Casual
РЦБ.RU

Законодательное регулирование в области долевого строительства

Май 2007


    Интервью с начальником отдела жилищно-строительных организаций ФСФР России Дмитрием Рыбиным

    Законодательная база, регулирующая область долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, по мнению специалистов ФСФР, находится сейчас в завершающей стадии. Но существуют и такие проблемы, как многообразие схем и нежелание компаний-застройщиков выполнять требования закона в полной мере.

    РЦБ: Дмитрий Игоревич, в начале марта 2007 г. председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому ФСФР становится регулятором в области долевого строительства. Какие конкретно полномочия были закреплены за ФСФР?

    Д. И. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), а также п. 1 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 152 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости" ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
    Функции государственного регулирования в области долевого строительства сводятся к разработке проектов федеральных законов, актов Правительства РФ, а также ведомственных актов ФСФР России в целях регулирования сферы долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В то же время данная функция предусматривает разработку методических материалов для контролирующих органов, определенных п. 2 ст. 23 Закона. Необходимо отметить, что данные материалы носят исключительно рекомендательный характер.

    РЦБ: Насколько эффективно сегодня законодательное регулирование деятельности компаний-застройщиков и участников долевого строительства? Какие проблемы являются наиболее острыми?

    Д. И. По нашему мнению, в настоящее время законодательная база, регулирующая долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, полностью сформирована. ФСФР России разработала 6 постановлений Правительства РФ и 3 ведомственных приказа в данной отрасли.
    На основании вышеназванных данных можно сделать вывод, что законодательное регулирование деятельности компаний-застройщиков и участников долевого строительства в данный момент вышло на свой оптимальный уровень и способно оптимизировать отношения участников долевого строительства.
    Наиболее актуальной проблемой в области долевого строительства, по нашему мнению, является, во-первых, многообразие схем, способствующих преодолению обязательных для исполнения требований Закона, во-вторых, нежелание компаний-застройщиков в полной мере выполнять, установленные Законом требования.
    Дополнительно можно отметить, что функции государственного контроля и надзора в области долевого строительства согласно п. 2 ст. 23 Закона закреплены за уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство. Однако на практике такие функции нередко дублируются несколькими органами власти, что в свою очередь ведет к чрезмерному административному контролю и, как следствие, неприятию Закона компаниями-застройщиками. Таким образом, в компетенцию ФСФР России не входят вопросы государственного контроля и надзора в данной области.

    РЦБ: Достаточно ли сегодня защищены права участников долевого строительства?

    Д. И. Что касается защиты прав граждан - участников долевого строительства, заключивших договоры после 1 апреля 2005 г. в соответствии с положениями Закона, то, по мнению ФСФР России, действующее законодательство содержит достаточное количество норм, направленных на пресечение нарушений прав указанных граждан. Так, ст. 12 Закона предусмотрено обязательное обеспечение исполнения обязательств по договорам участия в долевом строительстве залогом или поручительством. Введение, например, дополнительного требования об обеспечении исполнения названных обязательств еще и путем страхования рисков повлечет за собой дополнительные расходы застройщиков, которые будут включены ими в стоимость продаваемого жилья.
    Считаем необходимым отметить, что в соответствии с действующим законодательством в рамках осуществления государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости ФСФР России разработаны необходимые проекты актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов ФСФР России.

    РЦБ: Многие эксперты предлагают создать саморегулируемое объединение компаний, обладающих репутацией надежных застройщиков. Сможет ли создание СРО закрыть доступ на строительный рынок недобросовестным застройщикам и повысить эффективность функционирование рынка?

    Д. И. Создание СРО застройщиков - неплохой способ выработки единых правил и стандартов в области долевого строительства. Однако до настоящего времени не принят законопроект "О саморегулируемых организациях", и поэтому проблематично в полной мере оценить все плюсы и минусы данной организации.
    Также при создании СРО застройщиков возможен вариант укрупнения монополистов на рынке долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Такие последствия могут привести к удорожанию стоимости квадратного метра приобретаемого недвижимого имущества и отсутствию конкуренции на рынке.

    РЦБ: Какие механизмы привлечения инвестиций в строительный сектор являются, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? В достаточной ли мере сегодня используются возможности финансового рынка в финансировании строительных проектов?

    Д. И. По моему мнению, на данный момент наиболее эффективным инструментом привлечения денежных средств в строительный сектор является жилищно-строительный кооператив, так как эта схема ориентирована на создание одного дома и удовлетворение в потребности жилья узконаправленной группы лиц с последующим преобразованием в товарищество собственников жилья. В данном случае необходимо отметить практику прошлых лет, т. е. бум кооперативного строительства в СССР в соответствии с нормами ЖК РСФСР 1983 г.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Российская электроэнергетика
Разнонаправленные движения строительного рынка
Законодательное регулирование в области долевого строительства
Основные планируемые законодательные изменения в сфере недвижимости
Финансирование строительных компаний: поиск альтернативных источников
Долговой рынок: три источника и три составляющие комплексного финансирования программы "Доступное жилье"
Аппетит на строительную отрасль России очень высок
Привлечение финансирования девелоперскими компаниями: российского рынка уже недостаточно
Опыт строительных компаний в привлечении инвестиций: поиск альтернативных источников
ЗПИФы недвижимости в строительстве: перпективы для инвесторов
ПИФЫ как инструмент привлечения средств в строительство коммерческой недвижимости
Закрытые ПИФы недвижимости в строительстве
Инвестиции в Прикамье
Дебютное размещение облигационного займа ОАО "Югорская лизинговая компания"
По кирпичику разобрали инвесторы отрасль стройматериалов
Факторы успешного IPO
Влияние фактора регистратора в процедуре IPO
Российские IPO на западных биржах: обзор зарубежной прессы
Инвестиции в строительную отрасль: возможности и перспективы
Оценка и перспективы акций РАО "ЕЭС России" в свете реформы электроэнергетики

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100