламских финансовых институтов к достижениям глобального финансового рынка. Активность этих проявлений вызвана не только повышением цен на нефть, но и увеличением доступности финансовых услуг, отвечающих росту заинтересованности в них граждан. Кроме того, это свидетельствует о том, что и следование религиозным принципам не может быть помехой эффективному экономическому росту и всесторонней интеграции в мировую экономику.

ВВЕДЕНИЕ

    Отдавая должное взвешенному подходу мусульманских финансистов, заметим, что в свое время такой инновационный финансовый продукт, как секьюритизация активов, стал впервые применяться ими только после того, как было решено большинство проблем, связанных со становлением данного института. При этом сэкономленное время не было потрачено понапрасну - неспешно был наработан достаточный опыт в области предоставления различных кредитных продуктов, обязательства по которым в дальнейшем предстояло бы секьюритизировать.
    В настоящее время первичный рынок исламских активов не столь разнообразен по сравнению с аналогичными сегментами американского и западно-европейских финансовых рынков, что отчасти можно объяснить ограничениями, накладываемыми религиозными канонами, заставляющими правоверных мусульман прибегать к кредитам только в самых необходимых случаях и обладать полной платежеспособностью для их возврата. С другой стороны, и существующий ассортимент является достижением по сравнению с ассортиментом некоторых стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, за исключением Малайзии, которую принято считать образцом в плане построения экономики по принципам Шариата. Итак, подобными активами, обладающими необходимыми показателями для секьюритизации, выступают не только привычные ипотечные кредиты и автокредиты, но и средства, поступающие через пластиковые карты, различные виды контрактов финансовой аренды (в том числе компьютерной техники и производственного оборудования). Также некоторые исламские финансисты указывают как типичный объект для секьюритизации поступления от продажи музыкальных альбомов.
    Вполне возможно, что все эти достижения не были бы удостоены особого внимания (ведь в настоящее время сходные показатели имеют многие рынки развивающихся стран), если бы не такой довлеющий фактор, как религиозные принципы. В первую очередь в данной статье нам бы хотелось осветить опыт исламского кредитования и секьюритизации1 в таких странах исламского мира, как Кувейт, Малайзия и Сингапур, где уже существует необходимая правовая база для подобных сделок, а также Турция, Пакистан и Египет, где ведется необходимая работа со стороны местных законотворцев. Несмотря на то что опыт данных стран вряд ли может быть использован в условиях российского правового поля, именно он наилучшим образом демонстрирует особенности функционирования исламских канонов в современной банковской деятельности.

ИСЛАМСКАЯ ССУДА

    Прежде всего необходимо заметить, что с недавних пор термин "исламская ссуда" (Islamic loan) применим не только к кредитам, предоставляемым в соответствии с канонами Шариата физическим и юридическим лицам - резидентам исламскими банками в преимущественно мусульманских по религиозному составу странах. В последнее время исламские кредитные учреждения начали появляться и в странах Западной Европы и Соединенных Штатах Америки, где образовались крупные мусульманские общины. В связи с этим исламскую ссуду можно определить как целевую ссуду, предоставляемую исламским кредитным учреждением в полном соответствии с исламскими канонами, соблюдение которых контролируется религиозными представителями, любому лицу.
    В рамках данного исследования нам бы хотелось уделить внимание не только классической исламской ссуде и содержанию контракта, на котором она строится, но и особой ее разновидности, которая является ключевой в нашем обзоре, - секьюритизируемой исламской ссуде. Данный вид исламской ссуды, наделенный некоторыми специалистами независимым статусом, имеет большое значение не только для интеграции исламских финансов в мировые, но и источником раскрытия всего потенциала исламского кредита для правоверных.
    Подобную секьюритизируемую исламскую ссуду эксперты условно разделяют на 2 составные части2: первая построена по канонам Шариата, вторая является классической ссудой, но в корне противоречит указанным канонам.
    На чем же основано это деление в структуре данного вида исламской ссуды и что позволяет таким противоречивым по своей сути банковским продуктам сосуществовать в рамках одного?
    В первую очередь надо заметить, что на современном мусульманском финансовом рынке при предоставлении исламского кредита используется особый вид кредитного контракта, получивший по традиции арабское название Murabaha3, механизм которого соответствует требованиям Шариата. Кроме того, в силу некоторых особенностей указанного контракта Murabaha лизинг как таковой (оперативный и финансовый) исламскими финансистами используется достаточно редко, а потому, по сведениям автора, специфической формы контракта для него не выработано по причине простоты и удобства использования для схожих целей исламской ссуды.
