Casual
РЦБ.RU

IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями

Апрель 2007


    В настоящее время практически все российские предприятия и банки периодически сталкиваются с проблемой нехватки собственных средств для дальнейшего развития. В таких случаях российская практика предполагает использование трех основных форм заимствования ликвидности: банковский кредит, выпуск корпоративных облигаций и проведение публичного размещения акций. Банковский кредит, наряду с выпуском корпоративных облигаций, традиционно занимает лидирующее положение в структуре внешних источников финансирования предприятий, тогда как публичное размещение акций является наиболее эффективным и прозрачным инструментом привлечения инвестиций.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

    Преобладание банковского кредитования над выпуском ценных бумаг объясняется тем, что банковский кредит - наиболее быстрый способ привлечения заемных ресурсов, а также тем, что в России изначально преобладала банковская, или германская, модель финансового рынка. Так, в 2006 г. российские предприятия и банки получили кредитов на сумму 11,3 трлн руб.1, включая кредиты в иностранной валюте. Рынок корпоративных облигаций также стремительно растет, являясь вторым по объему привлеченных ресурсов источником заемных средств российских предприятий. В 2006 г. российские предприятия и банки посредством выпуска облигаций привлекли 1259 млрд руб.2, включая еврооблигации. В то же время путем первичных и дополнительных эмиссий акций российские предприятия и банки привлекли всего лишь 677 млрд3 в рублевом эквиваленте, включая размещения на зарубежных площадках. Таким образом, размещение акций значительно отстает от банковского кредитования и выпуска облигаций по объему привлекаемых денежных ресурсов, тогда как, по нашему мнению, более эффективным путем заимствования является первичное и вторичное размещение акций на фондовых биржах, которое наделено определенными преимуществами относительно других инструментов внешнего финансирования.
    Перед тем как рассмотреть преимущества IPO4 перед другими формами заимствования, отметим, что в некоторых случаях первичное публичное размещение акций может рассматриваться компаниями как единственный способ привлечения долгосрочных инвестиций. Дело в том, что к облигационным займам прибегают крупные и широко известные на рынке компании. Для небольших, но перспективных компаний традиционное облигационное заимствование невозможно. Но из-за неразвитости финансового рынка и малой популярности и изученности процесса IPO компании малого и среднего бизнеса в Росси не используют этот инструмент для привлечения инвестиций. Однако в российской практике IPO имеется случай привлечения инвестиций небольшой компанией. В марте 2005 г. на ММВБ и в РТС было размещено по 5% акций компании "Хлеб Алтая". С помощью IPO компании удалось привлечь более 8 млн долл.5 Это IPO является доказательством возможности использования инструмента IPO компаниями среднего бизнеса.
    Рассмотрим преимущества IPO по сравнению с другими формами заимствования, которые определяют выбор IPO в качестве главного инструмента привлечения инвестиций.
    1. Привлечение бессрочного капитала, который не нужно обслуживать.
    Это преимущество наиболее важно. Так, например, банковские кредиты относительно дороги, и с их помощью тяжело удовлетворить потребности российских предприятий в крупных и долгосрочных инвестициях. В то же время максимальный срок выпуска облигаций на внутреннем рынке не превышает 5-6 лет.
    2. Обретение рыночной стоимости (капитализации).
    Только благодаря выходу на публичный рынок компания и бизнес обретают рыночную капитализацию. Стоимость публичной компании, как правило, всегда выше стоимости закрытой частной фирмы, прежде всего, благодаря существующей ликвидности и наличию достаточно легко обнаруживаемой информации о компании.
    3. Улучшение финансового состояния компании.
    За счет выпуска акций увеличивается собственный капитал, чего не происходит в случае кредитования или выпуска облигаций.
    4. Привлечение инвестиций в будущем на более выгодных условиях.
    Приобретение статуса публичной компании обычно сопровождается ростом ее чистой стоимости и увеличением собственных средств, что позволяет привлекать в будущем более дешевое финансирование. Кроме того, если акции пользуются спросом, компания имеет возможность на выгодных условиях осуществлять дополнительные эмиссии.
    5. Обеспечение ликвидности собственности владельцев компании.
    Ликвидность достигается тем, что стоимость компании известна всегда, поскольку она определяется рынком. Данное преимущество также связано с отсутствием юридических процедур по купле-продаже акций, а также с упрощением сделок слияний и поглощений.
    6. Повышение стоимости акций.
    Стоимость акций может существенно повыситься по сравнению с ценой первичного предложения. Существует по меньшей мере 4 причины, из-за которых инвесторы готовы платить большую цену за ценные бумаги публичных компаний:

  • расширение круга потенциальных инвесторов в такие акции;
  • уровень развития и деловой опыт, обычно ассоциирующиеся со статусом публичной компании;
  • доступность информации о публичной компании;
  • повышенные требования, предъявляемые к таким компаниям биржами и другими регулирующими органами.
        7. Составление финансовой отчетности по международным стандартам.
        Наличие бухгалтерской отчетности, составленной по международным стандартам, является необходимым условием проведения IPO на западных площадках и желательным условием для проведения размещения акций в России. Наличие международной отчетности является фактором прозрачности эмитента.
        8. Улучшение имиджа, повышение престижа компании.
        Внимание, с каким финансовое сообщество и пресса следят за компанией, объявившей о планах IPO, обеспечивает такой компании бесплатную рекламу, что положительным образом сказывается на ее корпоративном имидже. Кроме того, биржа, на которой обращаются бумаги компании, заинтересована в увеличении объемов торгов ее акциями, а значит, проводит дополнительный активный маркетинг, который из-за финансовых ограничений не всегда позволителен самой компании-эмитенту. Увеличение числа желающих приобрести акции компании может привести к расширению масштабов ее деятельности, так как новые акционеры будут более заинтересованы в налаживании деловых отношений с такой компанией.
        9. Получение листинга на фондовой бирже.
        Целью многих компаний, решивших приобрести статус публичных, является получение биржевого листинга, что значительно облегчает торговые операции с корпоративными акциями и обеспечивает общественное признание, поскольку биржевой листинг воспринимается многими как показатель надежности, масштабов и финансовых возможностей компании.
        10. Удержание и мотивация персонала.
        Западные и крупные российские компании стимулируют сотрудников акциями, фантомными акциями и опционами на покупку акций в будущем.
        Все вышеназванные преимущества IPO можно поделить на 2 категории: привлечение бессрочного капитала и преимущества, получаемые компанией при приобретении статуса публичной. Часто привлечение бессрочного капитала не служит самоцелью проведения IPO, более важной причиной решения провести IPO является приобретение публичного статуса. Приобретение публичного статуса - следующий этап в развитии компании.
        Отдельно необходимо отметить, что к недостаткам IPO относится частичная потеря компанией свободы, контроля и закрытости (если она требуется). Перед и после проведения публичного размещения акций компания вынуждена детально освещать все основные аспекты своей деятельности, все изменения, при этом тщательно оберегаемая и скрываемая ранее информация становится доступной неопределенно широкому кругу пользователей, среди которых есть и конкуренты, и клиенты, и сотрудники компании, и недоброжелатели.
        Проведение IPO является очень сложным процессом, на который компания тратит большие деньги, время и усилия. Поэтому к IPO необходимо тщательно готовиться, чтобы все преимущества не превратились в недостатки. В российской практике примеров неудачного проведения IPO пока нет. Все компании, прошедшие процедуру IPO, получили в полной мере все преимущества этого инструмента. Однако неудачное IPO возможно, если стратегия развития компании не продумана, если выход на финансовый рынок является преждевременным, а также вследствие других неграмотных действий руководства предприятия. Такие компании только ухудшают свое финансовое положение (из-за высоких затрат на IPO) и приобретают управленческие проблемы (из-за потери части контроля над компанией).

    РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ IPO В РОССИИ

        Мировой объем IPO в 2006 г. составил 237 млрд долл.6 Россия заняла 5-е место в мире по объему IPO (10,6 млрд долл.), что, на взгляд автора, является прекрасным результатом7.
        Сравним объемы размещения акций в России и на развитых рынках. Несмотря на разницу в макроэкономических показателях, на ощутимое отставание российского фондового рынка от развитых рынков по количественным показателям (капитализация и обороты), а также в плане инфраструктуры, объемы размещения акций российских компаний выглядят не так плохо на фоне аналогичных показателей США и ЕС. Так, совокупный объем IPO американских компаний в 2006 г. составил 46 млрд долл., тогда как российских - 25,99 млрд долл.8 с учетом дополнительных эмиссий. Разрыв не столь существен, так как на американский фондовый рынок выходят именно небольшие компании. Это связано с тем, что все крупные американские корпорации уже котируются и американское законодательство по фондовому рынку ужесточилось. В ЕС исторически преобладала банковская модель финансового рынка, а в последние годы, наоборот, наблюдался рост IPO за счет размещения акций мелких и средних компаний, которые ранее финансировались посредством банковского кредита, а также за счет того, что многие зарубежные компании (в том числе американские) предпочли размещаться в Европе, где законодательство лояльнее. Так, в 2005 г. объем IPO в ЕС составил 51 млрд евро против 27 млрд в США, 18 млрд в Азии и 4,4 млрд евро в России9. Однако уже в 2006 г. объем первичных и вторичных размещений в России вырос в 5 раз (в первую очередь благодаря Роснефти, которая заняла 3-е место в мире в 2006 г. по объему размещения после китайских ICBC и Bank of China)10. В Европе этот показатель повысился на 60%, а в США - на 27%11. Необходимо иметь в виду, что бум IPO в мире произошел в 2000 г.; по всем признакам, России еще предстоит это. Приведенные данные свидетельствуют о том, что потенциал развития IPO в России как инструмента финансирования предприятий стремительно реализуется.
        На сегодняшний день в стране сложились условия, когда инвесторы готовы вкладывать свои деньги в бумаги российских эмитентов, а у последних появилась потребность в инвестициях.
        В настоящее время эта потребность в основном реализуется через корпоративные облигационные займы и банковское кредитование. Однако опережающее развитие рынка корпоративных облигаций способствует становлению рынка российских IPO. Дело в том, что процедура выпуска и размещения облигаций очень похожа на процедуру выпуска и размещения акций.
        Низкое развитие публичного размещения акций для привлечения инвестиций в России объясняется следующими причинами:

  • неразвитость корпоративного права и законодательства о рынке ценных бумаг;
  • недостаточный опыт андеррайтеров в размещении акций;
  • недостаточное развитие российского фондового рынка и его инфраструктуры, которая пока является весьма затратной и недостаточно эффективной. Отсутствует единая система учета прав на ценные бумаги (не создан Центральный депозитарий), что не способствует надежной защите прав акционеров;
  • российский рынок отличается низким free-float (объем бумаг, находящихся в свободном обращении). Согласно последним исследованиям, у 8 крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку находится в пределах 25-30%. Для сравнения: в странах с развитым рынком этот показатель достигает 80-90%12;
  • чрезмерная концентрация оборота российского рынка ценных бумаг. Сегодня примерно 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов13. В странах с развитым фондовым рынком значение этого показателя не превышает 20-30%14;
  • попытки мажоритарных акционеров под предлогом публичного размещения продать собственный пакет, чтобы быстро перевести акции в наличность или выйти из неперспективного (по их мнению) бизнеса компании-эмитента;
  • слабое развитие российских институциональных инвесторов: пенсионных, паевых и страховых фондов. Существует нормативный запрет на инвестирование пенсионных средств и средств паевых инвестиционных фондов в IPO.
        Несмотря на все факторы, препятствующие развитию IPO в России, спрос со стороны эмитентов уже формируется. Возросшая активность российских компаний в проведении IPO позволяет говорить о различных группах потенциальных эмитентов, которые могут выйти на этот рынок в ближайшие годы.
        Первая группа - крупные российские компании, в основном сырьевого сектора, имеющие солидную кредитную историю. Акции большинства из них торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на внешних рынках в форме AДР. Однако проведению IPO компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов (обусловленная высокими кредитными рейтингами).
        Вторая группа - компании, ориентированные на внутреннего потребителя, довольно динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. Выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративных облигаций не может полностью удовлетворить их потребности в "длинных" деньгах. Представители именно этой группы компаний представляются наиболее вероятными кандидатами на проведение российских IPO.
        Третья группа - небольшие инновационные компании, большинство из которых ставят своей главной целью продвижение к IPO. Таких компаний в России пока мало, и лишь в перспективе при поддержке венчурного бизнеса они могут стать основными участниками IPO на фондовом рынке России.
        Сегодня 185 компаний уже продекларировали свои планы выхода на рынок до конца 2011 г. До конца 2007 г. запланировано размещение 85 компаний15.
        Для дальнейшего развития инструмента IPO в России важно провести следующие мероприятия:
  • построить эффективную инфраструктуру российского фондового рынка, в том числе создать единый депозитарий;
  • способствовать развитию институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов. Только в них в основном аккумулируются "длинные" деньги, пригодные для инвестирования в IPO;
  • завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.
        Преодоление указанных проблем призвано увеличить долю размещения долевых ценных бумаг в структуре привлечения инвестиций российскими предприятиями за счет снижения доли кредитов и облигационных займов.

