РЦБ.RU

Информационная открытость как фактор конкурентоспособности управляющей компании

Май 2007


    Позади то время, когда выживание управляющей компании на российском рынке управления активами гарантировалось крупным рекламным бюджетом. Отечественный инвестор приобретает необходимый опыт и повышает свои требования к содержанию услуг и качеству сервиса. При этом российские УК конкурируют за деньги российских клиентов не только друг с другом, но и с зарубежными финансовыми структурами. В этих условиях успешность бизнеса управляющих компаний определяется факторами долгосрочной конкурентоспособности, одним из которых является качество раскрытия информации.

    В последние годы в России активно растет спрос на финансовые услуги, в результате чего темпы развития российского финансового сектора заметно превышают рост экономики в целом. Увеличение спроса подстегивается повышением доходов российского населения и бизнеса, происходящих в условиях макроэкономической стабильности (рис. 1).
    При этом спрос качественно меняется, в его структуре постепенно возрастает доля "искушенных" и профессиональных инвесторов. Такие клиенты читают правила ПИФов и интересуются всеми аспектами деятельности управляющей компании.
    В данном случае речь идет прежде всего о следующих группах инвесторов:

  • финансово грамотные отечественные инвесторы, успевшие получить западное образование и/или имеющие опыт использования финансовых продуктов зарубежных управляющих компаний;
  • клиенты, имеющие опыт использования услуг нескольких российских УК и участвующие в формировании отношения потенциальных клиентов к управляющим компаниям и их услугам;
  • западные институциональные инвесторы;
  • российские государственные корпорации и фонды;
  • квалифицированные инвесторы (этот институт вводится Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который был принят в первом чтении 13 декабря 2006 г.).
        Ежегодно возрастает активность международных инвесторов. По данным IRChannel, к началу 2007 г. в портфелях иностранных инвестиционных фондов, инвестирующих в российские активы, доля таких вложений достигла 3,5%, увеличившись за год на 1,4 п. п. (табл. 1). Вместе с тем неблагоприятной тенденцией для развития отечественного рынка следует признать увеличение доли спекулянтов среди зарубежных инвесторов до 55,9%.
        Россия занимает высокие позиции в международной конкуренции за инвестиции. Однако следует понимать, что среди 123,1 млрд долл., вложенных зарубежными профессиональными инвесторами в российские активы, присутствуют деньги не только их западных клиентов, часть этих средств имеет российское происхождение. Таким образом, фактически российские управляющие компании конкурируют за деньги российских инвесторов не только друг с другом, но и с западными управляющими структурами.
        По состоянию на февраль 2007 г. (данные IRChannel) вложения международных инвесторов в активы развивающихся рынков оценивались в 2,8 трлн долл. На вложения в российские активы в этом объеме приходилось около 4,4%. С данным показателем Россия занимала 6-е место среди 30 стран с развивающимися рынками (табл. 2). На долю стран BRIC приходилось 55,8% всех вложений.
        Несмотря на повышение спроса на услуги российских управляющих активами, у инвесторов, желающих воспользоваться этими услугами, по-прежнему больше вопросов, чем ответов. Неудивительно, что на фоне преобладающих посредственных подходов к раскрытию информации примеры подлинной открытости выглядят, с точки зрения потенциальных клиентов, особенно привлекательно.
        Сегодня инвестору очень сложно сопоставить конкурирующие инвестиционные продукты отечественных УК. Законодательно необходимое раскрытие информации не проясняет большого количества важных вопросов:
  • Какая управляющая компания более профессиональна? Инвесторам очень сложно сопоставить качество услуг (уровень доходности и рисков, фактическую структуру портфелей) во всех сегментах за исключением ПИФов и инвестирования пенсионных накоплений. На сегодняшний день у управляющих компаний просто нет необходимости официально раскрывать такую информацию. Например, это характерно для индивидуального и институционального доверительного управления.
  • Каковы технологии получения прибыли? В своих маркетинговых материалах и на интернет-сайтах управляющие характеризуют используемые инвестиционные стратегии слишком расплывчато, без должной конкретизации. Нигде в отчетности не указывается уровень оборачиваемости активов портфелей, а значит, клиентам сложно судить об уровне спекулятивности управления различных управляющих.
  • Каков уровень рисков управляющей компании и инфраструктуры? Использует ли УК страхование профессиональной ответственности и операционных рисков? С какими инфраструктурными организациями сотрудничает УК? (Часто инвестору сложно составить обоснованное мнение о степени аффилированности с УК, качестве услуг, отсутствии конфликтов интересов аудиторов и оценщиков, с которыми сотрудничает УК.) У инвесторов нет возможности оценить уровень концентрации активов ПИФов в собственности крупнейшего пайщика, в собственности 10 крупнейших пайщиков (это же замечание справедливо в отношении других финансовых продуктов УК).
  • Что происходит с клиентскими активами внутри отчетных периодов? Какова реальная (а не указанная на отчетные даты) рискованность портфелей?
        Основная конкурентная борьба за деньги российских клиентов еще впереди. В ситуации стремительного роста издержек на ведение бизнеса и высоких инвестиционных потребностей УК сектор ожидает период консолидации. Это означает, что на российском рынке розничных инвестиционных продуктов многим из нынешних игроков не выжить.
        Объемы спроса на услуги управляющих в США и в России различаются на 3 порядка (табл. 3), однако количество участников рынка разнится не столь существенно: в США действует 600 управляющих компаний, в России - 170. В данном случае речь идет только о количестве управляющих розничными инвестиционными фондами: в США это взаимные фонды, в России - открытые и интервальные паевые фонды.
