Casual
РЦБ.RU

Оптовый рынок электроэнергии Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра

Март 2007


    В соответствии с Концепцией стратегии ОАО "РАО "ЕЭС России"" на 2003-2008 гг. основными целями реформирования российской электроэнергетики являются повышение эффективности функционирования предприятий электроэнергетики и создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, происходит реструктуризация отрасли, появляются новые компании. Все эти процессы тесно связаны между собой и необходимы для успешного реформирования отрасли. Важнейшим из них является процесс формирования конкурентного рынка электроэнергии.

    Создание конкурентного рынка электроэнергии: этапы, проблемы, тенденции
    В 2003 г. Правительством Российской Федерации принят ряд законов, необходимых для реализации процесса реформирования электроэнергетики, в частности Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"". На основании данных законов было принято Постановление Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 "О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода", благодаря которому появился свободный сектор оптового рынка, начавший функционировать с 1 ноября 2003 г. Также был разработан план мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 гг., закрепленный в Распоряжении Правительства РФ № 865.
    Главным нововведением начавшего свою работу в 2003 г. рынка можно считать запуск сектора свободной торговли с конкурентным механизмом ценообразования на электроэнергию, основанным на свободном определении участниками рынка цен и объемов поставки и переходе к почасовому планированию собственного потребления. В конкурентном секторе был внедрен принципиально новый для российского рынка электроэнергии механизм ценообразования: цены устанавливаются в результате уравновешивания спроса и предложения на электрическую энергию и полностью зависят от ценовых предпочтений самих участников рынка. Цены на покупку в секторе свободной торговли в течение первого года сложились в среднем на 12-13% ниже тарифов регулируемого сектора, что позволило в разной степени сэкономить всем покупателям, участвующим в торгах. В результате всех нововведений сложилась принципиально новая система принятия решений субъектами рынка:

