Casual
РЦБ.RU

Деятельность РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе

Апрель 2007


    Интервью с руководителем Регионального отделения ФСФР РФ в СЗФО Павлом Ивановым

    РЦБ: Павел Анатольевич, каковы полномочия РО ФСФР в СЗФО и основные направления деятельности регионального отделения?

    П. И. Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), осуществляющим функции контроля и надзора в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), защищающим права акционеров и инвесторов, реализующим принимаемые ФСФР России решения и контролирующим деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
    Основные функции РО ФСФР СЗФО - контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных актов, а также решений ФСФР России и Регионального отделения; осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении; рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции ФСФР России, а также применение мер ответственности, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращение в арбитражный суд с исковыми заявлениями по вопросам, относящимся к компетенции Регионального отделения; направление в правоохранительные органы материалов по вопросам, отнесенным к компетенции Регионального отделения и др.

    РЦБ: Какова текущая ситуация на финансовом рынке в СЗФО?

    П. И. В целом ситуация стабильная. На 1 января 2007 г. в субъектах СЗФО зарегистрировано 27 132 акционерных общества.
    Как видно из табл. 1, более 2/3 эмитентов зарегистрировано на территории Санкт-Петербурга, остальные достаточно равномерно распределены между другими регионами.
    Несмотря на ужесточение со стороны РО контроля за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах, за последние 3 года наблюдается тенденция к увеличению количества обществ: в 2004 г. зарегистрировано 25 609 обществ, в 2005 г. - 25 431, в 2006 г. - 27 132.
    Ситуация с распределением профессиональных участников по регионам аналогична ситуации с эмитентами, а именно: более 2/3 профессиональных участников зарегистрированы на территории Санкт-Петербурга, остальные распределены между регионами. При этом, как и среди эмитентов, лидерами являются Калининградская и Вологодская области.
    Уменьшение количества профессиональных участников за последние 3 года можно объяснить тем, что в 2005 г. РО получило доступ к отчетности профессиональных участников и смогло выявить всех нарушителей. В результате у ряда компаний были аннулированы лицензии (в большинстве случаев это касалось компаний, которые к тому времени уже фактически прекратили свою деятельность на рынке ценных бумаг) или в реестр лицензий была внесена информация о ликвидации юридических лиц, имеющих лицензию профессионального участника, т. е. де-юре зафиксировали то, что к тому моменту состоялось де-факто.
    Налицо динамика роста количества субъектов рынка коллективных инвестиций Северо-Западного федерального округа: за 2004-2006 гг. их число увеличилось с 51 до 60.
    В 2005 г. РО была проверена деятельность большинства негосударственных пенсионных фондов, расположенных на территории округа, и с рынка были выведены прекратившие работу организации.
    Информация о количестве коллективных инвесторов (специализированные депозитарии, управляющие компании, НПФ) Северо-Западного федерального округа за 2004-2006 гг. выглядит следующим образом: на 1 января 2005 г. зарегистрирован 51 вкладчик, на начало 2006 г. - 63, на 1 января 2007 г. - 60. С точки зрения географии расположения участников рынка ситуация такова: все управляющие компании и специализированные депозитарии размещены в Санкт-Петербурге. Если кто и присутствует в регионе, то только НПФ, и то в половине субъектов округа нет никого.
    Безусловно, самой малочисленной группой участников, имеющей при этом самую короткую историю присутствия на рынке, являются жилищные накопительные кооперативы и бюро кредитных историй. И тем не менее на 1 января 2007 г. насчитывалось 15 жилищных накопительных кооперативов и 4 бюро кредитных историй.
    Если рассматривать товарные биржи и биржевых посредников, то, несмотря на то что эта группа участников финансового рынка имеет одну из старейших историй, контроль и надзор за ними Региональному отделению был передан только в начале текущего года, поэтому более полную информацию о них дать пока трудно. По состоянию на 1 января 2007 г. зафиксировано 9 товарных бирж и 48 биржевых посредников.

    РЦБ: Какие проблемы и тенденции существуют в каждом из перечисленных секторов?

