Casual
РЦБ.RU

Инвестиции и финансовые инструменты российского девелопмента

Июль 2007


    Строительный сектор в 2006 г. побил все рекорды. В течение последних 6 лет строительство развивалось неплохими темпами - 7,6% ежегодно, но в прошлом году его рост составил 15,7%, т. е. оно увеличилось почти в 2 раза. Во всех сегментах рынка наблюдался количественный и, главное, качественный рост.

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ ВСЕ БОЛЬШЕ ИДЕТ В РОСНЕДВИЖИМОСТЬ

    В 2006 г. в российскую коммерческую недвижимость было инвестировано 3,4 млрд евро (около 4,4 млрд долл.), по сравнению с 2005 г. этот показатель вырос в 8-9 раз. И это несмотря на то, что в России одна из самых низких в Европе степеней юридической защиты проектов, а система оформления документации и получения согласований, пожалуй, самая сложная и длительная, что существенно тормозит приток инвестиций.
    На сегодняшний день отечественные и иностранные инвесторы вкладывают в коммерческую недвижимость в России примерно в одинаковых пропорциях, но с небольшим перевесом в сторону иностранцев: 44% объема всех инвестиционных сделок совершили российские компании, 56% - иностранные структуры.
    Многие иностранные игроки, пришедшие на российский рынок, развивают свои проекты в стратегическом партнерстве с отечественными девелоперами, которые значительную часть рисков берут на себя.
    Вполне понятны причины интереса инвесторов к России: в зависимости от сегмента ставка капитализации при приобретении готовых проектов находится на уровне 8-11% (при строящихся объектах она несколько выше). Для сравнения: в таких консервативных странах, как Великобритания или Норвегия, она составляет примерно 5%.
    Невзирая на определенные сложности, можно прогнозировать рост дальнейшего интереса иностранных инвесторов к отечественному рынку коммерческой недвижимости, поскольку потенциал российского рынка огромен, территория очень большая, а рынок все еще далек от насыщения. При этом значительная часть инвестиционных сделок с коммерческой недвижимостью по-прежнему будет приходиться на российских инвесторов, несмотря на продолжающийся выход на рынок западного капитала. Активному притоку иностранных инвестиций также способствуют политика открытости и прозрачности деятельности компаний, раскрытие информации о финансовом положении, переход на МСФО.
    Наблюдающийся в последние годы интерес иностранцев к отечественному рынку недвижимости крепнет и усиливается. Как стало известно в конце июня, иностранные фонды, объявившие в 2006 г. и первой половине 2007 г. о своем приходе в Россию, планируют инвестировать 38 млрд долл. Многие из них приходят на рынок с целью купить готовый объект, большинство намерено работать в регионах.
    Тем не менее сегодня на российском рынке отмечается дефицит готовых качественных объектов, выставленных на продажу, особенно это касается регионов. Инвесторов, которые хотят вложить свои средства в российскую недвижимость, и в первую очередь в коммерческую, на рынке больше, чем подходящих для этого проектов или объектов. За последний год о своем выходе на рынок объявили более 20 фондов, еще больше фондов высказывали свои намерения. Многие иностранные компании планируют работать на российском рынке, но лишь некоторые из них реально остаются работать. Есть фонды, которые можно назвать "туристами": они объявляют, что готовы вложить миллионы, однако на этом их деятельность заканчивается. За последний год в нашу компанию обратилось около 15 таких компаний. Они не знают российских реалий, им не удается приобрести объект. Если они не найдут надежного российского партнера, выход на рынок может закончиться провалом. Как показывает практика, не более 50% запланированных инвестиций реализуется на российском рынке.
    Одним из немногих примеров покупки готового объекта недвижимости иностранным инвестором в текущем году стала сделка по приобретению ТЦ "Глобал Сити" в Москве инвестиционным фондом недвижимости BPT Arista A/S. Сумма сделки составила около 50 млн евро, хотя в планах фонда было увеличение стоимости портфеля до 200 млн евро к концу 2007 г. и до 400 млн евро к 2009 г.
    Для иностранных инвесторов важнейшим критерием отбора является чистота документов на собственность, что довольно редко встречается при строительстве региональных объектов. По сути, у иностранного инвестора сегодня есть три пути продвижения на российском рынке: найти надежного российского партнера для совместного развития проекта; купить монетарную долю в российской девелоперской компании, делая при этом ее прозрачной, привлекательной и публичной; создать на базе своей структуры девелоперский фонд и привлечь российскую управляющую компанию.
    Согласно исследованию компании Knight Frank, за последний год наметилась тенденция роста активности крупных инвесторов в области девелопмента недвижимости, в том числе в крупных региональных центрах России. По данным исследования, инвестируют главным образом американские и британские компании и банки, предпочитающие непрямые инвестиции. В частности, они приобретают доли в капитале российского девелопера, в портфеле которого находится сразу несколько проектов. Участие российского партнера существенно снижает риски фонда или иностранной компании, связанные с реализацией того или иного объекта. Такой "симбиоз" успешен, так как девелоперы хорошо знают российский рынок, могут брать на себя риски на этапе предварительного девелопмента, а иностранные фонды или компании делятся с ними опытом и привлекают финансовые ресурсы. В качестве примера можно привести покупку 25% акций ведущей девелоперской компании RBI Holding, специализирующейся на реализации жилой и торговой недвижимости в Санкт-Петербурге, иностранным инвестиционным фондом Morgan Stanley Real Estate's Situations Fund III.
    Кто среди заявленных фондов окажется реальным инвестором, а кто "туристом", станет понятно через несколько лет. Обычно крупные фонды заявляют суммы инвестиций от 500 млн долл. до нескольких миллиардов, планируя вложить их в российскую недвижимость в течение 2- 3 лет или на более длительный срок. Несмотря на трудности, с которыми фонды так или иначе сталкиваются в России, инвестиционный бум вряд ли скоро закончится. Ведь доходность проектов в России по-прежнему выше по сравнению с европейской. Чистая начальная доходность офисных проектов составляет 8,5-10,5% в год, в торговой недвижимости - 9-11%, а в складской - 11-12%. В Европе средняя доходность проектов коммерческой недвижимости, по оценке компании Praedium, не превышает 5,75%.

