Casual
РЦБ.RU

Корпоративное управление в российских банках: динамика улучшений

Февраль 2007

    Интервью со cтаршим руководителем программ технического содействия IFC в области финансовых рынков Патриком Лютернауэром

    Финансовый сектор в России традиционно считается одним из самых непрозрачных и непубличных. Но постепенно процессы консолидации активов в банковском секторе и поиск возможностей получить доступ на глобальные рынки фондирования приводят участников этого рынка к пониманию того, что необходимо развивать практику корпоративного управления. Международная финансовая корпорация (IFC) провела исследование, в котором отмечаются положительные изменения в применении норм корпоративного управления в банковском секторе. Однако есть к чему стремиться.

    К-Э Патрик, какие изменения произошли в корпоративном управлении в российских банках за последнее время?

    П. Л. За последние 3 года в системе корпоративного управления российских банков отмечаются существенные перемены. В результате реализации ряда инициатив ЦБ РФ были установлены более жесткие требования к листингу, приняты более строгие положения Закона об акционерных обществах. Соответственно, требования к уровню корпоративного управления также были повышены. Теперь российский банковский сектор может опираться на основы добросовестного корпоративного управления, которые можно развивать дальше.
    Банки воспользовались изменениями нормативной базы. Улучшения затронули все компоненты системы корпоративного управления: приверженность принципам корпоративного управления; практику работы совета директоров; прозрачность и раскрытие информации; внутренний контроль и управление рисками. Повысился уровень корпоративного управления в банках с иностранным капиталом и в банках, акции которых котируются на биржах. Улучшение практики корпоративного управления обусловлено и тем, что банки активно выходят на рынки капитала, в частности на международные рынки, а также занимаются привлечением иностранных инвесторов.
    Эффективная практика корпоративного управления важна для достижения и поддержания доверия общества к банковской системе. Слабое корпоративное управление может как усугублять проблемы отдельных банков, например может привести к потере доверия рынков к способности банка надлежащим образом управлять своими активами и обязательствами по вкладам, что, в свою очередь, может спровоцировать в банке кризис ликвидности, так и оказывать более масштабное макроэкономическое воздействие.

    К-Э Какова роль Центрального банка в развитии практики корпоративного управления в банках? Положения ЦБ РФ носят добровольный или принудительный характер?

    П. Л. Центральный банк имеет различные средства регулирования. Изменение банковского законодательства - задача Министерства финансов РФ. Банк может выпускать распоряжения относительно мер, которые нужно предпринимать во избежание кредитных рисков. Банки должны им следовать, либо они могут подвергнуться санкциям. Также это могут быть рекомендации (например, в прошлом году Центральный банк издал норму относительно корпоративного управления), которые дают картину современной практики ведения банковского бизнеса. Эти документы не имеют юридической силы и не являются обязательными в исполнении.
    ЦБ РФ требует от банков наличия определенного набора корпоративных документов, среди которых устав, положения о совете директоров и правлении, системе внутреннего контроля и департамента внутреннего контроля (аудита), а также политика по управлению рисками. Банки свободны в более детальном отражении своей практики ведения бизнеса и операций в дополнительных внутренних нормативных и регламентных документах. Исследование, проведенное Международной финансовой корпорацией, выявило, что банки неохотно принимают дополнительные внутренние документы по корпоративному управлению. Например, только 56% банков разработали положение по раскрытию информации или предпринимают попытки регулировать свою деятельность в области корпоративного управления на основе отдельного кодекса корпоративного управления (существует только в 29% банков). Учитывая практику реинвестирования корпоративных доходов, неудивительно, что только 34% банков регламентируют свою политику по распределению дивидендов на основе специального положения. Лишь у 31% банков-респондентов существует Положение о комитете по аудиту, регулирующее деятельность этого комитета (рис. 1).

    К-Э Расскажите о целях и результатах исследования. Какое количество банков откликнулось на предложение IFC ответить на вопросы? Довольны ли Вы результатами?

