Casual
РЦБ.RU

Общее собрание акционеров: практический аспект

Июнь 2007


    Действующая редакция Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" заметно повысила роль общего собрания акционеров в управлении акционерным обществом. В настоящее время, в период так называемой обкатки законодательных новелл, особенно актуален вопрос о практическом применении этого закона в действующей редакции при подготовке и проведении общего собрания акционеров.

    Подготовка общего собрания акционеров начинается с момента принятия советом директоров решения о проведении общего собрания акционеров и должна быть проведена в соответствии со сроками проведения общего собрания. Очевидно, что при подготовке общего собрания без связи с вышеуказанными сроками появляется возможность поставить под сомнение легитимность деятельности совета директоров в соответствующей части его полномочий.
    Сроки проведения общего собрания акционеров зависят от того, какое конкретно общее собрание предполагается провести - годовое или внеочередное. Годовое общее собрание должно быть проведено согласно ст. 47 ФЗ "Об акционерных обществах"1 (далее - Закон) в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через 2 мес. и не позднее чем через 6 мес. после окончания финансового года. Возникает вопрос: можно ли не определять уставом общества срок проведения годового общего собрания акционеров.
    Формулировка законодателя "в сроки, предусмотренные уставом общества" предполагает, что устав должен содержать соответствующее уточнение, но отсутствие такового не означает невозможность созыва собрания. В то же время сроки созыва внеочередного общего собрания акционеров регламентированы в императивном порядке в строго определенных случаях. В частности, п. 1 ст. 55 Закона предусматривает, что внеочередное общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента представления соответствующего требования, в случае если его созыв осуществляется по требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества или акционеров (акционера), являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций общества. Между тем следующие сроки проведения внеочередного общего собрания регламентированы со значительной долей диспозитива:

  • внеочередное общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 70 дней с момента представления требования о проведении внеочередного общего собрания акционеров, если меньший срок не предусмотрен уставом общества в случае, когда предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • внеочередное общее собрание акционеров должно быть проведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении советом директоров (наблюдательным советом) общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества в случаях, когда в соответствии со ст. 68-70 рассматриваемого Закона совет директоров (наблюдательный совет) общества обязан принять решение о проведении внеочередного общего собрания акционеров.
        Согласно ст. 54 Закона при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет:
  • форму проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
  • дату, место, время проведения общего собрания акционеров и почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 Закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, либо дату окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования;
  • дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
  • повестку дня общего собрания акционеров;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и порядок ее предоставления;
  • форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями.
        Подготовку к общему собранию акционеров можно разделить на этапы в соответствии с рассматриваемой статьей, причем желательно, чтобы процедура подобной подготовки осуществлялась в предлагаемой Законом последовательности. Например, повестка дня находится в прямой зависимости от формы проведения собрания, а перечень информации определяется повесткой дня. В принципе, бесспорно, что такой этап, как определение порядка сообщения о проведения общего собрания акционеров, находится вне прямой зависимости от строгой последовательности и может определяться уставом.
        При определении формы проведения общего собрания совет директоров руководствуется требованиями Закона и Постановлением ФКЦБ от 20 апреля 1998 г. № 8 "Об утверждении Положения о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования и внесении дополнений в Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27" (далее - Постановление № 8) в части, не противоречащей Закону, а также соображениям объективной необходимости. В соответствии со ст. 50 Закона и Постановлением № 8 на общем собрании акционеров, которое проводится путем заочного голосования, не могут приниматься решения по вопросам:
  • избрания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества (далее - общество);
  • избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества;
  • утверждения аудитора общества;
  • утверждения годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределения прибыли, в том числе относительно выплаты (объявления) дивидендов и убытков общества по результатам финансового года.
        Соответственно, при сопоставлении требований ст. 50 и 47 Закона следует сделать вывод, что проведение годового общего собрания акционеров в форме заочного голосования запрещено законом.
        Следующим этапом в процедуре подготовки общего собрания акционеров в соответствии со ст. 54 Закона является определение даты, места, времени проведения общего собрания акционеров, а также почтового адреса, по которому могут направляться заполненные бюллетени в случае, когда в соответствии с п. 3 ст. 60 вышеупомянутого Закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, либо даты окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени, в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования. Примечательно, что в старой редакции Закона говорилось лишь об определении даты, места, времени проведения общего собрания акционеров, что, естественно, требовало дополнительных законодательных уточнений.
        Безусловно, общее собрание акционеров, проводимое в форме как совместного присутствия, так и заочного голосования, может быть признано нелегитимным, если будут нарушены требования к формированию списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Согласно ст. 51 Федерального закона "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества в соответствии с Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (утв. Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. № 27) (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 12 января 1998 г.).
        В случае если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"), в этот список включают также представителей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Примечательно, что, в отличие от старой редакции закона, в новой редакции вместо понятия "список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров", введен термин "список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров". Последний термин широко трактуется и включает в себя понятие не только акционеров, но также их представителей и государства в лице своих представителей при использовании специального права.
        При уточнении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, в соответствие со ст. 51 Закона определяется дата формирования подобного списка лиц, которая не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 53 Закона, - более чем за 65 дней до даты проведения общего собрания акционеров.
        В случае проведения общего собрания акционеров, в организации кворума и в голосовании которого участвуют бюллетени, полученные обществом в соответствии с п. 2 ст. 58 Закона, дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, устанавливается не менее чем за 45 дней до даты проведения общего собрания акционеров. Следует также отметить, что изменения в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, не допускаются за исключением случаев восстановления нарушенных прав лиц, не включенных в указанный список на дату его составления, или исправления ошибок, допущенных при его составлении.
        Ознакомиться со списком лиц, принимающих участие в собрании акционеров, вправе участники, включенные в данный список и обладающие не менее чем 1% голосов (ранее по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров и обладающих не менее чем 10% голосов). В то же время введено ограничение на объем предоставления информации: данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в список, предоставляются только с согласия этих лиц. Однако закон не разъясняет, какое лицо считать заинтересованным при предоставлении выписки из списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 51 Закона). Формулировка "любое заинтересованное лицо" дает основание для слишком широкого толкования нормы и, по мнению автора, может на практике привести к многочисленным злоупотреблениям правом.
