Casual
РЦБ.RU

Фундаментальные факторы, воздействующие на развитие фондового рынка Кыргызской Республики

Июль 2007


    Основной проблемой, препятствующей быстрому росту фондового рынка республики, являются малые объемы и масштабы экономики Кыргызстана. Показатель обслуживания рынком капитала потребностей финансового рынка в размещении и перераспределении инвестиций может колебаться в пределах от 25 до 50% ВВП (характерно для формирующихся рынков). Поскольку объем ВВП в 2003 г. составил 1887,7 млн долл. США, то теоретически масштаб фондового рынка республики насчитывает примерно 470-950 млн долл. Объем только корпоративных ценных бумаг, зарегистрированных в Государственном агентстве по финансовому надзору и отчетности при Правительстве Кыргызской Республики и обращающихся на фондовом рынке, составляет около 550 млн долл., или 35% к ВВП.
    Уровень производства внутреннего валового продукта на душу населения составил в 2003 г. всего 375 долл. Именно этот показатель позволяет отнести экономику Кыргызстана к числу малых и компактных.
    В 2003 г. основными структурообразующими секторами национальной экономики были сельское хозяйство (35,2%), торговля и услуги (16,02%), промышленность (18,01%). Рост удельного веса аграрного производства в структуре экономики на фоне сжатия промышленного сектора является результатом продолжающегося эффекта "шоковой терапии" и адаптации предприятий к новым условиям.
    Объем государственного внешнего долга Кыргызской Республики, хотя и имеет тенденцию к сокращению со 108% к уровню ВВП в 1999 г. до 86,6% к объему ВВП в 2004 г., остается значительным и негативно влияет на развитие экономики. Высокий уровень внешнего долга - основной неблагоприятный фактор, препятствующий заимствованию инвестиций на международном рынке капитала.
    По уровню экономической свободы1 Кыргызская Республика относится к государствам третьей категории, т. е. к странам с "несвободной экономикой".
    Промышленные предприятия - основные эмитенты на рынке корпоративных ценных бумаг. Колеблется показатель рентабельности предприятий реального сектора (прибыль от реализации в процентах к себестоимости): так, в 2003 г. он составлял 2,4%, в 2004 г. - 19,8%, в 2005 г. - 7,9%.
    Особенность влияния структуры экономики на развитие рынка капитала заключается в том, что отрасли, имеющие наибольший удельный вес в экспорте республики, практически не играют роли на рынке ценных бумаг. Например, цветная металлургия является сектором экономики, на который приходится почти половина объема промышленного производства. В данной отрасли функционирует всего 45 предприятий, но в структуре экспорта она занимает около 51% его объема. В то же время на организованном рынке не обращаются финансовые инструменты предприятий цветной металлургии. Компании отрасли, конечно, нуждаются в инвестициях, однако сегодня они получают средства за счет кредитов иностранных банков, а в отдельных случаях и за счет прямых инвестиций инвесторов.
    Развитие, рост или сжатие отдельных отраслей экономики не совпадает со структурой финансовых инструментов эмитентов, которые торгуются на фондовом рынке. Рост объемов выпуска продукции или его снижение практически не влияют на изменение индексов фондового рынка.
    Структура владельцев ценных бумаг, формируемая с преобладанием стратегических крупных владельцев пакетов акций, снижает возможности для спекулятивной торговли розничных инвесторов. Стремление определенной группы лиц иметь стратегический контрольный пакет акций компаний цветной металлургии является фактором, не способствующим активному обороту на рынке ценных бумаг. На это уже повлияла малая капитализация компаний в результате оценки в период приватизации и незаинтересованность собственников в размывании своих позиций в управлении.
    Кыргызская Республика не имела исторически сформированных традиций фондового рынка, поскольку мусульманская религия запрещает взимание процента в любой форме и при назначении ссуды. Поэтому развитие фондового рынка стало возможным после обретения независимости. У Кыргызстана небогатый опыт формирования отношений в финансовом секторе в целом. Это обусловлено отсутствием должного уровня развития структуры народного хозяйства и, соответственно, рыночной потребности в привлечении инвестиций в экономику через фондовый рынок (табл. 1).
    Низкие показатели реального производства на душу населения ограничивают возможности накопления сбережений. В 1999 г. по сравнению с 1993 г. номинальные денежные доходы населения возросли почти в 3 раза, но в реальном выражении они сократились на 22,5% (табл. 2). Особенно резкое снижение реальных доходов произошло после финансового кризиса 1998 г. Если в 1998 г. средняя заработная плата в республике составляла сумму, эквивалентную 40,47 долл., то в 1999 г. - лишь 23,1 долл., а в 2000 г. - только 25,4 долл. В 2004 г. средняя заработная плата в Кыргызстане достигла 52,5 долл. Отношение среднемесячной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного населения в 1999 г. составляло 82,2%, а в 2003 г. - 105,9%.
    Значительное падение доходов домашних хозяйств одновременно сопровождается резкой дифференциацией по уровню материального достатка. На 20% населения, имеющего наибольшие доходы, в 1999 г. приходилось около 45% всех доходов, в то время как на остальные 80% граждан - примерно 55% доходов и, соответственно, сбережений.
    Уровень бедности в республике достаточно высок, что характерно для стран с малой экономикой. Показатель денежных доходов в Кыргызстане возрос почти в 2 раза (с 716,5 млн долл. в 1999 г. до 1399,5 млн долл. в 2003 г.).
    На руках у населения находится небольшая часть денежных средств, которые можно было бы квалифицировать как излишние и направить на инвестирование в корпоративные ценные бумаги. При таком низком уровне доходов населения, наверное, иллюзорной выглядит идея развития фондового рынка, основанного на внутреннем спросе.
    Такие формы хранения сбережений, как вклады, ценные бумаги и недвижимость, традиционно не являются приоритетными у населения, поэтому снижают возможность расширения объемов фондового рынка. Население держало во вкладах и ценных бумагах в 2003 г. средства на 6,5 млн долл., что составляло 0,5% от других способов использования денежных доходов.
