Casual
РЦБ.RU

Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста

Июнь 2007


    Акции потребительского сектора - наиболее привлекательные с точки зрения перспектив роста их курсовой стоимости ценные бумаги. Объяснением этому является продолжающийся рост доходов населения и обусловленный этим потребительский бум. Деньги, поступающие в Россию благодаря высоким ценам на сырьевые товары, служат драйвером роста показателей компаний, работающих в потребительском секторе, за счет увеличения расходов населения на различные товары.

    В наибольшей степени потребительский сектор представлен компаниями пищевой промышленности, фармацевтики и торговли. Инвесторы, вложившие в акции сектора в начале 2007 г., могли заработать до 60% (см. таблицу).

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

    В пищевой промышленности фаворитами являются 2 производителя напитков - компании "Вимм-Билль-Данн" и "Лебедянский". Кроме традиционной продукции, включающей соки и молочные продукты, компании активно осваивают рынок питьевой воды и детского питания. Это наиболее динамично растущий сегмент продовольственного рынка, ежегодно увеличивающийся на 30-40%. К тому же данные товары обладают высокой добавленной стоимостью, что делает их привлекательными для производителей с финансовой точки зрения.
    "Лебедянский" - признанный российский лидер в производстве соков, доля которого на рынке в натуральном выражении достигает 34%. Компания занимается активной модернизацией и наращиванием производственных мощностей с целью увеличения выпуска продукции. Общий объем инвестиций в развитие производства в ближайшие 5 лет должен составить 268 млн долл. В результате холдинг увеличит свои мощности до 1,7 млрд литров.
    Позиции "Вимм-Билль-Данна" (далее - ВБД) сильны в молочном сегменте, где он является лидером. По итогам 2006 г. доходы от продажи молочных продуктов обеспечили компании около 75% общей выручки, при этом компания добилась роста выручки на 32%.
    Обе компании показали отличные результаты по итогам 2006 г. Выручка "Лебедянского" выросла на 38%, достигнув 709,9 млн долл., ВБД увеличил объем реализации на 26,4% - до 1762,1 млн долл. Мы считаем, что будущие финансовые показатели "Лебедянского" и ВБД во многом будут зависеть от успеха в освоении регионов при продвижении компаниями своих основных товарных позиций. В частности, рынок сока в столичном регионе достиг высокой степени насыщения, тогда как рост потребления в регионах идет опережающими темпами. Увеличение присутствия в сегменте детского питания и питьевой воды уже оказывает положительное влияние на финансовые результаты компаний. Усилия "Лебедянского" в этом сегменте привели к тому, что доля продаж детского питания в общей сумме выручки выросла с 9,9% в 2005 г. до 11,7% в 2006 г. Реализация детского питания в 2006 г. обеспечила ВБД 6,8% общей выручки, при этом рост по данному направлению составил 33,5%.
    Единственный на российской бирже производитель пива - компания "Балтика" обеспечила инвесторам с начала года более чем 13%-ный прирост. Отмечаются положительные результаты, вызванные как теплой зимой, так и летним кризисом на алкогольном рынке, в результате которого увеличилось потребление пива. По итогам 2006 г. рост чистой прибыли объединенной компании составил 42,2%. При этом операционная рентабельность повысилась за год с 21,1 до 24,6%. К тому же показатели компании растут с опережением темпов роста показателей рынка. В итоге "Балтика" сохранила лидерство на российском рынке пива с долей в 36,4%. Высокие финансовые показатели позволили компании принять решение об увеличении дивидендных выплат по итогам 2006 г. на 62%, выплатив акционерам 39,5 руб. на 1 обыкновенную и 1 привилегированную акции.
    На наш взгляд, акции этих компаний являются привлекательными для инвесторов и, несмотря на рост котировок с начала года, сохраняют достаточный потенциал. Дополнительным плюсом для акционеров компаний является регулярная дивидендная политика на основе демонстрируемых высоких результатов.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ СЕКТОР

