Casual
РЦБ.RU

Тенденции развития банковских систем России, Украины и Казахстана

Январь 2007


    В первом полугодии 2006 г. результаты деятельности крупнейших банков Казахстана, России и Украины (КРиУ) улучшились, чему способствовала благоприятная макроэкономическая ситуация, о которой свидетельствуют хорошие прогнозы роста ВВП в 2006 г. (на 10,6% в Казахстане, на 6,5% в России и на 5,6% в Украине). В 2007 г. эта тенденция, по всей видимости, сохранится. К основным тенденциям, способствующим улучшению результатов деятельности крупных банков, относятся: развитие систем продаж банковских продуктов и услуг, появление дифференцированных стратегий развития, диверсификация доходов и источников ресурсов, сокращение концентрации бизнеса банков.

КАКУЮ СТРАТЕГИЮ ВЫБИРАЮТ БАНКИ?

    Несмотря на благоприятные макроэкономические условия, в банковских секторах КРиУ усиливается конкуренция. Средние банки постепенно укрепляют свои рыночные позиции, занимая высокодоходные ниши рынка (потребительское и ипотечное финансирование, брокерские услуги, кредитование малого бизнеса), и все чаще бросают вызов крупным банкам. Большинство крупных банков следуют модели универсального финансового учреждения, но все же подходят к развитию бизнеса дифференцированно и выделяют приоритетные сегменты клиентского рынка, направления деятельности и географические рынки. Их развитие становится более ровным, менее оппортунистическим и зависимым от конъюнктурных факторов, больше опирается на конкретную стратегию.
    Ведущие банки России и Украины делают ставку прежде всего на свои внутренние рынки, стараясь реализовать деловые возможности, связанные с низким уровнем проникновения банковских услуг, большой численностью населения и растущим количеством малых и средних предприятий (МСП). Крупные казахстанские банки, а также российский Внешторгбанк, наоборот, проводят стратегию экспансии в других странах Содружества независимых государств (СНГ), и их среднесрочная задача состоит в том, чтобы генерировать до 15-20% доходов за пределами национальных рынков. Мы считаем, что банки, проводящие стратегию экспансии, рискуют больше, чем банки, которые ориентируются исключительно на внутренний рынок, однако допускаем, что стратегия экспансии может дать более ощутимую отдачу, если она правильно реализована.
    В 2006 г. мы наблюдали и другую тенденцию, начавшуюся в 2005 г., - повышение доли услуг МСП и населению в структуре бизнеса крупнейших банков КРиУ, которые первоначально специализировались на обслуживании крупных корпоративных клиентов.
    Это объясняется, с одной стороны, недостаточно высоким качеством кредитования и низкой прибыльностью в "корпоративном" сегменте, а с другой - бурным развитием розничного рынка, обусловленным повышением благосостояния населения и сопровождающимся растущим спросом граждан на кредиты. К середине 2006 г. доля потребительских и ипотечных кредитов достигла 50% в структуре ссудной задолженности украинского ОАО "Укрсоцбанк" и российского АКБ "РОСБАНК". Стараясь добиться успехов на розничном рынке, крупные банки выделяют целевые клиентские сегменты и (или) виды банковских продуктов. Например, для Народного банка Казахстана "Халык" целевым является массовый розничный рынок, в то время как Международный Московский Банк делает ставку на обслуживание среднего класса, РОСБАНК - на потребительское кредитование, Банк ТуранАлем (БТА) в лице своей 100%-ной дочерней компании АО "Ипотечная организация БТА Ипотека" - на ипотечное кредитование. Внешторгбанк создал специальное подразделение по обслуживанию населения и МСП - ЗАО "ВТБ-24". Стратегии диверсификации предусматривают также повышение качества и индивидуальный подход к обслуживанию клиентов. Решение обеих задач чрезвычайно важно при работе на рынках, отличающихся малочисленностью известных брэндов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