    П. Л. В конце 2006 г. мы получили ответы от 82 региональных и столичных банков России, на долю которых приходится 20% суммарных активов банковского сектора. Всего мы предлагали принять участие в исследовании 200 банкам, отобранным среди 300 крупнейших по величине активов. Из исследования были исключены государственные банки, а также банки, в которых доля иностранных юридических лиц составляет более 25%. Исследование проводилось во всех субъектах РФ. Рабочая группа приступила к исследованию в сентябре 2006 г., банки получили вопросники в середине сентября, ввод данных был завершен 8 ноября.
    Опрос показал, что за последние 3 года российские банки добились определенных успехов в области корпоративного управления. Кредитные организации откликнулись на инициативы, выдвинутые Центральным банком и направленные на повышение уровня корпоративного управления в российских банках. Исследование IFC выявило улучшения во всех ключевых областях корпоративного управления, к которым относятся работа советов директоров, раскрытие информации и прозрачность, внутренний контроль и управление рисками. Корпоративное управление находится сейчас на более высоком уровне, чем раньше, но оно по-прежнему не идеально. Создана хорошая нормативная база, и теперь банки имеют возможность соответствовать лучшим международным стандартам. Мы считаем, что 40% ответов, полученных нами, - это хороший показатель. Довольны ли мы результатами? И да и нет. По сравнению с аналогичным опросом, проведенным в конце 2003 г., явно прослеживаются улучшения в области корпоративного управления, ключевых вопросах корпоративного управления банковского сектора. Вместе с тем банки не достигли такого уровня корпоративного управления, который имеется в России в других корпорациях, а также среди банков в мире в целом. Наблюдательный совет должен ограничивать действия банков в области кредитной политики. Немало проблем предстоит решить относительно раскрытия информации, касающейся корпоративной структуры, структуры собственников и финансовых результатов. Что касается наблюдательного совета, то необходимо улучшить структуру и повысить роль совета в деятельности банка.
    Интересно отметить, что основной проблемой банков остается система управления рисками. По мнению 86% респондентов, более совершенные методы корпоративного управления должны прежде всего способствовать улучшению деятельности по управлению рисками (рис. 2).

    К-Э Может ли активность банков на рынке кредитования, которую мы наблюдаем сегодня, привести к серьезным последствиям в будущем, например, при замедлении темпов экономического роста?

    П. Л. За прошедшие 3 года рост займов составил 640%. Это феноменальный показатель. Чтобы банки могли справляться с этим ростом, служба внутреннего контроля и управления рисками должна тщательно отслеживать кредитную политику банка для представления целостной картины рисков, которую определяет для себя банк. Поэтому в исследовании мы отмечаем необходимость наличия в банке структуры, способной устанавливать некие пределы, например наблюдательный совет, который имеет полномочия ограничивать аппетиты и устанавливать порог агрессивности бизнеса в кредитной сфере. Но, как говорят на Западе, нелегко продать зонт в солнечный день. Уверенный экономический рост и готовность инвесторов платить немалые цены, чтобы попасть на рынок, могут ослабить интерес банков к улучшению корпоративного управления. Российские банки не должны попадать в эту ловушку, им надо продолжать строить сильную, устойчивую структуру корпоративного управления. Это окупится, в чем мы убедились на примере тех банков, которые участвовали в нашем проекте. Мы понимаем, что сейчас в России отмечается экономический бум. Это были хорошие 7 лет, и мы надеемся, что нас ждет еще одно хорошее 7-летие, но могут настать и другие времена.

    К-Э Каким Вы видите идеальный совет директоров банка? Каковы его функции и структура?

