Casual
РЦБ.RU

Новый сектор для инноваций

Август 2007


    Интервью с заместителем генерального директора Фондовой биржи ММВБ Геннадием Марголитом

    К-Э Геннадий Ремирович, почему у биржи возникло решение выделить инновационные и растущие компании в отдельный сектор?

    Г. М. Есть определенная категория компаний, которые нуждаются в особом отношении, в особом уходе. Если говорить о крупных и зрелых компаниях, им, конечно, гораздо проще выйти на фондовый рынок, найти своего инвестора, повысить капитализацию, сформировать ликвидный рынок. Эти компании известны профессиональному сообществу фондового рынка, никаких дополнительных усилий не требуется. Если мы говорим о компаниях относительно небольших и молодых, то им гораздо сложнее достучаться до своего инвестора. Главная задача биржи помочь, с одной стороны, самим компаниям найти инвестора, с другой стороны, и инвестору, зачастую специфическому, который традиционно не работает на бирже в качестве массового инвестора, найти удобный объект для инвестиций, снизить риски.
    Подобная идеология довольно-таки традиционна практически для всех глобальных бирж, которые создают специальные площадки, секторы. Они по-разному позиционируются, но все нацелены на подобного рода молодые быстрорастущие компании.

    К-Э Расскажите об истории создания сектора ИРК на бирже: использовался ли опыт западных коллег?

    Г. М. История достаточно длинная по меркам современной российской истории фондового рынка и даже драматичная. В свое время на бирже ММВБ был проект, нацеленный на инновационные и IT-компании. Проект не закончился успешной реализацией в силу ряда причин, в том числе из-за неблагоприятной международной конъюнктуры. Произошел так называемый кризис NASDAQ, возникла стойкая идиосинкразия к индустрии интернет-компаний. Наш сектор во многом позиционировался как сектор ну если не для интернет-компаний, то, по крайней мере, с определенной специализацией. С другой стороны, мы сами осознали, что создавать подобный сектор слишком рано, российский рынок еще не созрел для такой сегментации. Российский рынок в глазах международного сообщества был рынком нефти, газа и прочих натуральных ресурсов.
    И вот сейчас ситуация изменилась. Инвестор стал понимать, что в России есть другие достаточно интересные секторы рынка, стал более разборчивым. Мы почувствовали, что возник новый класс российских компаний, которые созрели для выхода на рынок. Зрелость определяется многими факторами, в том числе и переворотом в сознании менеджмента и собственников компаний, которые стали понимать, что пришло время или делиться собственностью, или уходить из бизнеса, или, наоборот, привлекать финансирование, но путем выхода на фондовый рынок и превращения в открытую компанию со всеми ограничениями, которые накладывают требования к публичной компании.
    История именно этого проекта насчитывает немногим более года, начиная от подготовки первой презентации, проведенной для регулятора, который сказал, что это важно и нужно делать. Для нас было важно почувствовать поддержку регулятора. Более того, была создана рабочая группа, куда вошли представители регулятора, представители бирж, которая занималась непосредственно этим проектом, и в результате были внесены изменения в регулировании ФСФР, создан котировальный список "И". Естественно, с момента, когда возникло представление о том, как все должно работать, было затрачено определенное время на реализацию проекта: это и нормативная база, и шлифовка различных аспектов уже непосредственно в общении как с потенциальными клиентами, так и с партнерами. Причем здесь очень важное значение играют сами партнеры - инвестбанки, листинговые агенты. Мы хотели очень хорошо подготовиться, чтобы показать, что запуск данной площадки - это реальная возможность выйти на рынок, получить финансирование, повысить капитализацию и т. д. Как нам кажется, нам удалось это осуществить.
    Что касается иностранного опыта, мы глубоко и досконально изучили опыт западных коллег. Практически использовался опыт всех площадок, начиная от секции AIM на London Stock Exchange, наиболее успешной площадки из всех западных. Изучали опыт Deutsche Borse, секции AlterNext на бирже EuroNext и других площадок. Любопытный факт: мы запускали сектор ИРК параллельно с Варшавской биржей, которая также разработала свой сектор новых компаний.
    Опыт использовался, но он был творчески переработан. Никакого велосипеда мы не изобретали, основная идеология - это, с одной стороны, облегчить доступ на рынок, относительно смягчить требования по листингу, с другой стороны, наоборот, ужесточить требования по раскрытию информации для того, чтобы снизить риски инвесторов. Такая двойственная идеология и, самое главное, нацеленность на определенный круг инвесторов - это свойства всех площадок подобного рода, в том числе и нашей. В то же время мы постоянно находимся в стадии поиска, нет ничего определенного раз и навсегда. Если возникнет необходимость что-либо менять, мы будем к этому готовы.

