Casual
РЦБ.RU

Анализ развития финансовых инструментов в Кыргызской Республике

Январь 2007


    Продуктовая структура рынка ценных бумаг в настоящий момент включает 3 основных компонента: государственные, корпоративные и коммерческие ценные бумаги. Муниципальные, ипотечные и производные ценные бумаги еще не созданы. Для анализа степени развития финансовых инструментов в Кыргызской Республике рассмотрим перечисленные виды, обращающиеся на рынке, кроме коммерческих бумаг. В республиканской периодической печати и специальных изданиях содержится мало информации о состоянии государственных ценных бумаг, поэтому автор вынужден обращаться к материалам 2003 г.

    В 2003 г. внутренний государственный долг1 составил 175,3 млн долл., или 9,3% к ВВП. Задолженность по различным видам ценных бумаг составила 149,5 млн долл., или 7,9% к уровню ВВП. В Национальном банке Кыргызской Республики2 государственных ценных бумаг находились активы на сумму 109,5 млн долл. (5,8% к ВВП), а в обращении - на сумму 2,68 млн долл. (0,14% к ВВП)3.
    Наиболее высокий совокупный показатель эмиссий корпоративных ценных бумаг (табл. 1) отмечался в 1997 г. и был связан в первую очередь с приведением в соответствие с законодательством деятельности эмитентов и массовой регистрацией акций акционерных обществ, как образованных в процессе приватизации, так и вновь образованных. В последующие годы ежегодная эмиссия ценных бумаг в целом стабилизировалась в пределах 10% к уровню ВВП. Только в 1999 г. наблюдался низкий уровень эмиссии ценных бумаг.
    По состоянию на 1 января 2003 г. совокупный объем зарегистрированных корпоративных ценных бумаг составил 510,9 млн долл. (акции - 507,2 млн долл. и облигации - 3,7 млн долл.), или 31% к уровню ВВП4. Большая часть этого пакета акций находится в собственности государства. Определенные эмиссии были произведены в целях переоценки активов и приведения в соответствие с этим уставного капитала компаний. Оставшаяся часть акций имеет рыночное обращение.
    Потребность в выпуске муниципальных ценных бумаг очевидна, поскольку городские хозяйства испытывают хронический дефицит в финансовых ресурсах. Потенциальными эмитентами таких бумаг могли бы выступить мэрия Бишкека, а также, возможно, администрации г. Ош. В данном случае речь идет о пилотном, экспериментальном выпуске ценных бумаг.
    В 2003 г. на финансовом рынке Кыргызской Республики обращалось отечественных эмиссионных ценных бумаг различных типов на сумму 654,6 млн долл., что составляет 9,9% к уровню ВВП. По данному параметру фондовый рынок Кыргызской Республики можно отнести к так называемому "эмбриональному"состоянию развития рынка.
    Государственные финансовые инструменты представлены государственными казначейскими векселями (ГКВ) сроком до 1 года, облигациями государственного реструктуризованного займа (ОГРЗ)5 и казначейскими обязательствами (КО, РКО), а также государственными казначейскими среднесрочными обязательствами (урегулирования) (ГСКО). Государственные ценные бумаги в основном являются инструментами краткосрочного покрытия текущего бюджетного дефицита, а также денежно-кредитного регулирования, поэтому и размещаются прежде всего среди коммерческих банков. Поскольку подобные заимствования не связаны с долгосрочным инвестированием в экономику (как это происходит на практике развитых стран), то они не могут относиться к рынку капиталов.
    По состоянию на 1 января 2003 г. общий объем КО в обращении составил около 117,5 млн долл. Основная их доля - около 95% - находится в портфеле НБКР. Сделки на вторичном рынке ГКВ осуществляются через электронную торговую систему НБКР, которая служит депозитарием, позволяет первичным дилерам и их клиентам проводить сделки с ГКВ. Первичные дилеры выступают в роли субдепозитариев, выполняющих функции по хранению и учету прав владельцев ценных бумаг.
    ГКВ6 стали основным видом ценных бумаг внутреннего заимствования. Решение вопроса расширения объема рыночного обращения и увеличения мобилизации внутренних сбережений лежит в плоскости совершенствования ее механизмов и инфраструктуры.
