РЦБ.RU

Миноритарные акционеры и реформирование электроэнергетики

Март 2007

    В процесс реорганизации холдинга РАО "ЕЭС России" вовлечены стороны, интересы которых не всегда совпадают, но объединены общей стратегической целью - создание стабильного, надежного конкурентного энергетического рынка и, как следствие, увеличение капитализации энергетических компаний. Миноритарные акционеры холдинга активно участвуют в реорганизации РАО ЕЭС с самого начала реформирования. Многие из них - члены Ассоциации по защите прав инвесторов (АПИ), среди которых - крупные фонды, специализирующиеся на инвестициях в энергетику, инвестиционные банки и управляющие компании, в том числе зарубежные.

    АПИ традиционно сотрудничает с РАО ЕЭС по вопросам корпоративного управления и IR. Эксперты АПИ с конца 1990-х гг. совместно с менеджерами РАО ЕЭС участвовали в разработке внутренних нормативных документов, регламентирующих корпоративную деятельность холдинга, были представлены в советах директоров более 30 дочерних и зависимых обществ (ДЗО).
    На сегодняшний день совместными усилиями менеджмента РАО ЕЭС, миноритарных, стратегических инвесторов, государственных органов создана уникальная корпоративная система принятия решений, не имеющая, на наш взгляд, аналогов в России.
    Элементы данной системы можно условно разделить на 3 группы:

  • Органы управления РАО ЕЭС и его ДЗО, создание которых предусмотрено ФЗ "Об акционерных обществах": общее собрание акционеров, совет директоров, исполнительные органы - коллегиальные и единоличные органы управления.
  • Внутрикорпоративные органы управления, созданные менеджментом РАО ЕЭС в ходе развития реформы для обеспечения текущей деятельности холдинга: Корпоративный центр, Центр управления реформой, профильные бизнес-единицы.
  • Корпоративные органы управления, созданные в РАО ЕЭС и его ДЗО совместно и с участием миноритарных акционеров, стратегических инвесторов, независимых директоров, независимых экспертов и регуляторов: Комитеты при Совете директоров РАО ЕЭС (по стратегии и реформированию, по аудиту, по оценке, по кадрам и вознаграждениям), Комиссия по инвестициям и топливообеспечению инвестиционных проектов при Совете директоров РАО, а также профильные комитеты при советах директоров дочерних компаний энергохолдинга. Важным моментом в организации деятельности этих органов является то, что их возглавляют лица, независимые от менеджмента РАО ЕЭС.
        Миноритарные акционеры присутствуют во всех корпоративных органах управления. Несмотря на то что решения этих органов носят рекомендательный характер, они в большинстве случаев формируют окончательные постановления уполномоченных органов. Являясь экспертом Комитета по стратегическому развитию при совете директоров РАО ЕЭС, опираясь на мнение коллег - сотрудников АПИ, которые являются экспертами в других Комитетах при совете директоров РАО ЕЭС, и сравнивая их работу с аналогичными Комитетами других холдингов, считаю работу названных комитетов наиболее эффективной.
        Система комитетов при совете директоров внедряется также в укрупненных ДЗО - ТГК, ОГК. Однако эффективность данных комитетов неодинакова и зависит, на мой взгляд, от состава акционеров (владельцы блокирующих пакетов предпочитают обеспечивать эффективность своих вложений напрямую через органы управлений РАО ЕЭС), стадии реформирования компании, а также от позиции председателя совета директоров (как правило, им является представитель бизнес-единицы) и генерального директора. Как член совета директоров ОГК-5, могу подтвердить хорошую организацию работы комитетов в этой компании. При этом существуют другие структуры, где комитеты практически не собирались с момента своего создания.
        Вообще, наблюдая историю развития реформы, и, в частности, эволюцию отношений с миноритарными акционерами, могу утверждать, что налицо качественный переход от командно-административного метода принятия решений к методу конструктивного диалога с инвесторами.
        В качестве примера можно привести периоды, когда члены совета директоров ДЗО - сотрудники РАО ЕЭС не могли непосредственно на заседании проголосовать иначе, чем предписывалось внутренним поручением. Сегодня члены совета директоров укрупненных ДЗО могут видоизменять предложенный проект решения. То есть совершенствуется практика реальной работы советов директоров.
        Также необходимо упомянуть о безусловно положительной инициативе РАО ЕЭС - в 2006-2007 гг. представители миноритарных акционеров и стратегических инвесторов номинируются и избираются в советы директоров укрупненных ДЗО голосами, принадлежащими РАО ЕЭС. Таким образом, уже сегодня потенциальные инвесторы имеют представительство, в том числе, в тех ТГК-ОГК, 80-90% акций которых пока принадлежит РАО ЕЭС.
        Однако следует упомянуть о проблемах, с которыми сталкиваются акционеры в процессе реорганизации. Основной внешний фактор - мажоритарное присутствие государства в составе акционеров РАО ЕЭС. С одной стороны, можно приветствовать в большинстве случаев положительные инициативы МЭРТ в процессе реорганизации и эффективную работу представителей министерства.
        С другой стороны, неоднозначная позиция Правительства РФ относительно тарифной политики и ценообразования на энергетическом рынке на ближайшие годы является негативным фактором развития.
        Другая серьезная проблема - необходимость глубокого совершенствования системы корпоративного управления в ФСК ЕЭС. Нынешняя система далека от идеала, что вызывает удивление, поскольку ФСК является 100%-ной "дочкой" РАО ЕЭС. Так, миноритарные акционеры РАО ЕЭС считают, что столь важный в структуре холдинга актив имеет недостаточно прозрачную структуру управления и у них отсутствует реальная возможность оказывать влияние на принимаемые решения ФСК ЕЭС.
        В любом случае, если проанализировать историю взаимоотношений миноритариев и РАО ЕЭС, положительная тенденция налицо и позитивных факторов больше. Если в начале реформы миноритарные акционеры воспринимались только как владельцы блокирующих пакетов, с которыми необходимо вести диалог, то теперь они являются одной из основных сил, от которых зависит капитализация компаний. И данный фактор будет иметь доминирующее значение при проведении IPO, ориентированных на западные рынки. Потенциальные инвесторы при принятии решений в первую очередь обращают внимание на существующие отношения с миноритариями и ориентируются на их мнения и мнения независимых директоров.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Олег Федоров
        заместитель председателя совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов

        То, как сформированы персональный состав и компетенция комитетов при Совете директоров РАО "ЕЭС России", является образцом (к сожалению, пока уникальным) для остальных российских компаний. Я полагаю, что очень мало аналогов мы найдем и среди международных компаний, особенно в сфере энергетики.
        Несмотря на то что определенные разногласия миноритарных акционеров с менеджментом компании сохраняются, очевидно, что в РАО "ЕЭС России" их пытаются сглаживать, насколько это возможно на сегодняшний день. Хотелось бы правопреемникам РАО "ЕЭС России" пожелать перенять и сохранить этот уникальный опыт.
        Ключевым и уникальным аспектом реформирования российской электроэнергетики я считаю то, что сама программа реформы и ее реализации составлялись с учетом мнения трех ключевых заинтересованных сторон: инициировавшего реформу менеджмента компании, представителей государства и частных (миноритарных) акционеров РАО "ЕЭС России".
        Я не знаю аналогов реформирования крупной российской компании, а тем более сектора экономики, где бы данные стороны так плодотворно сотрудничали. Главная заслуга в таком развитии событий принадлежит, на мой взгляд, председателю Совета директоров РАО "ЕЭС России" Александру Волошину и председателю правления компании Анатолию Чубайсу.
        Вторым уникальным аспектом данной реформы, с точки зрения инвесторов, является то, что она была построена на рыночных основаниях и с учетом интересов миноритарных акционеров, при том что значение реформы данной отрасли для экономики и государства в целом могли бы легко позволить государству и менеджменту компании поставить рыночные принципы далеко не на первое место.

    • Рейтинг
    • 0
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Финансовый сектор России
    Готовность №1. Структурные преобразования в электроэнергетике завершены на 95%
    От министерства - к свободному рынку
    Электроэнергетика России: в ожидании больших перемен
    Пятилетка инвестиций
    Либерализация рынков электроэнергии
    Оптовый рынок электроэнергии Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра
    Перспективы генерирующего сектора электроэнергетики
    Распределительные электрические сети: стратегия привлечения инвестиций
    Инвестиционная привлекательность акций распределительных сетевых компаний
    Энергосбытовые компании: текущая оценка
    Помешает ли высокая цена акций генкомпаний успеху дальнейших размещений?
    Энергия роста - движение на гребне волны
    Миноритарные акционеры и реформирование электроэнергетики
    "Голубые фишки" российской электроэнергетики
    Электроэнергетический сектор и реформа РАО "ЕЭС России"
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2006 г.
    Реорганизация по-новому

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе

    Раздел не найден.

    Актуальные темы    
    Александр Цыбульский
    Регионы должны активно использовать ценные бумаги как источник долгосрочного финансирования
    Социально-экономическое развитие субъектов, обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов, снижение долговой нагрузки и поддержание финансовой стабильности регионов в целом — задачи, которые имеют приоритетное значение для Правительства РФ.
    Сергей Пищиков
    Тенденции развития системы управления рисками регистраторов
    В ближайшие месяцы ожидается вступление в силу нормативного акта Банка России, в котором будут описаны обязательные требования регулятора по организации системы управления рисками (СУР) отечественных профучастников рынка ценных бумаг.
    Александр Баранов
    Чрезвычайные ситуации, финансовые кризисы и стресс-тестирование
    В России надзорное стресс-тестирование в банковском секторе проводится с 2003 г. Актуальность данной темы в России также связана с ожиданием новых регуляторных требований к российским НПФам и страховым организациям. Также в планах ЦБ РФ — ­применить новый механизм — макропруденциальное стресс-тестирование.
    Елена Чайковская
    Vanilla Day, или Простыми словами про облигации
    Интервью с директором Департамента развития финансовых рынков Банка России Еленой Чайковской.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100