Casual
РЦБ.RU

Мега- и саморегулирование финансового рынка

Май 2007


    Только проанализировав сложившуюся в России практику регулирования финансового рынка и его инфраструктуры и выявив тенденции в развитии регулирования финансового рынка индустриально развитых стран и стран с развивающимися рынками, можно сформулировать задачи, которые должны быть разрешены при формировании эффективного организационно-экономического механизма регулирования российского финансового рынка и его инфраструктуры.
    Анализ состояния уровня развития российского финансового рынка и практики его регулирования позволяет сделать вывод о наличии 4 этапов развития организационно-экономического механизма его регулирования в постсоветский период (см. таблицу).
    На протяжении всех этих этапов на российском финансовом рынке отсутствовал единообразный подход регулирующих органов к трактовке экономического содержания и структуры финансового рынка как комплексного объекта регулирования. До марта 2004 г. регулирование финансового рынка в России структурировалось по его секторам, которые были закреплены за органами государственного управления (ФКЦБ, Минфин, Минтруд, МАП и т. д.). Сфера их компетенции предопределялась деятельностью тех или иных исторически подведомственных им финансовых институтов. При этом регулирование в первую очередь концентрировалось на предъявлении требований к финансовым институтам, а затем уже к финансовым инструментам, которыми они оперируют.
    Анализ существующей практики регулирования российского финансового рынка показал, что в целом в условиях сложившейся структуры органов и мето-дов государственного регулирования не обеспечивается базовый принцип - принцип системности организации регулирования. В силу того что финансовый рынок в России формировался в условиях трансформации экономических отношений, ведомственные регуляторы финансового рынка были наделены полномочиями не только по разработке отраслевой нормативной базы, заменяющей отсутствующее законодательство, но и по контролю за ее исполнением.
    Перечень полномочий и функций Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ), как регулятора важнейшего сегмента финансового рынка в период с 1994 по 2004 г., нуждался в существенной переработке, так как осуществляемое ФКЦБ регулирование было главным образом направлено на регламентирование профессиональной деятельности участников рынка, а не на создание условий для развития самого рынка.
    С подписанием Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была в значительной степени решена проблема межведомственной разобщенности государственных органов на финансовом рынке и сделан важный шаг к реализации общемировой тенденции консолидации его регулирования. Это выразилось в сосредоточении в одном органе - Федеральной службе по финансовым рынкам РФ (ФСФР) - полномочий, ранее относившихся к ФКЦБ, МАП (регулирование деятельности товарных бирж) и Минтруда (надзор за деятельностью НПФ). Тем не менее окончательный выбор модели регулирования финансового рынка до сих пор не осуществлен.
    Анализ организационно-экономического механизма регулирования рынка индустриально развитых стран и стран с развивающимися рынками позволяет выделить две основные модели построения указанного механизма: по секторальному/институциональному принципу, когда регулирование осуществляется различными органами управления дифференцированно по группам финансовых институтов, и по функциональному/целевому принципу, при котором функции установления норм, контроля, надзора или защиты прав инвесторов осуществляются различными органами управления.
    Большинство развитых финансовых рынков в таких странах, как Австралия, Великобритания, Германия, Нидерланды, Япония и др., в последние 20 лет постепенно перешли к модели функциональ-ного/целевого регулирования. На крупнейшем в мире финансовом рынке США начиная с 1999 г. осуществляется регулирование, дифференцированное в большей мере по группам финансовых инструментов, чем по видам финансовых институтов.
    В ряде стран с развивающимися финансовыми рынками, включая Венгрию, Испанию, Казахстан и Украину, осуществляется переход к модели функционального/целевого регулирования финансового рынка.
    С учетом завершения процесса формирования в России экономической потребности в развитом финансовом инструментарии, с одной стороны, и созданием основной категорий участников рынка и обслуживающей их инфраструктуры - с другой, можно сделать вывод о целесообразности постепенного перехода российского финансового рынка от институциональной к функциональной модели организационно-экономического механизма его регулирования.
    Исходя из отечественного и мирового опыта развития финансового рынка, при построении организационно-экономического механизма его регулирования предлагается исходить из необходимости выделения 3 уровней регулирования:

  • уровня законодательных органов;
  • уровня государственных регулирующих органов;
  • уровня саморегулируемых организаций.
        Функционирование законодательных органов в составе организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка выражается в законодательной деятельности Федерального собрания РФ и должно постепенно приводить к законодательному закреплению положений нормативных актов ведомств, подтвердивших на практике свою эффективность.
        В системе органов государственного регулирования, осуществляющих управленческие функции по отношению к финансовому рынку (функции его регулятора), в качестве наиболее значимых субъектов регулирования следует назвать Правительство РФ, ФСФР, Минфин/Росфинмониторинг и Банк России.
        К сожалению, на правительственном уровне отсутствует полноценная система координации усилий экономических ведомств на финансовом рынке, даже в отношении подготовки проектов законодательных актов. Иначе трудно объяснить, как на заседании Комиссии по законодательной работе, возглавляемой вице-премьером А. Жуковым, межведомственные разногласия по законопроекту "О Центральном депозитарии" могут рассматриваться в отсутствие субъектов разногласий.
        Деятельность ФСФР базируется на заложенной в предшествующее 10-летие традиции совмещения нормотворческих и надзорных полномочий, что отрицательно сказывается на качестве и тех и других. Спонтанные и несоразмерные реальным нарушениям действия ФСФР последнего времени по приостановке лицензии ЗАО "Единый регистратор", аннулированию квалификационных аттестатов руководства ОАО "ЦМД" свидетельствуют о несовершенстве административной процедуры применения санкций по результатам надзора. Достаточно сказать, что система консультаций с профессиональными участниками по результатам проверки их деятельности, действующая на цивилизованно регулируемых рынках, отсутствует, а сами решения о санкциях принимаются кулуарно и единолично.
        При выборе предлагаемого направления развития ФСФР проблему функционального содержания ее деятельности как субъекта регулирования, планируется решать путем создания в ее лице полноценного мегасупервайзера, работа которого будет включать надзор за соблюдением действующего законодательства на рынке ценных бумаг, инвестиционных фондов, НПФ и страхования. Необходимо также учесть, что подчинение ФСФР непосредственно Правительству РФ, что означает в текущих обстоятельствах никому, сослужило ей плохую службу.
        На прошедших 20 февраля 2007 г. парламентских слушаниях отмечалось, что в целях повышения эффективности основной деятельности Банка России как органа, осуществляющего защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, часть его регулирующих полномочий на финансовом рынке целесообразно передать органам исполнительной власти в соответствии с их специализацией1. В частности, деятельность Банка России по выявлению нарушений законодательства о банках и банковской деятельности, особенно с учетом результатов ее проверки Генпрокураторой РФ, было бы разумно отнести к компетенции специального надзорного органа. Имеющее место пересечение компетенций Банка России и Росфинмониторинга в отношении противодействия отмыванию незаконно полученных доходов с участием банков позволяет председателю Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думы РФ В. Резнику ставить вопрос о возможности создания банковского надзора на базе этой службы и соответствующих подразделений Банка России.
        Таким образом, действующий на российском финансовом рынке механизм государственного регулирования по-прежнему характеризуется бюрократическими методами его осуществления, наличием многочисленных, в том числе административных, барьеров для привлечения инвестиций и внедрения инноваций.
        Функции регулирования финансового рынка должны быть возложены не только на законодательные органы и специальные органы государственного управления, но и на саморегулируемые организации участников рынка (СРО). Проведенный анализ показывает, что на финансовых рынках индустриально развитых стран (или их объединений) СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования.
        Например, на уровне Евросоюза в области развития инфраструктуры финансового рынка многие технологические и правовые инициативы исходят от международных саморегулируемых организаций, таких как S.W.I.F.T., EACSD (Европейская ассоциация центральных депозитариев), ISSA (Международная ассоциация по ценным бумагам), не говоря уже про крупнейшие биржи, как наднациональные саморегулируемые рынки.
