Casual
РЦБ.RU

Развитие финансового рынка в Калининградской области

Апрель 2007


ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РЕГИОНА

    Основными инструментами развития Калининградской области в 2006 г. стали режим особой экономической зоны и реформы, проводимые правительством области.
    Особая экономическая зона существует в Калининградской области с начала 1990-х гг. Федеральным законом от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу 1 апреля 2006 г.) предусмотрен переход от таможенных льгот к налоговым. Закон призван обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции.
    Федеральным законом предусмотрены льготы по уплате налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций резидентами особой экономической зоны (ставка 0% в первые 6 лет, с 7-го по 12-й год ставка указанных налогов уменьшается на 50%).
    К инвестиционным проектам, реализуемым резидентами, предъявляются следующие требования:

  • реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
  • осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;
  • объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 млн руб.;
  • объем капитальных вложений должен быть осуществлен в срок, не превышающий 3 лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.
        На начало марта 2007 г. в качестве резидентов было зарегистрировано 34 компании с заявленным объемом инвестиций 19,5 млрд руб., более 70% из которых - привлеченные средства. Следовательно, начала формироваться ситуация, которая стимулирует развитие финансового рынка в Калининградской области.
        Кроме того, действует Закон Калининградской области от 15 июля 2002 г. № 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области". Этот закон (в редакции Закона Калининградской области от 12 июля 2006 г. № 32, вступившего в силу с 1 января 2007 г.) предоставляет организациям-инвесторам такие формы государственной поддержки, как субсидирование части процентной ставки по привлеченным кредитам и сопровождение приоритетных инвестиционных проектов.
        Правительство Калининградской области активно проводит административную и бюджетную реформы.
        В 2006 г. в 2 раза сократилось количество госслужащих, с 36 до 22 - государственных органов исполнительной власти области. Вводится принцип "одного окна" в сфере предоставления государственных услуг.
        В рамках реализации системного подхода к решению проблем социально-экономического развития Калининградской области приняты стратегия и программа социально-экономического развития области.
        Правительство осуществило переход на 5-летний период бюджетного планирования. Все закупки для государственных нужд ведутся через конкурсное агентство. Доступ к государственным ресурсам и земле обеспечивается через открытые конкурсные процедуры.
        Кроме того, ведется подготовка к переводу бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму негосударственных организаций.
        Все это формирует потребность в развитии соответствующих механизмов общественных финансов, включающих развитие рынка муниципальных и государственных обязательств.

        Туристско-рекреационная зона
        Правительство РФ 18 января 2007 г. приняло Постановление № 73 "О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".
        Федеральное финансирование на создание этой особой экономической зоны предусмотрено в размере 1,5 млрд руб., областной бюджет потратит 300 млн руб. Кроме того, предполагается, что частные инвесторы вложат в Куршскую косу 6 млрд руб.
        Федеральные и областные деньги пойдут на строительство инфраструктуры: газ, воду, электричество, берегоукрепление, строительство беговой дорожки и даже большой автомобильной дороги Зеленоградск - Морское. Предполагается, что частные инвесторы будут вкладывать деньги в строительство туристических объектов на базе уже готовой инженерной инфрастуктуры. Это будут гостиницы, музеи, яхт-клубы, а также аквапарк. Привлекательной стороной новой туристической зоны для инвесторов являются более щадящие условия для потенциальных резидентов. В отличие от особой экономической зоны, для вхождения в которую инвестору нужно вложить не менее 150 млн руб. и только потом получить налоговые преференции, туристcко-рекреационная зона не устанавливает минимального инвестиционного порога.
        Планы правительства Калининградской области, администрации муниципального образования и Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами предусматривают на территории туристско-рекреационной особой зоны за счет частных инвестиций:

  • создание не менее 4 тыс. мест для размещения туристов;
  • посещение туристско-рекреационной особой зоны не менее 1 млн человек;
  • создание не менее 30 тыс. рабочих мест, включая смежные отрасли.