    П. И. Несомненно, самый многочисленный сегмент надзора - эмитенты ценных бумаг. К проблемам, которые здесь существуют, относятся, во-первых, качество самих эмитентов, во-вторых, огромные размеры округа и, как следствие, неэффективность существовавшей до недавнего времени системы контроля, основанной исключительно на выездных проверках эмитентов, которых удавалось за год провести не более 200, что в сопоставлении с общим количеством эмитентов являлось каплей в море. Еще одна проблема - отсутствие представителей Регионального отделения на территориях, входящих в округ. Сотрудники РО размещались исключительно в Санкт-Петербурге. Поэтому любой вопрос, возникающий за пределами Cанкт-Петербурга, требовал для своего решения или долгой переписки, или командировки. Следующая проблема - отсутствие взаимодействия с федеральными структурами, такими как ФНС России, Прокуратура РФ, ФССП, ФАС России, и администрацией регионов, как в Санкт-Петербурге, так и на местах.
    Больная тема - финансирование деятельности Регионального отделения. Те лимиты финансирования, которые открывались РО, позволяли совершить не более 10 командировок, что, мягко говоря, недостаточно для должного контроля за соблюдением законодательства. Подобная ситуация была и в отношении финансирования связи (почта, междугородние переговоры). К концу года легко можно было оказаться в режиме радиомолчания.
    Одной из существенных проблем является большое количество компаний-"однодневок" - обществ, фактически прекративших свою деятельность. Кроме того, актуальной остается проблема технической оснащенности РО.
    Все вышеперечисленные проблемы способствовали массовому несоблюдению акционерными обществами требований законодательства. Безусловно, необходимо было принципиально изменить подходы к осуществлению контрольно-надзорных функций.
    Первое принципиальное изменение в работе РО - переориентация с выездных на камеральные проверки, т. е. не выезжая к эмитенту, а запрашивая документы по почте. Это, конечно, менее затратно, менее трудоемко, но не менее эффективно. Понимая, что нарушения носят массовый, но типовой характер, было принято решение о том, что лучше проводить камеральные проверки по одному из типовых нарушений. Таким образом мы укажем большему количеству обществ на имеющиеся у них проблемы с соблюдением законодательства. При этом, конечно же, мы не отказались полностью от выездных проверок - их оставили как форму реагирования на поступающие жалобы и сигналы о корпоративных конфликтах. Текущая статистика количества произведенных проверок приведена с табл. 2.
    По итогам 2006 г. контрольно-надзорные мероприятия были осуществлены в отношении примерно 10% эмитентов. Также мы сконцентрировали свои усилия на обеспечении своего присутствия в регионах. В результате на территории 7 субъектов работают территориальные отделы Регионального отделения. Эффект от этого колоссальный. А благодаря позиции О. В. Вьюгина и работе финансового управления в 2005-2006 гг. принципиально изменилась ситуация с финансированием деятельности Региональных отделений.
    В целях ускорения процессов выявления обществ-нарушителей, уклоняющихся от регистрации выпусков ценных бумаг, в 2005 г. организовано сотрудничество Регионального отделения и его территориальных отделов с органами прокуратуры и налоговыми службами. Обмен информацией об обществах, по которым отсутствуют сведения о регистрации выпусков ценных бумаг, позволил привлечь к административной ответственности руководителей многих акционерных обществ, допустивших нарушение требований действующего законодательства. Мы активнее стали применять предоставленные нам Кодексом об административных правонарушениях полномочия. Безусловно, расширение географии мест составления протоколов и почти десятикратное (по сравнению с 2004 г.) увеличение количества составляемых протоколов потребовали существенной переработки технологии работы самого РО.
    В результате этой работы удалось изменить существовавшие тенденции, например, в части раскрытия информации: в 2006 г. возросло количество обществ, предоставляющих отчетность в Региональное отделение. Так, на конец года число обществ, предоставивших ежеквартальную отчетность, составило 70% от общего количества обществ, обязанных раскрывать информацию, предоставивших существенные факты и сведения - 40%, предоставивших списки аффилированных лиц - 40%.
    Таким образом, в отношении всей ситуации можно сказать, что она имеет положительную динамику к разрешению, и я надеюсь, что уже по итогам 2007 г. большинство нарушений станет не правилом, а исключением.
    Конечно, не все у нас безоблачно. Достигая какого-то рубежа, мы сталкиваемся с очередной проблемой. Например, случай с незарегистрированными эмиссиями. Кроме того, большинство из оставшихся обществ по адресам, имеющимся в нашем распоряжении, просто невозможно найти. В 2006 г. было обжаловано 92 постановления о назначении административного наказания, вынесенных РО, из них 74 дела об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 15.17 КоАП РФ.
    В настоящее время нами построен механизм, позволяющий своевременно принимать меры, направленные на выявление правонарушений по ст. 15.17 КоАП РФ и привлекать к административной ответственности общества в пределах сроков, установленных судебной практикой. Таким образом, мы рассчитываем, что нам удастся предотвратить появление новых нарушителей. В то же время по "старым" нарушителям наши возможности существенно усечены.
    К проблемам того же рода можно отнести ситуацию с исполнением уже вступивших в силу постановлений о наложении административного взыскания. Общество не только не исполняет требования законодательства, но и при наложении на него взыскания игнорирует и его. Начали мы с цифры в 15% фактических платежей, в данный момент, как видно из табл. 2, уже перевалили порог в 25% и, надеюсь, в течение 2007 г. "подтянем" этот показатель к 35-40%.
    Отдельно следует сказать про корпоративные конфликты. Одним из показателей, характеризующих ситуацию в этом блоке, являются жалобы и обращения. В 2006 г. в Региональное отделение поступило 484 жалобы и обращения. В 2005 г. их количество составило 302 (увеличение на 60%), в 2004 г. - 306.
    Приведенные цифры можно прокомментировать следующим образом: наша активная позиция по пресечению нарушений требований законодательства не осталась незамеченной, т. е. о нас узнали и нам поверили.

