Casual
РЦБ.RU

Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.

Июнь 2007


    По итогам первых 5 мес. 2007 г. акции компаний потребительского сектора демонстрировали разнонаправленную динамику, однако в целом показатели сектора были лучше, чем у рынка. Наилучшие результаты продемонстрировали акции производителей лекарств и продуктов питания.

    Индекс потребительских товаров и розничной торговли, рассчитываемый биржей РТС, за январь-май 2007 г. прибавил более 9%, тогда как индекс РТС-2 - только 8%, а индекс РТС снизился на 7,4%. Таким образом, бумаги потребительского сектора выступили в качестве своего рода "подушки безопасности" для инвесторов во время коррекции на рынке (см. рисунок).

    Не хуже рынка
    Лидерами роста по итогам 5 мес. 2007 г. в потребительском секторе стали бумаги компаний "Верофарм" (+19,9%), "Красный Октябрь" (+23,9%) и "Вимм-Билль-Данн" (+16,8%). Также неплохую динамику показали акции пивоваренной компании "Балтика", подорожавшие на 8,1%. Следует отметить, что даже подешевевшие бумаги в основном продемонстрировали не столь заметное снижение, как рынок в целом. В частности, акции "Лебедянского" снизились на 2,4%, а бумаги "Павы" и "Разгуляя" потеряли около 4%. Лидерами же падения стали акции "Калины", потерявшие за 5 мес. более 33%, что было обусловлено прежде всего публикацией не очень удачных результатов деятельности компании в прошлом году.
    В текущем году большинство компаний продолжали радовать инвесторов хорошими новостями. В частности, опубликованные результаты работы компаний в 2006 г. в большинстве случаев были весьма позитивными. А некоторые предприятия успели представить и отчетность за I кв. 2007 г. Среди компаний, обнародовавших наиболее удачные результаты, следует отметить "Вимм-Билль-Данн", "Лебедянский" и "Балтику".
    Отчетность компании "Вимм-Билль-Данн" за 2006 г. отразила увеличение чистой прибыли более чем в 3 раза и рост выручки на 26% - до 1762 млн долл. (табл. 1), а также весьма впечатляющее увеличение показателей рентабельности, чему в первую очередь способствовало снижение доли себестоимости в выручке. Валовая рентабельность выросла на 3,8 п. п. и составила 32,2%. Рентабельность по EBITDA выросла на 2,3 п. п. - до 12,4%, операционная рентабельность увеличилась с 6,3 до 8,8%, а чистая рентабельность в 2006 г. составила 5,4% против 2,2% годом ранее. При этом следует отметить, что без учета разовых затрат, связанных с закрытием производства минеральной воды на Валдае и молочного комбината в Новокуйбышевске, рентабельность по EBITDA в 2006 г. составила 13,3%, а операционная рентабельность - 9,8%.
    Кроме того, с приходом нового менеджмента в компанию в прошлом году начало улучшаться положение компании на рынке соков, продажи стали расти. "Вимм-Билль-Данн" ожидает роста своей доли на рынке сока уже к концу текущего года.
    Компания "Лебедянский" в прошлом году продемонстрировала 29%-ный рост продаж в натуральном выражении и 38%-ный рост выручки. В начале текущего года компания продолжила наращивать продажи весьма высокими темпами - по итогам I кв. выручка "Лебедянского" увеличилась на 39% (табл. 2). В то же время результаты и 2006 г., и I кв. 2007 г. отразили некоторое снижение показателей рентабельности компании, связанное с опережающим ростом операционных расходов. Впрочем, следует отметить, что компания предпринимает усилия для снижения доли расходов в выручке. В частности, строительство завода в Новосибирской области должно снизить расходы на логистику. Поскольку компания всегда отличалась достаточно высокими показателями рентабельности для своей отрасли, некоторое их снижение не должно сказаться на инвестиционной привлекательности акций "Лебедянского", особенно если учитывать достаточно высокие темпы роста выручки компании.
    Пивоваренная компания "Балтика" в марте опубликовала первую годовую отчетность объединенной компании, отразившую результаты работы после присоединения "Вены", "Пикры" и "Ярпива". Чистая выручка компании в 2006 г. по сравнению с сопоставимым показателем 2005 г. выросла на 21,5% в долларовом выражении и достигла 2172,3 млн долл., EBITDA увеличилась на 38%, а рост чистой прибыли составил 41% (табл. 3).
    В начале прошлого года доля "Балтики" на пивоваренном рынке снижалась в связи с процессами объединения компаний. Однако уже во II кв. ситуация стала меняться в лучшую сторону, и по итогам года рыночная доля "Балтики" выросла до 36,4% по сравнению с 36,3% в 2005 г. Рост продаж "Балтики" в натуральном выражении составил 10,3%, превысив рост рынка, который в 2006 г. прибавил около 10%.
    Помимо значительного роста выручки, "Балтика" продемонстрировала не менее впечатляющее увеличение показателей рентабельности, что в немалой степени было связано с синергетическим эффектом от объединения компаний. Валовая рентабельность увеличилась по итогам 2006 г. на 3,4 п. п. и составила 53,6%. Рентабельность по EBITDA увеличилась с 28,1% в 2005 г. до 32% в 2006 г., а по чистой прибыли достигла 19%. Наиболее существенное влияние на показатели рентабельности оказало снижение доли себестоимости в выручке, а также уменьшение доли расходов на логистику и административных расходов.
    Результаты работы "Балтики" в I кв. 2007 г. также не разочаровали инвесторов. Компания продолжила наращивать продажи и укреплять свое положение на пивоваренном рынке, в итоге ее доля выросла до 37,5%. Существенный рост цен на сырье в начале года, с которым столкнулись пивовары, привел к снижению валовой рентабельности в январе-марте до 48,7%. Однако компания сумела компенсировать рост доли себестоимости снижением своих операционных расходов, прежде всего уменьшением затрат на продвижение продукции и административных расходов. В результате "Балтика" добилась существенного роста операционной рентабельности с 16,9% в I кв. 2006 г. до 20,2% в январе-марте текущего года. Рентабельность по EBITDA увеличилась на 0,8 п. п., а чистая рентабельность - на 0,7 п. п.
    Положительное влияние на динамику котировок бумаг потребительского сектора в текущем году оказывали и процессы, происходившие в отрасли. В частности, акции "Красного Октября", единственного крупного представителя кондитерской отрасли на рынке, в определенной степени выиграли от достаточно высокой оценки "Одинцовской кондитерской фабрики", выпускающей конфеты "А. Коркунов", в ходе покупки пакета ее акций компанией Wrigley. В январе 2007 г. Wrigley подписала соглашение о приобретении 80% акций российского производителя шоколадных изделий за 300 млн долл.
    В целом процесс консолидации в пищевой отрасли России продолжается. И если в ряде сегментов, например на соковом и пивоваренном рынке, он уже практически завершился, то в других, например в производстве молочных и мясных продуктов, детского питания и т. д., количество и состав игроков еще могут измениться. Так, группа "Черкизово" в апреле сообщила о достигнутой договоренности приобрести 100% акций ОАО "Куриное царство", одного из крупнейших российских производителей мяса птицы. Сделка позволит "Черкизово" практически удвоить мощности сегмента птицеводства и значительно укрепить свое положение в этом сегменте.

