Casual
РЦБ.RU

Акции дорожно-строительных компаний: текущее состояние и перспективы

Январь 2007


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ В ОТРАСЛИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ

    По данным министра транспорта России И. Левитина, в настоящее время нормативным требованиям России соответствуют только 37% федеральных и 24% местных дорог. Причем если не уделять должного внимания развитию дорожной системы, то к 2010 г. в нормативном состоянии останется не более 15% дорог. Эта проблема наравне с проблемой нехватки энергетических мощностей, обозначенной Президентом России В. Путиным, неизбежно повлечет за собой снижение темпов роста ВВП. Вот почему развитие дорожной инфраструктуры становится приоритетной задачей для российского правительства. Ожидается, что в ближайшие годы государственные инвестиции в дорожное строительство многократно возрастут.
    В соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России" на ремонт дорог в текущем году будет направлено 4,8 млрд долл., что на 42% превышает сумму предыдущего года. Предполагается, что финансирование из бюджетов всех уровней будет неуклонно расти, а общий объем годового финансирования составит к 2010 г. 13,6 млрд долл. (рис. 1). На строительство новых дорог будут направляться еще большие средства: 8,4 млрд долл. в текущем году, а к 2010 г. - до 24,8 млрд долл. (рис. 2). Темпы роста общих госрасходов будут уменьшаться: с 42 до 25%. Отмечу, что это довольно существенное увеличение расходов государства, значительно превышающее темпы роста ВВП, что свидетельствует о том, что дорожному ремонту и строительству государство уделяет особое внимание.
    Суммарные финансовые показатели отрасли в последние годы увеличиваются: выручка компаний, чьи акции обращаются на фондовом рынке, в течение последних 3 лет в среднем возросла на 21%, EBITDA - на 15%, а чистая прибыль - на 21%. Рентабельность российских компаний постепенно улучшается и сравнима с таковой иностранных аналогов развивающихся стран (рис. 3).
    Рост финансовых показателей компаний на фоне радужных перспектив отрасли определил одну из тенденций последних лет - вхождение крупных холдингов в капитал строительных компаний. В этой связи можно отметить следующее:     

  • получение Трансмашхолдингом крупного пакета в Дальмостострое;     
  • приобретение группой "СОК" "Волгомоста";     
  • вхождение АФК "Система" в капитал "Сибмоста";     
  • покупка О. Дерипаской контрольного пакета в Главмосстрое;     
  • приобретение концерном "Нефтяной" Мосинжстроя.
        Отметим, что активность поглощения дорожно-строительных компаний крупными холдингами обусловлена не только расчетом на рост заказов со стороны государства и промышленности в ближайшие годы, но и ожиданием утверждения законодательной базы для строительства платных дорог, которые будут частично финансироваться из инвестфонда.
        По оценкам законодателей, необходимая правовая база для строительства платных дорог может быть принята в 2007 г. Причем Госдума может начать рассмотрение законопроекта "О платных автодорогах" уже в марте 2007 г. Как следует из последнего варианта документа, платными могут стать только новые или прошедшие реконструкцию автодороги при наличии бесплатного дублера, протяженность которого не должна более чем в 3 раза превышать длину платной магистрали.
        По предварительным расчетам, стоимость проезда по платным дорогам может быть установлена в пределах 1-2 руб. за километр для легковых автомобилей, 2,5-3 руб. - для грузовых автомобилей и 4,5 руб. - для автобусов. Причем при таком уровне оплаты дороги, скорее всего, будут привлекательны для автомобилистов, так как расчетная скорость на автомагистралях будет составлять 140 км/ч (без ограничения скорости), что существенно сократит время в пути.

    НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

        Привлекательные перспективы бизнеса российских дорожно-строительных компаний таят в себе определенные риски для инвесторов, а именно:     

  • низкий уровень корпоративного управления и слабая информационная прозрачность;     
  • зависимость финансовых результатов компаний от текущих контрактов, которые в свою очередь во многом зависят от фазы роста экономики и финансового благополучия государства;     
  • не всегда своевременное осуществление финансирования проектов, где основным заказчиком дорожно-строительных компаний является государство;     
  • возможность трансфертного ценообразования либо субподряд у дочерних компаний крупных холдингов, при котором компания получает лишь минимальную маржу за свои услуги;     
  • размывание долей миноритарных акционеров в случае консолидации активов холдингами в преддверии IPO или других корпоративных действий. (Однако риск размывания, на наш взгляд, с каждым годом становится все ниже на фоне общего улучшения стандартов корпоративной политики в России и культуры ведения бизнеса.)
        Нельзя сказать, что все перечисленные риски являются в полной мере неблагоприятными для инвесторов, их наличие дает возможность в настоящее время приобрести бумаги компаний по низкой цене.