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НА РЫНКЕ СТРОЙИНДУСТРИИ

    Цивилизованные финансовые инструменты на рынке стройиндустрии только начинают находить свое применение. Рынок публичных заимствований освоили менее 20 российских строительных компаний. Это объясняется несовершенством законодательной базы, которая путем многочисленных поправок и исправлений, нередко используя печальный опыт, начинает приобретать жизнеспособность.
    До апреля 2005 г. почти все жилищное строительство велось на деньги граждан-дольщиков. После вступления в силу Закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов" использовать этот ресурс стало сложнее. Закон обязал компании, продающие недострой, готовить проектные декларации, регистрировать договоры, платить немалые штрафы за срыв сроков и выполнять массу других условий.
    Более цивилизованный способ - строить на банковские кредиты, затем продавать готовые объекты. Чтобы занять в банке, застройщик должен предоставить залог - обычно недвижимое имущество. Его стоимостью и ограничивается сумма займа.
    Другой способ получения денег в кредитной организации - проектное финансирование. В этом случае залоговое обеспечение ограничено самим проектом. На данный момент проектное финансирование - инструмент дорогой и малодоступный для строителей.
    На современном этапе строительные компании осваивают новые инструменты финансового рынка - выпуск корпоративных облигаций, векселей, кредитных нот, IPO. Основное преимущество облигационных займов - отсутствие требования закладывать имущество. Кроме того, облигации позволяют привлекать более длительные ресурсы, сохраняя независимость от банка-кредитора. Облигационный заем обеспечивает ряд налоговых преимуществ, в том числе возможность отнести расходы по обслуживанию выпуска к себестоимости, но, даже по достоинству оценивая привлекательность долгов по облигациям, массово на фондовый рынок строители не идут. Немаловажно то обстоятельство, что публичное заимствование работает на положительную кредитную историю компании. Выход на внутренний фондовый рынок строители и девелоперы начинают именно с облигаций. В общем объеме заимствований доля строительной отрасли составляет всего 4%. Эмиссия облигаций - это первый шаг на рынок капитала. Следующий шаг - это кредитные ноты (CLN), которые позволяют занимать на международном рынке.
    Инструмент IPO сложен, недешев, но перспективен. Он обеспечивает компанию средствами для финансирования долгосрочных проектов и дает возможность адекватно оценить бизнес. IPO является закономерным этапом развития крупной компании.
    Следует назвать еще один доступный строителям инструмент финансирования проектов - закрытые инвестиционные паевые фонды недвижимости. В России зарегистрировано 100 ЗПИФов.
    Фонды - это те же дольщики, но только оперирующие большими суммами.