  • у потребителей появилась возможность выбора между покупкой электроэнергии в регулируемом секторе или в секторе свободной торговли оптового рынка;
  • уровень цен в свободном секторе рынка формируется самими участниками;
  • участники несут финансовую ответственность за стратегию и тактику своего рыночного поведения и за точность выполнения команд системного оператора.
        В то же время очевидным недостатком модели было искажение ценовых сигналов участникам рынка и инвесторам, не отражающих реальной стоимости электрической энергии:
  • ввиду существующего арбитража у покупателей электроэнергии между конкурентным и регулируемым сектором задавался нерыночный порог цен в конкурентном секторе;
  • отсутствовала должная дифференциация цен по зонам суточного графика нагрузки;
  • в секторе отклонений формировались искаженные сигналы по стоимости балансирования системы в реальном времени.
        К основным трудностям, характеризующим данный период, можно отнести сложность противодействия еще не разделившихся на тот момент АО-энерго выходу потребителей на оптовый рынок. При этом следует учитывать, что на данном этапе Правительство РФ постоянно сдвигало им же самим установленные сроки реформы естественных монополий. Так, например, уже весной 2004 г., сразу после назначения нового кабинета министров, реформа наткнулась на неожиданное препятствие - нежелание власти принимать решение о приватизации оптовых генерирующих компаний, что должно было стать ключевым шагом на пути к запуску конкурентного рынка. Решение о приватизации ОГК было отложено на декабрь. Однако декабрьское рассмотрение этого вопроса на заседании правительства, как и ожидалось, ясности не прибавило, в результате решение о приватизации основных игроков рынка электроэнергии - ОГК вновь было отложено. Кроме того, 23 декабря 2004 г. Государственная дума сразу в трех чтениях приняла законопроект о переносе некоторых контрольных сроков, установленных в законах о реформировании электроэнергетики, с 1 января 2005 г. на 1 апреля 2006 г. Также Государственной думой были исключены из законов конкретные сроки запуска конкурентного рынка электроэнергии (лето 2005 г.).
        Тем не менее в 2005 г. была проделана значительная работа в области формирования инфраструктуры рынка. Во-первых, состоялась государственная регистрация новых обществ - оптовых и территориальных генерирующих компаний, МРСК. Во-вторых, оптовые генерирующие компании, первой из которых в сентябре 2005 г. стала ОГК-5, начали выходить на фондовый рынок. В-третьих, в рамках дальнейшей реструктуризации запущены пилотные проекты по распоряжению акциями энергосбытовых компаний, выделившихся из региональных энергокомпаний. 19 апреля 2005 г. было опубликовано Постановление Правительства РФ о новой редакции плана реформы электроэнергетики на 2005-2006 гг.
        Непосредственно на работу рынка электроэнергии наиболее серьезное влияние оказали следующие события:
  • Согласно Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 219 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 643 "О Правилах оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода"" 1 мая 2005 г. на территории Сибири начал работу сектор свободной торговли оптового рынка. Запуск рынка был осуществлен по модели, действующей на территории европейской части России и Урала, с учетом специфики сибирской ценовой зоны.
  • С 20 октября 2005 г. на территории ценовых зон Европы и Урала, а также Сибири начала работу обновленная модель сектора отклонений оптового рынка - балансирующий рынок, где отбор поставщиков производится в режиме реального времени, что позволяет максимально сблизить рыночные механизмы торговли электроэнергией и технологию управления энергетическими режимами.
        На данном этапе проблемы, возникающие при реформировании электроэнергетики, были вызваны, как правило, масштабностью проводимых преобразований.
        Год 2006-й стал переломным в процессе формирования конкурентного рынка электроэнергии - с 1 сентября в соответствии с постановлением Правительства РФ запущены в действие либерализованные модели оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности). Новая модель оптового рынка предполагает замену действующих на тот момент отношений по купле-продаже электрической энергии и мощности в регулируемом секторе рынка системой регулируемых двусторонних договоров, а также постепенное расширение либерализованного сектора рынка, где осуществляется купля-продажа электроэнергии.
        С 1 сентября 2006 г. запущен реальный конкурентный сектор рынка, где цена на электроэнергию формируется на основе спроса и предложения и решены основные проблемы, присущие "старым" моделям. Преобразование рынка позволило создать систему, отражающую реальную стоимость электроэнергии в стране. Это особенно важно на фоне разворачивающегося масштабного инвестиционного процесса в отрасли. Инвестору необходимо представлять реальную цену 1 кВтч для расчета срока окупаемости вложений. Кроме того, цена 1 кВтч - это объективный индикатор "проблемных" зон, особенно в тех регионах, где цена на электроэнергию чрезмерно высока. Значит, именно в этих регионах капиталовложения будут наиболее востребованы и принесут максимальную прибыль. Важным при этом является принятие Правительством РФ решения о поэтапном увеличении доли электроэнергии, реализуемой по нерегулируемым государством ценам: 5% - с 1 января 2007 г., 10% - с 1 июля 2007 г., 15% - с 1 января 2008 г., 25% - с 1 июля 2008 г., 30% - с 1 января 2009 г., 50% - с 1 июля 2009 г., 60% - с 1 января 2010 г., 80% - с 1 июля 2010 г. и до 100% - с 1 января 2011 г.

        Рынок электроэнергии сегодня
        Суть преобразований, происшедших с рынком электроэнергии 1 сентября 2006 г., заключается в переходе к новой модели оптового рынка электроэнергии, которая, как полагают, в течение нескольких лет позволит достичь целевой структуры полностью конкурентного оптового рынка. Новая модель оптового рынка электроэнергии предполагает преобразование регулируемого сектора в систему регулируемых долгосрочных договоров, существующего ранее сектора свободной торговли в рынок "на сутки вперед", а также введение нового балансирующего рынка. Все субъекты в новой модели становятся участниками единого рынка и конкурируют за полный объем выработки/потребления электроэнергии на основе поданных ими ценовых заявок. Переход к полностью либерализованному рынку осуществляется за счет ежегодного сокращения объемов электроэнергии, торгуемой на рынке по регулируемым ценам. Не покрытые регулируемыми договорами объемы электроэнергии будут торговаться по свободным нерегулируемым ценам.
        Существуют два способа торговли электроэнергией в новой модели оптового рынка: свободные двусторонние договоры и рынок "на сутки вперед". В рамках свободных двусторонних договоров участники рынка сами определяют контрагентов, цены и объемы поставки. Основой рынка "на сутки вперед" служит конкурентный аукцион ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии. В случае отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставок участники покупают или продают их на балансирующем рынке. При этом отбор участников для компенсации возникающих в системе отклонений осуществляется также по принципам конкурентной торговли: в первую очередь продают электрическую энергию самые "дешевые" поставщики на рынке. Существенно и то, что результаты такого аукциона ценовых заявок будут являться основой для планирования системным оператором режимов производства и потребления электроэнергии в энергосистеме.
        Таким образом, как на рынке "на сутки вперед", так и на балансирующем рынке поставщики через подачу ценовых заявок будут сообщать о своих предпочтениях по загрузке генерирующих объектов, что позволит достичь эффективного распределения ресурсов в энергосистеме.
        Для создания экономических условий притока инвестиций все новые мощности (не учтенные в утверждаемом Федеральной службой по тарифам России прогнозном балансе на 2007 г.) будут участвовать в оптовом рынке по свободным нерегулируемым ценам. Регулируемые договоры в отношении таких объектов генерации заключаться не будут. То же касается и новых объектов потребления: регулируемые договоры могут быть заключены в отношении таких объектов лишь в том случае, если в 2007 г. имелись технические условия для их присоединения к электрическим сетям.
        Новая модель имеет ряд существенных преимуществ. Решаются проблемы, во-первых, искажения ценовых сигналов путем устранения арбитража регулируемого и свободного секторов, во-вторых, небаланса регулируемого сектора, в-третьих (частично), зависимости участников рынка от системы регулирования. Новая модель в значительной мере соответствует целевой модели по технологии планирования и ведения режимов, участия поставщиков и покупателей в этих процессах, учету двусторонних договоров на оптовом рынке, формированию равновесных цен и объемов на рынке "на сутки вперед" и на балансирующем рынке по принципам учета инициатив и оплаты отклонений.