    Необходимо отметить высокую инвестиционную привлекательность фармацевтического сектора, акции компаний которого также обладают высоким потенциалом роста. Вложения в фармацевтику с начала года обеспечили инвесторам доход от 15 до 58%. Мы связываем это с высокой динамикой роста фармацевтического рынка, который по итогам 2006 г. вырос почти на 35%, достигнув в стоимостном выражении примерно 11 млрд долл. Отмечается увеличение расходов населения на лекарства, вызванное как позитивными (ростом доходов), так и негативными (ростом заболеваемости) причинами. По прогнозам экспертов, ожидается, что рынок в будущем будет расти в среднем на 14% ежегодно.
    Бенефициарами происходящих в отрасли процессов являются фармпроизводители, наращивающие объемы реализации и улучшающие свои финансовые показатели. Также следует отметить, что многие товарные позиции обладают высокой добавленной стоимостью, обеспечивающей высокую эффективность производства медпрепаратов. К примеру, Верофарм, по нашим оценкам, в 2006 г. сохранил рентабельность на уровне 60,7%, что является одним из самых высоких показателей среди фармпроизводителей. Этому способствовала концентрация компании на выпуске наиболее маржинальных товаров - рецептурных препаратов (Rx) - дженериков, отпускаемых по рецепту врача, рентабельность которых превышает 70%. Доля этих товаров в структуре выручки компании неуклонно повышается на протяжении последних 4 лет.
    Перспективы развития фармацевтического рынка в России привлекают в него иностранных инвесторов. Наглядна сделка по приобретению контрольного пакета акций компании "Акрихин" польским фармпроизводителем Polpharma. Продавцом 80,36%-ного пакета акций выступил Health Tech Corporation (HTC). Акции Акрихина подорожали с начала года более чем на 40%, однако, по нашим расчетам, потенциал их роста до конца не исчерпан. Приход стратегического инвестора в лице Polpharma способен придать новый импульс развитию компании за счет как финансовых, так и технологических вливаний со стороны нового собственника и будет содействовать в продвижении товаров Акрихина.
    Заслуживают особого внимания акции аптечной сети "36,6", продемонстрировавшие наибольший рост с начала года, подорожав на 57,8%. Мы считаем, что акции компании сохраняют инвестиционную привлекательность. Это обусловлено особенностью бизнеса компании. Аптечная сеть "36,6" является торговой розничной компанией, работающей на фармацевтическом рынке. Таким образом, на компанию оказывают позитивное влияние как растущие обороты розницы в целом, так и рост фармацевтического рынка в частности.
    Компания показывает впечатляющие темпы роста: за последние 3 года она увеличила вдвое количество аптечных точек в составе своей сети за счет как открытия новых, так и покупок готовых аптек в регионах. По итогам 2006 г. аптечная сеть "36,6" насчитывала 838 аптек, расположенных в 26 регионах России. Инвестиции компании составили 189 млн долл. В итоге объем продаж в аптечном сегменте вырос на 89,5%, достигнув 385 млн долл. В 2007 г. компания планирует увеличить объем продаж в аптечном сегменте по сравнению с 2006 г. в 2 раза - до 750-780 млн долл. Объем инвестиций в развитие сети составит около 200 млн долл. В итоге количество аптек должно возрасти до 1400-1435. Следует отметить, что рост финансовых показателей достигается за счет не только физического роста сети, но и повышения продаж в существующих аптеках. При этом наибольший рост продаж демонстрируют аптеки, расположенные в регионах. Это лишний раз подтверждает наше предположение о том, что региональные рынки обладают большим потенциалом роста по сравнению со столичным регионом.