    ФСФР РАЗРЕШИЛА СТРОИТЕЛЯМ ВЫПУСКАТЬ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ

    У строительных компаний, жалующихся на нехватку средств, появился новый финансовый инструмент. С начала июля вступил в силу приказ ФСФР, позволяющий эмитентам выпускать на рынок новый вид облигаций - жилищные сертификаты. По оценкам участников рынка, новый инструмент решит проблему долевого строительства, так как позволит привлекать средства большого количества инвесторов под конкретные строительные проекты. К концу года участники фондового и строительного рынков ожидают выпуск облигаций не меньше чем на 10 млрд руб.
    Жилищные сертификаты представляют собой облигации, обеспеченные квадратными метрами в строящихся домах. Они могут быть погашены как денежными средствами, так и квадратными метрами жилплощади. Эмитентами выступят строительные компании. Облигации смогут обращаться на бирже, минимальный срок их обращения составит 3,5 года. Предполагается, что облигации будут выпускаться на время строительства того или иного объекта. Отслеживать целевое использование средств будут банки и страховые компании. В случае нарушения этого принципа они будут отвечать перед держателями облигаций своим имуществом. Обменять жилищные сертификаты на жилплощадь можно будет только после завершения строительства и при условии консолидации в одних руках жилищных сертификатов на сумму, соответствующую стоимости не менее чем 30% площади приобретаемой квартиры.
    Ранее строительные компании использовали схожую схему финансирования с помощью векселей. Самым известным эмитентом векселей под незавершенное строительство был впоследствии обанкротившийся Стройметресурс. Большинство держателей этих векселей не получили ни квадратных метров, ни денег. После вступления в силу Федерального закона № 214 "О долевом участии в строительстве" (далее - Закон № 214) строительные компании стали активно использовать новую схему. Специалисты считают, что жилищные сертификаты заменят векселя.
    Новый инструмент отличается от прежнего большей степенью зарегулированности, а следовательно, и надежности. Схема накопления жилищных сертификатов позволяет потенциальным инвесторам реально претендовать на квадратные метры, в отличие от вексельной схемы, так как напрямую увязывает облигации с долей в строящемся жилищном объекте.
    Доходность таких сертификатов будет сопоставима с доходностью облигаций самих строительных компаний. В каком-то смысле это более рискованные бумаги, чем облигации девелоперов, так как обеспечены объектами незавершенного строительства, но, с другой стороны, они позволяют инвесторам претендовать на квадратные метры. Сейчас средний уровень доходности облигаций строительных компаний составляет примерно 13% годовых.
    Для девелоперов такая стоимость средств является привлекательной. По оценкам аналитиков, к концу года объем жилищных сертификатов в обращении будет равняться нескольким миллиардам рублей. Справедливая оценка возможного объема выпущенных сертификатов к концу года составит приблизительно 10 млрд руб., но рынок может "переварить" еще больший объем.
    Три строительные компании уже готовы выпустить такие бумаги. Питерская строительная компания "ЛЭК" намерена в конце июля подать документы в ФСФР на регистрацию первых 4 выпусков жилищных сертификатов общим объемом почти 90 млн долл. и сроком погашения до 2011 г. Такую же готовность высказала пермская компания "Камская долина". Кроме того, в пресс-службе СУ-155 сообщили, что "компания заинтересована в жилищных сертификатах в качестве нового финансового инструмента для развития компании".

ЧТО ГОВОРИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?