        С каждым годом ведение бизнеса обходится российским управляющим компаниям все дороже, увеличиваются расходы на удержание квалифицированного персонала, на рыночное продвижение услуг, на построение общенациональных сетей продаж. Понятия "крупная" и "средняя" компания на отечественном рынке ежегодно "тяжелеют" с точки зрения необходимых объемов активов под управлением (сейчас они составляют 1 млрд долл. для top-10 и 100 млн долл. для top-50, в то время как еще в конце 2005 г. соответствующие показатели составляли 320 млн и 50 млн долл. соответственно). Данные факторы способствуют консолидации отечественной отрасли управления активами.
        Вопрос выживания управляющей компании на стремительно меняющемся российском рынке уже не решить с помощью увеличения рекламного бюджета. Рыночный успех компаний будет определяться факторами долгосрочной конкурентоспособности, одним из которых является качество информационного раскрытия.
        В настоящий момент на отечественном рынке управления активами сложилась следующая ситуация:
  • обстановка на финансовых и сырьевых рынках благоприятная;
  • управляющие компании имеют дело с ленивыми и неискушенными клиентами;
  • российский рынок управления активами динамично растет, активизируется спрос в регионах, что позволяет российским УК развивать бизнес экстенсивно.
        Залогом успеха управляющей компании в настоящее время является крупный маркетинговый бюджет.
        В перспективе состояние рынка изменится:
  • замедлятся темпы роста российского фондового рынка; подверженность рынка манипуляциям снизится, времена огромных доходностей останутся в прошлом;
  • возрастет конкуренция со стороны западных финансовых структур, а также отечественных малых и средних управляющих компаний;
  • появится более грамотный и требовательный клиент.
        В новых условиях рыночный успех будет определяться не интенсивной рекламой, а факторами долгосрочной конкурентоспособности:
  • деловой репутацией;
  • профессионализмом менеджмента и портфельных управляющих;
  • качеством обслуживания клиентов;
  • инновационностью и диверсифицированностью услуг;
  • широкой региональной сетью продаж;
  • качественным раскрытием информации о своем бизнесе.
        Оценка информационной открытости управляющих компаний осуществляется компанией "Интерфакс - Центр экономического анализа" в рамках проекта "Управление активами в России". Открытость управляющих оценивается с позиции клиента на основании публичной информации.
        Данное исследование проводится дважды в год в отношении УК, под управлением которых находятся ПИФы с суммарным размером СЧА не менее 1 млн долл. Оценивается информация, содержащаяся на интернет-сайтах УК.
        В ходе первой оценки были рассмотрены 76 УК, из которых 38 работают с пенсионными накоплениями граждан.
        Анализ предусматривает рассмотрение:
  • внутрикорпоративной информации;
  • информации новостного характера;
  • качества сервиса на сайте;
  • информации финансового характера.
        Дополнительно рассматривалось наличие "пенсионной" отчетности УК.
        Первая оценка открытости, проведенная в октябре 2006 г., показала:
  • 1/3 УК не раскрывают в полном объеме даже обязательную информацию;
  • лучше всего раскрывают информацию средние компании и УК с иностранными корнями, лидеры рынка ДУ - на дальних позициях;
  • клиенты 90% УК не имеют возможности получить представление о стратегиях инвестирования компаний;
  • УК не торопятся раскрывать сведения о руководстве и управляющих;
  • около 20% УК не обнародуют результаты аудита и размер вознаграждения;
  • годовые отчеты присутствуют лишь у некоторых УК, однако новости большинство УК обновляют регулярно.
        Публикация итогов первой оценки открытости вызвала отклик у управляющих компаний. По меньшей мере 3 УК пересмотрели практику раскрытия информации на своих сайтах в сторону большей открытости:
  • УК "Объединенная Финансовая группа ИНВЕСТ" - улучшение с 92 до 96 пунктов;
  • УК "Альфа-Капитал" - улучшение с 77 до 90 пунктов;
  • УК "Тройка Диалог" - улучшение с 75 до 88 пунктов.
        Итоги работы компаний за 11 мес. 2006 г. свидетельствуют о том, что уже сегодня существует связь между уровнем открытости компании и ее долей в привлечении средств в рыночные ПИФы (рис. 2). Мы полагаем, в дальнейшем эта связь будет возрастать.




    • Рейтинг
    • 1
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Глобальное потепление сдерживает перегрев рынков
    Энергетический эффект
    Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия
    Индексное инвестирование и фонды, обращающиеся на бирже
    Информационная открытость как фактор конкурентоспособности управляющей компании
    Обслуживание накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих: итоги работы в 2006 г. Взгляд специализированного депозитария
    Предоставление финансовых услуг с использованием электронного документооборота при участии доверенной третьей стороны
    Вексельный депозитарий - инструмент снижения рисков и транзакционных издержек
    Обзор фондового рынка Украины
    Мега- и саморегулирование финансового рынка
    Управление издержками в проектах по покупке крупных пакетов акций
    Философия секьюритизации активов
    Рынок облигаций как показатель оздоровления региональных финансов
    Биржевое и внебиржевое обращение субфедеральных и муниципальных облигаций
    Бюджеты региональных и местных органов власти России растут, как и различия в уровне рейтингов (обзор сектора)
    Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
    Яков Миркин
    Инвестиции: макроэкономические вызовы
    Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
    Константин Угрюмов
    Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
    Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
    АО «ЕФГ Управление Активами»
    Solvency II для НПФа
    Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
    Светлана Бик
    Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
    В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100