    К-Э Какое место занимает сектор в системе листинга Фондовой биржи ММВБ?

    Г. М. Необходимо отметить, что данный сектор - это не отдельная площадка, существующая обособленно от основного рынка. С точки зрения всех технологий - трейдинга, клиринга, расчетов и обмена информацией - используется общая инфраструктура. Более того, мы торгуем ценными бумагами в данном секторе в одну позицию со всеми остальными бумагами. Это означает, что вся ликвидность, которая у нас есть на основном рынке, порядка 7 млрд долл. ежедневно за последний месяц - это деньги, которые потенциально могут использоваться для приобретения ценных бумаг в секторе ИРК. Это очень важно, и это нас отличает от того же AIM, который существует отдельно со своими правилами, ликвидностью и участниками. У нас все участники торгов имеют доступ на ИРК.
    Выделение сектора - это позиционирование прежде всего по листингу в широком смысле, сектор ИРК существует на фондовой бирже как некий дополнительный сегмент в рамках нашей бизнес-сегментации. Что касается листинга, то здесь есть определенная специфика, которую часто недопонимают. Дело в том, что бумаги в этом секторе могут принадлежать любому котировальному листу нашего листинга. Это могут быть внесписочные бумаги, бумаги котировального списка "И", который ФСФР специально изобрел для выделения данного сектора, а также бумаги котировальных списков "А1", "А2", "Б", "В". При этом они должны удовлетворять специфическим требованиям сектора ИРК и одновременно требованиям своего котировального листа.
    Например, ценные бумаги первого эмитента "Финам ИТ" находятся в котировальном списке "Б" и одновременно в секторе ИРК, "АРМАДЫ", второго эмитента, - в котировальном списке "И" и в ИРК. Есть котировальные списки, которые жестко регулируются государством, нормативной базой ФСФР, и есть сектор ИРК, который регулируется биржей согласно нашим требованиям. К числу требований относится наличие посредника - листингового агента, которого везде по-разному называют, чаще всего Nomad. Это посредник, который отвечает главным образом за раскрытие информации, подписывает заявления, отчеты эмитента, существенные факты и т. д. Он несет за это ответственность и помогает эмитенту во всех этих процедурах. Также существуют дополнительные требования по раскрытию информации: наличие информационного меморандума, соответствующего определенным стандартам, и календаря корпоративных событий.

    К-Э В чем заключаются преимущества сектора ИРК для эмитентов?

    Г. М. Сектор ИРК - это прежде всего некое позиционирование и нацеленность. Молодая компания, которую никто не знает, может просто затеряться вместе с гигантами типа Газпрома. Если она выходит на рынок как все, ее не увидят участники рынка. Поэтому попадание в этот сектор - это повышение visibility компании, ее увидят инвесторы, как отечественные, так и зарубежные, причем инвесторы, в том числе, и специфические. Потому что есть массовый инвестор, в том числе и розница, а есть различные фонды - венчурные, прямых инвестиций.
    Массовый инвестор, скорее всего, не будет вкладывать в бумаги молодых компаний, новичков на рынке, что в общем правильно. А для специфического инвестора это может быть его профиль. Проще найти своего инвестора - это первое. Второе: в этом секторе есть дополнительные механизмы по раскрытию информации, которые позволяют инвестору легче входить в компанию. Биржа также оказывает помощь эмитенту и инвестбанку путем использования инструментов PR, маркетинга, IR биржи, вплоть до прямого поиска инвесторов. У нас есть очень большие возможности, и мы здесь даже уходим от традиционных услуг биржи. Естественно, мы вмешиваемся в деятельность инвестбанка только в случае, если инвестбанк сам просит оказать помощь. Матерый инвестбанк не всегда берется за молодые компании, а у относительно небольших инвестбанков может быть не до конца отстроены отношения с инвесторской базой, каналы продвижения. Здесь биржа приходит на помощь.
    Попадание в сектор - это уже маркетинговая акция, в которой задействованы все наши информационные каналы, все каналы взаимодействия со СМИ различного рода. Биржа участвует в организации роуд-шоу, причем как обычных роуд-шоу с предоставлением конференц-зала и сбора аудитории, так и виртуальных роуд-шоу, так называемых web cast. У эмитента есть возможность и в онлайн и в оффлайн, не разъезжая по земному шару (как это обычно происходит), из одной точки (например, из конференц-зала ММВБ) выходить на широкую аудиторию.
    Что касается IR, у нас есть своя база инвесторов, есть западные партнеры, которые помогают по нашему заказу привлекать клиентов. Это активная работа, двусторонние контакты, организация двусторонних встреч. Биржа активно помогает эмитенту найти своего инвестора, мы делаем это по желанию эмитента, естественно, не подменяя инвестбанк, а помогая ему, а также IR-компаниям, PR-службам и т. д.