        Игорная зона
        В соответствии с Законом РФ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" на территории Калининградской области планируется создание игорной зоны.
        Законопроект устанавливает, что чистые активы организатора азартных игр должны составлять не менее 600 млн руб. Организацией азартных игр могут заниматься исключительно российские юридические лица.
        Документ также предусматривает, что с 1 июля 2007 г. подлежат закрытию все игорные заведения, не соответствующие требованиям, которые будут введены после вступления указанного закона в силу. Игорные заведения, отвечающие требованиям закона, смогут продолжать свою работу на всей территории РФ без получения специального разрешения до 1 января 2009 г.
        Средняя посещаемость игорной зоны планируется на уровне до 1 млн человек в год. По предварительным оценкам предполагается создать не менее 20 тыс. рабочих мест.
        Очевидно, что, с одной стороны, в игорной зоне возникает потребность в значительных инвестиционных ресурсах, а при ее функционировании - в обслуживании финансовых потоков. С другой стороны, при закрытии предприятий, работающих в сфере игорного бизнеса, возникнут дополнительные финансовые потоки при перераспределении капиталов.

    ФИНАНСОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

        Банковский сектор
        По данным главного управления Банка России, в Калининградской области на сегодняшний день банковская система региона представлена 43 действующими кредитными организациями, в том числе 11 региональными банками и их 5 филиалами, 27 филиалами иногородних банков, в том числе 4 отделениями Сберегательного банка. В области действуют 6 представительств кредитных организаций, функционируют 25 дополнительных офисов (20 из которых принадлежат отделениям Сбербанка) и 79 операционных касс.
        Все банковские учреждения действуют как универсальные. Они вовлечены в разные типы депозитной и финансовой деятельности и предлагают широкую палитру банковских услуг для коммерческих организаций и населения.
        Калининградские банки активно сотрудничают с ведущими мировыми банками. В последнее время некоторые зарубежные банки открыли для ряда калининградских банков кредитные линии по торговому финансированию. Заключены рамочные кредитные соглашения с немецкими банками о финансировании поставок немецкого оборудования для российских предприятий.
        В городе зарегистрировано более 25 кредитных организаций, которые обслуживают кредитные карточки Visa, Master-Card, Diners Club, American Express, чеки Traveller Cheques.
        Институциональная насыщенность региона банковскими услугами в настоящее время осталась высокой. Количество действующих в области кредитных организаций на 1 февраля 2006 г. - 4,67 на 100 тыс. человек.
        По данным мониторинга, проводимого Банком России, большинство предприятий (90,8%) сохранили состав кредитных организаций, услугами которых они пользовались. Среди кредитных организаций и филиалов, расположенных в регионе, предприятия чаще использовали услуги местных кредитных организаций, чем филиалов кредитных организаций из других регионов. Спрос региональных предприятий на банковские услуги удовлетворен у 95% предприятий. Высокий уровень активности в использовании услуг кредитных организаций характерен для 33,9% предприятий, низкий - для 12,9% предприятий.
        На рынке вкладов физических лиц сохраняется преобладающая роль Северо-Западного банка Сбербанка России - 64,6%. В целом интенсивное развитие этого сектора банковских услуг свидетельствует о восстановлении доверия населения к коммерческим банкам. Продолжается ускоренное развитие потребительского кредитования. Многие банки пересмотрели свою кредитную политику и начали развивать программы развития услуг для населения. В рамках приоритетного национального проекта и программы социального развития села в Калининградской области развивается ипотечное кредитование.
        Совокупный капитал региональных кредитных организаций за 2006 г. увеличился в 2,5 раза - до 4,4 млрд руб. Рост капитала в 2005 г. составлял 20,7%.
        Средства, которые банки привлекли за счет выпуска ценных бумаг, сократились на 18,5%, за исключением Сбербанка, у которого рост привлеченных за счет выпуска ценных бумаг средств составил 60,1%.
        Рост объемов финансовых операций привел к тому, что совокупные активы банковского сектора выросли за 2006 г. в 1,5 раза, а прибыль - в 4,6 раза по сравнению с 2005 г. Объем портфеля ценных бумаг только у кредитных организаций, действующих в регионе, вырос за год в 3 раза, при этом доля ценных бумаг на конец 2006 г. составляла 5,4% от размещенных ресурсов, т. е. в 2 раза больше, чем за год до этого.

