Casual
РЦБ.RU

От министерства - к свободному рынку

Март 2007


    Интервью с председателем комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентином Завадниковым

    К-Э Валентин Георгиевич, Вы стояли у истоков реформирования электроэнергетики. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

    В. Г. Первую попытку реформирования российской электроэнергетики предпринял в 1997 г. Борис Немцов, в то время вице-премьер Правительства РФ. Тогда вышла серия указов, постановлений и публичных заявлений властей о том, что государство всерьез берется наводить порядок в электроэнергетике. Во-первых, был принят Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426, в котором речь шла о реформировании так называемых естественных монополий, включая не только электроэнергетику, но и газовую отрасль, железнодорожный транспорт, связь. Указ содержал весьма подробный раздел о реформе электроэнергетики, в котором детально описывались проблемы отрасли, требующие проведения неотложных реформ. В документе подчеркивалась необходимость демонополизации электроэнергетики как единственного стратегического способа решения всего комплекса накопившихся в отрасли проблем и предлагалась программа таких преобразований. Поскольку данный документ не был подкреплен организационной работой, сильного влияния на положение вещей в электроэнергетике того времени он не имел. В то же время мы должны понимать, что за преобразованиями в электроэнергетике стоят не плод воображения и не выдумка Анатолия Чубайса и его команды, а реальная, острая потребность отрасли в инвестициях, уже ясно осознаваемая в конце 1990-х гг. прошлого столетия.
    Следующий этап реформирования электроэнергетики связан с приходом в 1998 г. в РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса. Возглавив энергохолдинг, думаю, он не до конца осознавал глубину всех изменений, которые ему предстояло осуществить в будущем. Конечно, он понимал, что на первых порах необходимо наладить платежную дисциплину, улучшить систему расчетов, навести порядок с издержками, но и эти решения не лежали на поверхности. В результате в это время появляются его предложения. Поскольку в стране происходят изменения, то необходимо и кардинальное преобразование хозяйственной модели отрасли, и полумерами здесь ничего не решить. Через год после прихода А.Чубайса сначала последовали внутренние решения в компании, которые затем вылились в нормотворческое поле с привлечением бюрократии, а потом и в законодательные решения.
    Основные направления реформы были определены и законодательно закреплены в 2001-2003 гг., в частности Постановлением Правительства РФ "О реформировании электроэнергетики РФ". В июле 2001 г. были одобрены основные направления реформирования отрасли, а только весной 2003 г. вступили в силу правовые акты, ставшие законодательной основой преобразований. От старта реформы до принятия законодательного решения прошло 3,5 года.
    Реформа содержала базовую развилку: необходимо было переходить от регулируемых тарифов на электроэнергию к свободным ценам. Было предложено разделить отрасль на естественно-монопольный и потенциально конкурентный секторы. С экономической точки зрения название сектора "естественно-монопольный" - это нелепость. Поэтому, с моей точки зрения, надо было идти до конца, и остановить свой выбор на правильной модели, в сторону которой движется большинство в мире, т. е. не только вводить рыночное ценообразование в генерации и сбыте, но и организовывать торговлю пропускной способностью сетей, так как современные технические возможности позволяют это.
    В результате преобразований должны создаваться равные условия агентам на рынке, и нужно стараться предвосхитить доминирующее положение тех или иных из них. Пока сектор транспорта электроэнергии выпал из рыночной системы и остался тарифным. Но жизнь поправит и наша страна когда-нибудь к этому придет.
    Все это легко объяснимо. Бюрократия боялась преобразований и пугала всех социальными последствиями, поэтому предложенный вариант реформы отрасли стал своеобразным компромиссом.

    К-Э Какие тогда высказывались опасения по поводу реформы?

    В. Г. Основные опасения были связаны с общим непониманием обществом в целом рыночных механизмов. В нашей стране в течение 15 лет идет построение рыночных моделей, но при этом до конца их механизмы не всем понятны, и как следствие - есть опасения рыночных процессов.
    При этом такой солидный опыт построения рынка вызывает новые опасения по поводу тех рынков, которые строятся в России: с учетом того, что бюрократия в России пытается формировать рынки, на которые она могла бы так или иначе влиять, рынки зачастую работают неэффективно, подрывая саму веру в рыночные принципы. Поэтому половина людей не верит в то, что рынок может быть саморегулируемым, другие (более продвинутые) говорят, что рыночная модель работает во всем мире, однако, с учетом действий нашей бюрократии, для России она неприемлема. Соответственно, возникает обратный посыл, что бюрократы - те же люди и живут они в значительной степени с учетом этой парадигмы. Правда, если общество не совсем разбирается в "плюсах" и "минусах" рыночных моделей, то чиновник-бюрократ понимает, что его ошибка при построении той или иной модели может привести к потере его кресла, а значит, и способа получения административной ренты. Ему есть что терять. Следовательно, риски он оценивает не с позиции пользы страны, а с позиции рисков или пользы для себя. Отсюда возникает неопределенность с периодическими попытками притормозить реформу или, наоборот, продвинуть ее.
    При этом мы должны понимать, что любая нормально построенная рыночная модель дает отдачу только через 5-7 лет, а вот риски, которые несет тот или иной бюрократ, возникают почти мгновенно. Поэтому высшие чиновники предпочитают не рисковать, откладывая решения во времени.
    Когда реформа начиналась, многие опасались того, что свободный рынок приведет к росту цен на электроэнергию. Объективно цена на электроэнергию на протяжении многих лет была заниженной. Но было очевидно, что часть населения не может оплачивать электроэнергию и по этой цене. Необходимо было дотировать эту часть населения, хотя деньги в бюджете для этого не были заложены. Но это было 9 лет назад. Последние же 4 года, насколько я понимаю, проблем с деньгами в бюджете не существует, и правительство вроде бы даже научилось механизму адресных дотаций.