    РЦБ: Охарактеризуйте ситуацию с профессиональной деятельностью на финансовом рынке.

    П. И. В отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг к ранее уже прокомментированным цифрам по их количеству и территориальному размещению могу добавить качественную оценку ситуации. Безусловно, наилучшая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. С точки зрения вовлеченности населения в работу фондового рынка Санкт-Петербург занимает 1-е место в округе и 2-е место после Москвы в России. На 2-е место я поставил бы 2 региона: Калининградскую и Вологодскую области. На последнем месте - Псков.
    За последние 2 года произошел ряд изменений, например региональные отделения получили доступ к отчетности профессиональных участников. В 2005 г. в целях отработки процедур взаимодействия и контроля мы получили доступ к отчетности, собираемой в ФСФР России. Далее сотрудниками РО осуществлялся уже и сбор отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Подведенные в конце года итоги подтвердили целесообразность такой организации работы, поэтому руководство ФСФР принято решение распространить эту практику на все регионы.
    В ходе сбора и мониторинга полученной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг были выявлены 4 нарушения сроков представления отчетности, 11 нарушений составления отчетности.
    На основании полученной отчетности проведено 16 камеральных внеплановых проверок, в результате которых выявлено 8 нарушений действующего законодательства профессиональными участниками рынка ценных бумаг (в части соответствия сотрудников профессиональных участников рынка ценных бумаг квалификационным требованиям и/или в части соблюдения норматива достаточности собственных средств профучастника рынка ценных бумаг).
    Другое существенное изменение в нашей работе в этом блоке - "подключение" сотрудников территориальных отделов к контролю за деятельностью профессиональных участников. Пока мы в начале пути, и территориальные отделы самостоятельно не проводят проверки профессиональных участников. Однако сотрудники, безусловно, включаются в состав групп инспекторов при проверки деятельности регионального профучастника. Кроме того, в 2006 - начале 2007 г. было проведено 2 обучающих мероприятия для сотрудников по подготовке к самостоятельным проверкам. Надеюсь, к концу 2007 г. мы достигнем самостоятельности территориальных отделов в этой работе.
    Основные проблемы, касающиеся этого рода деятельности, вытекают из положительных тенденций. Степень вовлеченности населения в фондовый рынок растет, соответственно растет количество организаций, оказывающих эти услуги в регионах. В большинстве случаев регистрируется не новое юридическое лицо - профучастник, а филиал московской или питерской организации. Здесь и возникает информационная проблема: о начале деятельности филиала мы можем узнать, к сожалению, только из рекламы или при получении жалобы. В этом же ряду стоит и проблема отсутствия информации о текущей деятельности филиалов.
    Тем не менее мы пытаемся отслеживать ситуацию с филиалами и представительствами профессиональных участников, но сталкиваемся с еще одной проблемой - так сказать, псевдофилиалами. То есть некоторые профучастники, не желая брать на себя дополнительные риски, связанные с деятельностью в регионах, и в то же время адекватно понимая перспективность этой работы, организуют следующую схему. В регионе подбирается компания-партнер (иногда это даже индивидуальный частный предприниматель), с которым заключается договор на оказание услуг. В рамках этого договора партнер дает рекламу профучастника, собирает клиентов и потенциальных клиентов на семинары, арендует площади, на которых размещает технику, обеспечивающую доступ к торговым площадкам и предлагает клиентам посреднические услуги по заключению договоров с профучастником. При этом партнер в свое название в большинстве случаев включает название профучастника, но не имеет лицензии профучастника, хотя в рекламных материалах представляется информация о том, что сотрудники располагают аттестатами ФСФР. Кроме перечисленных функций, псевдофилиал в регионе включается в скупку акций у населения. Получая жалобы, мы сталкиваемся с тем, что лицензии у таких псевдофилиалов нет, соответственно мы не имеем полномочий на проверку их деятельности.
