Casual
РЦБ.RU

Сравнительный анализ инструментов привлечения инвестиций с рынка долговых обязательств предприятиями малого и среднего бизнеса

Июль 2007

    В условиях глобализации мировой экономики переход России на инновационный путь развития исторически неизбежен. От того, как скоро это произойдет, зависит и повышение благосостояния народа, и развитие политической системы, и рост международного авторитета страны. В связи с этим особую актуальность приобретают возможности, которые дают инструменты рынка долговых обязательств для уверенного стабильного развития российских предприятий.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МАЛОМ И СРЕДНЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

    Малое и среднее предпринимательство, как имманентный элемент рыночной структуры, придает ей необходимую гибкость, активно внедряется в инновационные процессы, расширяет социальный слой предпринимателей, обеспечивает основную часть прироста занятости населения. Экономические и социальные функции малого и среднего бизнеса ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают неотъемлемой частью реформирования экономики России.
    В Гражданском кодексе РФ даются перечень и определения юридических лиц, существующих в нашей стране. Специального правового института, выделяющего малые и средние предприятия в особую категорию, нет. В рамках данной статьи за основу взят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" [1], который установил с 1 января 1996 г. следующие критерии для отнесения предприятий к малым:
    1. Предприятия должны быть коммерческими. В рамках Федерального закона поддерживается частный бизнес, а не государственный сектор экономики или аппарат государственного управления.
    2. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:
    - в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;
    - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
    - в оптовой торговле - 50 человек;
    - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
    - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
    3. Доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале малого предприятия не должна превышать 25%.
    4. Доля участия в уставном капитале малого предприятия юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.
    В России на долю малого бизнеса приходится не более 12% валового внутреннего продукта (ВВП), а в развитых европейских странах малый и средний бизнес дает до 70% ВВП [4].
    Проблемы, возникающие при финансировании корпоративного сектора предприятий малой и средней капитализации, требуют комплексного подхода, в первую очередь определения оптимальных источников капитала с учетом особенностей отрасли. Современный финансовый рынок предлагает разнообразные долговые инструменты, наиболее популярными из которых являются банковские займы и выпуск ценных бумаг. При этом банковское кредитование ограниченно и требует обеспечения. На фондовом рынке существует несколько возможностей привлечения денежных средств, в частности выпуск облигаций и вексельный заем.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ РЫНКА ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

    Для теоретического осмысления корпоративного финансирования необходимо рассмотреть преимущества и недостатки инструментов с фиксированной доходностью, а также решение задач краткосрочного и среднесрочного финансирования предприятия посредством вексельного и облигационного займов.
    Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также давать возможность ее владельцу получить зафиксированный в ней процент от номинальной стоимости данной ценной бумаги либо осуществить иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт. В настоящее время облигации становятся все более востребованными, они занимают около 80% от общего объема рынка инструментов с фиксированной доходностью [3].
    С начала 1990-х гг. организации стали активно использовать векселя в своих взаиморасчетах. В условиях постоянного дефицита оборотных средств вексель, помимо того, что представлял собой обязательство, предусматривающее отсрочку платежа за выполненные работы, поставленные товары или оказанные услуги, одновременно служил удобным заменителем денег, что наиболее актуально для предприятий малого и среднего бизнеса.
    Вексель - безусловное обязательство уплатить определенную сумму в указанный срок. Это наиболее простая и знакомая многим ценная бумага. В период становления современного фондового рынка вексель в большинстве случаев выполнял функцию расчетного инструмента. В настоящее время вексель - это преимущественно финансовый инструмент для привлечения краткосрочных и среднесрочных ресурсов в целях пополнения оборотного капитала компании.
    Федеральный закон от 27 июля 2006 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"" ввел новый вид облигаций - биржевые облигации. К ним относятся облигации, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
    - их размещение проводится путем открытой подписки на торгах фондовой биржи;
    - эмитентом является открытое акционерное общество, акции которого включены в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торгам;
    - эмитент существует не менее 3 лет и имеет надлежащим образом утвержденную годовую бухгалтерскую отчетность за 2 завершенных финансовых года;
    - облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и фиксированного процента от нее;
    - срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать 1 года с даты начала их размещения;
    - облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя с обязательным централизованным хранением их сертификатов в депозитарии;
    - оплата облигаций при их размещении, а также выплата номинальной стоимости и процентов осуществляются исключительно денежными средствами.
    Принципиально важным является то, что эмиссия биржевых облигаций не требует ни государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), ни регистрации проспекта отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска).
    Рассмотренные виды ценных бумаг дают широкие возможности для организации специальной системы кредитования малого и среднего предпринимательства. Следует обратить внимание на основные отличия (табл. 1), достоинства и недостатки (табл. 2) названных инструментов привлечения инвестиций.

И ВСЕ-ТАКИ ВЕКСЕЛЬ?

