Casual
РЦБ.RU

Высокотехнологичный рост России: модернизация как основа развития

Апрель 2007

Материал предоставлен пресс-службой Министерства информационных технологий и связи РФ

    Международные эксперты признают, что российская отрасль информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) - одна из самых быстроразвивающихся в мире. Услугами квалифицированных российских специалистов в этой области пользуются многие крупнейшие транснациональные корпорации. В сочетании с уникальным интеллектуальным потенциалом и огромным опытом высокотехнологичных разработок динамичное развитие сферы ИКТ дает России возможность активно формировать будущее инфокоммуникационных технологий как внутри страны, так и во всем мире.

    Рост и развитие
    Согласно статистике, сфера ИКТ в России развивается темпами, значительно превышающими динамику экономического роста страны. Рост рынка ИКТ в стране составляет в среднем около 30% в год, что значительно выше темпов роста других сфер российской экономики.
    По предварительным данным, в 2006 г. общий объем сектора ИКТ составил свыше 43,8 млрд долл. (рис. 1), что на 27% больше, чем в предыдущем году; доход от услуг электросвязи - 28,1 млрд долл. (на 27,6% больше, чем в 2005 г.); доход от услуг почтовой связи - 2,05 млрд долл. (на 34,4% больше, чем в позапрошлом году).
    Постоянно увеличивается объем иностранных инвестиций в развитие средств связи. Так, в 2006 г. увеличение составило 26% (4,1 млрд долл.) по сравнению с 2005 г. (рис. 2). Это стало возможным благодаря эффективному государственному регулированию, направленному на развитие конкуренции на рынке услуг связи.
    В свою очередь объем экспорта российского рынка информационных технологий в 2006 г. вырос почти на 80% и достиг 1,8 млрд долл. (рис. 3).
    В связи с высоким уровнем отдачи на единицу вложенного в отрасль капитала и усиленной государственной поддержкой отрасли очевидно, что инвестировать в российскую инфокоммуникационную сферу сегодня выгодно. При этом необходимо отметить, что кредитный рейтинг страны постоянно растет (Standard & Poor's, Fitch).

    Нормативное правовое регулирование
    Высокий уровень конкуренции на российском рынке телекоммуникационых услуг, интенсивная динамика и широкий масштаб их распространения во многом обусловлены изменениями в законодательстве: в 2004 г. вступил в силу новый Закон "О связи".
    Новое регулирование позволило рынку стать более насыщенным и прозрачным благодаря упрощению правил и созданию равных условий деятельности для всех игроков. Сегодня работа в этом направлении продолжается с учетом интересов как потребителей, так и участников рынка.
    Наиболее значимыми достижениями в этой области стали демонополизация рынка услуг дальней связи, что является одним из условий вступления страны в ВТО, а также введение принципа "платит звонящий".
    Кроме того, не остается без внимания такой факт, как влияние современных технологий на условия деловой активности. Сегодня для этого создается необходимая законодательная база. Приняты законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных". Также подготовлены предложения по усовершенствованию законодательства, касающиеся в первую очередь использования электронных документов.

