Casual
РЦБ.RU

Российская пищевая промышленность: в ожидании роста

Июнь 2007


    Интервью с партнером компании "Эрнст энд Янг", руководителем группы по обслуживанию предприятий розничной торговли и производства товаров народного потребления Виталием Пыльцовым

    Согласно исследованию компании "Эрнст энд Янг", российская пищевая промышленность по-прежнему остается динамично развивающейся отраслью, привлекательной для инвесторов. Большинство производителей ожидают значительного роста объема продаж и прибыльности в секторах производства молочных и диетических продуктов, детского питания, животноводства, выращивания и переработки овощей и фруктов. Итоги проведенной работы комментирует партнер и руководитель группы по обслуживанию компаний розничной торговли и производства товаров народного потребления компании "Эрнст энд Янг" в СНГ Виталий Пыльцов.

    К-Э Виталий Николаевич, как бы Вы могли охарактеризовать текущее состояние пищевой отрасли России?

    В. П. В последние годы российская пищевая промышленность демонстрирует устойчивый рост. По данным ACNielsen, с июля 2005 г. по июль 2006 г. российский рынок продуктов питания в стоимостном выражении вырос на 11%; для сравнения: рост мирового и европейского рынков составил соответственно 4 и 3%. Пищевая отрасль России активно развивается главным образом из-за быстрого увеличения потребительского спроса, что в свою очередь вызвано повышением доходов населения. По данным Росстата, в 2006 г. индекс роста доходов населения по сравнению с предыдущим годом составил 110,0% (в 2005 г. - 111,1%), индекс роста реальной заработной платы - 113,5% (в 2005 г. - 112,6%).
    В российской пищевой промышленности работают более 25 тыс. предприятий. По данным рейтинга "Эксперт-400: крупнейшие компании России", по состоянию на октябрь 2006 г. из 400 крупнейших российских компаний 33 относятся к пищевой промышленности. Исследование нашей компании показывает, что более 80% респондентов в ближайшие 3-5 лет ожидают роста в своих секторах.

    К-Э Компания "Эрнст энд Янг" проводит исследование пищевого сектора во второй раз. Какие основные изменения произошли с 2004 г. - времени, когда было проведено первое исследование?

    В. П. Основные тенденции те же: рост бизнеса, региональная экспансия, использование передовых приемов маркетинга. Отрицательную динамику роста отметили только производители алкогольной продукции.
    Меняются потребительские предпочтения, структура потребления, что, естественно, влияет на структуру рынка в целом. Основным резервом увеличения выручки производители назвали изменение структуры ассортимента и интерес покупателей к высокомаржинальной продукции, к полезным и обогащенным продуктам. Изменение традиций потребления благоприятно влияет, например, на перспективы роста производства молочных продуктов, детского питания, диетических продуктов. Наши респонденты отметили, что объемы выпуска детского питания могут вырасти на 20% за год. Успешные государственные меры по поддержке семей с детьми будут также способствовать росту сегмента детского питания.

    К-Э Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед участниками рынка?

    В. П. Основной задачей 39% российских производителей назвали создание собственных брэндов, а увеличению производственных мощностей было отдано последнее, 5-е место в рейтинге нашего исследования. Это свидетельствует о том, что компании в целом преодолели этап формирования производственной базы и перешли к этапу выстраивания и совершенствования сбытовых механизмов, включая создание прочного, узнаваемого брэнда как текущего ключевого фактора увеличения стоимости компании.
    На фоне консолидации рынка и усиливающегося давления розничных сетей на производителя создание собственного брэнда способствует прибыльности, укрепляет позиции производителя в переговорах с сектором розничной торговли. При этом интересно отметить, что около 50% респондентов ведут контрактное производство по заказам и работают под марками крупных производителей или розничных сетей. В системе своих приоритетов повышение операционной эффективности производители поставили на 2-е место. Это отражает тенденцию постепенного перехода от экстенсивного развития к интенсивному.
    Среди основных направлений повышения эффективности операционной деятельности 39% российских респондентов указали на необходимость оптимизации бизнес-процессов в соответствии с мировым опытом, а 29% - на важность снижения себестоимости. Гораздо меньше участников считают целесообразным внедрение автоматизированных систем бухгалтерского и управленческого учета - 12 и 10% соответственно.
    Создание и вывод на рынок новых продуктов также находятся в ряду важных задач развития. Иностранные компании поставили данную стратегическую задачу на 2-е место, а российские компании - на 3-е.

