Casual
РЦБ.RU

Зачем необходим мегарегулятор?

Февраль 2007

    Накануне нового года законопроект о мегарегуляторе был направлен на рассмотрение Правительства РФ. Предлагаем вашему вниманию комментарии к проекту Федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках".

    Сегодня очевидно, что страна может иметь конкурентоспособный отечественный финансовый рынок. Одним из факторов, обеспечивающих его качество, является наличие унифицированного (скоординированного) права. Понятие права в данном случае используется в широком смысле слова, включая решения правительства и инструкции уполномоченного регулятора. Необходимо создание органа, принимающего решения на межотраслевом (финансовом) уровне, - мегарегулятора. Целесообразно начать построение мегарегулятора как правоустанавливающего, регулирующего и контрольного органа на пересечении нескольких финансовых рынков (например, без банковского сектора), постепенно расширяя его полномочия.
    На стадии становления мегарегулятора решения должны приниматься исключительно представителями исполнительной ветви власти.
    Принципиально важным является, чтобы работа мегарегулятора изначально проходила в коллегиальном режиме, с участием СРО и правом принятия окончательного (на месте) решения по любой проблеме финансового рынка, если она не урегулирована законодательно. Деятельность мегарегулятора должна быть финансово независимой.
    Принятие такого решения сегодня, в условиях динамично развивающегося финансового рынка, было бы особенно эффективным, так как свидетельствовало бы о твердых намерениях власти создать систему управления быстро растущим объектом, включив в процедуру принятия решений самих его участников, устранить дублирование функций различных регуляторов и ускорить процесс диверсификации финансовых бизнесов.
    Поскольку "правила игры" на любом рынке устанавливают его основные регуляторы, такого рода изменения затрагивают интересы и условия бизнеса практически всех участников финансового рынка.
    Предлагаем вам высказать свое мнение по поводу законопроекта о мегарегуляторе на страницах нашего журнала.
    Проект Федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках" отражает последние изменения в концептуальном подходе к регулированию и контролю за поведением участников предпринимательских отношений на финансовых рынках, которые в последнее время демонстрируют развитые демократические государства.
    Первая новелла - отказ от "секторального" регулирования, заключающегося в определении четких границ функционирования различных сегментов финансовых рынков (банковского, страхового, ценных бумаг, коллективного инвестирования), с предоставлением каждому такому сегменту своего регулятора и своего массива правовых актов. Признано, что любые финансовые услуги, по сути, имеют одну и ту же идею - привлечение чужих денежных средств и управление ими с целью доставления материальных выгод как вкладчику (инвестору, пайщику), так и управляющему. В этом смысле любая финансовая услуга является услугой по индивидуальному или коллективному инвестированию. Такой подход позволяет динамично развивать финансовые рынки, оперативно допускать появление новых, неизвестных ранее финансовых институтов и финансовых продуктов, не дожидаясь того момента, когда законодательство восполнит те или иные пробелы в правовом регулировании, определит с использованием специфических терминов новые явления на рынке. Ключевым при таком подходе является правильное формулирование базовых понятий финансовой услуги, финансового рынка, института коллективного инвестирования. Достаточно, чтобы новый продукт отвечал основным характеристикам финансовой услуги, а его обращение осуществлялось на принципах разумной осмотрительности (пруденциальности) и добросовестности, для того чтобы такой продукт был легализован рынком и регулятором.
    Вторая концептуальная новелла - создание единого органа регулирования и контроля за деятельностью предпринимателей на любых финансовых рынках. Как известно, пионером здесь выступила Великобритания, создав единый регулятор финансовых рынков - Financial Service Authority. Аналогичный орган создан в Польше. Почти во всех других европейских государствах вопрос об учреждении подобного органа в настоящее время обсуждается.
    Создание единого регулятора финансовых рынков оправдывается единством предмета регулирования и контроля, тем, что в основе любой финансовой услуги и деятельности по ее оказанию лежат тождественные друг другу признаки, кем бы такая услуга ни оказывалась (банками, инвестиционными фондами, брокерами и т. п.) и в чем бы она ни заключалась.