    Информационное общество и модернизация
    Стремясь к технологическому и научному лидерству, Россия стоит на пути формирования современного, динамичного информационного общества.
    Благодаря эффективному развитию инфокоммуникационной сферы сегодня в России более 150 млн абонентcких терминалов, подключенных к сети подвижной связи, и свыше 25 млн пользователей сети Интернет (рис. 4, 5). Дальнейшие перспективы этих направлений связаны с внедрением услуг связи третьего поколения и развитием широкополосного доступа к сети Интернет - сегодня для этого, помимо спроса, имеются все нормативно-правовые и технологические условия.
    Инфокоммуникационная инфраструктура страны непрерывно развивается, и, соответственно, все больше граждан имеют возможность пользоваться современными ИКТ-услугами.
    В 2006 г. в рамках государственного проекта подключения образовательных учреждений к сети Интернет было подключено 18 тыс. школ, в 2007 г. планируется подключить еще почти 35 тыс. образовательных учреждений.
    Кроме того, российское законодательство предусматривает, что все граждане страны без исключения должны быть обеспечены услугами телефонной связи, а в поселениях, где проживает более 500 человек, - услугами сети Интернет с помощью пунктов коллективного доступа. Эти нормы реализуются благодаря внедрению с 2005 г. механизма универсального обслуживания в стране. К концу 2008 г. универсальные услуги связи будут оказываться на всей территории России.
    Востребованность инновационных технологий в экономике и социальной сфере страны неуклонно растет. Внедрение современных инфокоммуникационных технологий в государственное управление, образование, здравоохранение, деловую сферу будет и далее расширяться в рамках реализации приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здравоохранение", "Жилье", "Агропромышленный комплекс" - а также в рамках федеральных целевых программ, таких как "Электронная Россия (2002-2010 гг.)", "Социальное развитие села" и др.
    Кроме того, по инициативе Мининформсвязи России осуществляется масштабный проект "Компьютер - в каждый дом", предусматривающий повышение доступности высокопроизводительной компьютерной техники для жителей малых городов и удаленных регионов страны.
    В июле 2006 г. Правительством Российской Федерации была одобрена Концепция региональной информатизации до 2010 г. Документом определены три основные цели: развитие ИКТ-инфраструктуры, формирование "электронного региона", стимулирование и распространение инфокоммуникационных технологий. Также определены основные принципы создания "электронного правительства" на уровне регионов.
    За последние годы Россия существенно обновила группировку своих спутников гражданского назначения, и ФГУП "Космическая связь" вместе с ведущими европейскими компаниями все активнее берет на себя организацию информационного обмена между Европой и Азией.
    Ведутся работы по созданию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с биометрическими данными. Массовая выдача документов с биометрической информацией планируется уже в 2007 г.
    Большое внимание уделяется развитию почты. На сегодняшний день на территории страны услуги почтовой связи оказывает "Почта России" - единый федеральный оператор с сетью более 40 тыс. почтовых отделений. В 2007-2012 гг. планируется масштабная модернизация инфраструктуры почтовой связи, включая обновление парка транспортных средств и строительство 27 автоматизированных сортировочных центров. Одним из основных направлений модернизации почты является развитие системы электронных денежных переводов и оказание почтово-банковских услуг.
    Таким образом, в России создаются все необходимые предпосылки для формирования широкого спектра современных инфокоммуникационных услуг, модернизации российской экономики и интеграции страны в глобальное информационное пространство на основе развития отрасли ИКТ.
    К 2010 г. реализация государственной политики позволит обеспечить повышение телефонной плотности в 1,5 раза, увеличить обеспеченность населения компьютерами с 16 до 43 шт. на 100 человек, долю пользователей сети Интернет - с 17 до 45%.

