Casual
РЦБ.RU

Отрасль телекоммуникаций: тенденции и перспективы 2007 г.

Апрель 2007


    В настоящее время в российской телекоммуникационной отрасли отмечается насыщение в большинстве основных сегментов рынка. Это касается как фиксированной связи, так и сотовой. Наиболее благоприятным, на наш взгляд, остается сегмент относительно новых услуг - скоростной доступ к сети Интернет, а также дополнительные услуги на основе уже существующей инфраструктуры.

    В 2007 г. существенных изменений в законодательной базе отрасли, аналогичных вступившим в действие с 2006 г. поправкам, не произойдет и продолжится органическое развитие компаний в результате действия общеэкономических факторов.
    Основные отраслевые тенденции в этом году, на наш взгляд, будут следующими. Сегмент фиксированной связи вряд ли претерпит заметные изменения. Рынок уже насыщен, и темпы его роста будут невысокими. К тому же фиксированная связь испытывает серьезную конкуренцию с сотовой связью, хотя и более дорогой, однако и более удобной. В текущем году это противостояние может еще больше усилиться из-за повышения тарифов на услуги местной связи.
    Рынок сотовой связи также находится на стадии насыщения: по состоянию на конец февраля 2007 г. проникновение сотовой связи в России находится выше отметки в 100%. Практически у всех операторов темпы роста абонентской базы в 2006 г. были гораздо ниже, чем в 2005 г.
    Относительно молодой сегмент - доступ к сети Интернет, на наш взгляд, остается наиболее перспективным с точки зрения возможностей роста. Россия до сих пор отстает от многих европейских стран по уровню проникновения Интернета, что оставляет потенциал роста в данном направлении. Впрочем, доля доходов операторов от данных услуг незначительна по сравнению с традиционными услугами связи, вследствие этого стать драйвером роста рынка данный сегмент, по всей видимости, пока не сможет.

ТРАДИЦИОННАЯ СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ОЖИДАНИЯ

    Этот сегмент представлен в основном межрегиональными компаниями, входящими в холдинг "Связьинвест". В прошлом году правила работы в отрасли были изменены, причем в лучшую сторону для МРК. К таким изменениям следует отнести новые правила расчетов с присоединенными операторами, вступившие в силу с начала 2006 г., введение во второй половине 2006 г. принципа "платит звонящий" (СРР), предполагающего оплату звонков абонентов фиксированных сетей абонентам сотовых операторов (F2M), а также введение компаниями с февраля 2007 г. новых тарифных планов.
    Первые два нововведения привели к заметному повышению рентабельности многих компаний фиксированной связи. Основные изменения в системе расчетов сводятся к тому, что разграничилась деятельность по предоставлению услуг местной и дальней связи, а также был регламентирован порядок расчетов между операторами за эти услуги. Причем тарифы по интерконнекту (межоператорским расчетам) были установлены в пользу МРК. Что касается принципа СРР, то МРК также получили от этого выгоду. До введения в действие СРР за звонки F2M местные операторы ничего не получали. В настоящее время для операторов ФСТ установила маржу в размере 0,55 руб. за 1 мин трафика (данная величина определяется как разница между стоимостью звонка для абонентов - 1,5 руб. и платежом сотовым операторам за терминацию трафика - 0,95 руб.). То есть этот фактор должен оказать позитивное влияние на рентабельность операторов во второй половине 2006 г. и уже в полной мере в 2007 г.
    Однако наиболее важным для компаний станет введение новых тарифных планов для абонентов. В ноябре 2006 г. ФСТ утвердила для каждой компании 3 тарифных плана для местной фиксированной связи: поминутная оплата, безлимитный и комбинированный тарифы. При этом "новшеством" стало введение так называемой платы за использование телефонной линии, т. е. платеж, который будет осуществлять абонент независимо от интенсивности использования телефона.
    Отметим, что ФСТ установила предельные тарифы для МРК. Это означает, что каждая компания может самостоятельно установить тарифы в рамках, заданных ФСТ (именно это сделали все компании Связьинвеста). Однако понижение коснулось лишь безлимитных тарифов. Таким образом, компании, по нашему мнению, пытаются "подтолкнуть" абонентов к использованию данного тарифного плана. Средневзвешенные коэффициенты изменение тарифов по данным ФСТ приведены в табл. 1.
    В настоящее время большинство компаний подвели итоги выбора абонентами тарифных планов. В целом отмечается неравномерное распределение по компаниям: в одних компаниях абоненты избрали повременную систему оплаты (Волгателеком), в других - безлимитную (СЗТ). В среднем по России абоненты предпочли названные тарифные планы (по нашим оценкам, 43 и 37% абонентов выбрали соответственно повременной и безлимитный тарифы). Комбинированная система не пользовалась особым успехом. Тем не менее можно говорить о том, что фактический рост тарифов на местную связь окажется выше предполагаемого ФСТ. В свою очередь данный фактор позволит МРК еще больше увеличить рентабельность в настоящем году без существенных вложений для этого.
    По нашим прогнозам, темп роста суммарной выручки МРК Связьинвеста в 2007 г. может составить 15% против 7,6% в 2006 г. Кроме того, в прошлом году многие операторы начали проводить активные кампании по оптимизации численности персонала. В текущем году сокращение численности работников в МРК продолжится. Причем наиболее радикальные изменения, скорее всего, произойдут в наименее благополучных на данный момент компаниях - ЮТК и Центртелекоме. Совокупность этих факторов сможет повысить рентабельность деятельности многих МРК. Так, по итогам 2006 г. мы ожидаем средневзвешенную рентабельность по EBITDA на уровне 34,4%, а в 2007 г. этот показатель может повыситься до 38,4% в результате действия указанных выше факторов (рис. 1).
    Рост рентабельности может стать заметным фактором для улучшения финансовых показателей компаний. В прошлые годы большинство МРК осуществили серьезные вложения в развитие инфраструктуры сетей. Это привело к тому, что сегодня компании начинают "пожинать" результаты тех инвестиций. "Плодами" этого является развитие рынка услуг на основе данной инфраструктуры, и в первую очередь рынка доступа к сети Интернет через broadband- и DSL-технологии. Мы ожидаем, что данный сегмент бизнеса продолжит расти опережающими темпами относительно традиционных услуг связи, тем более что в регионах данные рынки развиты гораздо слабее московского и петербургского, и, на наш взгляд, задел для повышения доходов от новых услуг у компаний есть.
    Еще один немаловажный для многих компаний момент - долговая нагрузка. Прежде всего это касается ЮТК, Центртелекома и в меньшей степени Уралсвязьинформа. По итогам 2006 г. мы ожидаем средневзвешенный финансовый леверидж (отношение долга к акционерному капиталу) по МРК на уровне 0,85. К концу 2007 г. данная величина может понизиться до 0,61. У наиболее проблемных компаний - ЮТК и Центртелекома уровень левериджа на конец 2006 г. может составить 2,25 и 1,71 соответственно. Данный показатель Уралсвязьинформа мы оцениваем на уровне 0,99. В случае если компании будут соблюдать сроки возврата заемных средств, заявленные в отчетности, то в этом году снижение долговой нагрузки может продолжиться, что окажет позитивное воздействие на деятельность Центртелекома и ЮТК. Снижение долгов позволит сократить процентные платежи и, как следствие, повысить рентабельность по чистой прибыли.
    Согласно планам МРК суммарные капитальные затраты компаний в 2007 г. несколько повысятся относительно 2006 г. Однако рост рентабельности позволит МРК снизить объемы заимствований и финансировать свои капитальные затраты за счет собственных источников.
    В дополнение к росту операционной рентабельности компании могут повысить свою чистую прибыль, а это означает повышение дивидендной доходности по акциям МРК.