    С 2000 г. осуществляется эмиссия казначейских среднесрочных облигаций и облигаций государственного реструктуризируемого займа7. В табл. 1 представлены данные, свидетельствующие о нестабильных объемах эмиссии ценных бумаг по годам. Низкие показатели эмиссии были характерны для 1995-1996 гг. Более стабильные показатели отмечались с 2000 г., когда совокупные объемы эмиссий стабилизировались и составили около 87 млн долл., или 5,6% к уровню ВВП в 2001 г., и 104 млн долл., или 6,4% к ВВП в 2002 г. Однако в 2003 г. объемы эмиссии государственных ценных бумаг снова снизились до 21,9 млн долл.
    В последние годы объем государственных краткосрочных обязательств возрастал, а процентные ставки по ним снижались, но средний уровень оставался высоким - свыше 50% годовых. Только с 1999 г. со стабилизацией макроэкономической ситуации ставки доходности по ГКВ имели тенденцию к снижению до приемлемого уровня. На это также повлияло расширение числа коммерческих банков - участников аукционов, проводимых НБКР.
    Государственные ценные бумаги не нашли широкого обращения на организованном фондовом рынке и развивались в рамках торговой площадки Национального банка8. В отличие от широкой мировой практики, особенно в странах с переходной экономикой, когда государство, заинтересованное в развитии фондового рынка, принимает обычно решение о централизации торговли финансовыми инструментами через организованный рынок ценных бумаг, в Кыргызстане не удалось преодолеть формирования разделенных торговых площадок.
    Это результат инерции первоначальных правительственных решений, когда еще отсутствовала соответствующая инфраструктура фондового рынка. Расширение объемов продаж как государственных пакетов акций, так и государственных ценных бумаг без наличия развитой единой инфраструктуры рынка ценных бумаг приводит к формированию непонятных, непрозрачных, небезопасных, неэффективных и, главное, неперспективных методов и механизмов обращения фондовых инструментов.
    Государство не имеет странового, а также корпоративных и муниципальных кредитных рейтингов. Как известно, присвоение подобного рейтинга означает, что правительство готовит выпуск долгового заимствования для размещения и обращения на международных финансовых рынках, но Кыргызская Республика не может осуществить выпуск долговых заимствований на коммерческих основах.
    Объем внешнего долга значительный. Кредиты доноров и международных финансовых институтов предоставлялись на льготных условиях, поэтому возможность других видов бюджетных заимствований может быть произведена только с согласования с МВФ, включая выпуск финансовых инструментов на международном рынке. В равной мере это относится и к муниципальным заимствованиям, поскольку бюджет местных органов власти совокупно включается в государственный бюджет.
    Такое положение ограничивает возможности выпуска корпоративных ценных бумаг на международных фондовых рынках. Вопрос присвоения кредитного рейтинга является одним их важных вопросов перспективной политики государства в области развития финансового сектора.
    Ноты Национального банка Кыргызской Республики функционируют с 2000 г. Для того чтобы дать общую характеристику данного финансового инструмента и определить его влияние на экономику, целесообразно учитывать объемы реальных продаж. Объемы продаж нот в 2003 г. составили 2,68 млн долл. - всего лишь 0,14% к уровню ВВП. Основная их доля приходится на дневные ноты. Главными держателями нот являются коммерческие банки, а объемы эмиссии несущественны и пока не популярны среди широкого круга участников финансового рынка.
    Таким образом, развитие рынка государственных ценных бумаг находится в эмбриональном состоянии. Ограниченный перечень бумаг является инструментом денежно-кредитного регулирования и не относится к рынку капиталов. Отсутствуют среднесрочные или долгосрочные инвестиционные ценные бумаги, механизмы обращения которых ориентированы не на широкий круг розничных продаж, а на узкий круг коммерческих банков. Торговая площадка государственных ценных бумаг носит больше нерыночный характер, чем рыночный, и требует реформирования. Стандарты обращения должны быть унифицированы с рынком корпоративных ценных бумаг. Для стран с малой экономикой и компактным финансовым рынком целесообразно стимулирование развития единой торговой платформы фондового рынка.