    Государственная поддержка отрасли IT
    Основные усилия государственной поддержки сосредоточены на развитии наиболее перспективной сферы экономики - отрасли информационных технологий. Поэтому многие крупные зарубежные компании открыли или значительно расширили свои центры разработки программного обеспечения в России. Среди них такие корпорации, как Intel, IBM, Siemens. Услугами российских разработчиков также пользуются Microsoft, Motorola, Sun Microsystems, Boeing, Bank of America, Xerox, Samsung Electronics, Nortel Networks и другие крупные международные компании.
    При этом, по мнению экспертов компаний KPMG, Economist Intelligence Unit, Россия входит в десятку стран, которые в ближайшие несколько лет станут основными глобальными поставщиками ИТ-продуктов и услуг. По оценке ИК "Финам", уже сейчас программное обеспечение российского производства пользуется все большим спросом как в России, так и за рубежом.
    Общий экономический подъем, а также высокий спрос на информационные технологии и особое внимание к сектору ИТ со стороны государства позволяют экспертам прогнозировать дальнейший интенсивный рост российского рынка ИТ. На данном этапе государство ориентируется на стимулирование развития отечественных компаний и принимает для этого соответствующие меры, к которым в первую очередь относится реализация государственной программы создания технопарков в сфере высоких технологий.
    В соответствии с госпрограммой, принятой Правительством в 2006 г., технопарки будут созданы в 7 регионах страны (Московской, Новосибирской, Нижегородской, Тюменской, Калужская областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан), что обеспечит территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных отраслей экономики.
    Цель создания технопарков - содействие развитию инновационных компаний на самом трудном для них этапе - от момента зарождения идеи до организации производства продукта. Основная задача технопарка - обеспечить доступность необходимой инфраструктуры и финансирование для развития предприятий в сфере высоких технологий на основе государственно-частного партнерства.
    Работа технопарков будет отвечать самым высоким требованиям, предъявляемым к ним в современном мире. Условия работы для зарубежных партнеров будут привычными и удобными, а Россия сможет предложить им возможности своего огромного, быстро развивающегося рынка и, что наиболее важно, свои кадровые, интеллектуальные ресурсы. Несомненно, технопарки помогут раскрыть интеллектуальный творческий потенциал российских ИТ-специалистов в полной мере во всех областях деятельности - от создания новых программных продуктов до нанотехнологий.
    Уже к 2009 г. стоимость совокупного объема произведенной в технопарках продукции и оказанных услуг может составить около 3,8 млрд долл. в год. Средняя выручка на одного сотрудника компании - резидента технопарка может составить около 56,6 тыс. долл.
    Наряду с этим приняты поправки в Налоговый кодекс, обеспечивающие снижение налогов для компаний-экспортеров в сфере ИТ. Однако они не до конца решают задачу создания специального налогового режима для ИТ-компаний, поэтому работа в этом направлении будет продолжаться.
    Введение налоговых льгот и начало реализации государственной программы по созданию технопарков в сфере высоких технологий формируют необходимый плацдарм для самого широкого круга совместных проектов, значительно улучшают условия работы западных высокотехнологичных компаний в России.
    Немаловажным достижением станет создание Российского инвестиционного фонда ИКТ. Это фонд прямых инвестиций с объемом участия государства в размере около 54,7 млн долл. Первоначально фонд будет полностью государственным, а в дальнейшем планируется последовательное отчуждение находящихся в федеральной собственности акций без сохранения к 2010 г. доли участия Российской Федерации в уставном капитале. Предполагается, что фонд начнет финансировать проекты в середине 2007 г., сразу после того, как за счет привлечения частных инвестиций доля государственного участия будет снижена до 51%.
    Кроме того, планируется создать две новые государственные структуры - Федеральное агентство по информационным системам и Федеральное агентство по поддержке экспорта в области информационных технологий. Последнее будет отвечать за информационную, аналитическую и маркетинговую поддержку при продвижении товаров и услуг российской ИТ-индустрии на мировой рынок.
    Россия неоднократно доказывала свою способность успешно конкурировать с ведущими мировыми странами за лидерство в научно-техническом прогрессе.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Высокотехнологичный рост России: модернизация как основа развития
Государственная тарифная политика в области связи
Телекомы: расстановка сил
Телекоммуникационный сектор России, стран СНГ и Турции: кредитоспособность эмитентов
Отрасль телекоммуникаций: тенденции и перспективы 2007 г.
Телекомы: рост или коррекция?
Высокотехнологичная связь
ЮТК: ставка на развитие перспективных услуг связи
ВолгаТелеком: работа на долговом рынке
Рынок связи Сибири: новая фаза развития
Уралсвязьинформ: основные векторы роста
Телекоммуникации: большие перемены и стратегический потенциал
Рыночные риски российских телекомов
Корпоративное управление и защищенность иностранных инвесторов в России
Рынок корпоративных облигаций: обратная сторона медали
Российский рынок IPO в 2006 г.
IPO как инструмент привлечения инвестиций российскими предприятиями
Окно в Европу: зачем российскому бизнесу зарубежные активы?
Бизнес навынос, или Что отдать на аутсорсинг
Влияние планируемой дополнительной эмиссии акций на оценку текущей стоимости бизнеса

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100