    Малый бизнес, в отличие от крупного, не имеет возможности привлечения солидных капиталов инвесторов, поэтому для него весьма актуальны необходимость и возможность использования заемных средств в ходе осуществления текущей деятельности. При этом не важно, будут ли это займы непосредственно в денежной форме либо осуществится отсрочка платежа при получении товарно-материальных ценностей или услуг (работ). Проанализировав достоинства и недостатки инструментов привлечения инвестиций, можно сделать вывод, что в настоящее время российские компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, имеют фактически единственный инструмент регулирования текущей платежной ликвидности - вексель.
    Выпуск векселей - наиболее удобная форма заимствования для корпораций, не имеющих публичной кредитной истории, обеспечивающая простой путь к формированию имиджа надежного заемщика и открывающая дорогу к успешному размещению облигационных займов. Я считаю, что векселя особо необходимы компаниям:
    - стремящимся начать создавать публичную кредитную историю;
    - имеющим цель привлекать инвестиции для пополнения оборотных средств;
    - желающим занимать под проценты, формируемые рынком, а не специалистами конкретного банка.
    Думаю, целесообразно привести критерии, вырабатываемые на протяжении десятилетий, по которым инвесторы оценивали привлекательность эмитента средней капитализации векселей (табл. 3).
    До начала 2000-х гг. вексельные программы разрабатывались в основном для крупных компаний, сейчас ситуация меняется, и ничто не мешает малым и средним предприятиям осуществлять с помощью выпуска векселей финансирование своих проектов. Банковский кредит получить подобным организациям достаточно сложно, облигации размещать бессмысленно, размещение векселей остается единственным способом финансирования такого рода предприятий.
    Среди особенностей этих предприятий можно выделить следующие:
    - капитализация от 1,5 млн до 300 млн долл.;
    - отсутствие аудита;
    - заниженная стоимость имущества организации;
    - объем транша варьируется от 10 млн до 80 млн руб.;
    - непрозрачная финансовая отчетность;
    - упрощенная система налогообложения;
    - запутанная юридическая структура;
    - плохо поставленное корпоративное управление;
    - слабая обращаемость векселей на вторичном рынке;
    - срок обращения векселей не превышает 1 года из-за ограниченной ликвидности.

КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ?

    Сложившаяся в настоящее время в России экономическая ситуация, на мой взгляд, становится благоприятной основой для функционирования вексельного рынка. Выпуск векселей для предприятий малого и среднего бизнеса значительно проще, удобнее, быстрее, дешевле и многофункциональнее размещения облигаций.
    Для развития рынка коммерческих ценных бумаг необходимо внести изменения в действующий Федеральный закон "О переводном и простом векселе" [2], адаптировав его к реалиям российской экономики и права. Потребность в подготовке новой редакции закона продиктована как отставанием законодательства в области использования хозяйствующими субъектами векселей, так и недостатком общих норм о векселях, что приводит к высоким рискам и инвесторов, и заемщиков при осуществлении краткосрочных займов организаций в реальном, а также в финансовом секторе экономики.
    Обычай делового оборота на рынке коммерческих бумаг только складывается, при плодотворной работе в будущем можно добиться следующих результатов:
    - обеспечение должной вексельной дисциплины;
    - добросовестное поведение участников рынка;
    - действенная конкуренция среди эмитентов и инвесторов;
    - защита прав инвесторов на этом сегменте рынка ценных бумаг;
    - устранение из оборота фиктивных векселей;
    - укрепление базы экономического роста путем облегчения и удешевления доступа к краткосрочному кредиту организаций малого и среднего бизнеса.
    Своевременное проведение новых фундаментальных поисковых и прикладных исследований, а также совершенствование системы профессиональной подготовки (переподготовки) соответствующих кадров могут стать важным условием и исходной базой для обеспечения эффективного функционирования вексельного рынка и стабильного социально-экономического развития страны.
    E-mail: MEIvanov@mail.ru

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
    2. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
    3. Кормилицына Е. А. Корпоративное финансирование: ценные бумаги на российском рынке. От теории к практике // Управление корпоративными финансами. 2006. № 05 (17). С. 270-274.
    4. Ланина И. Б. Малый бизнес. Бухгалтерский и налоговый учет // Справочник экономиста. 2007. № 6 (48). С. 105-113.


  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Петербургский рынок векселей в 2006 г.
Монетарная политика и долговой рынок России: достижения и проблемы
Сравнительный анализ инструментов привлечения инвестиций с рынка долговых обязательств предприятиями малого и среднего бизнеса
Механизм функционирования исламских облигаций
IV Бишкекская международная банковская конференция нужна банковской системе страны, а не только ее лидерам
Российский рынок коммерческой недвижимости выбрал лучших
Иностранные инвестиции в Россию: прямые, портфельные и возвратные
Прямые инвестиции и развитие бизнеса
Инвестиции из воздуха: возможно ли это?
Инвестиции и финансовые инструменты российского девелопмента
Арест ценных бумаг и его влияние на корпоративные действия эмитента
Стандарт качества и надежности - договор РЕПО НФА
Оценка инвестиционных проектов, осуществляемых на действующих промышленных предприятиях
Россия и СНГ: время IPO?
IPO в структуре финансирования отечественных компаний
Шведская площадка открывает новые возможности для компаний средней капитализации
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Слияния и поглощения в инвестиционном процессе
Лучшие депозитные банки в I кв. 2007 г.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100