    Предположительно, совокупный доход населения к 2010 г. достигнет 1801,8 млн долл. Исходя из того что средняя склонность населения к потреблению (АРС) - 70%, а к сбережению - 30%, в период с 2003 до 2010 г. ежегодный рост потенциальных сбережений составит от 66 млн до 90 млн долл. Сумма прогнозируемых общих потенциальных сбережений населения в 2010 г. составит около 540,5 млн долл.
    Данная тенденция, безусловно, ограничивает возможности преобразования сбережений населения в активные инвестиции на фондовом рынке и, соответственно, требует принятия специальных мер, направленных на увеличение сбережений граждан и формирование квалифицированных инвесторов.
    Приватизация государственной собственности - важный фактор формирования фондового рынка с точки зрения не только продажи и насыщения рынка акциями приватизируемых компаний, но и формирования единой инфраструктуры и техники фондового рынка.
    В республике сформирован так называемый "разделенный" механизм торговли акциями. С одной стороны, это лицензированные и, соответственно, прозрачные, регулируемые организованные торговые площадки, с понятными и прогнозируемыми механизмами и принципами ценообразования на акции компаний, свободно обращающиеся на фондовом рынке. С другой стороны - нерегулируемые, непрозрачные механизмы торговли пакетами акций, принадлежащих государству, уполномоченным государственным органам по приватизации, без применения какой-либо торговой площадки или принципов организованной торговли, а также инфраструктуры фондового рынка.
    По результатам 2005 г. Кыргызская Республика являлась страной с инвестициями в основной капитал на уровне 11,5% к объему ВВП. В структуре инвестиций в основной капитал удельный вес государственных инвестиций колебался в пределах 23% от общей суммы, частных - 77%. Ограничения со стороны государства в финансировании инвестиций (с 80,8 млн долл. в 2000 г. до 57,9 млн долл. в 2003 г.) являются благоприятным фактором для развития сектора корпоративных ценных бумаг на финансовом рынке. В то же время масштабы частного инвестирования имеют тенденцию к увеличению: 143,9 млн долл. в 2000 г., 216 млн долл. в 2005 г.
    Основные финансовые вложения предприятий проводились в форме краткосрочных инвестиций - 27,4 млн долл. в 2005 г., а долгосрочные инвестиции 35,2 млн долл. Сам размер инвестирования указывает на то, что предприятия почти не работают с ценными бумагами и активами. Это в основном относится к компетенции коммерческих банков. Поэтому финансовые вложения предприятий должны увеличиться в несколько раз.
    Обеспечение роста инвестиций в ближайшие годы возможно только за счет использования средств частных инвесторов, перераспределяемых посредством рынка капитала и других секторов финансового рынка. В среднесрочной перспективе стратегия привлечения инвесторов на фондовый рынок должна быть направлена прежде всего на массового инвестора, население. В долгосрочной перспективе внутренних ресурсов будет недостаточно для обеспечения устойчивого экономического роста, поэтому привлечение прямых иностранных инвестиций должно стать приоритетным направлением государственной политикой в области рынка ценных бумаг. Но создание внутренней инвестиционной базы является необходимым предварительным условием массового привлечения иностранных инвесторов и одновременно выступает в качестве основного фактора устойчивости национального рынка.
    Выпуск ценных бумаг Кыргызстана на международном рынке капитала не проводился, поэтому у республики отсутствует сегодня страновой кредитный рейтинг, а также опыт управления собственными долгами.
    Фондовые инструменты не имеют существенной доли (около 3,5% в 2003 г.) в финансировании дефицита государственного бюджета, а выполняют определенную роль в реструктуризации существующей задолженности. Поскольку объемы иностранных кредитов превышают размер расходов, направленных на погашение основной суммы государственного долга, то можно сделать вывод, что погашение внутренней задолженности по государственным ценным бумагам происходит за счет внешнего финансирования. Иностранные инвесторы не имеют значимой доли инвестиций в структуре государственных ценных бумаг.
    Ключевыми параметрами "финансовой глубины" считаются монетизация хозяйственного оборота, уровень его насыщенности деньгами, обычно измеряемый коэффициентами монетизации (табл. 3).
    "Финансовая глубина" экономики составляла в 1999 г. 9,7%, в 2004 г. - 14,4%, что соответствует параметрам других стран с переходной экономикой и характеризует провинциальность кыргызского финансового сектора, а также недостаточный объем денег в экономике. Укрепление макроэкономической стабилизации, снижение показателей инфляции и стабилизации обменного курса национальной валюты происходит благодаря проведению жесткой монетарной политики, что выражается в искусственном поддержании низкой насыщенности денежных средств в экономическом обороте. Такие меры будут ограничивать возможности экономического роста фондового рынка. Низкий уровень монетизации хозяйственного оборота, сопровождающийся высокой долей государства в перераспределении денежных ресурсов, приводит к ослаблению рынка ценных бумаг республики, испытывающей масштабный дефицит внутренних денежных ресурсов для инвестиций.
    Рынок ценных бумаг республики не сможет иметь в ближайшее время широкого публичного оборота и, соответственно, быть эффективным механизмом инвестирования сбережений в ценные бумаги (в спекулятивных целях). В основном развитие ликвидных инструментов, скорее всего, будет сосредоточено на нескольких эмитентах - крупных компаниях, отдельных банках и инвестиционных проектах. Большие возможности будет иметь выпуск корпоративных долговых ценных бумаг (облигаций) различными предприятиями. При этом правительство республики в перспективе станет уделять все больше внимания развитию механизмов и инструментов государственного долгового заимствования и, соответственно, их глубины.