СОТОВЫЙ РЫНОК

    В текущем году сотовый рынок вступает в новую фазу - фазу насыщения. Темп роста абонентской базы операторов в последние годы замедлился, и в 2006 г. этот показатель был наименьшим за последние 6 лет. При этом количество активных SIM-карт превысило число жителей России (рис. 2).
    На данном рынке сложилась классическая олигополистическая модель: 84% абонентов пользуются услугами 3 федеральных операторов - МТС, ВымпелКома и Мегафона; 16% - услугами региональных операторов связи.
    Снижение темпов роста абонентской базы оказало позитивное влияние и на другие операционные показатели компаний. В частности, замедлилось снижение показателей ARPU (средняя выручка в месяц в расчете на одного абонента) у крупнейших операторов - МТС и ВымпелКома. А с учетом повышения тарифов данных компаний после введения СРР это даже привело к росту ARPU. Вероятнее всего, в этом году продолжится слабый рост ARPU. В числе основных причин этого - повышение тарифов операторов фиксированной связи, рост доходов населения, а также предоставление новых услуг. Впрочем, все эти факторы можно назвать экстенсивными.
    Интенсивными же факторами могут стать новые технологии, в частности создание сетей нового поколения. Весной Правительство РФ планирует провести конкурс на получение комплекта лицензий на частоты для предоставления услуг связи в формате 3G. Мы считаем, что основными претендентами являются МТС и Мегафон. При удачном стечении обстоятельств такую лицензию может получить и ВымпелКом. Предоставление дополнительных услуг на основе данной инфраструктуры будет способствовать росту доходов операторов. Однако говорить об этом пока еще рано.
    Следует обратить внимание на еще один важный момент - возможную активизацию компаний в сфере слияний и поглощений. Из-за замедления темпов роста российского рынка с целью повышения стоимости бизнеса сотовые операторы способны осуществить экспансию зарубежных рынков. В настоящее время операторы "Большой тройки" имеют активы в странах СНГ, однако их география может выйти за пределы стран Содружества. Впрочем, операторы не скрывают своих планов по покупке активов за рубежом.

