Casual
РЦБ.RU

Приватизация Связьинвеста - вопрос сверхнеопределенности

Август 2007


    Межрегиональные компании связи Связьинвеста (далее - МРК) - это укрупненные по федеральным округам операторы связи. Держателем контрольных пакетов акций в каждой из МРК является государственный телекоммуникационный холдинг "Связьинвест" (75% + 1 акция - у государства; 25% - 1 акция - у АФК "Система") (табл. 1).
    Приватизировать Связьинвест (куда также входит оператор дальней связи Ростелеком) чиновники собираются уже более 10 лет, однако этот процесс постоянно откладывается по различным причинам. На сегодняшний момент власти рассматривают минимум 4 возможных варианта реорганизации госхолдинга:

  • упразднение Связьинвеста и передача долей в его "дочках" напрямую государству;
  • укрупнение МРК путем слияния и сокращение их числа, в том числе как вариант рассматривается формирование на базе МРК единого оператора;
  • приватизация 75% + 1 акция Связьинвеста;
  • создание на базе холдинга единой операторской компании, как вариант - в форме присоединения МРК к Ростелекому.
        В вопросе дальнейшей судьбы Связьинвеста крайне сложно что-либо прогнозировать, основная причина тому - превалирование человеческого (чиновничьего) фактора в принятии решений. Отметим, что самым "страшным" вариантом для акционеров МРК является присоединение МРК к Ростелекому по причине рыночной переоцененности последнего в 3 раза. В случае с объединением МРК риск кроется в определении коэффициентов конвертации присоединяемых операторов. Наконец, вариант с приватизацией Связьинвеста - самый любимый рынком: на новостях о продаже государством своей доли в Связьинвесте котировки акций МРК растут.

        Связные монополисты
        Бизнес МРК географически сосредоточен внутри областей присутствия. Конечными потребителями услуг операторов являются население и организации соответствующих регионов - им предоставляются услуги фиксированной и сотовой (если есть) связи (табл. 2). Кроме того, являясь монополистами на рынке связи в своих регионах, МРК предоставляют различные услуги альтернативным операторам связи своего региона.
        В целом бизнес МРК и вектор направления их развития схожи. Главным образом это связано с единым центром принятия стратегических решений - холдингом "Связьинвест". Различия возникают в реализации данных стратегий, что связано с региональными особенностями (уровень жизни населения, географические характеристики области и т. д.), а также с уровнем компетентности менеджмента и применяемой ими тактикой.
        Являясь монополистами в своих регионах присутствия почти по всем позициям оказываемых услуг, МРК ежедневно сталкиваются с конкуренцией со стороны как альтернативных провайдеров услуг связи, так и сотовых операторов. Тем не менее они имеют огромное преимущество перед конкурентами, которое выражается в их сетевой инфраструктуре (в частности, доступ к миллионам конечных абонентов), а также в возможности предоставлять пакетные (комплексные) услуги в соответствии с возникающими требованиями потребителей. Именно это позволяет им с уверенностью строить достаточно амбициозные планы на долгосрочную перспективу. Ключевым драйвером долгосрочного роста операторов являются новые высокорентабельные услуги, которые операторы начали внедрять 2-3 года назад (доступ в Интернет, IP-телевидение, интеллектуальные сервисы и пр.). Кроме того, сегодня операторы всерьез занимаются реорганизацией своих бизнес-процессов, направленной на оптимизацию издержек и, как следствие, на увеличение рентабельности и отдачи на инвестированный капитал. В первую очередь данная оптимизация затрат выражается в агрессивном сокращении штата сотрудников.

        Основные драйверы роста в 2007 г.
        Главными источниками роста в 2007 г. у МРК являются сегменты местной связи, новых услуг и внутризоновой связи.