    Что касается коллективных инвесторов, то следует отметить бурный рост количества управляющих компаний и паевых инвестиционных фондов.
    Информация о количестве зарегистрированных ПИФов под управлением управляющих компаний Санкт-Петербурга за 2004-2006 гг. с разбивкой по годам и по типам ПИФов представлена в табл. 3.
    Одной из основных точек контроля в этом блоке является контроль за раскрытием информации со стороны управляющих компаний и деятельностью агентов за размещением паев. В этих двух направлениях мы и концентрировали свои усилия.
    Основные проблемы в этом блоке схожи с проблемами, возникающими у профучастников: непрозрачность для нас филиалов НПФов, работающих в регионе, и использование псевдофилиалов профучастников, в том числе и в качестве агентов по размещению паев. Мы запрашиваем информацию у псевдофилиала, в ответ получаем: "Мы не являемся профучастником, не приставайте". Запрашиваем информацию у управляющей компании, получаем ответ: "У нас нет агента на этой территории и с таким названием". Звоним по рекламным телефонам в псевдофилиал и задаем вопрос: "Можно ли у вас купить паи", и в ответ получаем: "Конечно, приходите - ждем".
    В 2005 - начале 2006 г. мы "осваивали" новую единицу контроля - негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Контроль за их деятельностью до этого был вне нашей ответственности, поэтому в указанный период мы проверили деятельность всех НПФ, расположенных в СЗФО. В рамках проверок было найдено много интересного. Например, в связи с неисполнением ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования направлены документы в отношении НПФ "Мета"; 14 ноября 2006 г. приостановлено действие лицензии на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путем привлечения денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами на осуществление пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме Первому региональному негосударственному пенсионному фонду "Регион-Пенфо" и Негосударственному пенсионному фонду "Полярный", а также на осуществление деятельности негосударственного пенсионного фонда Калининградскому негосударственному пенсионному фонду "Партнер".
    ФСФР России 12 декабря 2006 г. направлены исковые заявления в суд об аннулировании лицензий вышеперечисленных НПФ.
    К настоящему моменту ситуация полностью стабилизировалась.
    После организационных мероприятий во второй половине 2006 г. территориальные отделы начали первые проверки агентов. Проверки НПФ начнут во второй половине 2007 г.
    Тема жилищных накопительных кооперативов для нас новая, так что пока мы "набиваем шишки". В дополнение к ранее приведенной статистике могу сказать, что всего около 600 человек в рамках СЗФО стали членами ЖНК. Комментировать проблемы и то, где они возникают, опасаюсь - жилье все-таки очень болезненный вопрос. Единственное, что отмечу, пока мы не выявляли катастрофических проблем. Все, с чем сталкивались, разрешалось в рабочем порядке, без привлечения прокуратуры и правоохранительных органов.



  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Классификация и анализ государственных облигаций внутреннего долга с фиксированной ставкой по сроку обращения
Обзор рынка рублевых облигаций
Основные тенденции рынка российских корпоративных еврооблигаций
Дорогу осилит идущий!
Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия
Private banking: швейцарские традиции в российских условиях
Закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости - инструмент для инвесторов и девелоперов
Влияние хеджевых фондов на финансовую стабильность
Русская весна в Амстердаме
Новый инструмент фондового рынка
Перспективы развития законодательства о секьюритизации в России
Обзор европейского опыта организации трансграничного взаимодействия торговых, клиринговых и расчетных структур
Управляющая компания ЗПИФ и cпециализированный депозитарий: стратегическое партнерство - залог успешного бизнеса
Распределительные сетевые компании: существенная недооценка
Развитие финансового рынка в Калининградской области
Деятельность РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100