        Повестка дня общего собрания акционеров формируется в зависимости от вида общего собрания (годовое или внеочередное) и, соответственно, от формы (совместное присутствие или заочное голосование), а также от предложений, вносимых акционерами в соответствии со ст. 53 Закона. Согласно п. 2. ст. 54 в повестку дня годового общего собрания должны быть обязательно включены следующие вопросы: избрание совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества; избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества; утверждение аудитора общества; утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в частности отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества; распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года. Необходимо отметить, что выплата дивидендов 1 раз в год, зафиксированная данной статьей, позволяет ужесточить контроль над выполнением подобного обязательства перед акционерами. Повестка дня годового общего собрания акционеров упоминается в ст. 47, 50 Закона, причем интересен законодательный прием регламентации повестки дня годового общего собрания. Например, ст. 47 устанавливает перечень вопросов повестки дня при регламентации сроков проведения, ст. 50 - тот же перечень, указывая, что подобные вопросы не могут рассматриваться на заочном голосовании, и, наконец, ст. 54 подчеркивает обязательность включения рассматриваемых вопросов в повестку дня годового общего собрания акционеров. Из вышесказанного следует, что совет директоров вправе включить в повестку дня иные вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания, помимо предусмотренных п. 1 ст. 48, а в повестку дня внеочередного общего собрания, соответственно, могут быть включены любые вопросы, предусмотренные законом, за исключением вопросов, обязательных для годового общего собрания акционеров. Кроме того, в повестку дня как годового общего собрания акционеров, так и внеочередного собрания вопросы включаются в соответствии со ст. 48 Закона, ст. 100,101, 102 Ч. 1 ГК РФ. Следует уточнить, что если даже дополнительный выпуск акций уставом отнесен к компетенции совета директоров (подп. 5 п. 1 ст. 65), то размещение акций посредством закрытой подписки обыкновенных акций (эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции) (п. 3 ст. 39) и открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25% ранее размещенных обыкновенных акций, относится к компетенции общего собрания акционеров (абз.1 п. 4 ст. 39). К компетенции общего собрания относится также размещение посредством открытой подписки конвертируемых в обыкновенные акции эмиссионных ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 25% ранее размещенных обыкновенных акций. Размещение осуществляется только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров, если необходимость большего числа голосов для принятия этого решения не предусмотрена уставом общества (абз. 2 п. 4 ст. 39). На основании п. 1 ст. 39 в понятие "дополнительный выпуск" входит открытая подписка, закрытая подписка и равномерное распределение среди акционеров, соответственно, в данном случае к компетенции совета директоров мы сможем отнести, согласно логике законодателя, открытую подписку обыкновенных акций при размещении менее 25% ранее размещенных обыкновенных акций и равномерное распределение среди акционеров. При рассмотрении Закона можно сделать вывод, что значительно расширены права акционеров по внесению вопросов в повестку дня общего собрания. Количество предлагаемых соответствующими лицами вопросов может быть более 2.
        Согласно ст. 52 Закона сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения. В случае если предлагаемая повестка дня внеочередного общего собрания акционеров содержит вопрос об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, которые должны избираться кумулятивным голосованием, акционеры (акционер) общества, являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2% голосующих акций общества, вправе предложить кандидатов для избрания в совет директоров (наблюдательный совет) общества, число которых не может превышать количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества. Такие предложения должны поступать в общество не менее чем за 30 дней до даты проведения внеочередного общего собрания акционеров, если уставом общества не установлен более поздний срок. Сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения. Соответственно, принятие решения о проведении общего собрания акционеров находится в прямой зависимости вышеуказанных сроков и может быть принято в любое время не позднее подобных ограничений.
        Согласно ст. 52 в установленные сроки сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому члену общества, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, заказным письмом, если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому из указанных лиц под роспись либо, если это предусмотрено уставом общества, опубликовано в доступном для всех акционеров общества печатном издании, определенном уставом общества. Остается актуальным вопрос: возможно ли использование разных способов уведомления о проведении общего собрания при информировании акционеров одного акционерного общества? Безусловно, как следует из статьи, все акционеры должны быть уведомлены единым способом. Если уставом был бы предусмотрен такой способ сообщения, как опубликование извещения в доступном для всех акционеров общества печатном издании, то мы не вправе дополнительно информировать часть акционеров, например, путем вручения повестки под роспись. Однако вполне реально дополнительно информировать акционеров о проведении общего собрания акционеров с помощью иных средств массовой информации (телевидение, радио) (4 абз. п. 1 ст. 52). Если уставом не предусмотрен способ информирования, то совет директоров вправе уведомить акционеров либо заказным письмом, либо посредством вручения уведомления под роспись. Необходимо зафиксировать способ сообщения (уведомления) о проведении общего собрания в уставе акционерного общества.

        (Продолжение следует.)

    • Рейтинг
    • 6
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Защита для инвестора
    Российская пищевая промышленность: в ожидании роста
    Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.
    Сектор с большим будущим
    Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста
    Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
    Капитализация энергокомпаний
    Взаимодействие с держателями депозитарных расписок в процессе реорганизации
    Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах
    Корпоративные конфликты: можно ли ставить точку?
    Общее собрание акционеров: практический аспект
    RTS START - стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации
    Черный ход на фондовый рынок
    Слияния и поглощения в металлургической отрасли
    Рейдерство в России и за рубежом: сравнительный анализ
    Корпоративные конфликты и рейдерство в России
    Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
    Об использовании аддитивного метода при расчете НДС

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100