        Необходимо обеспечить сочетание государственного и общественного уровней механизма регулирования финансового рынка на современном этапе его развития посредством создания мегарегулятора, компетенция которого, помимо рынка ценных бумаг, будет постепенно распространена на страховой и банковский сегменты финансового рынка. Этот орган, как управленческое звено организационно-экономического механизма регулирования, должен повысить его эффективность, освободить внутренние возможности развития финансового рынка и его институтов, создать регулятивную среду, привычную для международных инвесторов, что особенно важно в условиях глобализации экономики.
        Хотя такие экономические основания для реализации на российском финансовом рынке общемировой тенденции к созданию на нем единого органа регулирования, как рост финансовых конгломератов, перекрестное предложение финансовых услуг и секьюритизация финансовых продуктов, сформированы еще не полностью, создание мегарегулятора финансового рынка необходимо для преодоления ограничений, накладываемых на его развитие ведомственным подходом к регулированию.
        Как следует из проведенного анализа структуры и способов построения успешно функционирующих мегарегуляторов финансовых рынков индустриально развитых стран, к особенностям, характерным для указанной модели организационно-экономического механизма регулирования финансового рынка, относятся:
  • внутриструктурное обособление органов, осуществляющих надзорные функции, от органов, принимающих нормативные акты;
  • коллегиальный способ принятия общих нормативных актов, а зачастую и актов индивидуального характера;
  • применение в случае необходимости, кроме бюджетного способа финансирования его деятельности, внебюджетных источников, включая сборы и платежи участников финансового рынка.
        Для их учета при создании мегарегулятора российского финансового рынка предлагается сформировать его структуру в составе следующих органов управления:
  • коллегиального межведомственного органа (с участием представителей СРО), ответственного за общее регулирование финансового рынка, включая принятие нормативных актов;
  • подчиненных ему надзорных органов, специализирующихся на рынке капитала и банках;
  • подотчетных ему СРО участников финансового рынка (см. рисунок).
        В целях оптимизации функций ФСФР, имея в виду ее объективно необходимую трансформацию в надзорный орган в рамках системы управления мегарегулятора, в соответствии с международной и российской практикой было бы целесообразно передать СРО следующие полномочия, осуществляемые в настоящее время данным государственным регулирующим органом:
  • разработка правил и стандартов профессиональной деятельности в качестве ее нормативной основы;
  • контроль за их соблюдением;
  • выработка квалификационных требований к специалистам рынка ценных бумаг.
        С другой стороны, деятельность существующих СРО финансового рынка также нуждается в организационной перестройке на принципах, разработанных под руководством председателя Комитета по собственности Государственной думы РФ В. С. Плескачевского, к числу которых относятся:
  • обязательность членства в СРО или как минимум обязательность соблюдения стандартов СРО всеми участниками рынка;
  • создание механизмов принуждения к исполнению стандартов;
  • формирование в структуре СРО обособленных подразделений, ответственных за разработку и принятие стандартов и выполняющих контрольную функцию;
  • развитие мер материальной ответственности СРО и их членов за нарушение прав инвесторов, правил и стандартов профессиональной деятельности и этики2.

    • Рейтинг
    • 5
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Глобальное потепление сдерживает перегрев рынков
    Энергетический эффект
    Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия
    Индексное инвестирование и фонды, обращающиеся на бирже
    Информационная открытость как фактор конкурентоспособности управляющей компании
    Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих: итоги работы в 2006 г. Взгляд специализированного депозитария
    Предоставление финансовых услуг с использованием электронного документооборота при участии доверенной третьей стороны
    Вексельный депозитарий - инструмент снижения рисков и транзакционных издержек
    Обзор фондового рынка Украины
    Мега- и саморегулирование финансового рынка
    Управление издержками в проектах по покупке крупных пакетов акций
    Философия секьюритизации активов
    Рынок облигаций как показатель оздоровления региональных финансов
    Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций
    Бюджеты региональных и местных органов власти России растут, как и различия в уровне рейтингов (обзор сектора)
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100