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

    Следующим наиболее представительным сегментом потребительского сектора российского рынка акций является сетевая розница. На российских биржах инвесторы имеют возможность покупать акции "Магнита" и "Седьмого Континента". В середине мая, после проведения IPO, на биржу вышел 4-й по обороту ритейлер - компания "Дикси Групп". После слияния весной прошлого года "Перекрестка" и "Пятерочки" на рынке появилась крупнейшая по обороту ритейловая компания - Х5 Retail Group, однако в настоящее время ее акции обращаются лишь на Лондонской фондовой бирже в форме ГДР.
    В динамике развития ритейлеров прослеживается достаточно много общего. На наш взгляд, в настоящее время рынок продуктовой розницы в целом далек от состояния насыщения, что обусловливает относительно низкий уровень конкуренции между сетями, особенно в регионах. Поскольку одним из ключевых факторов, влияющих на рост финансовых показателей компаний, является физическое расширение, то все ритейлеры проводили региональную экспансию и увеличивали географию своих площадей. Этот процесс будет протекать еще несколько лет, после чего на первый план выйдут вопросы повышения эффективности бизнеса, большее внимание будет уделяться построению собственных логистических каналов.
    Прошедший год был весьма успешным для публичных ритейлеров. "Магнит", "Седьмой Континент" и X5 Retail Group показали рост выручки на 58,78% (2,505 млрд долл.), 34,4% (957,7 млн долл.) и 46,8% (3,485 млрд долл.) соответственно. В результате сравнения компаний по операционной эффективности на 1-м месте находится "Седьмой Континент", показавший по итогам 2006 г. рентабельность по EBITDA 10,9%, по чистой прибыли 7,1%. У объединенной X5 Retail Group эти показатели составили 8,5 и 3,0% соответственно, "Магнита" - 4,9 и 2,3% соответственно.
    По темпам роста торговых площадей лидирует X5 Retail Group, торговая сеть которого увеличилась на 39%, за ним следует "Магнит", территориально выросший на 37%. Для "Седьмого Континента" в плане расширения сети 2006 г. был не самым удачным - компания увеличила свою сеть на 24%, не выполнив тем самым собственный план по открытию новых магазинов. Однако в наступившем году активность компании заметно возросла, и у нее есть все шансы восполнить упущенное. Этому будет способствовать достаточно низкий уровень долговой нагрузки, что позволит компании привлекать заемный капитал для приобретений площадей. Отношение долга к EBITDA у "Седьмого Континента" составило по итогам года примерно 0,5, тогда как у "Магнита" - 2,1, у X5 Retail Group - 3,1. Критичным, по нашему мнению, является значение данного показателя более 5, что может означать повышенный риск для финансовой устойчивости компании.
    Как мы уже отмечали, компании активно наращивают свои торговые площади. При этом отчетливо просматривается региональная экспансия, обусловленная более высокой динамикой роста и значительным потенциалом развития сетевой розницы в регионах. С этой точки зрения, в наиболее выигрышном, по нашему мнению, положении находится "Магнит" - сеть, изначально развивавшаяся в регионах и делавшая на этом основной акцент. В то же время Х5 Retail Group и "Седьмой Континент" "выросли" из столичного региона и сейчас ведут работу по увеличению доли продаж за пределами столицы. В частности, Х5 Retail Group планирует в течение ближайших 4 лет довести долю продаж региональных торговых точек в общем обороте своей торговли до 30%.
    Таким, образом, растущий рынок продуктовой розницы, подкрепленный ростом доходов населения, будет положительно сказываться на финансовых результатах компаний, ориентированных на потребительский спрос. Наглядным подтверждением высокого потенциала российского рынка является приход в Россию ведущих международных ритейлеров. На наш взгляд, большим потенциалом роста обладают акции "Магнита", оборот торговли которого увеличивается более чем на 58%. Итоги I кв. дают основания полагать, что и в 2007 г. компания покажет высокие результаты. Также хотелось бы обратить внимание на фармацевтику, способную обеспечить инвесторам высокую доходность благодаря высоким темпам роста рынка. Кроме того, одной из наиболее привлекательных компаний в потребительском секторе, с нашей точки зрения, является мебельная компания "Шатура", обладающая, по нашим расчетам, более чем 30%-ным потенциалом роста.


  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Защита для инвестора
Российская пищевая промышленность: в ожидании роста
Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.
Сектор с большим будущим
Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Капитализация энергокомпаний
Взаимодействие с держателями депозитарных расписок в процессе реорганизации
Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах
Корпоративные конфликты: можно ли ставить точку?
Общее собрание акционеров: практический аспект
RTS START - стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации
Черный ход на фондовый рынок
Слияния и поглощения в металлургической отрасли
Рейдерство в России и за рубежом: сравнительный анализ
Корпоративные конфликты и рейдерство в России
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Об использовании аддитивного метода при расчете НДС

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100