        Услуги местной связи: 2007 г. - рост на увеличении тарифов
        На данный момент самую весомую долю в структуре выручки МРК занимает сегмент местной связи, за исключением Уралсвязьинформа, у которого сильно развит сотовый бизнес, поэтому пока операторы наиболее чувствительны к увеличению именно данного сегмента (рис. 1) .
        МРК в силу доминирующего положения в регионах своего присутствия на рынке местной телефонии причислены к разряду монополий, поэтому их тарифы на местную связь регулируются государством в лице ФСТ.
        Исторически тарифы на местную связь у МРК были заниженными, а сам сегмент местной связи - убыточным. Субсидирование убыточной местной связи происходило за счет высоких тарифов на оказание услуг междугородной и международной связи (данные услуги МРК имели право оказывать вплоть до 1 января 2006 г.). ФСТ в свою очередь с целью балансирования тарифов ежегодно повышала тарифы на услуги местной связи, снижая тарифы на услуги дальней связи.
        С 1 февраля 2007 г. ФСТ в очередной раз повысила тарифы для МРК на оказание услуг местной связи. Причем изменения коснулись не только размера тарифов, но и самой тарифной системы. Теперь платежи абонентов МРК складываются из двух составляющих: фиксированной платы за пользование линией и сверх того платы непосредственно за услуги местной связи. Вторая часть ежемесячного абонентского платежа предполагает, что абоненты могут выбрать (если выбор уже технически возможен) свой тариф в соответствии с предпочтениями: безлимитный, комбинированный либо повременной. Причем возможность выбора тарифа действует для абонентов-граждан у всех МРК, а для абонентов-организаций только у СЗТ, Сибирьтелекома и Дальсвязи, остальные операторы предоставляют организациям только повременной тариф.
        Изначально предложенные предельные тарифы ФСТ на безлимитные соединения для абонентов-граждан показались МРК слишком завышенными. Опасения операторов были обусловлены сильной эластичностью потребителей к повышению тарифов на местную связь (в особенности в регионах с невысоким доходом населения). Поэтому с целью избежать массового выбора повременного тарифа (что, по нашим оценкам, существенно снижает средний платеж на линию), а также оттока абонентов в сети сотовых операторов (ARPU1 местной и сотовой связи сравнялись), все без исключения МРК приняли решение снизить предложенный ФСТ предельный уровень тарифа на "безлимитку" и тем самым простимулировать абонентов выбрать данный тариф. Общее снижение составило 30-58% от предложенного уровня (табл. 3). Тем не менее, как утверждают сами операторы, в дальнейшем они планируют повышать плату на безлимитные соединения в соответствии с темпом инфляции и довести их до предельного уровня, предложенного ФСТ. Первой стала Дальсвязь - с 1 июля она повысила изначально установленный ей с 1 февраля 2007 г. уровень безлимитного тарифа на 20% для населения и на 17% для организаций.
        Мы рассчитали для каждой МРК средний ежемесячный тарифный платеж за местную связь на 2007 г. в результате изменения тарифной системы с 1 февраля 2007 г. (табл. 4). Наши оценки новых абонентских платежей были рассчитаны исходя из тарифной дифференциации по субъектам Федерации и ГТС/СТС, категориям абонентов и непосредственно абонентскому выбору.
        По нашим расчетам, наибольший рост ежемесячной тарифной платы за услуги местной связи в 2007 г. произойдет у СЗТ (+29%) (рис. 2). Главная причина кроется в относительно высоком тарифе на безлимитные соединения и большой доле абонентского выбора в пользу данного тарифа. Самый маленький прирост мы ожидаем у ЮТК (+15%). Это связано с тем, что на сегодняшний день оператор технически может предоставить возможность выбора лишь 1/3 своих абонентов, кроме того, выбор в пользу "безлимитки" у имеющих такую возможность абонентов невелик.
        Существенное изменение картины абонентских тарифных предпочтений мы ожидаем в 2008 г. в связи с тем, что, во-первых, к этому моменту тарифный выбор будет возможен для 100% абонентов МРК, а во-вторых, начиная с 2008 г. операторы с большой вероятностью начнут повышать свои тарифы на безлимитные соединения. Повышение платы за "безлимитку" будет провоцировать переток абонентов с данного тарифа на более дешевые повременной и комбинированный. По этой причине мы ожидаем, что рост сегмента "местной связи" в долгосрочной перспективе у МРК в целом будет относительно скромным.

