Casual
РЦБ.RU

Факторы успешного IPO

Май 2007


    Последние несколько лет стали переломными для образа мышления широкой массы российских бизнесменов. Стандартный стереотип привлечения инвестиций путем займов и долговых обязательств постепенно вытесняется пониманием возможностей финансирования с привлечением инструментов фондового рынка. Успешные первичные публичные размещения (IPO) российских компаний как за рубежом, так и в России посеяли семена надежды в умах многих владельцев и топ-менеджмента компаний. Однако большинство из них не представляют всей сложности механизма получения денег за счет привлечения акционерного капитала и, столкнувшись с реальным процессом, поспешно дезавуируют свои громогласные заявления о планах IPO. Между тем технологии успешного размещения ценных бумаг в России уже отработаны.

    Открытость для денег
    Прежде всего следует обозначить факторы, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени влияют на положительное решение при привлечении финансирования на фондовом рынке:

  • компания работает в отрасли, испытывающей сильный рост/подъем;
  • рост бизнеса компании идет высокими темпами. Например, анализ IPO 2006 г. показывает, что за последние 3 года совокупные темпы годового роста (CAGR) прибыли компаний находятся в рамках 30-40%;
  • опытная и сплоченная команда менеджеров;
  • наличие бизнес-плана (инвестиционного меморандума), выполненного на уровне международных стандартов;
  • наличие финансовой отчетности по стандартам МСФО (или готовность провести такой аудит).
        С другой стороны, наличие перечисленных ниже факторов может резко снизить шансы на успех:
  • компания работает в неперспективном секторе экономики, испытывающем стагнацию;
  • скромные размеры компании - маленький бизнес, небольшая капитализация;
  • проблемы с финансовым состоянием - наличие невыплаченных кредитов и задолженностей;
  • частая смена менеджмента, его небольшой опыт работы в отрасли, отсутствие успехов в руководстве бизнесом;
  • наличие неконсолидированной финансовой отчетности, которая ведется по принципам РСБУ;
  • неправильное бизнес-планирование - ориентация будущей прибыли на успех отдельных проектов.
        Эти положения подтверждаются и изучением мнения целевой аудитории. В марте 2005 г. ИК "ФИНАМ" провела исследование приоритетов инвесторов, вкладывающих средства на российском фондовом рынке. Использовался метод глубинного интервью, было опрошено более 70 частных и институциональных инвесторов. Исследование позволило выявить 3 основных интегрированных фактора, способствующих возникновению интереса к акциям того или иного эмитента со стороны биржевых игроков.
        1. Перспективность акций. Инвесторы вкладывают средства в те или иные ценные бумаги только в том случае, если они уверены в росте их стоимости в будущем. Соответственно, эмитент должен работать в перспективной отрасли, демонстрировать опережающий рост своих финансовых показателей и иметь продуманную стратегию развития. Вся информация, касающаяся этой стратегии, должна быть обнародована, и реализацию ее уже следует начать. По сути, эмитент будет интересен инвесторам тогда, когда он говорит: "В течение последнего времени мы предприняли ряд мероприятий, доказавших свою эффективность. Полученные в результате IPO средства мы направим на дальнейшее развитие в данном, доказавшем свою эффективность направлении".
        2. Ликвидность. Большинство инвесторов настаивают на том, чтобы free float акций эмитента составлял не менее 15%.
        3. Открытость. Эмитент должен реализовывать принципы корпоративного управления, быть готовым предоставить инвесторам необходимую информацию. "Для средней компании, которая хочет продать свои акции российским инвесторам, не имеет смысла проводить road show в Лондоне", - заявил один из участников проведенного ИК "ФИНАМ" опроса. Поэтому целесообразно встречаться с инвесторами в России, организовывать общедоступные форумы, в частности интернет-конференции. Иначе говоря, речь здесь идет об эффективной системе построения отношений с инвесторами.
        Как уже говорилось, IPO, ориентированное на широкий круг инвесторов, предполагает активную информационную политику. Как правило, ее проведение делится на 4 этапа:
  • подготовительный. Его цель - подготовить аудиторию к восприятию ценных бумаг эмитента как перспективных и интересных. Как правило, этот этап начинается за 3-6 мес. до IPO и протекает достаточно спокойно, включая в себя аналитические публикации о перспективности рынка, новых проектах и достижениях эмитента, намеки на его "активные размышления" о возможности публичного размещения акций и т. д.;
  • объявление об IPO. Основная характеристика этапа - высокая информационная активность, сконцентрированная вокруг одного информационного повода (предстоящее размещение акций). Этот этап может продолжаться около 1 мес., включая в себя не только организацию публикаций в СМИ о будущем IPO, но и пресс-конференции, интервью с топ-менеджерами, интернет-конференции и т. д.;
  • поддержка интереса к эмитенту и постепенное раскрытие информации (1-2 мес. перед IPO). По сути, на этом этапе отыгрывается значительная часть разработанных ранее (а также появившихся позднее) информационных поводов;
  • активизация в преддверии IPO (за 3-4 нед. перед IPO). На данном этапе кампания должна быть заметно активизирована - большой поток информации повлияет на принятие инвесторами решения о приобретении акций.