    Корпоративные ценные бумаги Кыргызской Республики представлены акциями и облигациями. По состоянию на 1 января 2004 г. корпоративных ценных бумаг было зарегистрировано на сумму 693,7 млн долл., около 36,8% к уровню ВВП. Сектор корпоративных ценных бумаг - наиболее крупный сегмент фондового рынка Кыргызской Республики.
    Показателем мобилизации новых инвестиций являются дополнительные эмиссии ценных бумаг. С 1990 по 2003 г. за счет выпуска ценных бумаг предприятиями Кыргызской Республики было мобилизовано средств на сумму 286,3 млн долл. (без учета эмиссий приватизированных АО и дополнительных выпусков акций за счет переоценки основных фондов).
    В 2003 г. благодаря выпуску ценных бумаг предприятиями Кыргызской Республики было привлечено средств на 13,7 млн долл.9 Из общего числа зарегистрированных выпусков акций около 80% являются учредительными (561,9 млн долл.), а 20% - дополнительными выпусками акций (125,9 млн долл.) и ориентированы на рыночное обращение.
    Размер эмиссий акций невелик10, и поэтому выпуск одной крупной компанией большой эмиссии может сильно изменить динамику показателей выпусков, а соответственно, и торгов на фондовом рынке.
    Действия коммерческих банков по новым эмиссиям акций связаны с административными требованиями Национального банка по увеличению капитала. Активная торговля на фондовом рынке с банковскими ценными бумагами отсутствует. Объем корпоративных ценных бумаг, зарегистрированных у государственного регулятора и предназначенных для обращения, составляет около 700 млн долл., а объем торговли на фондовой бирже - около 5-20 млн долл. в год. Таким образом, основными мотивами у эмитентов при выпуске новых акций являются скорее решение вопросов технического характера, переоценка активов, учреждение новых компаний, капитализация новых основных фондов и средств на балансе предприятия, чем привлечение наличного капитала путем продажи ценных бумаг на открытом рынке.
    Доходность - важный показатель стимулирующего инвестиционную привлекательность того или иного финансового инструмента, в то же время характеризующего его рыночную конкурентоспособность. Можно предположить следующую схему взаимозависимости привлекательности различных видов ценных бумаг и их доходности. Поскольку государственные ценные бумаги являются гарантированными и ликвидными, то ставка доходности по ним должна быть самой низкой. На следующем месте по доходности располагаются муниципальные и иные виды фондовых инструментов, так или иначе относящиеся к государству, например ценные бумаги Национального банка.
    Необходимо учитывать фактор рыночной конкуренции между финансовыми инструментами за инвестора. Показатели доходности по 12-месячным ГКВ в 1998 г. составляли 71,4%, по 6-месячным - 31,4%, по 3-месячным - 32,5%. Из наблюдаемых изменений ставок доходности по ГКВ следует, что доходность ГКВ напрямую зависит от цен на них. Складывающиеся высокие цены способствуют снижению спроса, следовательно, падает и доходность по ним. Чем дольше срок обращения, тем выше доходность. Это объясняется тем, что ГКВ с наименьшим сроком обращения более ликвидные и спрос на них высок. Уже в 2003 г. эти ценные бумаги составляли соответственно 9,43, 7,18 и 4,2%. Сокращение доходности налицо. На это повлияли процессы макроэкономической стабилизации, снижения уровня инфляции, инфляционных ожиданий и т. д.
    Перечисленные факторы привели к сокращению объемов эмиссии нот НБКР: их среднегодовое значение снизилось с 11,4% в 2001 г. до 4,5% в 2003 г. Снизилась и учетная ставка Национального банка - с 55,07% в 1999 г. до 3,97% в 2002 г.
    Снижение доходности других видов финансовых инструментов должно повлиять на повышение интереса потенциальных инвесторов к корпоративным фондовым инструментам, где наблюдается более высокая доходность. Среднегодовая доходность по некоторым оценкам составляла в 2003 г. по акциям (простые) - 27,5%, по облигациям в национальной валюте - 27%, в иностранной валюте - 11,7%.
    Доходность по корпоративным облигациям устанавливается эмитентами. Так, некоторые эмитенты (табл. 3) установили доходность своих бумаг в привязке к государственным казначейским векселям на основе конкурентной привлекательности для инвестора, что и указывается в проспекте эмиссии.