    Кредитный контракт Murabaha - наиболее популярная и распространенная форма фондирования на исламском финансовом рынке. В европейской литературе эту форму финансирования, пренебрегая ее арабским названием и раскрывая ее ключевое внешнее проявление, также называют Mark up (наценка) financing и Cost plus (добавочная стоимость) financing. Своим происхождением это слово обязано однокоренному арабскому слову Ribh, которое означает доход, прибыль. В традиционном виде Murabaha - это контракт, в том числе и кредитный, по которому объект сделки продается с определенной наценкой. При этом продавец, в данном случае банк, обязуется предоставить покупателю (заемщику) сведения об изначальной стоимости предмета, а также прибыль (доход), которую он хочет получить от продажи данного объекта заемщику (покупателю). Подобный механизм функционирования контракта Murabaha стал настолько популярен в международных исламских финансах, что, по подсчетам независимых экспертов, доля сделок с его использованием у подавляющего большинства исламских банков составляет от 80 до 90%.
    Более детально форма использования кредитного контракта Murabaha в кредитной деятельности исламских банков может выглядеть следующим образом. Клиент обращается в Исламский банк с заявлением на предоставление ему целевого кредита (финансирования) на приобретение конкретного предмета (будь то бытовая техника, автомобиль или квартира).
    По той причине, что Исламский банк не имеет возможности непосредственно предоставить деньги в распоряжение заемщика под определенный процент (Riba) (поскольку это противоречило бы нормам Шариата; в то же время современный Исламский банк, как современное кредитное учреждение, функционирует по всем правилам рынка, и не второстепенной задачей его руководства является обеспечение прибыльности его деятельности), предоставление абсолютно беспроцентного кредита невозможно. Конечно, и последние имеют место в практике исламских финансов, но случаи их использования достаточно редки.
    Таким образом, контракт Murabaha является решением данной сложной ситуации. Банк по собственной инициативе приобретает объект кредитования и продает его заемщику с определенной наценкой, ведь занятие торговлей - а в данном случае мы наблюдаем сделку, напоминающую перепродажу, - не возбраняется Исламом. Если же заемщик в момент совершения сделки обладает достаточной (но не полной) суммой для приобретения указанного предмета, то банк предоставляет ему отсрочку платежа с определенным графиком погашения. Соответственно, сам клиент получает в свое распоряжение предмет, для приобретения которого ему требовался кредит, а исламский банк в свою очередь имеет доход в виде разницы между стоимостью приобретения данного предмета у продавца и ценой, по которой в рассрочку этот объект переходит в распоряжение заемщика. Здесь акцент специально сделан на слове "распоряжение", ведь зачастую в практике исламского кредитования право собственности на указанный предмет до погашения кредита остается у банка-кредитора.
    Итак, на данном этапе мы можем выделить следующие черты, присущие исламской ссуде. Интересным для изучения представляется сам механизм кредита, являющегося, если следовать классической теории банковского дела, банковским по статусу кредитора, но в то же время обладающего чертами коммерческого, потому что, с одной стороны, он связан с рассрочкой при продаже конкретного объекта, а с другой стороны, отношения между банком и заемщиком, связанные с сохранением прав на объект за банком, имеют все черты хорошо знакомого нам финансового лизинга. Главным же свойством исламского кредита, в корне отличающего его от кредитов на западных финансовых рынках, является особая мотивация самого заемщика - кредит может иметь исключительно целевое предназначение, что весьма дисциплинирует заемщика и ограничивает его потребительские потребности, финансируемые в Европе и Америке за счет легкодоступных кредитов. Такое решение выглядит особенно актуальным на фоне повсеместных кризисов, вызванных ростом "плохих кредитов" в портфелях банков.
    В более упрощенном виде схему кредитования, соответствующую канонам Шариата, а следовательно, воплощенную в форме контракта Murabaha, можно представить в виде двух договоров купли-продажи, по одному из которых банк в интересах заемщика за свой счет приобретает какую-либо вещь, а по второму - перепродает заемщику, но уже за другую стоимость. Также надо заметить, что условно два эти договора (контракта) объединяются между собой обязательством заемщика не изменять своему первоначальному решению и приобрести у банка желаемый предмет. В то же время даже в условиях развития самого рынка финансовых услуг, которые преимущественно носят форму договора-оферты от лица банка, обязательство заемщика по приобретению объекта кредитования носит неоформленный характер. И на это, как на весьма существенную проблему исламских кредитов, указывают многие специалисты. По этой причине исламские банки могут нести убытки.