        Страховые компании
        Страховая деятельность на территории Калининградской области осуществляется 35 страховыми компаниями, как региональными, так и филиалами российских страховых компаний.
        В настоящее время происходит углубление специализации страховых компаний на отдельных видах страхования. Существенные организационные преобразования переживает инфраструктура страхования. Появляются организации, осуществляющие страховой аудит, экспертные исследования по оценке и анализу рисков, разработку программных продуктов и информационных систем, экономический и финансовый консалтинг для целей страхования и т. д.
        Отличительной особенностью развития страхового рынка является активный рост добровольного страхования ответственности. Поскольку в общих объемах страхования ответственности доминирует страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (продажа зарубежного страхового продукта - "зеленой карты" для выезжающих за границу), это свидетельствует о все большей ориентации калининградских СК на обслуживание транспортно-торговых связей региона с европейскими странами.
        Все это приводит к росту резервов, которые страховые организации размещают в финансовые активы. Размещение производится в низкорисковые государственные ценные бумаги. При этом представители страховых компаний выражают готовность размещать средства в ценные региональные ценные бумаги в том случае, если они будут выпущены.

        Негосударственные пенсионные фонды
        По состоянию на 1 ноября 2006 г. единственным действующим региональным негосударственным пенсионным фондом в Калининградской области является Калининградский негосударственный пенсионный фонд "Муниципальный". Собственное имущество фонда составляет 45,53 млн руб., в том числе пенсионные резервы (клиентские средства) - 13,4 млн руб., количество участников - 3031 человек.
        Среди филиалов и "пунктов обслуживания" НПФ (юридически не зарегистрированных в качестве филиалов и представительств головных НПФ подразделений, так как для этого необходимо дополнительно проходить процедуру лицензирования филиала в ФСФР) можно выделить1:

  • НПФ Электроэнергетики;
  • НПФ "Благосостояние";
  • НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант".
        Представительства всех этих фондов в первую очередь нацелены на обслуживание подразделений материнских компаний, расположенных в Калининградской области: НПФ Электроэнергетики - сотрудников АО "Янтарьэнерго"; НПФ "Благосостояние" - Калининградской железной дороги; НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" - работников ЛУКОЙЛа. Только в последнее время активизировалась деятельность, направленная на работу с любыми физическими лицами (в основном в компаниях "Благосостояние" и "ЛУКОЙЛ-Гарант").
        На территории области действуют несколько инвестиционных компаний, а также фондовые магазины, однако активность их невелика. На региональном сайте http://www.kaliningrad.ru в разделе "Инвестиции" представлено только 5 ссылок, причем одна из них указывает на ассоциацию иностранных инвесторов в Калининграде. Это служит косвенным свидетельством недостаточной активности региональных инвестиционных операторов. Неразвитость финансового рынка подтверждает и рост цен на жилье, которое используется в настоящее время как высокодоходный и низкорисковый объект инвестиций. Понятно, что с недвижимостью начинают работать, когда другие, высоколиквидные и удобные для работы инвестиции со сравнимой нормой доходности и надежности недоступны. Однако экономический рост, который фиксируется в Калининградской области, стимулирующие механизмы особой экономической зоны на территории области, туристской и игорной зон, а также активная рыночная позиция правительства области и наличие плотной сети финансовых учреждений создают необходимые условия для развития финансового рынка.

    • Рейтинг
    • 4
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Классификация и анализ государственных облигаций внутреннего долга с фиксированной ставкой по сроку обращения
    Обзор рынка рублевых облигаций
    Основные тенденции рынка российских корпоративных еврооблигаций
    Дорогу осилит идущий!
    Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия
    Private banking: швейцарские традиции в российских условиях
    Закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости - инструмент для инвесторов и девелоперов
    Влияние хеджевых фондов на финансовую стабильность
    Русская весна в Амстердаме
    Новый инструмент фондового рынка
    Перспективы развития законодательства о секьюритизации в России
    Обзор европейского опыта организации трансграничного взаимодействия торговых, клиринговых и расчетных структур
    Управляющая компания ЗПИФ и cпециализированный депозитарий: стратегическое партнерство - залог успешного бизнеса
    Распределительные сетевые компании: существенная недооценка
    Развитие финансового рынка в Калининградской области
    Деятельность РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100