    Средняя доходность по корпоративным облигациям и акциям в несколько раз выше, чем государственных ценных бумаг, и поэтому может казаться, что потребность в таких инструментах должна быть повышенной. Однако это не совсем так, и предложение со стороны компаний подобных долговых инструментов не находит реализации на рынке.
    Основным держателем государственных ценных бумаг является банковский сектор (около 90%). Национальный банк Кыргызской Республики сформировал так называемый "принудительный механизм" рыночной привлекательности данного инструмента, внеся его в перечень обязательств для коммерческих банков, который признается центральным банком ликвидным. К этому перечню отнесены и ноты Национального банка, но не корпоративные ценные бумаги.
    В табл. 4 показана структура держателей государственных ценных бумаг, где основными владельцами являются коммерческие банки. Физические и юридические лица владеют всего около 10% долговых фондовых инструментов правительства, в то же время институциональные инвесторы не являются их держателями (см. табл. 4). В целом инвестиционные фонды приобретали небольшие пакеты. Возможно, со снижением доходности государственных долговых ценных бумаг также снизился интерес к этому инструменту со стороны инвестиционных фондов. У иностранных инвесторов отсутствует интерес к государственным долговым инструментам.
    В политике размещения и обращения государственных ценных бумаг расчет делается на преобладание банковского сектора. Это упрощает и сужает перспективы развития государственного заимствования на внутреннем рынке капиталов и ограничивает доступ населения и других категорий рядовых инвесторов, включая иностранных, к подобным инструментам. Банковский сектор выступает большим портфельным держателем фондовых инструментов, где доля корпоративных финансовых инструментов незначительна. С учетом складывающейся структуры доходности различных финансовых инструментов интерес к подобным инструментам со стороны коммерческих банков, несомненно, должен быть. Существующие нормативы обязательств и другие правила, связанные с регулированием НБКР, не стимулируют, а ограничивают инвестиционную активность коммерческих банков на фондовом рынке корпоративных ценных бумаг.
    Отечественные инвесторы совокупно владеют небольшой долей собственности в АО республики - около 10,3%. Сюда включены и менеджеры компаний, поскольку данная категория инвесторов возникла в основном в процессе приватизации и отражает общую долю акций, находящихся в их управлении. В то же время иностранные инвесторы совокупно владеют 14,17% акций компаний. В 2003 г. общий объем иностранных инвестиций в корпоративные ценные бумаги эмитентов Кыргызской Республики составил более 86,4 млн долл., инвестиции из стран СНГ - 4,3 млн долл., из стран дальнего зарубежья - 82,1 млн долл.
    Иностранные инвесторы стараются приобрести крупные, стратегические пакеты акций для того, чтобы управлять компанией. Такие пакеты приобретались в основном в процессе приватизации государственной собственности, но в последние годы наблюдается увеличение числа приобретений иностранными инвесторами на вторичном рынке республики. Данные свидетельствует о том, что наиболее привлекательными сферами вложения капитала для иностранных инвесторов являются промышленность республики, финансовые институты, строительство, транспорт и связь, менее привлекательными - сельское хозяйство и коммерческая деятельность.






  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Российский рынок остается привлекательным
Акции дорожно-строительных компаний: текущее состояние и перспективы
Перспективы акций электроэнергетической отрасли
Особенности долгового IR
Биржевой рынок товарных контрактов. Хеджирование ценовых рисков с использованием фьючерсных контрактов на базе срочного рынка РТС
Газ пришел на биржу
"Смотрим в будущее с оптимизмом"
Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций
Бизнес-ангельское инвестирование - перспективный источник получения высоких доходов
Голливуд и Уолл-стрит: кино заказывают инвесторы
Тенденции развития банковских систем России, Украины и Казахстана
Использование кондуитов при секьюритизации финансовых активов
Ставка ФРС: история повторяется
Анализ развития финансовых инструментов в Кыргызской Республике
Российский рынок страхования: параметры, пропорции и тенденции
Отчетность регистраторов перед ФСФР. Доступность информации для инвесторов
Негативные тенденции развития мирового рынка производных финансовых инструментов
Вексель: право, учет и налогообложение
Индексы скользящей скорости и скользящего ожидания: методика расчета и практика применения

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100