        Новые услуги: ставка на массовое распространение высокоскоростного Интернета
        Новые услуги - это в первую очередь услуги выхода в Интернет (по коммутируемому доступу, высокоскоростному и беспроводному), IP-телевидение, а также различные интеллектуальные сервисы и пр.
        В условиях насыщения рынка местной телефонии и снижения темпов роста рынка сотовой связи в долгосрочной перспективе именно высокорентабельные новые услуги являются главным источником создания стоимости у операторов. Главное инфраструктурное преимущество у МРК в части внедрения новых сервисов - это их огромные сети абонентского доступа, выход на "последнюю милю". Осознав данное преимущество, начиная с 2002-2003 гг. МРК начали активно инвестировать в модернизацию своих сетей с целью последующего массового внедрения новых услуг. Основная задача, которая стоит сегодня перед операторами, - максимально загрузить "последние мили", предоставляя из одной телефонной розетки услуги передачи как привычного голосового трафика, так и видеоданных (Triple Play). Процесс внедрения новых услуг МРК начали с внедрения широкополосного (высокоскоростного) доступа в Интернет преимущественно по технологии ADSL.
        Сегодня самой продвинутой в части внедрения новых услуг является Дальсвязь: соотношение "доход от новых услуг на линию" у данного оператора по итогам 2006 г. является максимальным среди МРК - 36 долл. на линию (рис. 3). Это в первую очередь связано с тем, что менеджмент Дальсвязи начал развивать данное направление раньше и агрессивнее, чем другие МРК. В результате сегодня у дальневосточного оператора самая большая среди МРК доля проникновения широкополосного доступа (далее - ШПД) в Интернет - на конец 2006 г. данный показатель составил 7% против 2% в среднем по остальным МРК (рис. 4). Соотношение абонентов ШПД и коммутируемого доступа у Дальсвязи также превалирует над другими региональными "дочками" Связьинвеста (рис. 5). Кроме того, на данный момент услуга IP-телевидения возможна пока только абонентам Дальсвязи и ЮТК. Остальные операторы планируют вводить IP-TV в коммерческую эксплуатацию не ранее 2008 г.
        Наиболее высокий рост сегмента "новые услуги" в период с 2007 по 2014 г. мы ждем от ЦентрТелекома, наименьший - от Дальсвязи (рис. 6). Связано это с текущим состоянием данного сегмента у операторов: Дальсвязь является "передовиком" внедрения новых услуг, в то время как ЦентрТелеком - пока аутсайдером, поэтому резервы для роста у ЦентрТелекома на ближайшие 7 лет больше.
        Одна из самых горячих тем за последние 2-3 года среди как транснациональных операторов связи, так и МРК - это внедрение NGN (New Generation Network - сеть нового поколения). Внедрение сетей NGN особенно актуально при распространении операторами новых сервисов. Сеть NGN позволяет абонентам пользоваться новейшими мультимедийными услугами, такими как телефонный интерфейс на персональном компьютере, мобильность пользователя в Интернете, видеотелефония, передача файлов, голосовая почта и интегрированный универсальный обмен сообщениями и пр. Кроме того, при помощи NGN значительно облегчается задача конвергенции фиксированной и мобильной связи.
        Сеть, модернизированная по концепции NGN, предусматривает поддержку неограниченного набора услуг (известных и еще пока не известных) с гибкими возможностями по их управлению. Более того, внедрение NGN позволяет достичь существенного сокращения издержек по управлению сетью. Поэтому внедрение NGN для МРК - одна из приоритетных задач на ближайшие 5 лет, ведь именно с ее помощью можно добиться поддержания роста сегмента новых услуг в долгосрочной перспективе. Сегодня фрагменты сети NGN есть в той или иной степени у всех МРК, однако наиболее активны Дальсвязь (запустила сеть NGN в Магадане первой из МРК еще в 2005 г.), ВолгаТелеком, Сибирьтелеком и УРСИ.