    Тем не менее даже наличие таких недостаточно проработанных мест не мешает кредитному контракту Murabaha получать все большее распространение в автокредитовании, ипотечном кредитовании, кредитовании на приобретение различного оборудования и материалов.

МЕХАНИЗМ СЕКЬЮРИТИЗАЦИИ ИСЛАМСКИХ ССУД

    Условно говоря, в своей обычной кредитной деятельности исламские банки оказываются вовлеченными в процесс рефинансирования своих активов задолго до их целенаправленной секьюритизации, если, конечно, менеджментом банка принимается соответствующее управленческое решение. Подобная конструкция подсказана самой сутью контракта Murabaha (точнее говоря, такой его разновидностью, как Mudaraha), который делится на два составных договора: купли-продажи и финансовой аренды. Поэтому промежуточное положение между двумя этими сделками в рамках единой кредитной операции может занимать особый институт, созданный исламскими юристами. По сложившейся изначально традиции, большинство различных образований в исламских финансах носит арабские наименования, и Musharaka - а именно такое название носит данный институт - не является исключением. Конечно, следует заранее оговориться, что в зависимости от правового поля, в котором функционирует данное образование и сам Исламский банк, соответственно меняется и его название. Так, в странах с имеющимися правовыми основами функционирования исламского финансирования различные разновидности Musharaka могут упоминаться вместе с различными английскими прилагательными, позволяющими различать их в зависимости от цели создания и роли банка-оригинатора в их управлении. Вместе с тем в работах европейских и американских экспертов данный институт вне зависимости от арабской классификации представляется как хорошо известный среди специалистов Special Purpose Company (SPV или SPE). Являясь по своей сути товариществом (Partnership), Musharaka предполагает участие его учредителей (дольщиков) в финансировании какого-либо общего проекта. В рассматриваемом нами случае этим "долговременным" проектом может являться кредитная деятельность одного или нескольких исламских банков, а учредителями могут выступать как банки и финансовые корпорации, так и частные лица, в том числе и религиозные представители. Как правило, все доходы подобного образования делятся между участниками в заранее определенном соотношении, в то время как убытки распределяются в соответствии с долей участия каждого дольщика (пайщика). Данный принцип распределения доходов и убытков во многом противоречит классическому представлению о функционировании Partnership в европейской экономике, в том числе и существующему в российском гражданском законодательстве простому товариществу. При этом управление данным юридическим лицом может осуществляться как всеми его участниками сообща, так и одним их них, выбранным общим решением.
    Наиболее распространенными в мировой практике исламских финансов являются следующие разновидности Musharaka: Permanent Musharaka и Dimonishing Musharaka.
    Permanent (постоянный, долговременный) Musharaka - форма, служащая для целей долгосрочного рефинансирования кредитов (активов) исламскими банками. В отличие от Diminishing Musharaka, Permanent не характеризуется доминирующим участием банка в нем и преимущественным правом на получение дохода от активов. В подобном товариществе, все права на имущество принадлежат в равной степени всем участникам объединения.
    Возвращаясь к уже упомянутой структуре4 секьюритизируемой исламской ссуды, мы можем увидеть изменение в принципах взаимодействия исламского банка и Musharaka, который в рамках проведения сделки секьюритизации все же правильнее было бы называть Special Purpose Entity. В соответствии с вышеупомянутым способом деления одной подобной ссуды на два компонента, имеющих диаметрально противоположное соответствие нормам Ислама, работа по рефинансированию ссуды совершается одновременно с самим процессом предоставления таковой. В нешариатской части структуры исламский банк предоставляет обычную (классическую), по европейским мерам, ипотечную коммерческую ссуду с начислением по ней ссудного процента в адрес Special Purpose Vehicle. Нередко специалистами он обозначается как Special Purpose Entity Borrower (заемщик) согласно его основному предназначению. Данное изолированное от банка образование выступает не только заемщиком банка у банка, но также и единоличным собственником имущества. В структуре секьюритизируемого исламского кредитования SPE выступает посредником между банком и заемщиками, компенсируя свои издержки за счет заранее оговоренной комиссии.