        Прозрачность и справедливость
        Главным достижением введения рынка является прозрачное и корректное ценообразование, отражающее баланс спроса и предложения. Кроме того, новая модель учитывает зависимость цены от системных ограничений. Примером тому может служить Московский регион, где недостаток генерации и наличие сетевых ограничений приводят к существенному повышению стоимости электроэнергии. Подобные ситуации являются ярко выраженными сигналами к необходимости строительства новых генерирующих мощностей.
        Сегодня покупатели и продавцы электроэнергии могут получить информацию о текущих ценах, ценовые индикаторы отражают реальную картину как по часам максимума и минимума нагрузки, так и по сезонным периодам, связанным с вынужденными режимами работы. Прозрачность рынка также повысилась благодаря четким, известным заранее параметрам регулируемых договоров и ликвидации накопления стоимостного небаланса. Тем не менее и в ней существует ряд недостатков.
        Во-первых, стоит отметить сложность всей рыночной конструкции. Чтобы ею овладеть, необходимы не только время, но и специальные знания и опыт практической деятельности. Во-вторых, субъектам рынка недоступна информация от системного оператора, который непосредственно формирует и контролирует режим работы генерирующих и принимающих мощностей. В новой модели рынка непрозрачна схема формирования объема фактической поставки. Текущая оперативная информация системного оператора, который непосредственно формирует и контролирует режимы работы генерирующих и принимающих мощностей, недоступна для субъектов рынка. Помимо этого, на данный момент у потребителей, не являющихся участниками рынка, имеется множество вопросов, касающихся новой модели, в основном необходимости вести почасовое планирование и учет. Есть вопросы и у конечных потребителей относительно поставки запланированных объемов электроэнергии по нерегулируемым ценам. Все эти проблемы решаемы, и в большинстве случаев их решение связано только с вопросом времени.

        Риски нового рынка
        В число основных рисков новой модели оптового рынка электроэнергии входят ценовые риски, связанные с постепенным изменением рыночной цены; риски объема - неопределенность относительно размера спроса и производства электроэнергии в течение некоторого отрезка времени (например, если общее потребление потребителей превосходит контрактные объемы продавца); расчетный риск, т. е. риск того, что отдел обработки информации не выполнит и не проконтролирует заключенные договоры. При этом для генерирующих компаний одними из наиболее серьезных являются риски, связанные с неоплатой отпущенной электроэнергии.
        Механизм финансовых гарантий пока находится на стадии разработки. Кроме того, для осознанной и прогнозируемой работы, учитывающей всевозможные риски, обусловленные состоянием оборудования, топливным балансом, системными ограничениями, необходимы доработка регламентов, касающихся оплаты мощности (качество мощности), оплаты дозагрузки оборудования на балансирующем рынке при вынужденных режимах, а также принятие критериев неконкурентного поведения участника на рынке. Дополнительным риском для генераторов может быть потенциальная возможность регулятора ограничивать ценовые заявки на рынке путем прописанного в Правилах рынка механизма антимонопольного регулирования, а именно установления дифференцированных по типам электрических станций уровней максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии. Для потребителей, желающих выйти на рынок, последний перестал быть только фактором экономии. В новой модели предприятие, самостоятельно выходящее на рынок, сталкивается с невозможностью рассчитывать на более низкий регулируемый тариф, так как цены могут сильно колебаться.
        Несмотря на то что сегодня участники рынка столкнулись со всеми рисками целевой модели, некоторые из них на текущем этапе снимаются за счет регулируемых договоров, благодаря которым объем рисков становится меньше и есть возможность и время научиться работать в рыночных условиях.