        Внутризоновая связь: новая статья доходов с 2006 г.
        Услуги внутризоновой связи "дочки" Связьинвеста начали оказывать с 1 января 2006 г. после вступления в силу нового законодательства в отрасли. Так, с этого момента МРК были лишены права оказывать абонентам услуги междугородной и международной связи, за исключением междугородных соединений внутри одного субъекта федерации - это и есть внутризоновая связь. С 1 июля 2006 г. к внутризоновым соединениям также были причислены звонки с фиксированных телефонных аппаратов на мобильные в связи с введением в России принципа СРР (Calling Party Pays) - "платит звонящий". Именно благодаря этому сегмент существенно вырастет в 2007 г. в сравнении с 2006 г. - новый принцип распространится уже на весь год (рис. 7).
        Тарифы на внутризоновые соединения устанавливаются государством - опять же по причине монопольного положения МРК на соответствующих рынках в своих регионах. Однако в перспективе мы ожидаем снижения доходов от внутризоновой связи у всех операторов, во-первых, в связи с тенденцией перетекания внутризонового трафика (как F-t-F так и F-t-M) в сети сотовых операторов, во-вторых, из-за снижения тарифов на внутризоновые междугородние звонки.

        Расходы на зарплату сотрудникам
        Расходы на содержание штата сотрудников - самая большая статья в расходах МРК. В 2003 г. операторы начали активно сокращать свой штат с целью оптимизации издержек - общие затраты наиболее чувствительны к расходам на зарплату как к самой "весомой" статье, даже несмотря на одновременное повышение средней заработной платы (мы прогнозируем темпы роста средней зарплаты на уровне инфляционных ожиданий). Поэтому именно в сокращении штата мы видим один из ключевых драйверов увеличения операционной эффективности МРК.
        Планы по сокращению персонала у МРК приняты до 2009-2010 гг. Наиболее четко эффективность персонала определяет показатель "число линий на работника". По результатам 2007 г. данный показатель среди МРК в среднем составляет 130 линий, в 2010 г., по нашим расчетам, он достигнет 170 линий, а к 2015 г. - 210 (рис. 8).
        Тем не менее увеличение к 2015 г. почти в 2 раза показателя "число линий на работника" по отношению к текущему моменту смотрится достаточно скромно в сравнении со среднемировым соотношением. Сегодня показатель "число линий на работника" среди западных аналогов на развитых рынках в среднем составляет около 400 линий. В основном такое расхождение с МРК объясняется большим количеством аутсорсинговых операций иностранных игроков. Так, например, в большинстве западных операторов функция сервисного обслуживания сети передана поставщикам оборудования. Поэтому, на наш взгляд, для МРК 210 линий на работника к 2015 г. - относительно консервативный, но вполне вероятный и реальный показатель.
        Справедливые цены акций МРК (табл. 5) мы получили исходя из оценки по методу DCF и сравнения. Как видно из таблицы, "дочки" Связьинвеста дают неплохую возможность заработать, потенциал роста составляет 27-96%.






    • Рейтинг
    • 0
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Zada
    21.02.2010 03:11:14
    Hi all. We think in generalities, but we live in detail. Help me! Looking for sites on: Cheap steroids diazepam. I found only this - <a href="http://www.familien-kirche.ch/Members/Diazepam/valium-diazepam-1000-tabs-pharmaceutical-suppliers">valium diazepam 1000 tabs pharmaceutical suppliers</a>. One should tend normally dosing, how it happens our gel and how pyrrolodiazepine it is to our zopiclone, diazepam. Diazepam, when severe forgeries of drug are carefully popular for you in the prescription of question prescription, or bacterium, dizziness for problem is important for you. Thank you very much ;-). Zada from Iran.
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Справедливая стоимость бизнеса: поиск баланса
    ВТБ, Unicredit и DB запускают программу рефинансирования и секьюритизации российской ипотеки
    10-й Ежегодный федеральный конкурс годовых отчетов и корпоративных сайтов. Методика оценки
    РАО "ЕЭС России": последний год жизни обещает быть ярким
    Инвестиционная привлекательность банковского сектора России
    Грамотная стратегия - залог успеха в привлечении инвестиций
    Перспективы российского авиастроения
    Новый сектор для инноваций
    ОАО "АРМАДА": старт IT-компании на фондовом рынке
    Особенности привлечения финансирования в лесной отрасли
    Приватизация Связьинвеста - вопрос сверхнеопределенности
    Строительная отрасль: рост капитализации компаний очевиден
    Обзор российского рынка неликвидных акций
    Методика оценки акций региональных предприятий, не имеющих признаваемых котировок
    Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний1
    Секьюритизация кредитных активов в исламских финансах
    Изменение структуры капитала и способы оценки акций

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100