    Шариатская часть двухмерной структуры исламской ссуды приводится в исполнение уже без непосредственного участия Исламского банка. SPE Borrower за счет неисламских ссуд приобретает какие-либо предметы в интересах заемщика. Так как чаще всего подобная сложная структура используется при жилищном кредитовании, то объектом приобретения становится недвижимость (жилая и коммерческая), которая затем передается в финансовую аренду заемщикам Исламского банка. В практике исламских финансов процесс получения ипотечного кредита SPE от банка и последующая передача в беспроцентный лизинг заемщикам контролируется религиозными представителями, которые в определенном соотношении входят в состав совета директоров Special Purpose Vehicle. Для обеспечения относительной рентабельности всей сделки, без учета закладываемой маржи (наценки) Исламского банка, лизинговые платежи по финансовой аренде устанавливаются таким образом, чтобы перекрывать, но не превышать платежи по нешариатскому ипотечному кредиту, который банк предоставляет Special Purpose Vehicle. За соблюдением этого соотношения также следят религиозные представители.
    Кроме того, следует заострить внимание на таком важном институте для исламской ссуды, как Ijara, - одном из самых первых финансовых институтов современного нам исламского финансового рынка. В англоязычной экономической литературе его довольно часто называют Islamic Master Lease (Исламский финансовый лизинг). Подобное прямое сравнение институтов, имеющих несколько разную природу, но общий механизм, нисколько не смущает специалистов, поскольку в современных условиях рынка они часто являются альтернативными.
    Как и в случае с финансовой арендой (лизингом), Special Purpose Entity выступает лизингодателем конкретного предмета (например, объекта недвижимости), предоставляя лизингополучателю в лице заемщика банка право на распоряжение данным предметом, при этом сохраняя право собственности на него за собой. Надо заметить, что данное решение исламских юристов в целях последующей секьюритизации активов является неплохим способом устранения риска ликвидности.
    Для приобретения объектов (недвижимости, оборудования) в интересах заемщиков Исламского банка SPE может использоваться не только коммерческая ипотечная ссуда под проценты, предоставляемая самим Исламским банком, но также и дополнительные средства, привлекаемые за счет выпуска долговых обязательств с целью их размещения практически во всех случая среди участников образования. Подобные операции, связанные с привлечениями займов различных видов, не нарушают канонов Шариата, поскольку проводятся под контролем и надзором исламских ученых мужей5. Среди исламских финансистов подобные финансовые инструмента получили собственное наименование - Sukuk investment instruments. Для соответствия требованиям рейтинговых агентств по субординированной задолженности, каковой являются размещенные долговые обязательства в виде нот и облигаций, применяется особое структурирование, по которому их держатели получают все выплаты по ним только при погашении конкретных кредитных активов.
    Значительное место среди инвестиционных инструментов Sukuk6 с развитием секьюритизации активов стали занимать и asset-backed securities, которые местные эксперты предпочитают обозначать как asset-backed bonds, отдавая должное тому факту, что в правовых системах не всех мусульманских стран имеется четко прописанная конструкция ABS в том виде, в каком она существует на западных рынках. Необходимо отметить, что отсутствие представлений об ABS как о сертификатах участия, а не секьюритизированных облигациях, характерно и для России. Особенностью данных ценных бумаг является то, что они могут распространяться не только среди соучредителей SPE, но и среди иностранных инвесторов на международных торговых площадках.
    Структура сделки секьюритизации исламских активов напоминает упрощенную общемировую модель, что позволяет предполагать в ней наличие некоторых структурных рисков. Вместе с тем она имеет и некоторые особенности, которые можно отнести к ее достоинствам. Так, например, экспертами Dechert LLP дается описание взаимодействия Исламского банка и Musharaka, выступающим эмитентом Sukuk. Данная структура получила название Sukuk Al Musharaka (cм. рисунок).
    Особого внимания, как наиболее технологичные, заслуживают 2 сделки7 секьюритизации исламских активов, проведенные в Соединенных Штатах и ориентированные на категорию инвесторов, состоящую преимущественно из правоверных, численность которых стала особенно велика в этой стране в последние годы.
    Так, в 1994 г. финансовой корпорацией Faisal Finance (Switzerland) S.A. (FFS), ключевым игроком на международном рынке исламских финансов и, в частности, структурного финансирования, была произведена секьюритизация пула исламских ипотечных кредитов, обеспеченных lease and own (финансовая аренда) частной жилой недвижимости в Бостоне. Для целей секьюритизации был учрежден REMIC (Real Estate Mortgage Investment Conduit) в качестве депозитария для активов. Приобретателем практически всего первоклассного транша выступила крупная американская страховая компания, что позволяет судить об этих ценных бумагах как об инвестиционных инструментах умеренного риска и доходности. Младший (субординированный) транш был выкуплен самим оригинатором активов (FFS). В процессе структурирования сделки оригинатор был готов даже обеспечить большую доходность по бумагам на 1,25% при реальной ставке 14%, что свидетельствует о достаточном обеспечении этих ABS. Эксперты считают данную сделку секьюритизации активов первой произведенной в полном соответствии с канонами Шариата.