        Консультант для размещения
        При построении системы отношений с инвесторами, как и на других этапах подготовки и проведения IPO, большую роль играет финансовый консультант. Первый и главный этап его работы - привести компанию к виду, привычному для инвестиционного сообщества, помочь в реструктуризации, консолидации, подготовке необходимой документации, выработке стратегии развития компании, тренинге менеджмента, составлении инвестиционных презентаций и меморандумов. Второй этап - выбор рынка и подбор потенциальных инвесторов, организация встреч и презентаций, в результате которых заключается договор о финансировании. И третий этап - консультации и помощь в подготовке документации и работе с инвесторами.
        Рассмотрим, что необходимо компании на первом этапе подготовки к финансированию, в частности к публичному размещению. О чем надо задуматься, прежде чем обратиться к такому специфическому процессу? Следует заметить, что все приведенные ниже рассуждения применимы вообще к подготовке любого финансирования. Инвестиционный бизнес развивается уже достаточно долго, и за это время сформировался ряд правил и критериев, которые используются инвесторами во всем мире, - времена "доброго американского дяди, поверившего на слово перспективному племяннику", давно прошли.
        Прежде всего, а надо ли это нам? Сможем ли мы быть интересными для инвестора? Вот перечень основных вопросов:

  • привлекательна ли история бизнеса компании;
  • хорошие ли перспективы ее развития;
  • заметна ли компания на рынке отрасли, представляет ли она интерес для потребителя и инвестора;
  • готово ли все руководство компании к процессу и понимает ли все вопросы, связанные с работой над привлечением финансирования;
  • готовы ли мы изменить при необходимости юридическую структуру компании?
        Важнейший вопрос, который определяет успех получения финансирования, - четкая формулировка стратегии развития компании. Стратегия развития, казалось бы, простой вопрос. Однако опыт работы с российскими компаниями показывает, что в большинстве из них отсутствует четко сформулированная концепция. Зачастую владельцам и менеджменту видится множество прекрасных путей и способов развития, а это существенно усложняет понимание бизнеса сторонними экспертами. Принцип инвесторов один: определенная и ясная концентрация на 2-3 направлениях основного бизнеса. Если менеджмент начинает рассказывать о 5-6 (или более) очень привлекательных вариантах, то сразу возникает подозрение о неспособности фокусировки и расплывчатости перспектив. Следует также избегать другой крайности - ориентации на успех одной программы или направления. Стратегия развития может быть сформулирована силами специалистов компании. Однако более эффективен вариант привлечения стороннего консультанта. Он, во-первых, может обеспечить взгляд со стороны, во-вторых, поможет выбрать стратегию, которая будет в наибольшей степени приемлема для рынка.
        Перечисленные выше мероприятия - это общий набросок необходимых действий на подготовительном этапе поиска инвестиций. Все они требуют определенных усилий и затрат, как вмененных, так и финансовых. Мы совершенно не затронули вопросы о корпоративном управлении, независимых директорах, обязательном наличии среди топ-менеджмента человека, способного провести презентацию компании на английском языке.
        Следует отметить, что для реализации всех перечисленных выше мероприятий желательно использовать сторонних специалистов. Другое дело, что, в случае если компания желает сэкономить, значительную часть мероприятий (кроме аудита) она может провести собственными силами. Предварительно необходимо определиться с тем, имеет ли эмитент необходимые кадровые ресурсы, понять, смогут ли подготовленные им материалы вызвать доверие на рынке. В определенных случаях риск непривлечения инвестиций может быть больше возможных выгод. Кроме того, необходимо провести переговоры с инвестиционным банком. Все-таки он зарабатывает прежде всего на размещении акций, получая процент от полученного эмитентом финансирования. Возможно, в рамках программы долгосрочного сотрудничества он сможет предложить вам определенные льготы, которые снимут вопрос о снижении затрат за счет проведения необходимых работ своими силами.

