Casual
РЦБ.RU

Все задумано правильно

Июль 2007

    В течение 7 лет на страницах нашего журнала регулярно публикуются материалы, посвященные вопросам субфедеральных и муниципальных заимствований, проблемам финансирования дефицита бюджета регионов и т. д. Настоящий номер - 40-й по счету тематический блок "Финансы городов и регионов". Мы решили поинтересоваться, насколько интересен блок нашим читателям, и задали им несколько вопросов. Результаты более чем обнадеживающие: он будет успешным и небезынтересным и дальше!

    1. Представляет ли для Вас интерес тематический блок "Финансы городов и регионов" в журнале "Рынок ценных бумаг"? Как Вы оцениваете его полезность? Помогает ли он в работе?
    2. Какие темы и вопросы блока "Финансы городов и регионов" Вам наиболее интересны? Какие вопросы и темы должны быть подняты и обсуждены на его страницах?
    3. Каковы Ваши пожелания по продолжению его издания, периодичности выхода?
    4. Ваше отношение к обучающей тематике блока "Финансы городов и регионов", разрабатываемой экспертной группой блока по проблемам инвестиционно-заемной деятельности администраций муниципальных образований и субъектов РФ? Готовы ли Вы принять участие в семинарах, проводимых экспертной группой блока "Финансы городов и регионов"?


    Надежда Грачева начальник отдела государственных финансов управления рынков капитала Инвестиционного департамента АКБ "Промсвязьбанк" (ЗАО), канд. экон. наук

    1. Безусловно, тематический блок "Финансы городов и регионов" представляет большой интерес. Интересными, на мой взгляд, являются статьи представителей региональных и муниципальных администраций, которые позволяют взглянуть на долговое финансирование данного сектора рынка со стороны эмитентов. Важно понимать особенности бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетных отношений, особенно между субъектом и муниципальным образованием - административным центром.
    Многие региональные и местные администрации стали более ответственно относиться к прогнозированию своего экономического развития и бюджетного процесса на среднесрочную перспективу, а также проводить грамотную политику управления долгом. Структура долга большинства регионов оптимизируется: в рыночной части долга происходит увеличение доли облигационных займов, постепенно замещающих банковские кредиты, что приводит к удлинению сроков погашения и снижению стоимости заимствований. Очень важна реализация инвестиционных проектов. Отрадно, что регионы понимают, что "проедание" дефицита - не лучший путь, и стремятся к реализации инвестиционных программ, в том числе за счет заемных средств.
    Журнал "Рынок ценных бумаг" пользуется большим спросом со стороны местных и региональных администраций. В связи с этим полезны, на мой взгляд, также консультации в рамках тематики проекта специалистов по бюджетной и административной реформе, реформе местного самоуправления, специалистов рынка.
    2. В рамках тематики проекта наиболее интересны статьи С. Глазкова и И. Мещерякова по построению инвестиционно-заемной системы. Очень важен масштабный подход к долговой бюджетной политике. В этом плане среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат и программно-целевое планирование бюджета, отражает потребности сегодняшнего дня. Реализация реформы ЖКХ, электроэнергетики, жилищного строительства невозможна без реализации на региональном и местном уровнях. Бюджетная помощь из вышестоящих бюджетов может только способствовать "проеданию" средств, в то время как софинансирование из разных уровней бюджетной системы призвано помочь эффективной реализации реформы на местах: свою часть средств нужно найти. В этой части облигационные займы вписываются в общую концепцию реформы: бюджеты, помимо их основных преимуществ, получают еще и возможность точно рассчитать поступления и расходы на обслуживание долга на среднесрочные периоды. Первая тема, освещение которой было бы интересно на страницах данного проекта, - привлечение средств на развитие региона и муниципального образования. Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток инвестиций для развития и восстановления инфраструктуры. С этой целью реализуется ряд программ и проектов. Например, национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", в рамках которого приняты две подпрограммы "Обеспечение земельных участков инфраструктурой в целях жилищного строительства" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры". В 2008 и 2009 гг. на реализацию ФЦП "Модернизация транспортной системы России" планируется выделить 507 млрд руб., в том числе 433 млрд руб. - на подпрограмму "Автомобильные дороги". ОАО "Газпром" реализует программу газификации российских регионов.
    Вторая тема, на которую я бы обратила внимание, - организация облигационных займов в условиях изменения законодательства. Например, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2004 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ). Законодатель осознанно вынуждает регионы и муниципальные образования отказаться от краткосрочных кредитов, по крайней мере, объемы их уже снижаются (см.: Грачева Н. Законы о закупках и защите конкуренции: рынок субфедерального и муниципального долга может быть уничтожен // Госзаказ. 2007. № 8, апрель-июнь. С. 74-78).
    Также в рамках данной темы можно рассмотреть внебиржевое и биржевое размещение.
    Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" определил необходимость проведения конкурса на услуги фондовой биржи в соответствии с Законом № 94-ФЗ. При этом для администрации-эмитента возможны 3 пути решения:

  • организация конкурса на услуги биржи (влечет за собой большой объем работы и риск выбора не ММВБ, а СПВБ или СМВБ, что увеличит ставку и сократит преимущества рыночного облигационного займа);
  • включение услуг биржи в конкурсные заявки (предложения) участников конкурса на организатора займа, в том числе включение в комиссию организатора расходы на организатора торговли (многие администрации именно так и поступают, но это незаконно, так как стороной договора с фондовой биржей является администрация);
  • внебиржевое размещение (общепризнанная мировая практика представляется действительным выходом из сложившейся правовой коллизии).     3. Считаю необходимым и весьма полезным продолжение проекта.

