Casual
РЦБ.RU

Распределительные электрические сети: стратегия привлечения инвестиций

Март 2007


    Основные принципы создания распределительных сетевых компаний (РСК) изложены в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики РФ". Базовый вариант реформы данного сектора - создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), а также принципы межрегиональной интеграции РСК (в рамках МРСК) в границах объединенных энергосистем (ОЭС) - был одобрен советом директоров РАО "ЕЭС России" 23 апреля 2004 г. Решение о консолидации распределительного сетевого комплекса на Дальнем Востоке принято в рамках проекта реформирования энергосистем, относящихся к ОЭС Дальнего Востока.
    В настоящее время функционируют 4 МРСК: ОАО "МРСК Центра и Северного Кавказа", ОАО "МРСК Северо-Запада", ОАО "МРСК Урала и Волги" и ОАО "МРСК Сибири". Также создана 100%-ная дочерняя компания РАО "ЕЭС России" - ОАО "Южная сетевая компания" (управляющая организация) для оперативного управления сетевыми и сбытовыми компаниями Северо-Кавказского региона РФ в переходный период реформирования электроэнергетики. Пока МРСК являются 100%-ными дочерними компаниями РАО "ЕЭС России" и выполняют в основном функции единоличных исполнительных органов входящих в их конфигурацию РСК.
    Названные решения совета директоров энергохолдинга предусматривают проведение мероприятий по формированию целевой структуры МРСК путем внесения акций РСК, созданных в результате реорганизации АО-энерго, в оплату дополнительных акций МРСК. Дополнительные акции МРСК планировалось также предложить к обмену миноритарным акционерам РСК в целях перехода компаний МРСК на единую акцию с учетом требований российского законодательства в соответствии с пожеланиями акционеров. Правительство РФ приняло Распоряжение от 26 января 2006 г. № 77-р, в котором одобрило участие РАО "ЕЭС России" в МРСК путем внесения акций РСК в уставные капиталы МРСК.
    В настоящее время мы столкнулись с двумя важными проблемами для завершения реформирования распределительно-сетевого комплекса:
    1) острый недостаток инвестиций в распределительно-сетевой комплекс;
    2) невозможность завершения межрегиональной интеграции РСК в рамках утвержденной конфигурации МРСК (по ОЭС) и переход МРСК на единую акцию;
    Основным приоритетом государственной политики в области реформирования распределительного сетевого комплекса, как и в других секторах электроэнергетики, является создание условий для привлечения инвестиций. Государство постоянно сталкивается с тем, что задачу развития сетевой инфраструктуры невозможно решить исключительно за счет роста тарифов, в противном случае их рост должен стать колоссальным. Привлечение в распредсетевой сектор инвестиционного капитала требует обеспечения адекватных показателей возврата капитала и доходности для инвесторов.
    Также на определенном этапе мы столкнулись с трудностями перехода МРСК на единую акцию ввиду отрицательной позиции миноритарных акционеров РСК по конфигурации 4 созданных МРСК.
    Для решения этих и других важнейших задач функционирования распределительного сетевого комплекса ОАО "ФСК ЕЭС", как доверительная управляющая компания МРСК, разработало комплексную Стратегию развития распределительно-сетевого комплекса на период до 2015 г. (далее - Стратегия).
    Стратегия в целом была одобрена Межведомственной комиссией по реформированию электроэнергетики под председательством министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко и будет представлена на рассмотрение на одном из ближайших заседаний совета директоров РАО "ЕЭС России". Ключевыми моментами Стратегии являются переход к новой системе тарифного регулирования, основанной на RAB (Regulatory Asset Base), изменение баланса регулирования в отрасли в пользу рыночного, а также изменение конфигурации МРСК.

RAB-РЕГУЛИРОВАНИЕ

    Обратимся к первой из обозначенных мер. В настоящее время тарифы в распределительном сетевом комплексе формируются по так называемой системе "затраты плюс". Этот метод тарификации стимулирует рост операционных затрат распределительных сетевых компаний и поддерживает надежность сетевой инфраструктуры благодаря росту тарифов. Инвестиции в модернизацию и развитие сетей осуществляются исключительно за счет текущего тарифа. Такой механизм тарификации предполагает, что государство не может эффективно противостоять росту тарифов без ущерба для надежности сетей. Внутренняя логика системы "затраты плюс", как уже говорилось, неизбежно приведет к необходимости значительного повышения тарифов ради развития сетевой инфраструктуры.
    Предлагаемая в Стратегии система тарификации базируется не на регулировании будущих затрат, а на установлении нормы доходности на регулируемую базу задействованного капитала (RAB). Приток средств инвесторов в распредсетевую компанию будет расширять эту базу, амортизация капитала - сокращать и возвращать инвестированный капитал через тарифную выручку. Инвестиции будут работать по принципу ипотеки - в ближайшее время будет проведена масштабная модернизация сетей, плата за которую будет растянута на 25 лет. Суть системы RAB-регулирования заключается в том, что собственник (акционеры) склонен оказывать прессинг на менеджмент компании с целью снижения затрат, чтобы заработать на росте капитализации. Государство с помощью методов регулирования направляет его в общественно полезное русло - повышать эффективность и надежность работы сети. Так, преобразуя снижение операционных затрат в рост капитализации, собственник может развивать сети по наиболее эффективному для себя и для общества сценарию. В частности, размер тарифа будет напрямую зависеть от надежности и качества услуг, предоставляемых компаниями. Система RAB-регулирования позволит распределительным сетевым компаниям привлекать дешевый заемный капитал.
    При этом период тарифного регулирования увеличится с 1 года в настоящее время до 5 лет, с возможностью ежегодной коррекции тарифов на индекс инфляции и некоторых других показателей. Номинальная ставка доходности на RAB составит 13-15% до уплаты налогов. Данный показатель отвечает уровню доходности на RAB, сложившемуся в развивающихся европейских странах, таких как Польша, Румыния, Эстония. В экономически развитых странах, имеющих более чем 10-летний опыт RAB-регулирования, в частности Великобритании, Австрии или Нидерландах, реальная норма доходности (без учета инфляции) не превышает 6-8%.
    В соответствии со Стратегией будут проведены следующие подготовительные мероприятия для перехода на RAB-регулирование:

  • технический аудит состояния сетей;
  • подготовка планов развития регионов;
  • переоценка основных средств распределительных сетевых компаний;
  • введение учета показателей надежности и качества обслуживания потребителей, публичной отчетности и бизнес-планирования;
  • подготовка отчетности распределительных сетевых компаний и МРСК по МСФО;
  • выявление операционных резервов компаний.
        В 2008 г. на RAB в пилотном режиме могут перейти до 14 сетевых компаний. В 2008-2010 гг. сектор привлечет 3-5 млрд долл. инвестиций. При этом максимальный период тарифного регулирования до 2010 г. не превысит 3 лет, а доля заемного капитала в компаниях может вырасти до 20-30%. Согласно Стратегии первый 5-летний период регулирования намечен на 2011-2015 гг. Его итогом должно стать привлечение в сетевой бизнес до 55 млрд долл., снижение уровня износа сетей до 40-50% и создание резерва электромощностей объемом, опережающим развитие экономики на 3-5 лет.
        Еще одним принципиальным новшеством в тарифном регулировании должно стать внедрение механизма апелляций и обжалования регуляторных решений в досудебном порядке. Предполагается, что данный механизм будет прописан на законодательном уровне до 1 января 2009 г. Ожидается также внедрение публичной отчетности регулирующих органов за принятые решения и разделение функций регулирования и рассмотрения апелляций при обжаловании регуляторных решений между разными государственными органами. Это повысит прозрачность, будет способствовать последовательности действий регулирующих органов и, соответственно, снизит риски для инвесторов.

    КОНФИГУРАЦИЯ МРСК

        Вторым ключевым моментом является необходимость увеличения количества МРСК с 4 до 111, Переконфигурация позволит сформировать в секторе квазирыночную среду с достаточным количеством крупных компаний, конкурирующих за инвестиционный капитал.
        Поскольку МРСК будут формироваться не как холдинговые, что предполагалось ранее, а как операционные компании, повысится уровень ответственности менеджмента перед акционерами и потребителями за финансовые результаты и надежность. Сопоставимая величина активов позволит объективно сравнивать качество менеджмента компаний и операционные показатели МРСК (benchmarking). При этом размеры компаний останутся привлекательными для инвесторов, в том числе иностранных, и позволят МРСК экономить на стоимости заемных средств и масштабах операций.
        Согласно Стратегии МРСК будут учреждаться как 100%-ные дочерние компании РАО "ЕЭС России", с дальнейшим формированием операционных компаний путем присоединения соответствующих РСК. При оптимальном сценарии для МРСК должен быть введен законодательный запрет на операционные слияния и поглощения с другими МРСК.
        РСК будут реорганизованы путем присоединения к соответствующим МРСК. Акционерам РСК предложат справедливые коэффициенты конвертирования акций, рассчитанные консорциумами инвестиционных банков, исходя из оценки рыночной стоимости ценных бумаг. Это означает переход каждой МРСК на единую акцию. Этапы реорганизации будут пройдены в 2007-2008 гг.
        Реализация Стратегии развития распределительного сетевого комплекса позволит создать источники привлечения масштабных инвестиций в развитие этого сектора.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Финансовый сектор России
    Готовность №1. Структурные преобразования в электроэнергетике завершены на 95%
    От министерства - к свободному рынку
    Электроэнергетика России: в ожидании больших перемен
    Пятилетка инвестиций
    Либерализация рынков электроэнергии
    Оптовый рынок электроэнергии Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра
    Перспективы генерирующего сектора электроэнергетики
    Распределительные электрические сети: стратегия привлечения инвестиций
    Инвестиционная привлекательность акций распределительных сетевых компаний
    Энергосбытовые компании: текущая оценка
    Помешает ли высокая цена акций генкомпаний успеху дальнейших размещений?
    Энергия роста - движение на гребне волны
    Миноритарные акционеры и реформирование электроэнергетики
    "Голубые фишки" российской электроэнергетики
    Электроэнергетический сектор и реформа РАО "ЕЭС России"
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2006 г.
    Реорганизация по-новому

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100