    П. Л. Совет директоров - основа системы корпоративного управления каждой компании. Эффективный совет директоров (во взаимодействии с руководством компании) определяет стратегические направления деятельности компании; осуществляет надзор и вырабатывает объективные рекомендации руководству компаний по ходу реализации утвержденной стратегии; обеспечивает наличие в компании надлежащих механизмов внутреннего контроля для ограничения воздействия факторов риска на деятельность компании.
    Для осуществления указанных задач необходим работающий совет директоров. Во-первых, член совета директоров и его семья должны быть финансово независимы от банка. Во-вторых, необходим соответствующий уровень профессиональной подготовки: он должен быть финансово образован, читать финансовую отчетность и понимать ее, разбираться в обстановке и тенденциях на финансовых рынках, а также стремиться привнести дополнительные знания в деятельность банка.
    Конечно, совет директоров, 9 членов которого составляют люди с бухгалтерским образованием, неидеален. Нужны специалисты в различных областях, которые могут улучшить деятельность данного совета директоров. Члены совета директоров должны обладать соответствующими коллективными знаниями в области каждого вида основной финансовой деятельности, которой намеревается заниматься банк. Мы приветствуем ситуацию, когда правление обладает достаточными полномочиями и гибкостью при достижении амбициозных задач по развитию банков. Вместе с тем нам хотелось бы видеть данный орган более вовлеченным в работу банка, осознающим свою роль и положение и не стесняющимся брать на себя функции контроля и надзора. В большинстве случаев правление банка пользуется высокой степенью свободы при утверждении финансовых операций, а пороговая сумма операций, утверждаемых советом директоров, как правило, не превышает 25% от всех активов банка (рис. 3).
    Для правильно организованного совета директоров характерно проведение регулярных заседаний, для подготовки к которым у его членов должно быть достаточно времени и информации. Члены совета директоров должны иметь возможность запрашивать дополнительную информацию, контактировать с основным управленческим персоналом или при необходимости обращаться за консультациями во внешние организации. Члены совета обязаны выделять время для личного присутствия на заседаниях. Треть банков-респондентов проводят заседания совета директоров реже одного раза в месяц (рис. 4).

    К-Э Какие улучшения необходимы банкам в сфере риск-менеджмента?

    П. Л. Этот вопрос требует детального рассмотрения. Прежде всего это относится к улучшению в управлении рисками и анализе рисков, а также к применению к ним портфельного подхода. Необходимо рассматривать все риски, которым подвергается или может подвергнуться банк, и принимать решения на высоком уровне. Сейчас различные области бизнеса имеют свои подразделения по управлению рисками, но такого органа, который собирает информацию о рисках в том или ином направлении бизнеса, нет. Также не только в России, но и за ее пределами не учреждено должностного лица, которое отвечало бы за общее управление рисками и докладывало бы об этом непосредственно председателю правления.
    Роль менеджмента банка заключается в идентификации рисков, определении их размеров, контроле и планировании эффективного управления рисками. Роль подразделений по управлению рисками, так же как и политика управления рисками в целом, заключается в формировании корпоративной культуры управления рисками. Такой подход подразумевает, что формирование указанной культуры должно сопровождаться хорошо документированным процессом.
    Необходимо создать самостоятельное подразделение, обеспечивающее портфельный подход к управлению рисками, 57% опрошенных банков сообщили, что планируют создание таких подразделений в ближайшем будущем. Половина банков имеет в штатном расписании таких подразделений не более 6 человек. С нашей точки зрения, небольшое количество персонала оправдано для некрупных банков с незначительным кругом операций и ограниченным количеством филиалов.
    Тем не менее остается неясным вопрос: насколько эти подразделения контролируют риски, характерные для банков? Во многих случаях функции таких подразделений управления рисками ограничены сбором статистической информации.

    К-Э Должны ли российские банки проводить размещения своих акций (IPO)? Как Вы относитесь к будущим размещениям таких крупных банков, как Сбербанк и ВТБ?

    П. Л. Я сторонник того, чтобы все больше и больше банков размещали свои бумаги на рынке ценных бумаг: это, во-первых, повысит прозрачность российских банков, улучшит дисциплину; во-вторых, разнообразит инвестиционное меню для инвесторов. С позиции рынка акций появление на нем широко представленного сегмента банков разнообразит инвестиционный портфель в России и позволит вкладывать не только в нефть и газ. Я приветствую такие шаги, если, конечно, они соответствуют стратегии банка, перспективам роста и расширения деятельности. Это же касается Сбербанка и ВТБ.

    К-Э Актуально ли исследование IFC для крупнейших российских банков, в том числе с государственным участием? Как вы оцениваете уровень КУ в этих банках?