БУДУЩЕЕ СВЯЗЬИНВЕСТА

    В связи с активизацией разговоров вокруг Связьинвеста необходимо подробнее рассмотреть данный вопрос. Прежде всего отметим, что среди министров правительства существует некое взаимопонимание относительно того, что надо что-то делать для повышения эффективности холдинга. Однако механизмы реализации несколько расходятся. Мининформсвязи и МЭРТ ранее проявляли взаимопонимание и имели примерно одинаковые взгляды на будущее холдинга. Однако в 2006 г. мнения министерств разошлись.
    Позиция МЭРТ
    Позиция МЭРТ заключается в том, чтобы избавиться от Связьинвеста как от управляющей компании, и объединить компании в операционный холдинг. По всей видимости, это означает создание крупной компании, которая будет оказывать весь спектр услуг связи на территории России и может стать одним из крупнейших операторов телекоммуникационного рынка. Отсюда следует рост возможностей компании для отстаивания своих интересов, а также возможность выхода на международные рынки.
    Позиция Мининформсвязи
    Позиция этого министерства остается прежней: будущее Связьинвеста - его приватизация.
    Отметим, что обе позиции имеют право на существование, но каждой присущи свои "плюсы" и "минусы". "Плюсы" позиции МЭРТ мы обозначили выше. К "минусам" необходимо отнести сложность в реализации данного плана. Объединение МРК и Ростелекома в один холдинг потребует значительных временных затрат. Кроме того, нужно будет учитывать миноритариев МРК. Есть еще один "минус", с которым не согласиться новый акционер Связьинвеста - Комстар-ОТС: в случае объединения его доля может снизиться приблизительно до 25%, что не позволит ему оказывать влияние на деятельность холдинга.
    "Минусы" приватизации заключаются в отсутствии ясности со сроками данного процесса. В связи с предстоящими президентскими выборами этот вариант может быть отложен как минимум на год. Добавим, что в случае приватизации Связьинвеста его может постигнуть участь, которую ему предрекает МЭРТ, но инициатором преобразований, вероятнее всего, станет новый собственник.
    Исходя из сказанного выше, мы считаем вариант приватизации более вероятный. Кроме того, еще необходимо учесть тот факт, что "Система" может ускорить приватизацию Связьинвеста "изнутри". Но какие либо изменения вряд ли произойдут в 2007 г.

РЫНОК АКЦИЙ

    В целом в 2007 г. мы ожидаем повышения котировок на рынке акций телекоммуникационных компаний, хотя потенциал роста по сектору неоднороден. На наш взгляд, среди МРК Связьинвеста практически все акции недооценены. Исключение составляют лишь бумаги СЗТ. Как представляется, фундаментальными факторами роста стоимости акций МРК являются новые тарифные планы для этих компаний, а также рост доходов от новых услуг.
    Наиболее плохие перспективы, по нашему мнению, существуют у бумаг Ростелекома. Изменения в отрасли в 2006 г. были не в пользу компании - ее финансовые показатели по итогам года ухудшатся. Кроме того, компания стала менее "прозрачной", что явно не добавляет ей привлекательности.
    Впрочем, следует отметить, что наши прогнозы справедливы лишь с точки зрения фундаментальной составляющей (табл. 2). Однако существует еще и спекулятивный момент - это новости и слухи относительно перспектив Связьинвеста. Традиционно эти события приводят к резким колебаниям стоимости "дочек" холдинга, зачастую даже необоснованно. Кроме того, прогнозировать наступление данных событий представляется весьма затруднительным.
    Мы полагаем, что котировки акций сотовых компаний имеют разнонаправленный потенциал. Позитивные перспективы, на наш взгляд, имеются у бумаг МТС - у компании хорошие фундаментальные показатели. Кроме того, она недооценена по отношению к ВымпелКому. Так, капитализация данных компаний в настоящее время практически одинаковая и составляет около 20 млрд долл. Однако финансовые показатели ВымпелКома в абсолютном выражении ниже, чем у МТС.




  • Рейтинг
  • 3
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокотехнологичный рост России: модернизация как основа развития
Государственная тарифная политика в области связи
Телекомы: расстановка сил
Телекоммуникационный сектор России, стран СНГ и Турции: кредитоспособность эмитентов
Отрасль телекоммуникаций: тенденции и перспективы 2007 г.
Телекомы: рост или коррекция?
Высокотехнологичная связь
ЮТК: ставка на развитие перспективных услуг связи
ВолгаТелеком: работа на долговом рынке
Рынок связи Сибири: новая фаза развития
Уралсвязьинформ: основные векторы роста
Телекоммуникации: большие перемены и стратегический потенциал
Рыночные риски российских телекомов
Корпоративное управление и защищенность иностранных инвесторов в России
Рынок корпоративных облигаций: обратная сторона медали
Российский рынок IPO в 2006 г.
IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями
Окно в Европу: зачем российскому бизнесу зарубежные активы?
Бизнес навынос, или Что отдать на аутсорсинг
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100