        Борис Карцев эксперт Института стратегического развития муниципальных образований "Малые города", канд. экон. наук

        1. Благодаря тематическому блоку "Финансы городов и регионов" весьма влиятельный и высокопрофессиональный журнал (в какой-то степени труднодоступный обывателям) сочетает предмет своего изучения с конкретной практикой использования инструментов рынка ценных бумаг.
        Рынок ценных бумаг - это технология, средство управленческого труда, а город и регион - объекты, которые подвергаются изменениям. Только в этом сочетании информация, освещаемая в блоке "Финансы городов и регионов", может быть полезна.
        В работе тематический блок конкретно не помогает, но заставляет работать с объектом управления по-иному и дорабатывать связующие элементы.
        Блок "Финансы городов и регионов", как и весь журнал, рассчитан на подготовленного читателя.
        2. Наибольшее внимание вызвали темы практического применения инструментов рынка ценных бумаг для развития муниципальных образований. Пожалуй, больший интерес представляют статьи С. Л. Глазкова "Планирование объема заимствований МО с учетом требований, предъявляемых рынком ценных бумаг и законодательством РФ" (РЦБ. 2007. № 1), И. Рыбина "Сравнение облигационных займов и кредитов" (Там же). Вот это привлекает внимание специалистов-муниципалитетов! А ценные бумаги, их назначение - это само собой разумеющаяся действительность.
        Если мы предлагаем инструменты рынка ценных бумаг, необходимо знать и проблемы объекта инвестирования (муниципального образования, региона). Но не вообще, а адаптированные, формализованные "полуфабрикаты", которые будут доработаны на реальных объектах. Нужно исходить из проблем объекта.
        Кроме того, полезно привлечь психологов и социологов для анализа создания социального партнерства, когда общие деньги (облигации) могут эффективно объединить население и предприятия с целью определить мотивы такого сотрудничества.
        3. Все задумано правильно. Я считаю, что нужно сосредоточить внимание прежде всего не на ценных бумагах, а на объекте применения инструментов рынка ценных бумаг. И освещать не только город, но и муниципальные образования любых типов (это как раз вписывается в процесс создания муниципальных долговых агентств).
        4. Я не заметил как такового обучающего элемента в этих материалах (как это принято в вузах), но, думаю, что стоит попробовать - это расширит аудиторию данного блока.
        Что касается семинаров, то я готов по возможности принимать участие в них.


        Елена Кузнецова заведующая отделом займов и ценных бумаг Департамента финансов Тверской области

        1. Тематический блок "Финансы городов и регионов" для меня, как специалиста-практика регионального органа власти в сфере заимствований и управления государственным долгом, безусловно, представляет большой интерес. Публикуемые в нем материалы содержат как информационные обзоры, так и аналитические статьи, имеющие практическую направленность, предлагают экспертные оценки, а также представляют широкие возможности для обмена опытом. Все это позволяет быть в курсе тенденций и последних изменений на рынке субфедеральных заимствований, а также использовать полученную информацию в принятии управленческих решений.
        2. В каждом блоке имеются материалы, заслуживающие внимания, но особенно, на мой взгляд, интересны темы, касающиеся рынка субфедеральных и муниципальных заимствований, управления долгом и ликвидностью бюджетов субъекта РФ, а также освещающие опыт наших коллег из других регионов.
        В настоящее время для представителей органов власти региональных администраций были бы интересны публикации о совершенствовании действующего законодательства в сфере заимствований, в частности практической реализации федеральных законов № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" и № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при закупке финансовых услуг".
        3. Считаю, что материалы информационно-аналитического издания остаются актуальными, поэтому необходимо публиковать их с той же периодичностью - не реже 1 раза в квартал.
        4. Информация, касающаяся инвестиционно-заемной деятельности как источника реализации инфраструктурных проектов в субъектах РФ, муниципальных образованиях, несомненно, важна в настоящее время для регионов.
        В условиях реализации бюджетной и административной реформы необходима выработка форм и механизмов взаимодействия с целью создания эффективного рынка заимствований, который является наиболее доступным способом привлечения долгосрочных и среднесрочных инвестиций в сферу муниципального развития. Мы готовы принимать участие в обсуждении проблем по данной теме.


