Casual
РЦБ.RU

Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих: итоги работы в 2006 г. Взгляд специализированного депозитария

Май 2007


    По состоянию на конец 2006 г. в доверительное управление управляющим компаниям передано 1,18 млрд руб. накоплений, стоимость чистых активов составила 1,25 млрд руб., получен доход от инвестирования в размере 75,43 млн руб., средняя доходность инвестирования - 28%.
    В сентябре 2006 г. уполномоченный федеральный орган перевел на счета управляющих компаний денежные средства, составляющие накопления для жилищного обеспечения военнослужащих. С этого момента управляющие компании и специализированный депозитарий приступили к активной ежедневной работе по инвестированию и обслуживанию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в соответствии с заключенными договорами.
    Поскольку накопления были перечислены на несколько месяцев позже, чем было запланировано, у нас было достаточно времени, чтобы основательно подготовиться к новой деятельности в области как изучения законодательства и разработки всех необходимых документов, так и подготовки персонала и освоения технологий.
    Главной нашей задачей на тот момент было максимально быстро наладить эффективное взаимодействие с управляющими компаниями в процессе инвестирования накоплений и с федеральными органами (Министерство обороны и ФСФР) в процессе предоставления отчетности и оперативных данных. Подводя итоги, в целом можно отметить высокий уровень ответственности и профессионализма управляющих компаний при работе с накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих.
    Основная цель специализированного депозитария при обслуживании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - это осуществление контроля за деятельностью управляющих компаний по распоряжению активами, в которые инвестированы накопления, а именно:

  • контроль за соответствием состава и структуры инвестиционных портфелей управляющих компаний;
  • контроль за соответствием структуры совокупного инвестиционного портфеля;
  • контроль за соблюдением управляющими компаниями установленного порядка определения стоимости чистых активов;
  • контроль за соблюдением управляющими компаниями порядка и сроков перечисления уполномоченному федеральному органу средств на использование участниками накопительно-ипотечной системы;
  • контроль за соблюдением управляющими компаниями порядка и сроков удержания вознаграждений, а также порядка оплаты ими необходимых расходов на инвестирование накоплений;
  • контроль за соблюдением управляющей компанией, с которой прекращен договор доверительного управления, порядка и сроков передачи денежных средств и ценных бумаг, находившихся у нее в доверительном управлении, новой управляющей компании.
        Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что в основу осуществления контрольных функций при обслуживании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих заложены те же принципы, что и при обслуживании средств пенсионных накоплений ПФР и НПФ. Следует отметить, что некоторые отличия в обслуживании указанных средств имеются, но они незначительны. В то же время при обслуживании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих у специализированного депозитария появляются новые дополнительные функции, которые отсутствуют при обслуживании средств пенсионных накоплений. В частности, появились новые ограничения и параметры, которые должен контролировать специализированный депозитарий. На наш взгляд, законодательство, регулирующее отношения, связанные с инвестированием средств для жилищного обеспечения военнослужащих, предъявляет более жесткие требования к инвестированию накоплений по сравнению с требованиями к инвестированию пенсионных накоплений ПФР и НПФ. Некоторые из них носят избыточный характер и являются неоправданно жесткими. В связи с этим хочется остановиться на двух моментах.
        Например, п. 14 ст. 17 ФЗ № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) содержит упоминание ряда событий, при наступлении которых уполномоченный федеральный орган обязан отказаться от договора доверительного управления. Одним из списка таких событий является запрет на покупку и продажу управляющими компаниями ценных бумаг одного выпуска в течение торгового дня (п. 7 ст. 25 Закона). На наш взгляд, было бы разумным исключить эту норму из Закона. Даже если рассматривать такое событие, как нарушение, расторжение договора доверительного управления не должно являться следствием: характер нарушения и мера наказания в этом случае совершенно неадекватны. Кроме того, заключение таких сделок может иметь положительный финансовый результат.
        Не только указанный закон, но и Закон №111-ФЗ содержит ограничение по цене продажи и покупки ценных бумаг относительно рыночных цен. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (п. 9 ст. 12) гласит: "Управляющая компания обязана продавать ценные бумаги, находящиеся в управлении, как правило, по цене не ниже рыночной, а также покупать ценные бумаги, как правило, по цене не выше рыночной. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной ценой понимается цена, определенная в соответствии с правилами торговли данным фондовым инструментом. Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен, представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по установленной им форме". В ФЗ от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (подп. 9 п. 2. ст. 20) написано следущее: "Управляющая компания обязана продавать ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, по цене не ниже рыночной цены, а также покупать ценные бумаги по цене не выше рыночной цены. Для целей настоящего Федерального закона под рыночной ценой понимается цена, определенная в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков. Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен, представляется в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков и уполномоченный федеральный орган. Форма отчета устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков".
        Пункты различаются между собой только словами "как правило". Отсутствие указанных слов в Законе №117-ФЗ обязывает специализированный депозитарий фиксировать любое отклонение от рыночной цены как нарушение и уведомлять о нем всех заинтересованных лиц. На практике такое отклонение, пусть даже минимальное, случается довольно часто. Так, по данным специализированного депозитария по всем управляющим компаниям за 2006 г. всего было зафиксировано 157 нарушений, из них 147 нарушений было вызвано отклонением от рыночной цены. Это объясняется тем, что рыночная цена рассчитывается только в конце дня по итогам торгов, а операции с ценными бумагами совершаются в течение всего дня, когда рыночная цена неизвестна. При этом управляющая компания обязана направить в Министерство обороны и ФСФР заверенный специализированным депозитарием отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен, лишь только в том случае, если данное отклонение составит 5% и более (Приказ ФСФР от 20 декабря 2005 г. № 5-85/пз-н). С нашей точки зрения, было бы целесообразно установить на уровне Закона величину допустимого отклонения в размере 5%, что позволило бы избежать большого объема уведомлений о нарушениях данного типа, тем более что все так называемые "нарушения" за 2006 г. были как раз в пределах 5%.
        Неоднозначность толкования различных норм законодательства приводит к возникновению множества спорных ситуаций. При появлении вопросов у управляющих компаний сотрудники специализированного депозитария стараются квалифицированно помочь, ответить на заданный вопрос, проконсультировать, разъяснить особенности и требования нормативно-правовых актов.
        Сотрудники специализированного депозитария участвуют в совместных совещаниях уполномоченного федерального органа и управляющих компаний по вопросам функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, а также консультируют по телефону и предоставляют информацию по требованиям уполномоченного федерального органа для определения результатов инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
        Хотелось бы обратить внимание на следующий момент, связанный с расчетом СЧА по рыночным сделкам с наибольшим объемом. Порядок расчета СЧА по накоплениям для жилищного обеспечения военнослужащих и пенсионным накоплениям ПФР предусматривает одинаковую процедуру определения рыночной цены в случае, если она рассчитана двумя и более организаторами торговли. Законодательство определяет, что "если рыночная цена ценной бумаги определяется двумя и более российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг, для целей определения рыночной стоимости ценной бумаги принимается ее рыночная цена, определенная по рыночным сделкам с наибольшим объемом". Данная формулировка трактуется неоднозначно участниками двух систем. Возможны следующие два варианта толкования:
  • расчет объема с целью определения максимального по всем сделкам, которые участвовали в расчете рыночной цены, независимо от количества дней, в течение которых они были совершены (позиция ООО "СДК "ГАРАНТ"");
  • расчет объема с целью определения максимального только по сделкам текущего дня, независимо от того, все ли 10 сделок, необходимых для расчета рыночной цены, были совершены в этот день (позиция ЗАО "ОДК").
        В результате управляющие компании, работающие с разными категориями средств, вынуждены при расчете СЧА поддерживать две методологии, что приводит к повышению операционных затрат и усложняет процесс. В идеале должна быть одна методология. К сожалению, пока данный вопрос не урегулирован на законодательном уровне.
        В настоящее время существует несогласованность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по формированию отчетности по инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих. В связи с этим при закрытии отчетного года возникли большие сложности с подготовкой отчетности управляющих компаний, предоставляемой в Министерство обороны и ФСФР. Специализированный депозитарий обязан проверять и подтверждать правильность отчетности управляющих компаний своей подписью. Отсутствие методических рекомендаций и неоднозначность толкования различных разделов и строк отчетности привели к тому, что отчетность разных управляющих компаний было сложно сопоставить между собой. Приведу только один пример: строка 800 табл. 1 Отчета о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих называется "Необходимые расходы управляющей компании...". При таком названии по данной строке расходы можно отразить минимум 3 способами, каждый из которых не будет противоречить законодательству:
        1) только оплаченные расходы;
        2) оплаченные и начисленные расходы;
        3) максимально возможный размер расходов, предусмотренный договором доверительного управления, в случае превышения норматива.
        Таким образом, при использовании управляющими компаниями разных вариантов их отчетность становится несопоставимой по этому показателю и требует для дальнейшего ее анализа предоставления управляющими компаниями дополнительных пояснительных записок. Решение данной проблемы мы видим в принятии ФСФР методических рекомендаций по формированию отчетности.
        На сегодняшний день для нас остается нерешенным вопрос, связанный с возмещением расходов специализированного депозитария по оплате услуг расчетных депозитариев. Мы с нетерпением ждем изменений в Законе, которые бы позволили относить расходы специализированного депозитария по оплате услуг расчетных депозитариев к необходимым расходам на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и последующего их возмещения управляющими компаниями за счет средств указанных накоплений. Очень важно, что по данному вопросу мы уже нашли понимание нашей позиции в ФСФР и Министерстве обороны. Для примера: вознаграждение СДК "ГАРАНТ" за 2006 г. составило 4795 долл., а оплата услуг расчетного депозитария НДЦ - 4288 долл., следовательно, доход специализированного депозитария от обслуживания накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих за 2006 г. был равен 507 долл. Очевидно, соответствующие изменения в Закон крайне необходимы, если мы хотим, чтобы деятельность специализированного депозитария, защищающего права инвесторов, имела экономический смысл и для него самого.
        Мы надеемся, что законодательство по накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих будет конструктивно совершенствоваться и вся система будет активно развиваться. В этом случае Правительство РФ сможет создать финансовые предпосылки для решения проблемы обеспечения жильем российских военнослужащих на рыночных принципах. ООО "СДК "ГАРАНТ"" со своей стороны будет делать все возможное для успешной реализации этого социально значимого для всего государства проекта.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Глобальное потепление сдерживает перегрев рынков
    Энергетический эффект
    Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия
    Индексное инвестирование и фонды, обращающиеся на бирже
    Информационная открытость как фактор конкурентоспособности управляющей компании
    Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих: итоги работы в 2006 г. Взгляд специализированного депозитария
    Предоставление финансовых услуг с использованием электронного документооборота при участии доверенной третьей стороны
    Вексельный депозитарий - инструмент снижения рисков и транзакционных издержек
    Обзор фондового рынка Украины
    Мега- и саморегулирование финансового рынка
    Управление издержками в проектах по покупке крупных пакетов акций
    Философия секьюритизации активов
    Рынок облигаций как показатель оздоровления региональных финансов
    Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций
    Бюджеты региональных и местных органов власти России растут, как и различия в уровне рейтингов (обзор сектора)
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100