        Список источников
        1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
        2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 2084ФЗ "Об акционерных обществах".
        3. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 18 июня 2003 г. № 03-30/ПС "О стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг".
        4. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 4 января 2002 г. № 1/ПС "Об утверждении положений о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг".
        5. Кодекс корпоративного поведения (с последними изменениями от 10 апреля 2005 г.).
        6. Гвардин С. В. IPO: стратегия, перспективы и опыт российских компаний. М.: Вершина, 2007.
        7. Гулькин П. Г. Практическое пособие по первоначальному публичному предложению акций (IPO). СПб.: Аналитический центр "Альпари СПб", 2002.
        8. Никонова И. А. Ценные бумаги для бизнеса: Как повысить стоимость компании с помощью IPO. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
        9. Пособие для эмитентов по процедурам эмиссии и листинга ценных бумаг в Российской Федерации / Проект ТАСИС ИНВАС Консультационные услуги по инвестициям на фондовых рынках. М., 2000.
        10. Плахов А. Развивающиеся страны разогрели рынок IPO/ Коммерсантъ. 2006. № 240. 22 декабря.
        11. Потемкин А. IPO: как это должно быть по-русски // Профиль. 2005. № 5. С. 7-9.
        12. Smith D. Zero-to-IPO & Other Fun Destinations. Cambridge Manhattan Group LLC. 2003.
        13. Draho J. The IPO Decision: Why and how сompanies go public. Edward Elgar Pub. 2006.
        14. www.allbusiness.com.
        15. www.cbonds.ru.
        16. www.cfin.ru.
        17. www.ey.com.
        18. www.fcsm.ru.
        19. www.gaap.ru.
        20. www.imf.org.
        21. www.investopedia.com.
        22. www.ipocongress.ru.
        23. www.k2kapital.com.
        24. www.londonstockexchange.com.
        25. www.micex.ru.
        26. www.offerings.ru.

    • Рейтинг
    • 0
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Джон Уильям
    15.12.2013 00:41:15
    добрая весть,

    Мы предлагаем частные, коммерческие и персональные кредиты с очень минимальные ежегодные процентные ставки по цене от 3% в течение 1 года до 50 лет срок погашения в любой части мира. Мы выдаем кредиты в пределах от $ 5,000.00 до $ 100,000,000.00 USD. Email кредитора: idealfinanceltdjw@gmail.com

    Наша кредиты хорошо застрахованы на максимальную безопасность является нашим приоритетом, Вы потеряли сон по ночам беспокоит, как получить законные кредитором кредита? Вы кусать ногти так быстро? Вместо того, чтобы бить себя мы даем вам лучший гид предложения и хлопот беспроцентный кредит, обратитесь IDEAL FINANCE LTD сейчас, кредитные специалисты, которые помогают остановить плохой кредитной историей, чтобы обнаружить победу решением, которое наша миссия.

    Заинтересованные лица могут связаться со мной по электронной почте:
    Кредитора имя: Джон Уильям
    Email кредитора: Idealfinanceltdjw@gmail.com


    С наилучшими пожеланиями,
    Джон Уильям.
    Главный юрисконсульт.
    http://idealfinanceltd.webs.com/
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Высокотехнологичный рост России: модернизация как основа развития
    Государственная тарифная политика в области связи
    Телекомы: расстановка сил
    Телекоммуникационный сектор России, стран СНГ и Турции: кредитоспособность эмитентов
    Отрасль телекоммуникаций: тенденции и перспективы 2007 г.
    Телекомы: рост или коррекция?
    Высокотехнологичная связь
    ЮТК: ставка на развитие перспективных услуг связи
    ВолгаТелеком: работа на долговом рынке
    Рынок связи Сибири: новая фаза развития
    Уралсвязьинформ: основные векторы роста
    Телекоммуникации: большие перемены и стратегический потенциал
    Рыночные риски российских телекомов
    Корпоративное управление и защищенность иностранных инвесторов в России
    Рынок корпоративных облигаций: обратная сторона медали
    Российский рынок IPO в 2006 г.
    IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями
    Окно в Европу: зачем российскому бизнесу зарубежные активы?
    Бизнес навынос, или Что отдать на аутсорсинг
    Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100