    Мини-бум IPO
    Весна ознаменовалась мини-бумом IPO в потребительском секторе. Первопроходцем стала компания "Нутринвестхолдинг", разместившая в апреле 27% своих акций по цене 53 долл./акцию. Компания привлекла 200 млн долл., а капитализация в ходе IPO была оценена на уровне 856 млн долл. с учетом акций допэмиссии.
    Нутринвестхолдинг - головная компания группы "Нутритек", крупнейшего российского производителя детского питания, контролирующего более 15% рынка. Компания производит детское и специализированное питание, а также молочную продукцию на 12 производственных предприятиях в России и странах СНГ. Кроме того, компания владеет собственными логистическими центрами и двумя агрохолдингами в России и Эстонии. Также компания имеет офис в Сингапуре и рассчитывает в ближайшие годы значительно укрепить свое положение на рынке детского питания в Китае, в том числе за счет покупки местных производителей.
    Второе IPO в потребительском секторе провела компания "Фармстандарт", разместившая свои акции на бирже. Это крупнейший российский фармпроизводитель, контролирующий более 3% российского рынка, по объему продаж в стоимостном выражении вышедший на 4-е место на российском фармрынке. Компания занимается как производством дженериков, так и разработкой и производством оригинальных препаратов. В прошлом году ею была приобретена компанию "Марстерлек", что позволило включить в свой портфель около 30 продуктов, в том числе такие сильные брэнды, как "Арбидол" и "Флюкостат". "Фармстандарт" готовился провести IPO еще осенью прошлого года, однако затем размещение было отложено, а одной из причин было названо возможное размещение акций допэмиссии. Однако компания все же решила не размещать дополнительных акций, а продать существующие.
    "Фармстандарт" 4 мая завершил размещение 40% своих акций по цене 58,2 долл./акцию: 18,3% акций были размещены в России, а 21,7% - на Лондонской фондовой бирже в виде ГДР. IPO "Фармстандарта" прошло очень успешно, компания разместила свои акции по верхней границе ценового диапазона и привлекла около 880 млн долл., капитализация компании была оценена на уровне 2,2 млрд долл.
    По нашему мнению, акции потребительского сектора и в дальнейшем будут выглядеть в основном не хуже рынка, а некоторые бумаги могут даже значительно опередить рынок. Продолжающийся рост доходов населения по-прежнему остается одним из основных факторов, положительно влияющих на рынки потребительских товаров и позволяющих компаниям наращивать выручку двузначными темпами. Безусловно, такие темпы роста не будут вечными, однако, по крайней мере, текущий год обещает стать для компаний потребительского сектора достаточно удачным, что должно положительно отразиться и на инвестиционной привлекательности их акций. В любом случае вложения в бумаги сектора должны сформировать более диверсифицированный портфель, что позволит минимизировать риски инвестиций.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Защита для инвестора
Российская пищевая промышленность: в ожидании роста
Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.
Сектор с большим будущим
Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Капитализация энергокомпаний
Взаимодействие с держателями депозитарных расписок в процессе реорганизации
Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах
Корпоративные конфликты: можно ли ставить точку?
Общее собрание акционеров: практический аспект
RTS START - стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации
Черный ход на фондовый рынок
Слияния и поглощения в металлургической отрасли
Рейдерство в России и за рубежом: сравнительный анализ
Корпоративные конфликты и рейдерство в России
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Об использовании аддитивного метода при расчете НДС

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100