    П. Л. Банки, на основе которых мы проводили исследование, входят в 200 крупнейших банков России. Мы не включали в это исследование банки, полностью контролирующиеся государством, такие как Сбербанк. Я ничего не могут сказать относительно таких банков, как Газпромбанк, ВТБ, Альфа-Банк. Но результаты нашего исследования и наш опыт работы в данной области в целом позволяют надеяться, что результаты применимы к любому банку, будь то большой или маленький банк, ЗАО или ОАО. Судя по рейтингу Standard & Poor's, некоторым крупным банкам есть над чем поработать в области корпоративного управления, решить такие проблемы, как раскрытие информации, прозрачность.
    Степень раскрытия финансовой и иной существенной информации российских банков, касающейся их управленческой структуры и банковской деятельности, всегда была основной темой обсуждений вопросов корпоративного управления. Понятно, что у каждой заинтересованной стороны может быть свое понимание уровня и формы прозрачности. Например, ЦБ РФ, как регулятор банковской деятельности, в большей степени озабочен системными рисками банков и их влиянием на экономику в целом. Поэтому он требует весьма детализированной информации от банков, являющихся объектами регулирования. Вкладчики больше озабочены безопасностью вкладов. Мы считаем, что банки не должны ограничивать объем информации, представляемой общественности, включая собственных акционеров. Чем больше банк предоставит информации, тем больше выгод он получит в будущем. Публичная информация, которую банки предоставляют заинтересованным сторонам, в большинстве случаев включает сведения, которые не должны нарушать действующее законодательство или специальные положения. На рис. 5 показано, какую именно информацию готовы предоставлять банки и чем эта информация отличается от сведений, предоставляемых акционерам. Очевидно, что основная масса банков не решается предоставлять важную информацию, касающуюся рисков и управления рисками, а также информацию, касающуюся принципов ведения бухгалтерского учета.

    К-Э Является ли высокий уровень корпоративного управления преимуществом иностранных банков, которые вышли на российские рынки? Смогут ли в дальнейшем средние российские банки составить конкуренцию иностранным финансовым институтам?

    П. Л. Международная финансовая корпорация убеждена, что любая компания, которая серьезно подходит к вопросам совершенствования корпоративного управления, более конкурентоспособна. Региональные и небольшие банки имеют будущее, им также следует уделять внимание вопросам корпоративного управления. Каждый банк должен осознавать свое положение на рынке, свои возможности и перспективы роста в будущем. Если тщательно и осознанно подходить к этим вопросам, то у всех, даже не крупных, банков есть хорошие возможности. Следуя крупным финансовым структурам, можно столкнуться с большими трудностями. В период финансового кризиса 1998 г. именно небольшие региональные банки вышли из кризиса с меньшими потерями, чем крупные московские банки.
    Иностранные банки, которые начали свою деятельность в России, являются объектами правоприменения со стороны Центрального банка. Конечно, их преимуществом является то, что теория и практика корпоративного управления их стран имеет большую историю. Для России это достаточно новая практика. Но и среди международных банков дифференциация по уровню развития корпоративного управления очень велика. И если посмотреть на иностранные банки, которые работают в России, и сравнить уровень корпоративного управления их материнских компаний, станет понятно, что многие вышедшие на российский рынок банки находятся на среднем уровне.

    К-Э Ваши прогнозы дальнейшего развития российской экономики и банковского сектора?

    П. Л. Надеюсь, что впереди у нас - 7 хороших лет. Сейчас наступило очень интересное время для банковского сектора. Конечно, он будет развиваться наравне с экономикой. Мы еще увидим немало сделок слияний, банки будут продавать свои активы не только иностранным, но и российским банкам, будут укрупнения. Финансовые кредитные учреждения будут специализироваться в разных областях, и это хорошо, потому что это естественный ход развития.




  • Рейтинг
  • -1
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Удачный год для российских банков
Российский банковский сектор: текущее состояние и перспективы
Investment banking как он есть
"Чтобы выжить - необходима специализация"
"Создать капитализацию там, где ее пока нет, - вот миссия инвестиционного банка..."
Банковский сектор на рынке акций
Год банков
Национальная банковская система. Внимание на лидера
Перспективы развития рынка облигаций региональных банков
Корпоративное управление в российских банках: динамика улучшений
Обзор рынка регистраторских услуг
Инвестиционный консалтинг: новая индустрия российской экономики
Перспективы российского банковского сектора
Один день с Павлом Неумывакиным
Рынок независимых регистраторов или натуральное хозяйство?
Бизнес-ангелы и венчурное инвестирование в России
Заметки о технологах

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100