        НОРЭМ как целевая модель
        Сегодня оптовый рынок электроэнергии России занимает первое место в Европе по объему торгов электроэнергией, а существующая модель рынка максимально приближена к целевой. В то же время правила рынка будут дорабатываться, исходя из принципов прозрачности и согласованности с обычаями делового оборота, и совершенствоваться в направлении наглядности, простоты и доступности для понимания не только профессионалами-энергетиками, но и всеми остальными гражданами страны.
        По сути, действующая модель оптового рынка переходного периода является базой для формирования целевой (полностью конкурентной) модели. Механизмы формирования равновесных цен и объемов на рынке "на сутки вперед" и балансирующем рынке, механизмы учета двусторонних договоров, принципы оплаты отклонений - все эти ключевые элементы рынка в дальнейшем меняться уже не будут. Либерализация оптового рынка электроэнергии (мощности) пойдет по пути создания "вспомогательных" рынков, обслуживающих работу энергосистемы. Впоследствии будут сформированы: рынок системных услуг, рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети и рынок производных финансовых инструментов.
        Целью работы рынка системных услуг является поддержание заданных технических параметров энергосистемы. Рынок системных услуг - это один из инструментов (механизмов) поддержания требуемого уровня надежности и надлежащего качества функционирования энергосистемы. На этом рынке потребители, например, могут заключить договор на регулирование нагрузки ("потребители с управляемой нагрузкой"). В случае резкого всплеска потребления электроэнергии системный оператор может ограничить подачу энергии такому потребителю, при этом ограничение на поставку электроэнергии будет оплачено потребителю в соответствии с условиями договора. Производители могут заключить договоры на поддержание частоты и напряжения в сети, обеспечение резервов мощности и т. д.
        Рынок торговли правами на использование пропускной способности электрической сети - финансовыми правами на передачу (ФПП) позволит создать прозрачный рыночный механизм распределения ограниченного ресурса - пропускной способности электрических сетей, а также механизм поддержки частных инвестиций в строительство и развитие сетей с целью минимизации данных ограничений. Предполагается, что ФПП будут реализовываться на конкурентных аукционах.
        Рынок производных финансовых инструментов позволит создать систему управления ценовыми рисками в рыночной электроэнергетике. Основной инструмент - форвардный контракт (двусторонний договор). Поиск контрагентов по таким договорам будет происходить путем непосредственного общения продавцов и покупателей. Привлечение на рынок производных финансовых инструментов участников, не связанных с энергетикой (инвестиционных компаний, банков и т. д.), перераспределит часть ценовых рисков в пользу продавцов и покупателей оптового рынка электроэнергии.
        Все это станет еще одним шагом к развитию полноценной конкуренции, повышению надежности энергосистемы и созданию условий для притока инвестицией в электроэнергетику.

    • Рейтинг
    • 5
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Финансовый сектор России
    Готовность №1. Структурные преобразования в электроэнергетике завершены на 95%
    От министерства - к свободному рынку
    Электроэнергетика России: в ожидании больших перемен
    Пятилетка инвестиций
    Либерализация рынков электроэнергии
    Оптовый рынок электроэнергии Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра
    Перспективы генерирующего сектора электроэнергетики
    Распределительные электрические сети: стратегия привлечения инвестиций
    Инвестиционная привлекательность акций распределительных сетевых компаний
    Энергосбытовые компании: текущая оценка
    Помешает ли высокая цена акций генкомпаний успеху дальнейших размещений?
    Энергия роста - движение на гребне волны
    Миноритарные акционеры и реформирование электроэнергетики
    "Голубые фишки" российской электроэнергетики
    Электроэнергетический сектор и реформа РАО "ЕЭС России"
    Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2006 г.
    Реорганизация по-новому

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100