    Другой причиной объединения финансовых рынков под эгидой единого регулятора является необходимость удаления ведомственных барьеров регулирования и контроля, что является достаточно актуальным для России.
    Наконец, еще одна и, вероятно, самая важная причина - желание добиться правильно сбалансированного развития всех секторов финансового рынка. До тех пор пока сектор банковских услуг регулируется и контролируется одним органом, а сектор, например, услуг инвестиционных фондов - другим, никакого сбалансированного их развития ожидать не приходится. Это также особенно актуального для России, где существует очевидный перекос в сторону банковского сектора в ущерб институтам коллективного инвестирования.
    Третья концептуальная новелла в регулировании финансовых рынков заключается в отказе от "огосударствления" такого регулирования. Регулятор и контролер финансового рынка более не отождествляется исключительно с государством. Регулятор становится неправительственным государственно-общественным органом, функционирующим на началах коммерческой самоокупаемости либо паритетного финансирования его деятельности государством и предпринимательским сообществом и строящим свою регулирующую и контрольную деятельность на принципах корпоративного управления. В лице единого регулятора финансовых рынков государство, таким образом, еще больше социализируется, активнее разворачивается в сторону общества, отказываясь от привычных бюрократических схем управления.
    В результате ответственность государства, представленного уполномоченными органами и их должностными лицами, перед обществом и подконтрольность его обществу, бывшая ранее фикцией, становится реальностью.
    Все перечисленные выше особенности изменения подходов к регулированию финансовых рынков отражены в представленном проекте федерального закона.
    Единый федеральный орган регулирования финансовых рынков определен в проекте в качестве фактически саморегулируемой организации участников рынка финансовых услуг и потребителей финансовых услуг, формируемой и финансируемой на равных началах государством и обществом (в лице представителей сообщества предпринимателей и потребителей на финансовых рынках).
    Будучи органом саморегулирования финансовых рынков с участием государства, единый орган обязан осуществлять отвечающие самым высоким стандартам законности, разумности и добросовестности полномочия по регулированию предпринимательской деятельности на финансовых рынках и контролю за поведением участников финансовых рынков. Соответствующие положения об условиях и порядке реализации указанных полномочий сформулированы в отдельных главах проекта федерального закона.
    Важнейшим принципом и условием функционирования единого органа регулирования финансовых рынков является его имущественная ответственность перед подконтрольными ему субъектами за последствия принимаемых единым органом решений и действий его должностных лиц. Данная ответственность носит объективно ограниченный характер. Единый орган не может нести имущественную ответственность за любые последствия своих решений. Контроль за субъектами рынка всегда означает ущемление в интересах общества некоторых их прав, определенные ограничения налагает на участников рынков и само правовое регулирование их деятельности. В соответствии с проектом закона единый орган несет имущественную ответственность за принимаемые им индивидуально-распорядительные решения и недобросовестность, проявленную при проведении проверок.
    Согласно проекту федерального закона единый орган осуществляет правовое регулирование деятельности по оказанию финансовых услуг любого рода: банковских, страховых, услуг на рынке ценных бумаг, услуг по коллективному инвестированию, услуг по финансовой аренде и других, отвечающих сформулированному в проекте определению.
    Свои полномочия по регулированию единый орган осуществляет в тесном взаимодействии с саморегулируемыми организациями участников финансовых рынков и может делегировать таким СРО право осуществлять отдельные регулятивные полномочия. Данная норма призвана наполнить деятельность СРО участников финансовых рынков более важным содержанием по сравнению с нынешней ситуацией.
    В части осуществления единым органом контрольных полномочий принципиально важными являются положения проекта закона, создающие организационные условия для обеспечения беспристрастности и добросовестности в проведении такого контроля. Контрольные полномочия единого органа, связанные с проведением контрольных проверок, осуществляются специальными контролерами (уполномоченными наблюдателями), действующими независимо от исполнительного аппарата единого органа.