        Альтернативные консультанты
        Отдельно следует рассмотреть функции консультантов при проведении IPO на площадках для эмитентов с малой и средней капитализацией, которые теперь созданы и в России. Например, как это сделано в большинстве случаев на западных площадках, ММВБ ввела институт листинговых агентов, которые несут основное бремя нагрузки при подготовке листинга эмитента на бирже.
        Собственно говоря, наличие листингового агента и маркетмейкера (обеспечивающего ликвидность акций) является обязательным условием для листинга. Для внесписочного сектора необходимость в маркетмейкерах отпадает.
        Листинговый агент - это компания, официально аккредитованная на ФБ ММВБ, которая несет ответственность за раскрытие информации об эмитенте.
        Маркетмейкер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, который имеет лицензию на осуществление брокерской и/или дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, является участником торгов биржи, заключил с эмитентом ценных бумаг соответствующий договор.
        Основные функции листингового агента:

  • подготовка необходимой для листинга документации, в том числе инвестиционного меморандума и корпоративного календаря, а также документации для поддержания ценной бумаги в секторе ИРК;
  • обеспечение процесса раскрытия компанией информации и подтверждения ее достоверности как на этапе размещения, так и при поддержании ценной бумаги в секторе ИРК;
  • выполнение функций финансового консультанта (опция).
        Статус листингового агента получают только организации, имеющие опыт в области корпоративного финансирования и инвестиционного консультирования (организация и андеррайтинг облигационных займов, вывод компаний на фондовый рынок, организация размещений акций (IPO), управленческое, юридическое, налоговое и аудиторское консультирование, оказание аналитической поддержки эмитенту), а также опыт оказания услуг в области PR-акций и маркетинга финансовых продуктов.
        По состоянию на март 2007 г. на ФБ ММВБ было официально зарегистрировано 11 листинговых агентов. Функции листинговых агентов сводятся к выполнению следующих задач:
  • подготовка эмиссионных документов (решение, проспект);
  • сопровождение регистрации выпуска ценных бумаг;
  • предоставление на биржу заявления и комплекта документов для допуска ценных бумаг к размещению;
  • размещение выпуска ценных бумаг (опция);
  • составление отчета или уведомления об итогах выпуска;
  • регистрация отчета об итогах выпуска или направление уведомления об итогах выпуска в ФСФР;
  • оценка капитализации акций эмитента;
  • подбор и представление маркетмейкера.
  • ркетмейкер выполняет функции, характерные для таких специалистов на фондовом рынке.
        Уполномоченный финансовый консультант для сектора RTS START выполняет следующие функции:
  • обеспечение своевременного и полного раскрытия информации на постоянной основе в течение всего срока обращения ценных бумаг в RTS START;
  • подписание последнего ежеквартального отчета эмитента (в случае допуска бумаг эмитента к торгам);
  • представление на биржу аналитического отчета, содержащего информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; краткую характеристику рынка/отрасли, в которой работает эмитент; оценку справедливой цены включаемых в RTS START ценных бумаг, а также дополнительную информацию по своему усмотрению.
        В случае если производится размещение ценных бумаг, в его функции также входит подготовка и подписание проспекта ценных бумаг (при размещении дополнительного выпуска); представление на биржу экспертного заключения по инвестиционному проекту, требующему привлечения капитала (для эмитентов, занимающихся научно-технической деятельностью либо осуществляющих свою деятельность с использованием прикладных научных исследований).

        IPO по-русски
        Сегодня можно говорить о том, что российские компании научились проводить успешные публичные размещения своих ценных бумаг. Точнее, научились организаторы, а эмитенты наконец-то поняли, что своих консультантов необходимо слушаться. В нашей стране состоялось 3 успешных "народных" размещения, в рамках которых были реализованы недоступные другим эмитентам массовые коммуникационные технологии с активным использованием государственных телевизионных каналов и существенными вложениями в рекламу. В итоге стало понятно: ОРТ может продать все, даже если большинство аналитиков сомневаются в адекватности оценки тех или иных акций. Однако этот инструмент IR доступен далеко не всем эмитентам.
        Большинство компаний достаточно успешно используют другие технологии для продажи своих бумаг инвесторам. Конечно, эти IPO носят менее розничный характер (по числу частных инвесторов, участвующих в покупке акций), но все же привлекают к себе внимание физических лиц, работающих на фондовом рынке. Конечно, здесь многое зависит от оценки бумаг при размещении. Явно переоцененный "Нутритек" разместился по нижней границе, "Фармстандарт" - по верхней. Большую роль играет и привлекательность отрасли для стратегов, что подтверждается IPO генерирующих компаний, выделяемых из РАО "ЕЭС России". Наверное, наиболее позитивный для российского рынка вывод в следующем: неудачных IPO в нашей истории еще не было. Все компании вписывались в обозначенный ими ценовой диапазон, продавая заявленный объем ценных бумаг. Конечно, часть из них в некоторых случаях выкупали организаторы, но если бы они не верили в эмитента, то не рисковали бы своими деньгами.
        Вероятно, в ближайшем будущем картина российского рынка IPO изменится. Во-первых, будет расти число размещений, что приведет к росту конкуренции между эмитентами за средства инвесторов. Как результат - повысится роль финансовых консультантов (инвестиционных банков) и значимость построения эффективной системы IR. Во-вторых, будут активно развиваться площадки для компаний с эмитентами с малой и средней капитализацией. В частности, первое IPO в секторе ИРК ММВБ пройдет летом 2007 г., его организатором выступит ИК "ФИНАМ". В течение нескольких лет на альтернативные площадки придут десятки эмитентов. Сейчас стоит задача разработки технологий IR применительно к таким компаниям - речь должна идти о менее затратных проектах, которые, скорее всего, будут использовать современные технологии общения с инвесторами (прежде всего через Интернет).