    Уровень прозрачности и полноты раскрытия информации среди крупных банков КРиУ в 2006 г. повысился, однако далеко не все в этой области обстоит благополучно. Стимулами к более полному раскрытию информации стали необходимость привлечения капитала с мирового рынка и планы проведения IPO на иностранных биржах. Международные инвесторы предъявляют все более высокие требования к прозрачности и предпочитают вкладывать средства в те банки, которые наиболее полно раскрывают сведения о себе. Нередко раскрытие информации является составной частью стратегии дифференциации и имеет целью выделить банк из массы конкурентов.
    Среди крупнейших российских банков наибольшей информационной прозрачностью отличаются МДМ-Банк, Альфа-Банк и РОСБАНК, наименьшей - БАНК УРАЛСИБ. Мы отмечаем, что российские и казахстанские банки стали намного полнее раскрывать сведения о своих бенефициарных (фактических) собственниках в проспектах эмиссии еврооблигаций и (или) в годовой финансовой отчетности. Наблюдается и такая положительная тенденция, как раскрытие информации о владельцах крупных миноритарных пакетов акций.
    Крупные банки стали раскрывать особенности своей политики риск-менеджмента. Значительно улучшилось и качество информации: вместо поверхностного описания рисков, которым они подвергаются, банки стараются предоставлять инвесторам по-настоящему информативные материалы о специфике своей деятельности, в том числе о политических и регулятивных рисках и о применяемых механизмах хеджирования рисков.
    Наименее полно раскрывается информация о сделках с участием компаний, входящих в ту же группу, что и банки.

ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

    Наблюдения показывают, что тенденция улучшения результатов деятельности многих банков КРиУ, начавшаяся в 2005 г., в первом полугодии 2006 г. сохранилась. Повышение показателей прибыльности в 2006 г. позволило повысить рейтинги ряда банков и (или) изменить прогнозы по их рейтингам на более благоприятные. Однако Standard & Poor's учитывает, что многие положительные изменения носят циклических характер и обусловлены следующими факторами:     

  • экономическим подъемом;     
  • хорошим качеством активов;     
  • ростом спроса на банковские услуги;     
  • снижением расходов на привлечение средств с мирового рынка по конъюнктурным причинам.
        Мы считаем, что в среднесрочной перспективе указанная позитивная тенденция сохранится, так как реализация крупными банками более четкой дифференцированной стратегии должна способствовать повышению рентабельности и эффективности, особенно в благоприятный период экономического цикла.
        Финансовые показатели различных банков по-прежнему варьируются, что объясняется различиями в структуре бизнеса, уровне затрат и эффективности активов с точки зрения генерации доходов. Наивысшие показатели доходности активов (ROA), превышающие 4%, имеют БАНК УРАЛСИБ, Газпромбанк и БТА, а самые низкие (мене 2%) - РОСБАНК и АТФ-Банк (рис. 1). Однако следует учитывать, что у российских банков с высоким ROA значительную часть выручки составляют неустойчивые доходы от торговых операций с ценными бумагами. Это подрывает качество их прибыли и ставит под сомнение устойчивость показателей рентабельности (рис. 2).
        В первом полугодии 2006 г. многие крупные банки КРиУ немного улучшили свои показатели чистой процентной маржи, несмотря на устойчивое конкурентное давление, снижение процентных ставок и стремительный рост активов, опережающий рост выручки (рис. 3). Это особенно относится к банкам, в деятельности которых значительное место занимают высокодоходные банковские услуги физическим лицам и МСП, а также к банкам, чьи расходы на привлечение средств с мирового рынка капитала продолжают сокращаться. Для поддержания рентабельности в будущем банкам необходимо уметь поддерживать баланс между процентными доходами и расходами на привлечение средств. Доля сборов и комиссий в структуре общей выручки банков остается низкой - в среднем менее 15%. Это объясняется тем, что банки медленно реализуют схемы перекрестных продаж своих продуктов, а также проекты развития услуг доверительного управления активами и страхования.
        В целом рост доходов опережает рост расходов, что благоприятно влияет на показатели эффективности практически всех банков КРиУ, имеющих рейтинги Standard & Poor's.
        Уровень капитализации большинства крупнейших банков КРиУ едва достаточен для поддержания их активного роста. В первом полугодии 2006 г. сколько-нибудь существенного улучшения или ухудшения показателей капитализации рассматриваемых банков не наблюдалось, если не считать значительного снижения показателей Газпромбанка (рис. 4). Мы считаем банкам КРиУ, подвергающимся высоким экономическим и отраслевым рискам, чрезвычайно важно иметь высокий уровень базового капитала на случай непредвиденных неблагоприятных изменений во внешних условиях (которые весьма волатильны), а также в связи с высокой концентрацией кредитных портфелей. Минимально достаточные показатели капитализации - один из основных недостатков многих банков КРиУ, ограничивающий потенциал роста их кредитных рейтингов.
        Капитализация немного повысилась главным образом благодаря нераспределенной прибыли. В первом полугодии 2006 г. всего 4 банка - БТА, БАНК УРАЛСИБ, ВТБ и АТФ - увеличили свой капитал благодаря взносам акционеров. Хотя повсеместно акционеры понимают, что для поддержания конкурентоспособности их банков необходимы свежие вливания капитала, многие из них либо не могут, либо не хотят обеспечить высокий уровень капитализации. Инвестиционный потенциал акционеров зависит от коммерческого успеха их промышленных проектов, а постоянные потребности банков в капитале превосходят это возможности. Не имея хороших стратегий капитализации, собственники банков увеличивают капитал редко и крупными взносами, из-за чего коэффициенты капитализации весьма изменчивы.
        Ввиду благоприятных перспектив роста сектора отечественные собственники не планируют продавать контрольные пакеты акций банков в среднесрочной перспективе. Вместо этого они предлагают миноритарные пакеты акций иностранным инвесторам посредством прямой продажи, а также путем проведения IPO на международных или отечественных биржах.

    ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ РЕЙТИНГОВ

        Повышение рейтингов и улучшение рейтинговых прогнозов по-прежнему отражает улучшение коммерческих и финансовых показателей банков КРиУ, обусловленное, кроме всего прочего, благоприятными макроэкономическим условиями. С 1 июня 2006 г. принимаемые решения по рейтингам банков были только положительными: не было ни одного случая понижения рейтинга или изменения прогноза на "Негативный"; рейтинги 18 банков были повышены, прогноз по 6 банкам был изменен на "Позитивный". Три банка находятся в списке CreditWatch ("рейтинг на пересмотре"), и их прогноз определен как "Позитивный". Кроме того, присвоены 9 новых рейтингов. Тем не менее банки КРиУ все еще относятся к спекулятивной рейтинговой категории (за исключением Внешторгбанка, ВТБ-24 и ММБ) (рис. 5).
        Можно выделить следующие основные факторы, создающие предпосылки для повышения рейтингов и улучшения рейтинговых прогнозов банков КРиУ:     

  • повышение прибыльности и капитализации (БАНК УРАЛСИБ, "Халык", АТФ, ВТБ, БТА);     
  • сфокусированная на конкретных сегментах (МДМ-Банк, Альфа-Банк) стратегия и усиление бизнес-позиции;     
  • повышение доли иностранных стратегических акционеров в структуре собственности (ММБ, РОСБАНК);     
  • повышение уровня государственной поддержки (Газпромбанк, ВТБ);     
  • снижение рисков, связанных с интеграцией (БАНК УРАЛСИБ).
        Вероятность дальнейшего повышения рейтингов банков КРиУ обусловлена растущей продолжительностью присутствия этих банков на рынке, повышением диверсификации, улучшением финансовых показателей, снижением концентрации бизнеса и совершенствованием систем риск-менеджмента. Экономические и отраслевые риски в рассматриваемом регионе все еще высоки (хотя и постепенно снижаются), поэтому дальнейшее повышение суверенных кредитных рейтингов Казахстана, России и Украины не обязательно повлечет за собой повышение рейтингов коммерческих банков этих стран. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе рейтинги большинства банков КРиУ останутся в спекулятивной категории, если только в эти банки не придут иностранные стратегические инвесторы, имеющие эффективные стратегии развития бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы, не произойдет существенного понижения экономических и отраслевых рисков и сами банки не улучшат свои собственные, "независимые", характеристики кредитоспособности.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
        Марк Рубинштейн
        аналитик ИФК "Метрополь"