    Базовыми принципами для описания организационной структуры единого финансового органа являются принцип коллегиальности в принятии важнейших управленческих решений, затрагивающих интересы участников финансовых рынков и потребителей финансовых услуг, а также принцип обязательности представительства в едином органе государства, предпринимательского сообщества участников финансовых рынков и сообщества потребителей финансовых услуг. Подобная схема построения единого органа призвана решить проблему баланса интересов самых разных социальных единиц и групп, обеспечить справедливое и разумное регулирование финансовых рынков.
    Соответственно организационной схеме единого органа в проекте описывается принцип паритетности финансирования его деятельности, осуществляемого за счет средств федерального бюджета и взносов участников финансовых рынков. В принципе в последующем возможен полный отказ от бюджетного финансирования расходов единого органа.
    Значительная часть норм проекта закона регулирует вопросы раскрытия единым органом информации о своей деятельности. В этом также заключается одно из важнейших условий социализации регулирования. Жесткие правила раскрытия регулятором информации отражают общую тенденцию уподобления органа регулирования и контроля публичной компании, которая главенствует сегодня в развитых демократических государствах.
    Федеральный закон предполагается вводить в действие поэтапно, по мере готовности регулятора к принятию на себя полномочий по регулированию отдельных секторов финансового рынка. В частности, передачу единому органу полномочий по регулированию рынка банковских услуг предполагается отложить на более поздний срок по сравнению со сроком вступления в силу всех прочих норм и положений закона.
    Принципиально важным является то, что принятие Федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках" не потребует полной перестройки всей существующей системы регулирования на финансовых рынках, не приведет к пересмотру всего массива существующего в этой сфере законодательства. Нормы проекта Федерального закона "О регулировании предпринимательской деятельности на финансовых рынках" составлены таким образом, чтобы единый орган регулирования имел возможность использовать уже существующий законодательный и иной правовой материал, постепенно приводя его в соответствие с потребностями развития финансовых рынков. Такой подход обеспечивает невозможность даже временной дезорганизации рынка, возникновения "юридического хаоса" и потери ориентиров участниками рынка в связи с реформированием системы регулирования на рынке.
    Соответственно, в связи с принятием нового закона необходимо будет внести изменения в ряд федеральных законов, в том числе в законы "О рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах, "О негосударственных пенсионных фондах", "Об ипотечных ценных бумагах", "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и др.
    Предлагаемые изменения в указанные федеральные законы имеют "пакетный" характер и непосредственно связаны с реформированием системы государственного регулирования предпринимательской деятельности на финансовых рынках путем создания единого регулирующего и контрольного органа на принципах государственно-частного партнерства в финансовой сфере.
    Основной целью предлагаемых изменений является устранение принципа исключительности государственного регулирования и контроля на финансовых рынках путем замены его на принцип саморегулирования и самоконтроля предпринимателей на финансовых рынках, осуществляемый, однако, при непосредственном участии государства.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Корпоративные облигации: количественный рост продолжается
Российский рынок долгов: итоги и прогнозы
Долговые инструменты российских кредитных институтов: оценка рисков и доходность
Суверенный рейтинг России: прогноз на 2007 г.
Основной принцип ценообразования на фондовом рынке
Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)
Российская ипотека: кодекс кредитора
Особенности взаимодействия IR-служб с инвестиционным сообществом
Разговор о стратегии: возможности повышения конкурентоспособности регионов
Государственно-частное партнерство: как "собрать все и поделить". Технология определения оптимальной доли участия инвестора в прибыли
Система менеджмента качества. От принятия решения о внедрении до получения практической отдачи
Особенности современных подходов к оценке стоимости российских энергокомпаний
О некоторых аспектах правового регулирования фондового рынка США
Зачем необходим мегарегулятор?
Финансовый рынок Казахстана
Отдельные проблемы прогнозирования курсов акций с учетом периодической компоненты

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100