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Иван Илюшин
        директор аналитического управления группы компаний "Альянс Континенталь", CFA

        Цена размещения акций при проведении IPO балансирует интересы основных участников процесса: эмитента, инвесторов и организаторов размещения. Каждый из участников преследует свои интересы.
        Эмитент наиболее заинтересован в том, чтобы цена размещения была как можно выше. Чем выше эта цена, тем больше размер денежного эквивалента, который напрямую (при размещении акций основных акционеров) или косвенно (при размещении дополнительного выпуска акций) получают действующие акционеры компании в обмен на сокращение своей доли в капитале. То есть чем выше цена размещения, тем ниже стоимость привлечения капитала компанией. Кроме того, при наличии опционных и подобных им программ материальное благополучие менеджеров компании может существенно зависеть от цены размещения. В ряде случаев, но далеко не всегда, перед эмитентом стоит задача привлечь на IPO определенный объем средств, необходимый для реализации намеченной инвестиционной программы. Если же размещение делается для укрепления переговорной позиции в сделках по слияниям/поглощениям или диверсификации вложений основных акционеров, вышеназванная задача бывает неактуальной. И наконец, эмитент бывает заинтересован получить в результате IPO определенное качество базы инвесторов (соотношение институциональных/розничных/стратегических инвесторов).
        Инвесторы надеются на то, что включение в портфель размещаемых акций будет способствовать достижению их инвестиционных целей. Такими целями может быть получение определенной доходности, опережение эталонного индекса, обеспечение заданного соотношения риск/доходность по портфелю и т. п.
        Организаторы при проведении IPO преследуют как краткосрочные, так и долгосрочные цели. Тактически организатор заинтересован в том, чтобы IPO состоялось, т. е. были сбалансированы интересы эмитента и инвесторов при определенной цене размещения. С точки зрения долгосрочного развития бизнеса организатор заинтересован в максимально высокой оценке стоимости эмитента при IPO, пример которой привлекает новых клиентов на организацию размещений. Единственным ограничивающим фактором здесь является доверие инвесторов. Завышенная оценка компании при IPO и разочаровывающая курсовая динамика ее акций после размещения могут отпугнуть инвесторов от последующих размещений и пошатнуть репутацию организатора.
        Следует отметить, что исторически большинство акций российских компаний, прошедших через процедуру IPO, в течение 3-6 мес. после размещения демонстрировали отставание от рынка. По всей видимости, основную роль при этом сыграли заинтересованность организаторов в высоких оценках эмитентов на раннем этапе бума IPO в России и наличие возможности у большинства разместившихся эмитентов финансировать свои инвестиционные программы альтернативными IPO способами. На наш взгляд, ключевыми критериями привлекательности IPO для инвесторов являются растущий характер бизнеса эмитента в сочетании с наличием зависимости успешного дальнейшего развития от привлечения акционерного капитала.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Российская электроэнергетика
    Разнонаправленные движения строительного рынка
    Законодательное регулирование в области долевого строительства
    Основные планируемые законодательные изменения в сфере недвижимости
    Финансирование строительных компаний: поиск альтернативных источников
    Долговой рынок: три источника и три составляющие комплексного финансирования программы "Доступное жилье"
    Аппетит на строительную отрасль России очень высок
    Привлечение финансирования девелоперскими компаниями: российского рынка уже недостаточно
    Опыт строительных компаний в привлечении инвестиций: поиск альтернативных источников
    ЗПИФы недвижимости в строительстве: перпективы для инвесторов
    ПИФЫ как инструмент привлечения средств в строительство коммерческой недвижимости
    Закрытые ПИФы недвижимости в строительстве
    Инвестиции в Прикамье
    Дебютное размещение облигационного займа ОАО "Югорская лизинговая компания"
    По кирпичику разобрали инвесторы отрасль стройматериалов
    Факторы успешного IPO
    Влияние фактора регистратора в процедуре IPO
    Российские IPO на западных биржах: обзор зарубежной прессы
    Инвестиции в строительную отрасль: возможности и перспективы
    Оценка и перспективы акций РАО "ЕЭС России" в свете реформы электроэнергетики

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100