    КОМПАНИИ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НЕДООЦЕНЕНЫ

        Одним из способов оценки строительных компаний в сложившихся условиях является сравнительный анализ их с западными аналогами, а, учитывая уровень корпоративной культуры и низкую информационную прозрачность, наиболее адекватным будет сравнить их с подобными компаниями развивающих рынков. Для оценки российских компаний могут быть задействованы финансовые коэффициенты P/S, EV/S, EV/EBITDA.
        Проделанный нами сравнительный анализ показал, что даже с 30%-ным дисконтом к западным аналогам российские компании по коэффициенту EV/S в среднем недооценены в 2-2,5 раза (рис. 4). Аналогичная недооценка прослеживается по коэффициенту EV/EBITDA (рис. 5).
        Дополнительно отметим, что на сегодняшний день капитализация компаний сектора, чьи акции торгуются в РТС, равна всего 550 млн долл., что составляет 0,63% от общей капитализации фондового рынка. Это, безусловно, довольно низкая цифра, которая должна постепенно увеличиваться. Что может привести к более справедливой оценке акций дорожно-строительных компаний, кроме благоприятных перспектив отрасли? Вероятно, этому будет способствовать стремление собственников к выходу на рынок капитала.

    НАШ ПРОГНОЗ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕНДЕНЦИЙ В ОТРАСЛИ И ВЫВОДА АКЦИЙ НА БИРЖУ

        В ближайшие 2-3 года процесс вывода компаний на IPO может активизироваться. К этому моменту строительные холдинги, вероятно, примут окончательную структуру и могут существенно улучшить корпоративную политику.
        IPO строительных компаний, на наш взгляд, может быть продиктовано:
        - желанием основных акционеров сделать компании более открытыми для слияний и поглощений;
        - выходом основных акционеров из капитала (нестратегических инвесторов, рассчитывавших на максимизацию стоимости своих фирм). Поводом для продажи бизнеса может стать то, что фаза стремительного роста строительного сектора завершится через 2-3 года, однако сам темп роста выручки компаний сектора будет превышать темп ВВП.
        Наглядным примером подготовки к IPO может послужить концерн "Нефтяной", который в мае 2005 г. приобрел Мосинжстрой и затем стремился к созданию прозрачной компании с оборотом более 1 млрд долл. Следующим шагом концерна через 1,5-2 года должна была стать продажа бизнеса: IPO или слияние со стратегическим инвестором. В последующем концерн "Нефтяной" может отвести себе роль портфельного инвестора в Мосинжстрое.
        Мы полагаем, что Мосинжстрой не является исключением и примеру компании могут последовать другие крупные холдинги отрасли, такие как Мостотрест, Волгомост и др. Пока же наиболее близки к выходу на IPO российские девелоперские компании, уровень корпоративной культуры которых весьма высокий. По нашим оценкам, в ближайшие 1-1,5 года заявят о выходе на рынок или проведут IPO такие девелоперы, как Mirax Group, ПИК, "ДонСтрой".
        Хорошим индикатором того, насколько востребованы публичные компании сектора недвижимости и строительства, являются бумаги девелоперских компаний, к которым можно отнести ОАО "Открытые инвестиции" и "Систему-Галс". Акции "Открытых инвестиций" имеют самую продолжительную историю торговли на российском рынке, и, судя по динамике их стоимости, на протяжении всего 2-летнего периода "обгонявшей" индекс РТС, можно говорить о высокой популярности и повышенном спросе на акции компаний строительного сектора (рис. 6).
        Принимая во внимание сказанное выше, отметим, что в настоящее время, пока многие бумаги сектора являются недооцененными, разумно предъявлять спрос на акции дорожно-строительных холдингов.



    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Российский рынок остается привлекательным
    Акции дорожно-строительных компаний: текущее состояние и перспективы
    Перспективы акций электроэнергетической отрасли
    Особенности долгового IR
    Биржевой рынок товарных контрактов. Хеджирование ценовых рисков с использованием фьючерсных контрактов на базе срочного рынка РТС
    Газ пришел на биржу
    "Смотрим в будущее с оптимизмом"
    Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций
    Бизнес-ангельское инвестирование - перспективный источник получения высоких доходов
    Голливуд и Уолл-стрит: кино заказывают инвесторы
    Тенденции развития банковских систем России, Украины и Казахстана
    Использование кондуитов при секьюритизации финансовых активов
    Ставка ФРС: история повторяется
    Анализ развития финансовых инструментов в Кыргызской Республике
    Российский рынок страхования: параметры, пропорции и тенденции
    Отчетность регистраторов перед ФСФР. Доступность информации для инвесторов
    Негативные тенденции развития мирового рынка производных финансовых инструментов
    Вексель: право, учет и налогообложение
    Индексы скользящей скорости и скользящего ожидания: методика расчета и практика применения

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100