    Наиболее важными, на взгляд автора, являются законодательные инициативы, находящиеся сегодня на рассмотрении: это поправки, касающиеся отмены лицензирования на осуществление строительной деятельности, а также поправки в Закон № 214 и в Градостроительный кодекс.
    К сожалению, действующая в настоящее время система государственного регулирования и надзора строительства неэффективна в вопросах обеспечения прав потребителей и надзора за качеством строительства и прав на землю.
    Так, в Генеральной прокуратуре России сильно обеспокоены ростом числа рейдерских атак в сфере землепользования. "Земля становится объектом для рейдерских атак. Более чем в 1,5 раза возросло количество обращений в органы прокуратуры о противоправных захватах земельных угодий сельскохозяйственных предприятий, незаконных действиях по скупке паев и земельных долей, незаконном их отчуждении и регистрации права собственности на них посредством мошеннических действий", - заявил генпрокурор РФ Юрий Чайка, выступая недавно на совместной коллегии Генпрокуратуры, Счетной палаты и Минсельхоза.
    Генпрокурор сообщил о многочисленных нарушениях закона в сфере сельхозпроизводства и оборота земли. "Выявляются факты, когда длительное время органы государственной власти субъектов РФ не принимают нормативные правовые акты в целях реализации федеральных законов и подзаконных актов в сфере регулирования земельных правоотношений", - отметил Ю. Чайка.
    Всего в прошлом году и в I кв. текущего года прокурорами возбуждено 137 уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным использованием и оборотом земель сельскохозяйственного назначения. Из них в суды направлено 41 уголовное дело, осуждены 30 лиц; 13 уголовных дел до настоящего времени не рассмотрено.
    Сегодня выдается более 250 тыс. лицензий в год на осуществление строительной деятельности. Кто выдал лицензию, тот, по логике, и должен отвечает за тех, кому выдал. Однако нынешняя форма регулирования в форме государственного лицензирования не может обеспечить приемлемую ответственность строительных компаний за многочисленные нарушения в сфере строительства. В большинстве стран основными институтами регулирования являются не государственные органы, а ассоциации строителей - саморегулируемые организации.
    Таким образом, назрела необходимость отмены процедуры лицензирования, как не обеспечивающей интересы общества на данном этапе его развития. Речь идет о переходе от государственного регулирования строительной деятельности к регулированию через специальные институты общественного регулирования - саморегулируемые организации, позволяющие реально обеспечить механизмы обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора за отраслью. Именно они осуществляют реальный контроль и надзор за "собратьями по цеху" с принятием ответственности за каждого недобросовестного члена.
    Кстати, Счетная палата поддерживает переход строительной отрасли на саморегулирование. Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин недавно направил письмо в адрес председателя Государственной думы Бориса Грызлова, в котором речь идет о поддержке проекта поправок в Градостроительный кодекс.
    "По просьбе Ассоциации строителей России экспертами Счетной палаты был выполнен правовой анализ подготовленного комитетом Госдумы по собственности проекта поправок в Градостроительный кодекс РФ, направленных на обеспечение перехода строительного комплекса на саморегулирование. Законопроект оценивается Счетной палатой положительно", - говорится в письме.
    "Считаем, что принятие указанных выше изменений в Градостроительный кодекс позволит повысить управляемость строительным комплексом России и эффективность его деятельности, обеспечить реализацию концепции частно-государственного партнерства в сфере строительства, сформировать еще один важный институт гражданского общества в виде саморегулируемых организаций изыскателей, проектировщиков и строителей", - отмечается в письме. С учетом изложенного С. Степашин просит спикера Госдумы поддержать данный законопроект и содействовать его скорейшему рассмотрению.
    С 1 января 2007 г. должны были вступить в силу изменения в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающие отмену лицензирования деятельности по проектированию зданий и сооружений, строительству зданий и сооружений, проведению инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений. Таким образом, на смену государственного регулирования строительной деятельности при помощи лицензирования должен прийти механизм саморегулируемых организаций. Однако в конце декабря 2006 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Закон, продлевающий лицензирование в сфере строительства до 1 июля 2007 г. Именно к этому сроку планировалось принятие закона "О саморегулируемых организациях", который сейчас рассматривается Госдумой. Вместе с тем недавно глава Росстроя Сергей Круглик заявил, что лицензирование строительной деятельности в России может быть продлено еще на 1 год - до 1 июля 2008 г.
    В настоящее время в Госдуме рассматриваются два законопроекта, направленных на введение механизма саморегулирования в строительстве. Однако в Ассоциации строителей России заявили, что строительное сообщество сомневается в успехе дела, потому что законодателями представлены два альтернативных проекта.
    Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части замены лицензирования строительной деятельности" подготовлен комитетом Думы по собственности и внесен депутатом Виктором Плескачевским. Концепция этого проекта подробно обсуждалась как в профессиональном строительном сообществе, так и в органах государственной власти на федеральном уровне и в субъектах РФ и получила поддержку большинства, подчеркивают в АСР.
    Группа разработчиков из Фонда "Институт экономики города" представила альтернативный проект. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен депутатом Мартином Шаккумом. Так же как и в случае с Законом № 214, разработка документа велась кулуарно, без широкого обсуждения в строительном сообществе.
    Есть большая вероятность того, что реализация проекта Фонда приведет к созданию заведомо коррупционной модели государственного надзора, противоречащей как действующему законодательству, так и сути института саморегулирования.