    К-Э Насколько велико влияние налогового законодательства на деятельность пищевых компаний?

    В. П. Изменение законодательства по-прежнему остается серьезным фактором (не обязательно негативным), влияющим на деятельность экономических агентов, в том числе и в пищевой промышленности. Впрочем, участники проведенного нашей компанией исследования по-разному оценили степень влияния законодательства на их деятельность. Среди российских участников только 34% отметили негативное влияние нестабильного законодательства на деятельность компании, в то время как среди иностранных компаний доля ответивших на этот вопрос положительно составила 64%.
    Позитивно были оценены следующие недавние изменения законодательства: перенос убытков прошлых лет на будущее, предоставление вычетов по основным средствам, вычеты по расходам лизингодателя, вычеты бонусов (премий) и др.

    К-Э Готовы ли сегодня российские игроки к созданию альянсов и СП с иностранными производителями? Насколько выгодно для них такое сотрудничество?

    В. П. Как показало наше исследование, 60% российских респондентов поддерживают тот или иной вид партнерских отношений с иностранными компаниями. Примерно 71% респондентов рассматривают возможность их расширения или создания (включая 48% участников, которые сейчас не имеют иностранных партнеров, и 52% тех, кто намерен развивать сотрудничество в других форматах). Доля компаний, имеющих стратегический альянс с иностранными партнерами, существенно уменьшилась - с 47 до 12%. Однако среди российских компаний доля заинтересованных в стратегическом альянсе по-прежнему высока - 48%.
    Фактическая доля компаний, имеющих совместные предприятия, не изменилась в период с 2004 г., но интерес российских компаний к созданию совместных предприятий существенно вырос - на это указали 30% участников исследования.
    Наиболее активно планируют расширять сотрудничество с иностранными партнерами те производители, которые уже имеют иностранное участие в капитале. Каковы же цели такого сотрудничества? Это не только доступ к финансированию - прослеживается интерес и к техническим знаниям, и к способам укрепления имиджа на рынке, и к передовым методам подготовки персонала. Более сдержанными были ответы независимых российских игроков: для них основной целью сотрудничества оказался доступ к техническим знаниям.
    Исследование показало, что по сравнению с 2004 г. не произошло принципиального изменения позиции российских собственников относительно доли в капитале компаний, которую они готовы уступить иностранным партнерам. Это соответствует стремлению российских компаний работать с иностранными игроками в форме стратегических альянсов или совместных предприятий.

    К-Э Ожидаете ли Вы усиления присутствия иностранных компаний в секторе FMCG через покупку российских активов?

    В. П. Можно ожидать усиления иностранного присутствия в секторе FMCG через покупку российских активов, но в несколько отдаленной перспективе. По-прежнему основными препятствиями к установлению партнерских отношений с иностранными компаниями остаются непрозрачная структура собственности и невысокое в целом качество финансовой отчетности российских компаний. Однако сравнение ответов респондентов за 2004 и 2006 гг. указывает на то, что российские компании ведут активную работу по реструктуризации своих структур, подготовке и аудиту финансовой отчетности по международным стандартам.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Защита для инвестора
Российская пищевая промышленность: в ожидании роста
Потребительский сектор: итоги первых 5 месяцев 2007 г.
Сектор с большим будущим
Потребительский сектор: сохраняя высокий потенциал роста
Международное движение капитала и формирование российских транснациональных компаний
Капитализация энергокомпаний
Взаимодействие с держателями депозитарных расписок в процессе реорганизации
Некоторые особенности корпоративного управления в государственных холдингах
Корпоративные конфликты: можно ли ставить точку?
Общее собрание акционеров: практический аспект
RTS START - стартовая площадка РТС для российских компаний малой и средней капитализации
Черный ход на фондовый рынок
Слияния и поглощения в металлургической отрасли
Рейдерство в России и за рубежом: сравнительный анализ
Корпоративные конфликты и рейдерство в России
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса
Об использовании аддитивного метода при расчете НДС

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100