    К-Э Какие проблемы реформы волнуют чиновников сегодня?

    В. Г. Сегодня проблема ушла из плоскости населения, и уже 2 года политический истэблишмент волнует не рост тарифов, а проблема "кнопки", с помощью которой можно управлять отраслью. Чиновники боятся, что некому будет позвонить и что-то административно решить, когда РАО "ЕЭС России" прекратит существование. Допустим, будет Олимпиада в Сочи. Кому позвонить и сказать, чтобы в 2014 г. в Сочи была электроэнергия?

    К-Э Может ли решить проблему создание единого регулятора на рынке электроэнергии?

    В. Г. Регулятор не отвечает за оперативный процесс управления. Поэтому можно некий квазиуправленческий центр в форме частно-государственного партнерства эмулировать, но это никак не должно быть в форме или рамках министерства.

    К-Э Какие проблемы остались нерешенными при переходе к новой модели рынка электроэнергии?

    В. Г. Смысл реформы электроэнергетики - смена хозяйственной модели, уход от планового хозяйства в разных секторах рынка. Ядром реформы является либерализация цен на электроэнергию вместо регулируемых тарифов. Что, на мой взгляд, было сделано неправильно и что побоялись сделать? При настоящем уровне развития энергетики страны побоялись, что сетевая компонента сегодня не готова уйти от тарифа к цене. Существует мнение, что нужно вложить большие средства для улучшения сетевого комплекса и только затем можно будет торговать трафиком. С моей точки зрения, это сомнительный тезис.
    Трафиком сети можно было торговать еще вчера. Просто нужно так построить модель торговли трафиком, чтобы существующие "узкие места" не стимулировали "сетевиков" их дальше наращивать, добиваясь увеличения цены за транспортировку электроэнергии: угроза тарифного регулирования должна заставлять их строить новые линии. Думаю, не хватило силы воли у бюрократии в момент начала реформы принять рыночную идеологию в части сетевого комплекса. Действительно, весь мир шел по пути разделения электроэнергетики на секторы: естественно-монопольный и потенциально конкурентный. Но мир-то делал это по другой причине. Там преобразования начались лет на 20 раньше, чем у нас, а тогда (1975-1980 гг.) технически невозможно было посчитать цену во всех узлах сети: не было машин, которые могли это быстро считать, не было эффективной адекватной математической модели сетевого хозяйства. И поэтому этого не делали.

    К-Э На 2007-2008 гг. намечено большое количество IPO в электроэнергетике. Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность отрасли?

    В. Г. Я считаю, что чем быстрее инвесторы придут в отрасль, тем лучше. Адекватное позиционирование рынков произойдет именно тогда, когда генерирующие и сбытовые компании будут частными, когда дефицит электрической энергии (мощности) будет стимулировать приход инвестиций в те или иные объекты, а это не будет решаться в административной логике. Несмотря на то что за последние 5 лет страновые риски выросли, стратегические инвесторы в отрасли присутствуют.

    К-Э Осознают ли сегодня инвесторы, приходящие в отрасль, возможные риски?

    В. Г. Сегодня инвестор, покупая объект, абсолютно точно понимает, что он покупает. Нет таких инвесторов, которые тратят деньги в огромных масштабах, не понимая сути бизнеса. Все рынки одинаковы. И рынок электроэнергии не исключение. Ценностью является доля твоего бизнеса на рынке. В этом плане, покупая любой энергетический объект, в первую очередь инвесторы оценивают, какую долю на рынке они покупают. При этом не надо начинать бизнес с нуля. Конечно, можно построить любой завод, производящий какую угодно продукцию, но после этого потратить много времени и денег, выводя эту продукцию на рынок. А так ты уже на рынке. Приобретая какие-либо активы, инвесторы покупают "входной билет", и дальше появляется задача купленные, например, 2% превратить в 3%. А когда ты с "нулем" приходишь, перед тобой стоят задачи совсем другого рода.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Финансовый сектор России
Готовность №1. Структурные преобразования в электроэнергетике завершены на 95%
От министерства - к свободному рынку
Электроэнергетика России: в ожидании больших перемен
Пятилетка инвестиций
Либерализация рынков электроэнергии
Оптовый рынок электроэнергии Российской Федерации: вчера, сегодня, завтра
Перспективы генерирующего сектора электроэнергетики
Распределительные электрические сети: стратегия привлечения инвестиций
Инвестиционная привлекательность акций распределительных сетевых компаний
Энергосбытовые компании: текущая оценка
Помешает ли высокая цена акций генкомпаний успеху дальнейших размещений?
Энергия роста - движение на гребне волны
Миноритарные акционеры и реформирование электроэнергетики
"Голубые фишки" российской электроэнергетики
Электроэнергетический сектор и реформа РАО "ЕЭС России"
Исследование российского рынка слияний и поглощений в 2006 г.
Реорганизация по-новому

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100