        Мы ожидаем, что российский банковский сектор продолжит расти текущими высокими темпами. Это произойдет в основном вследствие продолжающегося роста российской экономики, а также изначально низкого уровня проникновения банковских услуг по стране. Поскольку, по прогнозам Правительства России, ВВП в течение следующих 3 лет будет расти темпами 6,7% (CAGR), мы ожидаем, что все большее количество россиян воспользуется банковскими кредитами. Мы прогнозируем, что это увеличит активы банковской системы России, которые в конце 2005 г. составляли 45% к ВВП по сравнению с 95% в странах Центральной и Восточной Европы. Мы ожидаем, что сфера предоставления банковских услуг физическим лицам будет являться основным фактором роста всей банковской системы.
        За короткий срок количество выданных потребительских кредитов в России значительно увеличилось; с 2002 по 2005 г. рынок потребительских кредитов вырос в 10 раз - с 4,2 млрд до 54,8 млрд долл. (рис. 1). В настоящее время рост продолжается. Об этом свидетельствуют недавно опубликованные данные Центрального банка России, согласно которым рост потребительских кредитов в апреле-мае 2006 г. составил 7,8%, т. е. увеличился с 49 млрд до 52,8 млрд долл., а в июне - 6,8%, повысившись до 56,4 млрд долл.
        Опрос Центробанка, проведенный 2 года назад, показал, что 89% респондентов никогда не брали банковского кредита. Согласно последнему опросу российского информационного агентства "Интерфакс", 25% респондентов получили кредиты только в прошлом году. По данным Центробанка и расчетам ИФК "Метрополь", в 2006 г. на долю потребительских кредитов пришлось всего 12% банковских активов и 22% всего объема выдаваемых кредитов. Мы полагаем, что в ближайшие 3-5 лет уровни долговой нагрузки российских потребителей приблизятся к данным уровням в странах Центральной и Восточной Европы (рис. 2).
        Мы ожидаем, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе рост доли сектора розничных банковских услуг составит 80%. Это тот уровень, который прогнозируется для российского банковского сектора на период с 2006 по 2010 г.
        Россияне откладывают лишь малую часть своих доходов. По данным Центробанка, в 2006 г. сбережения составят менее 5% семейных доходов. Согласно прогнозам ИФК "Метрополь", граждане России будут чаще прибегать к получению кредитов, поскольку они становятся доступнее. Мы считаем, что в течение ближайших 2-5 лет российские регионы будут основным источником роста банковского сектора. В настоящий момент более 80% банковского финансирования сосредоточено в Москве, при этом 75% российского ВВП приносят регионы (рис. 3). В то же время по использованию кредитов регионы и крупные провинциальные города в значительной степени отстают от столицы.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Российский рынок остается привлекательным
    Акции дорожно-строительных компаний: текущее состояние и перспективы
    Перспективы акций электроэнергетической отрасли
    Особенности долгового IR
    Биржевой рынок товарных контрактов. Хеджирование ценовых рисков с использованием фьючерсных контрактов на базе срочного рынка РТС
    Газ пришел на биржу
    "Смотрим в будущее с оптимизмом"
    Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций
    Бизнес-ангельское инвестирование - перспективный источник получения высоких доходов
    Голливуд и Уолл-стрит: кино заказывают инвесторы
    Тенденции развития банковских систем России, Украины и Казахстана
    Использование кондуитов при секьюритизации финансовых активов
    Ставка ФРС: история повторяется
    Анализ развития финансовых инструментов в Кыргызской Республике
    Российский рынок страхования: параметры, пропорции и тенденции
    Отчетность регистраторов перед ФСФР. Доступность информации для инвесторов
    Негативные тенденции развития мирового рынка производных финансовых инструментов
    Вексель: право, учет и налогообложение
    Индексы скользящей скорости и скользящего ожидания: методика расчета и практика применения

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100