    К-Э Какие возможности открывает сектор для инвесторов?

    Г. М. Задача любого инвестора - найти подходящий объект, и биржа помогает найти этот объект для инвестиций. Есть определенная категория иностранных инвесторов, которая стремится работать в России и нацелена на определенные отрасли экономики. Биржа - это потенциальная возможность расширить круг инвесторов. Это не только фонды, "заточенные" на инновационный сектор, но и, в том числе, квалифицированная розница. Акции "голубых фишек" долго и упорно росли, сейчас время подумать об инвестициях в новые отрасли, в альтернативные сегменты, во второй и третий эшелоны. Поэтому у очень широкой аудитории сейчас проснулся интерес к такого рода вложениям. Это можно увидеть на примере размещения ФИНАМ, когда значительную часть объема выкупили российские частные лица. Стоит отметить, что в настоящее время значительный интерес к российскому рынку проявляют инвесторы из Японии, присутствие которых в России долгое время было незначительным. Мы стоим на пороге определенного прорыва плотины, этот поток хлынет в Россию, в том числе японцы интересуются бумагами второго и третьего эшелонов. Практика прошедших двух размещений показала значительный интерес инвесторов к сектору ИРК.

    К-Э Для каких компаний эмитентов создавался сектор?

    Г. М. Это вопрос позиционирования. Мы жестко не привязывали сектор к IT-компаниям. У нас прописаны приоритеты - компании высоких технологий, но не только IT. Это нанотехнологии, биотехнологии, телекоммуникации, медийные компании, т. е. слово "инноватика" мы понимаем в широком смысле. Это, во-первых, компании с высокой добавленной стоимостью, компании, где большую роль играют мозги, интеллектуальный продукт. Во-вторых, компании традиционных отраслей, использующие или стоящие на пороге использования какой-либо передовой технологии. Плюс быстрорастущие компании, в число которых входят те же самые оптово-розничные сети, которые действительно очень быстро растут. Да, они вполне могут быть позиционированы в данном секторе. Таким образом, нет жестких отраслевых ограничений. Я думаю, что любая динамичная компания может претендовать на то, чтобы в данный сектор попасть.

    К-Э Каковы Ваши ожидания по капитализации сектора? Сколько размещений планируется провести в секторе до конца года?

    Г. М. Спектр компаний - потенциальных эмитентов сектора очень широк, сильно варьируется и капитализация этих компаний. Даже компании относительно небольшие, с капитализацией 20-30 млн долл. потенциально могут попасть в сектор, и таких компаний достаточно много. Мы проводили ряд исследований, пытаясь замерить потенциал. В частности, было совместное исследование с Экспертным институтом при РСПП, в рамках которого были выделены 115 компаний, которые интересны в данном секторе. Но это компании все-таки больше традиционных секторов.
    Что касается новой экономики, то, как выяснилось, провести какую-то оценку крайне сложно. Можно с уверенностью сказать, что таких компаний много и интерес к ним большой. Например, сейчас есть 16 аккредитованных листинговых агентов, и у каждого по 2-3 компании в портфеле. То есть портфель заказов уже существует. Мы ожидаем, что до конца года по самым осторожным прогнозам должно пройти еще 4-5 размещений, может быть, и значительно больше.

    К-Э Как Вы оцениваете итоги размещений первых эмитентов? Оправдались ли Ваши ожидания по итогам размещения?

    Г. М. Оцениваю как успешные. Самое главное, что эмитенты остались довольны. Критерий успеха для разных участников процесса разный. Для нас важно, чтобы сработала наша технология, чтобы эмитент нашел инвестора. И в первом, и во втором случае все было отработано четко. В этом смысле мы говорим об успехе.
    Что касается ФИНАМ, точно знаю, что они остались довольны. Они получили серьезное финансирование, PR, вообще колоссальный интерес со стороны всего мирового сообщества. Причем интересно, что специфические биржевые механизмы были задействованы на 100%. Это биржевой аукцион, когда мы принимали заявки, которые удовлетворялись через непосредственно систему торгов биржевого рынка.

    К-Э Участники рынка часто говорят о том, что после проведения IPO все только начинается. Какое содействие оказывает биржа эмитентам после размещения?