    Вторая заметная сделка была проведена в 1998 г. благодаря введению в действие нового американского закона, регулирующего деятельность трастов при их использовании в сделках различных финансовых активов. Данный закон впервые предусматривал использование трастов для пулинга различных типов активов. Корпорацией FFS был учрежден траст FASIT (Financial Asset Securitization Investment Trust) для объединения в пул набора исламских ипотечных ссуд общим объемом не менее 50 млн долларов. Таким образом, можно утверждать, что данный FASIT по своей сути играл роль Musharaka, созданного в американском правовом поле. Оригинаторами данных ссуд стали не только сама корпорация FFS, но и ряд прочих финансово-кредитных учреждений, осуществляющих "халяльное8" кредитование.
    Соучредителем траста выступила Crescent Capital Limited (Jersey) - организация, аффилированная с FFS и выступившая в сделках секьюритизации депозитарием. Под контролем депозитария в трастовое управление FASIT были переданы 13 активов, обеспеченных поступлениями по Master Lease (Ijara) ряда объектов коммерческой недвижимости по всем США.
    Без сомнения удачный опыт проведения только этих сделок послужил стимулом и базой для проведения последующих, а это в свою очередь позволяет видеть отличные перспективы для увеличения объемов кредитования на исламском финансовом рынке.
    Опыт зарубежных стран по построению систем исламского кредитования и секьюритизации для удовлетворения одновременно и насущных, и религиозных потребностей своих граждан, навряд ли может быть буквально воспринят в России. Поскольку Российская Федерация, согласно конституции, является светским государством, а также потому как в настоящее время в законотворческих кругах не замечено предпосылок по созданию плюральной финансовой системы наподобие созданной в Малайзии, где традиционные и исламские финансовые институты регулируются различными правовыми актами, а потому прекрасно сосуществуют вместе.
    Интересным в данном, поистине глобальном, опыте для исследователей, если сдвинуть всяческие рамки, является сама попытка построения "с чистого листа" хорошо известных нам финансовых институтов без использования сложнейших правовых конструкций.


  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (3):
Yahia
24.02.2009 18:56:59
Ваши еврейские беззаконные финансовые махинации неприменимы к шариатской торговле. Аллах запретил риба (ростовщичество) и разрешил торговлю. Исламский банк не приемлет ваши гнилостные жидовские системы ростовщичества.
Nawuhudonosor
02.03.2009 20:07:20
Лещинский Михаил, ты лжешь. Исламская религия чиста от греха ростовщичества и не пытайся ее лживо приписывать к исламу свинья ты. Исламская Мушарака и сукук не имеет ничего общего с процентной ссудой потому, что там имеется риск прибыли и риск убытка от результатов вкладываемого дела, а не как у вас жидов в ростовщичестве гнида ты. Если я тебя найду тебе несдобровать Иншаллах. Помни ваше племя Аллах отдал в рабство Навухудоносору за то, что вы лживо убивали пророков и не следовали священному писанию и ты продолжаешь наговаривать ложь на запреты Аллаха, побойся Его.
Viola
20.02.2010 18:25:56
How are you. Writing gives you the illusion of control, and then you realize it's just an illusion, that people are going to bring their own stuff into it. Help me! Need information about: Fioricet codeine. I found only this - <a href="http://www.asjal.net/Members/Fioricet">fioricet high</a>. Relaxer is several in the crisis, fioricet. There are online drug pain symptoms in the area at the testing, fioricet. Thank you very much :eek:. Viola from Leone.
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Справедливая стоимость бизнеса: поиск баланса
ВТБ, Unicredit и DB запускают программу рефинансирования и секьюритизации российской ипотеки
10-й Ежегодный федеральный конкурс годовых отчетов и корпоративных сайтов. Методика оценки
РАО "ЕЭС России": последний год жизни обещает быть ярким
Инвестиционная привлекательность банковского сектора России
Грамотная стратегия - залог успеха в привлечении инвестиций
Перспективы российского авиастроения
Новый сектор для инноваций
ОАО "АРМАДА": старт IT-компании на фондовом рынке
Особенности привлечения финансирования в лесной отрасли
Приватизация Связьинвеста - вопрос сверхнеопределенности
Строительная отрасль: рост капитализации компаний очевиден
Обзор российского рынка неликвидных акций
Методика оценки акций региональных предприятий, не имеющих признаваемых котировок
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний1
Секьюритизация кредитных активов в исламских финансах
Изменение структуры капитала и способы оценки акций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100