Casual
РЦБ.RU

Сектор с большим будущим

Июнь 2007


    Можно условно разделить потребительский сектор на производство товаров народного потребления (ТНП) и услуги населению.
    Следует заметить, что ряд проблем, доставшихся потребительскому сектору в наследство от "советских времен", не удалось преодолеть до настоящего времени. Доля производства ТНП, выпускаемых предприятиями отраслей тяжелой промышленности бывшего СССР, и особенно военно-промышленного комплекса, значительно превышала объем ТНП, производимых отраслями легкой промышленности. Объем услуг населению был незначителен. Анализ потребительского сектора экономики в конце 1980-х гг. свидетельствовал о наличии долговременной неблагоприятной тенденции сокращения производства ТНП на базе непосредственно потребительского комплекса и переориентации их производства в рамках отраслей тяжелой промышленности.
    Переход к системе рыночных отношений поставил практически все промышленное производство с имеющейся номенклатурой продукции в сложные условия выживания.
    Отсутствие долгое время сформулированных приоритетов в отраслевой политике, а также адекватной региональной политики, опирающейся на имеющийся потенциал соответствующих регионов, усугубило трудности модернизации промышленной структуры России. В сфере рыночных отношений некоторые преимущества получил тот, кто для укрепления своих позиций переориентировал собственное производство, а затем довел это узкоспециализированное производство до уровня современных мировых стандартов.
    Для развития отраслей, которым пришлось начинать все "с нуля", требовались инвестиции, объем привлечения которых напрямую связан с темпами роста той или иной отрасли. Однако для привлечения средств предприятия потребительского сектора имели небольшие фондовые мощности, и для них в основном были характерны скромные объемы оборота по сравнению с другими сегментами рынка. Это сдерживало инвесторов. В результате предприятия могли рассчитывать только на стабильные показатели финансово-хозяйственной деятельности.
    Начиная с 2000 г. (рис. 1) рост экономики страны повлек за собой бурное развитие всех сегментов потребительского сектора. Наметилась четкая тенденция к укрупнению основных игроков. Учитывая тот факт, что в первые годы после распада СССР большинство ТНП импортировались, самой первой начала развиваться торговля (сегмент "услуги").
    Торговля продолжает активно развиваться и сейчас. В настоящее время ее развитие характеризуется перетоком объемов торговли в организованную форму и укрупнением основных игроков. Как следствие - на фондовом рынке в потребительском секторе отмечается преобладание эмитентов именно сектора торговли (рис. 2).
    Если основными поставщиками продовольственных товаров являются отечественные производители, то в торговле непродовольственными товарами на сегодняшний день сохраняется существенная доля импорта (табл. 1).
    На сегодняшний день высокая доля товаров импортного производства обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и в свою очередь способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары.
    Вместе с тем высокая доля импорта в обороте розничной торговли оказывает негативное влияние на формирование баланса ресурсов с точки зрения высокой степени зависимости рынка товаров от внешнеэкономической конъюнктуры.
    В последние годы в структуре расходов населения наметилась тенденция увеличения доли затрат на непродовольственные товары (табл. 2).
    Жесткая конкуренция в торговле непродовольственных товаров требует развития и поиска различных конкурентных преимуществ. Однако основное преимущество заключается в низких закупочных ценах. Самый легкий путь достижения этого - "серые схемы" поставки. Легальные низкие закупочные цены возможны только при наличии значительных объемов и больших масштабах сетей. Поэтому выход торговых сетей непродовольственных товаров на IPO мы увидим не скоро. Следовательно, стимулов роста производителей непродовольственных товаров будет недостаточно.
    Нужно отметить, что большинство предприятий находится в сложной ситуации в связи с износом основных фондов и отсутствием возможности привлечь средства для модернизации производства.
    В то же время мы наблюдаем существенное присутствие продовольственного и аптечного ритейла в списке компаний, торгуемых на рынке. Соответственно, на фондовом рынке присутствуют отечественные компании-производители пищевого сегмента ("Балтика", "Вимм-Билль-Данн", "Лебедянский", "Группа "Черкизово"", "Разгуляй", "Нутритек", "Красный Октябрь") а также фармкомпании ("Верофарм", "Фармакон", "Красфарма", "Биохимик").
    Несмотря на агрессивное поведение транснациональных компаний в сегменте косметики и товаров личной гигиены, отечественный концерн "Калина" по-прежнему является основным игроком, а по некоторым номенклатурам - лидером на рынке благодаря хорошо развитой розничной сети.
    Особенностью потребительского рынка можно назвать растущее доверие покупателя к отечественному производителю продуктов питания, лекарственных препаратов и косметики. Рост среднедушевого дохода населения и, как следствие, экономического подъема страны повышает покупательную способность и стимулирует к переходу потребления товаров из класса "эконом" в класс "премиум". В свою очередь это приводит к росту выручки торговых сетей и компаний-производителей (табл. 3).
    Увеличение реальных доходов населения и снижение инфляционного давления не только обусловили рост объема оборота розничной торговли, но и создали условия для позитивных изменений в ассортиментной структуре реализации товаров. В структуре потребления увеличивается доля продаж более дорогих продуктов питания и товаров длительного пользования, таких как автомобили, строительные материалы, сложная бытовая техника.
    Из вышесказанного следует, что потребительский сектор страны бурно развивается. Показателем такого развития являются растущие инвестиции в эти отрасли на рынке как долговых бумаг, так и акций (табл. 4). Причем развитие торговых сетей служит, по сути, катализатором подъема и роста прибылей компаний-производителей.
    О проведении IPO в ближайшее время заявили "Арбат Престиж", "Лента", ГК "Синергия", "Ригла", "Патерсон", "Агрика - Продукты Питания" и др. Однако, на наш взгляд, пока рано говорить о значительном инвестировании в потребительский рынок. Суммарная капитализация компаний в индексе РТС по состоянию на 6 июня 2007 г. пока несущественная (табл. 5)
    Капитализация компаний потребительского сектора существенно выросла за последний год, однако инструментов и объема акций в свободном обращении пока недостаточно. Соответственно, компании потребительского сектора пока не могут в полном объеме выступать инструментом диверсификации портфеля инвестора. Думаем, что время, когда это может реально произойти, не за горами.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Защита для инвестора
Российская пищевая промышленность: в ожидании роста
Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.
Сектор с большим будущим
Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Капитализация энергокомпаний
Взаимодействие с держателями депозитарных расписок в процессе реорганизации
Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах
Корпоративные конфликты: можно ли ставить точку?
Общее собрание акционеров: практический аспект
RTS START - стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации
Черный ход на фондовый рынок
Слияния и поглощения в металлургической отрасли
Рейдерство в России и за рубежом: сравнительный анализ
Корпоративные конфликты и рейдерство в России
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Об использовании аддитивного метода при расчете НДС

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100