    Г. М. Естественно, после IPO жизнь не заканчивается, а начинается то, что на Западе называют aftermarket. Здесь очень многое зависит от самого эмитента, но биржа вместе со своими партнерами может многое предложить в помощь эмитенту. Недавно у нас был создан специальный центр по работе с эмитентами, в компетенцию которого входит, в том числе, и поддержка эмитента, который уже вывел свои ценные бумаги на фондовый рынок. Здесь важно создание ликвидного рынка. Очень большое значение имеет сама модель размещения. Если размещение закрытое, небиржевое, частное по нескольким фондам - это одна ситуация. Если размещение происходит через биржевой аукцион широкому кругу инвесторов, то это другая история и такое размещение создает предпосылки для создания эффективного рынка. Вот почему у биржевого аукциона есть преимущество. Но это необходимое, но недостаточное условие. Необходим некий поток информации, т. е. компания должна постоянно держать в курсе инвестиционное сообщество через аналитиков о том, что происходит в компании. Мы сейчас готовим определенные информационные продукты, которые могут использоваться эмитентом как для внутренних целей, так и для раскрытия информации аналитикам. Также мы организуем встречи эмитентов определенного сектора с аналитиками. Был создан прецедент по компаниям сектора телекоммуникаций, и сейчас мы собираемся организовать следующее мероприятие - встречу IT-компаний с аналитиками.
    Эмитент сектора ИРК может использовать стандартный комплект механизмов поддержания ликвидности, например, институт маркетмейкера: официальные маркетмейкеры заключают договор с биржей на поддержание двусторонних котировок. Это крайне важно для того, чтобы наращивать капитализацию компании.

    Г. М. Каковы Ваши прогнозы развития фондового рынка в России в целом?

    Г. М. Что касается развития самого рынка, понимая под этим рост степени зрелости, с точки зрения ликвидности, его структуризации, появления новых эмитентов, то здесь я весьма оптимистичен и хотел бы подчеркнуть, что происходят очень серьезные качественные изменения. Появляются новые эмитенты и новые отрасли, увеличивается free float за счет процессов IPO. Все IPO, которые были проведены до последнего времени, создали ощущение того, что IPO становится уже некой если не рутиной, то стандартной практикой. Это крайне важно для того, чтобы рынок подпитывался новой кровью, появлялись новые бумаги в свободном обращении.
    Важно, что на рынок выходят новые отрасли: банковский сектор, розничные сети, металлургия, высокотехнологичные компании. Мы уходим от сырьевой направленности нашего рынка, ну и, соответственно, экономики. Важно, что созревают сами компании, растет понимание необходимости повышения прозрачности, компании не боятся публичности. Крупные компании, которые раньше не обращали серьезного внимания на фондовый рынок, сейчас осознали важность самого рынка, и это заставляет их менять свое отношение в сторону внедрения стандартов корпоративного управления, повышения тарнспарентности. Нет такой компании, которая бы этим сегодня не занималась. То же касается и понимания важности биржевого листинга.
    Что касается молодых компаний, им просто приходится встраиваться в жесткую структуру прозрачности, потому что без этого они не попадут на фондовый рынок. Зрелость рынка в моем представлении связана именно с этим. Медленно, но верно расширяется класс институциональных инвесторов. Одной из причин, по которой эмитенты раньше рвались на Запад, было отсутствие зрелого институционального инвестора.
    Также следует отметить, что происходит важный процесс массового выхода населения на фондовый рынок, причем довольно быстрыми темпами. Согласно нашей статистике, сегодня на бирже 360 тыс. уникальных участников. Темп роста - удвоение за год. Рынок, у которого есть серьезный внутренний инвестор, в том числе розница, это рынок более устойчивый к западной конъюнктуре, более стабильный. Если раньше была задача просвещения и вовлечения населения в работу фондового рынка, то сейчас акценты смещаются, главная задача - повышение инвестиционной культуры. Чтобы люди просто принимали со всей ответственностью инвестиционные решения.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Справедливая стоимость бизнеса: поиск баланса
ВТБ, Unicredit и DB запускают программу рефинансирования и секьюритизации российской ипотеки
10-й Ежегодный федеральный конкурс годовых отчетов и корпоративных сайтов. Методика оценки
РАО "ЕЭС России": последний год жизни обещает быть ярким
Инвестиционная привлекательность банковского сектора России
Грамотная стратегия - залог успеха в привлечении инвестиций
Перспективы российского авиастроения
Новый сектор для инноваций
ОАО "АРМАДА": старт IT-компании на фондовом рынке
Особенности привлечения финансирования в лесной отрасли
Приватизация Связьинвеста - вопрос сверхнеопределенности
Строительная отрасль: рост капитализации компаний очевиден
Обзор российского рынка неликвидных акций
Методика оценки акций региональных предприятий, не имеющих признаваемых котировок
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний1
Секьюритизация кредитных активов в исламских финансах
Изменение структуры капитала и способы оценки акций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100