    Примечание
    1 Оценка данного индекса рассчитывается The Heritage Foundation на основе следующих факторов: торговая политика, бюджетная политика, степень интервенции государства в экономику, монетарная политика, уровень денежных потоков и иностранных инвестиций, развитость банковского сектора и системы финансов, уровень заработной платы, уровень цен, соблюдение прав собственности, регулирование и "черный рынок". Чем выше балл по конкретному фактору, тем выше уровень вмешательства государства в экономику и, соответственно, меньший уровень экономической свободы. По результатам анализа экономики стран их можно подразделить на 4 категории: с индексом ниже 1,95 - свободные экономики, 2-2,95 - в основном свободные, 3-3,95 - в основном несвободные, выше 4 - репрессивные экономики.



  • Рейтинг
  • 1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Лидеры на рынке субфедеральных и муниципальных займов
Восхождение на Олимп
"Мы растем вместе с рынком"
Газпром - оправданный риск
"Эффективно только деньги делают деньги"
German Reit как инструмент финансирования рынка недвижимости Германии
Долларовые ипотечные кредиты с плавающей ставкой
Синтетическая секьюритизация
Специализированные институты вторичного рынка ипотечных кредитов США: история возникновения, организация деятельности
Первое IPO управляющей компании
Фундаментальные факторы, воздействующие на развитие фондового рынка Кыргызской Республики
Итоги конкурса регистраторов и депозитариев России подведены в Украине
Прошлое и будущее регистраторов: между карантином и лепрозорием
Все задумано правильно
Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций РФ: время перемен
Кредитоспособность российских регионов: итоги 2006 г. и перспективы
Рынок кредитования региональных и местных органов власти: 2004-2007 гг.

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100