    По итогам 2006 г. число жертв афер со строительством жилья насчитывает примерно 50 тыс. Защитить потенциальных новоселов должен был вступивший в силу еще в апреле 2005 г. Закон "О долевом участии в строительстве". Однако документ, на взгляд экспертов, получился сырым: ситуация в этой сфере на сегодняшний день остается как никогда напряженной. Как известно, Закон № 214 обязывает строителей основные средства для строительства брать у банков. Деньги частных инвесторов рассматриваются лишь как подспорье. Но закон, призванный защищать дольщиков, по ним же и ударил. Застройщики потеряли стимул продавать квартиры на начальном этапе, а именно эта рискованная операция давала возможность частникам купить жилье дешевле. Тем временем в Госдуме готовятся поправки к многострадальному закону, в соответствии с которыми строительная компания не сможет теперь привлекать деньги граждан напрямую. Будущий владелец жилья должен поместить их на банковский депозит, после чего банк выдаст деньги застройщику. Поправки рассчитаны на то, что права дольщиков будут защищены окончательно и бесповоротно. Банк-кредитор, заинтересованный при такой схеме в успешном завершении строительства не меньше, чем покупатели квартир, будет не только предлагать застройщику свои средства в качестве займа, но и включать в схему кредитования деньги частников, размещенные на целевых депозитах. В свою очередь это позволит физическим лицам приобретать доли не только на завершающей стадии строительства.
    Недавно Мосгордумой были предложены поправки в федеральное законодательство, позволяющие органам местного самоуправления запрашивать информацию из Росрегистрации по операциям граждан с недвижимостью за последние 5 лет. Это сразу же вызвало нарекания заместителя начальника управления департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Екатерины Радченко, заявившей, что для эффективной реализации положений Жилищного кодекса РФ необходим дополнительный правовой механизм. "Эта норма очень необходима в связи с тем, что до сих пор органы местного самоуправления не могли получить информацию о недвижимости граждан, желающих стать в очередь на получение бесплатного социального жилья. В результате нередки случаи, когда оказывается, что человек, пытающийся получить социальное жилье, уже является собственником квартиры", - пояснила Е. Радченко.
    "В соответствии с Жилищным кодексом РФ при предоставлении гражданам жилых помещений учитываются их действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями за срок не менее 5 лет (конкретный срок определяют региональные власти)", - рассказал руководитель департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы Петр Сапрыкин на заседании Мосгордумы. При этом речь идет об операциях с недвижимостью, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Эти требования невозможно исполнить из-за отсутствия полномочий органов местного самоуправления для запрашивания этой информации из Росрегистрации.
    В ближайшей перспективе необходимо принять еще целый ряд распорядительных документов, определяющих механизм реализации Жилищного кодекса.
    Тем не менее в направлении законодательного регулирования есть существенные подвижки. Так, в начале июля Госдума на пленарном заседании приняла в третьем чтении Закон "О государственном кадастре недвижимости". Законопроект направлен на пересмотр сложившейся в РФ системы учета объектов недвижимого имущества. Основными целями будущего закона названы упрощение процедуры оформления земельных участков и иных объектов недвижимости, обеспечение к переходу на взимание единого налога на недвижимое имущество. Вместо технического учета зданий, строений, сооружений и государственного кадастрового учета земельных участков предполагается ввести единый кадастровый учет всех объектов недвижимости, осуществляемый специально уполномоченным органом посредством внесения необходимых сведений в государственный кадастр недвижимости. В качестве объектов кадастрового учета предлагается рассматривать земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Положения закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
    Закон возлагает функции по индивидуализации объектов кадастрового учета на кадастровых инженеров. При этом предполагается, что внесение данных в государственный кадастр недвижимости на основании подготовленных кадастровыми инженерами документов будет осуществлять орган кадастрового учета. Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости исполняет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией РФ и Законом "О Правительстве РФ". Если иное не установлено правительством, то полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения.
    Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.
    Закон должен вступить в силу с 1 марта 2008 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Петербургский рынок векселей в 2006 г.
Монетарная политика и долговой рынок России: достижения и проблемы
Сравнительный анализ инструментов привлечения инвестиций с рынка долговых обязательств предприятиями малого и среднего бизнеса
Механизм функционирования исламских облигаций
IV Бишкекская международная банковская конференция нужна банковской системе страны, а не только ее лидерам
Российский рынок коммерческой недвижимости выбрал лучших
Иностранные инвестиции в Россию: прямые, портфельные и возвратные
Прямые инвестиции и развитие бизнеса
Инвестиции из воздуха: возможно ли это?
Инвестиции и финансовые инструменты российского девелопмента
Арест ценных бумаг и его влияние на корпоративные действия эмитента
Стандарт качества и надежности - договор РЕПО НФА
Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых на действующих промышленных предприятиях
Россия и СНГ: время IPO?
IPO в структуре финансирования отечественных компаний
Шведская площадка открывает новые возможности для компаний средней капитализации
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Слияния и поглощения в инвестиционном процессе
Лучшие депозитные банки в I кв. 2007 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100