        Евгений Литвин вице-президент, директор Инвестиционно-банковского департамента "КИТ Финанс" Инвестиционный банк (ОАО)

        1. Для меня, как и для других специалистов, которые активно работают на рынке субфедеральных и муниципальных заимствований, блок "Финансы городов и регионов" является очень интересным и полезным источником информации, причем это касается и инвесторов, и профессиональных участников рынка ценных бумаг, и самих эмитентов.
        2. В наибольшей степени меня заинтересовали концептуальные проблемы управления долгом, связка "финансирование инвестпрограмм - фондовый рынок", а также взгляд специалистов ведущих рейтинговых агентств на кредитоспособность регионов и муниципальных образований. Аналитика по рынку заинтересовала меньше, поскольку по этому вопросу не ощущаю дефицита информации, пользуясь, помимо общедоступных аналитических ресурсов, в том числе, и продуктами собственной аналитической службы нашего банка.
        Хотелось бы увидеть большее разнообразие мнений самих представителей региональных органов, их отношение к фондовому рынку как к источнику заемных средств. Ни для кого не секрет, что в России существует группа достаточно крупных и динамично развивающихся регионов, которые придерживаются негативных взглядов на рынок облигаций, несмотря на свой высокий потенциал в качестве возможного эмитента. Их позицию также было бы интересно обсудить на страницах журнала.
        Кроме этого, интересны мнения о возможностях выхода регионов на рынки внешних заимствований.
        3. Необходимость существования этого проекта не вызывает у меня никаких сомнений. Что касается частоты его появления, то, считаю, существующий сейчас период (1 раз в квартал) наиболее оптимальным.
        4. Все зависит от конкретных тем и программы, а также совпадения с моим очень плотным рабочим графиком, но, вообще, это могло бы быть интересным для меня.

        Алексей Остроухов руководитель проектов департамента прямых инвестиций и инвестиционно-банковского бизнеса ЗАО "ИФК "Алемар""

        1. Интерес всегда представляет информация, которая редко встречается в открытых источниках. Именно такого рода материалы находятся на страницах всех тематических блоков журнала "Рынок ценных бумаг", в том числе в блоке "Финансы городов и регионов".
        Авторами материалов являются профессионалы, имеющие доступ к различным источникам информации, специализирующиеся на финансах регионов. Это определяет полезность статей, дает новые идеи и проясняет понимание текущих изменений, влияющих на долговые рынки. Практическая польза блока может быть и незначительной, но для понимания ситуации в регионах она достаточная.
        2. Большой интерес представляют политические аспекты регионов, планы по развитию, текущие проекты и динамика их реализации. Наиболее полезны обзорные материалы с динамическими характеристиками развития регионов, с возможностью оценки потенциала роста и развития регионов, городов и региональных компаний. Всегда удобны сводные таблицы по региональным эмитентам, муниципальным займам.
        Требуется систематизированная информация о бюджетах городов и муниципальных образований, оценка эффективности управления финансами, кредитоспособности регионов. Важно представлять не только планы инвестиционной политики регионов, но и их воплощение в жизнь, поэтому издание может стать базой для раскрытия информации по анонсированным ранее проектам. Важно видеть критический взгляд на ситуацию в регионах.
        3. Периодичность изданий желательно сопрягать с процессом исполнения бюджетов образований и формированием отчетной информации. Это позволит актуализировать содержание, сделать блок "Финансы городов и регионов" более злободневным. Стоит добавить обновляемые количественные и качественные характеристики региональных долгов, возможно, создать свой индекс региональных и муниципальных долгов.
        Качественные обзоры регионов можно добавить в "межсезонье" бюджетного процесса. Особенно важно раскрывать планы регионов на периоды бурного освоения средств (II-III кв. года) с последующим представлением их результатов.
        4. Что касается обучающей тематики, то здесь необходимо углубляться в практические аспекты долговых заимствований. Ценным явилось бы системное изложение процесса подготовки городов и муниципальных образований к выходу на открытые рынки заимствований.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Лидеры на рынке субфедеральных и муниципальных займов
    Восхождение на Олимп
    "Мы растем вместе с рынком"
    Газпром - оправданный риск
    "Эффективно только деньги делают деньги"
    German Reit как инструмент финансирования рынка недвижимости Германии
    Долларовые ипотечные кредиты с плавающей ставкой
    Синтетическая секьюритизация
    Специализированные институты вторичного рынка ипотечных кредитов США: история возникновения, организация деятельности
    Первое IPO управляющей компании
    Фундаментальные факторы, воздействующие на развитие фондового рынка Кыргызской Республики
    Итоги конкурса регистраторов и депозитариев России подведены в Украине
    Прошлое и будущее регистраторов: между карантином и лепрозорием
    Все задумано правильно
    Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: время перемен
    Кредитоспособность российских регионов: итоги 2006 г. и перспективы
    Рынок кредитования региональных и местных органов власти: 2004-2007 гг.

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100