РЦБ.RU

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований

Январь 2007


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Главной (генеральной) целью управления муниципальным образованием (МО) является повышение уровня жизни населения. Достижению поставленной цели способствует обеспечение населения муниципальными услугами, которые определяют качество жизни. Перечень основных видов муниципальных услуг, которые обеспечивает местная власть, перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г № 131-ФЗ с изменениями от 28 декабря 2004 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
    Для городского округа, например, Федеральным законом предусмотрено решение 35 вопросов местного значения. Эти вопросы сгруппированы по двум основным направлениям:

  • формирование муниципальных правовых актов (МПА) и создание финансово-экономической основы муниципального образования;
  • жизнеобеспечение городского округа.
        К первой группе вопросов местного значения относятся:
  • принятие и изменение устава;
  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • установление местных налогов и сборов;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • регулирование планировки и застройки территорий, контроль над использованием земель и др.
        Вопросы второй группы в свою очередь можно разбить также на две группы.
        Первая группа предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за решение и полное или частичное финансирование:
  • содержания муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
  • содержания муниципальных учреждений социальной сферы;
  • содержания муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, снабжения топливом;
  • содержания дорог, благоустройство, вывоз мусора и озеленение;
  • утилизации и переработки бытовых отходов;
  • организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  • организации транспортного обслуживания;
  • организации муниципальной информационной службы;
  • обеспечения противопожарной безопасности.
        Вторая группа предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы местного самоуправления (МСУ) лишь части ответственности за решение следующих вопросов:
  • жилищное и социально-культурное строительство;
  • обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • деятельность средств массовой информации;
  • содействие занятости населения.

    РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МО

        Муниципальная финансовая политика заключается в определении совокупности целей, приоритетов, условий, ограничений, направлений деятельности, реализуемых в рамках управления финансовыми потоками на территории МО. При поэтапной разработке муниципальной финансовой политики органы местного самоуправления должны обеспечить решение целого комплекса задач.
        Аналитический этап включает следующие задачи:

  • анализ и оценку величины социально-экономического потенциала муниципального образования, эффективности его использования с позиции укрепления финансовой базы местного самоуправления;
  • анализ и оценку существующей налогового потенциала, эффективности реализации принятых мер, направленных на его увеличение и эффективное использование;
  • анализ и оценку кредитоспособности местного бюджета, возможностей заимствования с финансового рынка для финансирования инвестиционных программ;
  • анализ существующих финансовых потоков в сфере обеспечения социально-экономического развития муниципального образования;
  • анализ условий инвестиционной деятельности на территории.
        Этап прогнозных работ предполагает:
  • прогноз возможностей использования социально-экономического потенциала муниципального образования в интересах наращивания финансовой базы местного самоуправления;
  • определение приоритетных с позиции местного сообщества проблем социально-экономического развития муниципального образования для первоочередного финансирования их решения;
  • выбор и обоснование количественно определенных целей привлечения финансовых средств для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
        Этап реализации стратегических целей и приоритетов развития МО включает:
  • инициирование и организацию разработки инвестиционных проектов;
  • стимулирование привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов для реализации приоритетных с позиции органов местного самоуправления и местного сообщества программ и проектов;
  • организацию общественной экспертизы значимых для территории инвестиционных проектов и предложений;
  • организацию разработки и контроль хода реализации программы укрепления финансовой базы местного самоуправления;
  • организацию обучения сотрудников аппарата администрации МО решению комплекса проблем, связанных с разработкой и реализацией муниципальной финансовой политики;
  • организацию совместной работы с экономическими подразделениями местной администрации, администрацией субъекта РФ, с территориальными звеньями государственных финансовых и экономических структур (налоговая служба, казначейство, антимонопольные структуры и т. п.), с другими субъектами управления и хозяйствования, имеющими интересы в социально-экономическом развитии муниципального образования;
  • создание инвестиционно-заемной системы (ИЗС) МО или ее элементов.

    СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БАЛАНС

        Стратегический баланс финансовых ресурсов МО - это лишь один из финансовых документов, разрабатываемый администрацией муниципалитета в рамках проведения местной финансовой политики, который является динамичным документом и в который должны постоянно вносится корректировки, направленные на его рационализацию.
        В числе основных целевых ориентиров рационализации стратегического баланса финансовых ресурсов МО можно назвать следующие:

  • уменьшение расходной части баланса при условии непременного решения вопросов местного значения и совокупности основных проблем комплексного социально-экономического развития МО в рассматриваемой перспективе;
  • обеспечение доходной части баланса в объемах, достаточных для реализации принятой концепции и программ комплексного социально-экономического развития МО;
  • совершенствование качества структуры баланса финансовых ресурсов муниципального образования (речь идет об уменьшении зависимости МСУ от средств государственного бюджета, о выраженной социальной направленности баланса, расходы которого направлены на решение наиболее актуальных проблем повышения качества жизни населения и т. п.).

    ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ МО

        Инвестиционная привлекательность МО определяется характеристиками, которые в совокупности отражают инвестиционный потенциал территории и инвестиционные риски. К показателям инвестиционного потенциала, в частности, можно отнести:

  • географическое положение и транспортную доступность;
  • природно-климатические условия;
  • наличие основных видов природных ресурсов;
  • наличие трудовых ресурсов, их квалификационный и образовательный уровень;
  • производственный потенциал, результаты деятельности в основных сферах хозяйства;
  • инфраструктурную обеспеченность;
  • уровень развития инновационной деятельности, внедрения достижений научно-технического прогресса;
  • уровень и качество жизни населения, определяющие совокупную покупательную способность населения, емкость потребительского рынка;
  • финансовый потенциал территории;
  • уровень местного налогообложения, поддержки местных властей и др.
        Инвестиционный риск отражает вероятность потери инвестиций и дохода от них и агрегирует такие виды рисков, как:
  • экономический, связанный с оценкой общих тенденций развития местной экономики;
  • финансовый (степень сбалансированности местного бюджета, состояние финансов предприятий и населения);
  • социальный (уровень социальной напряженности);
  • политический (легитимность местной власти, степень поляризации политических симпатий населения по результатам послед них выборов и др.);
  • экологический (уровень загрязнения окружающей среды);
  • криминальный (уровень преступности с учетом тяжести преступлений и масштабов экономической преступности);
  • законодательный (правовые условия инвестирования, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы).
        Задачей органов власти, заинтересованных в активизации инвестирования на территории МО, является формирование привлекательного образа территории, анализ ее инвестиционного потенциала с целью раскрытия его перед инвесторами, разработка мер по минимизации инвестиционных рисков. В основе этой деятельности должно лежать ясное понимание стратегических целей развития муниципальной экономики и МО в целом.
        В соответствии с законодательством органы МСУ имеют право участвовать в инвестиционной деятельности посредством:
  • разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов и программ;
  • размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов в рамках муниципального заказа. При этом возможно частичное финансирование из бюджета. В практике муниципалитетов отмечается финансирование социальных проектов по частям (по лотам);
  • проведения экспертизы инвестиционных проектов;
  • использования для инвестиционных целей временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
  • выпуска муниципальных ценных бумаг (облигационных займов).
        Представительный орган МСУ самостоятельно утверждает порядок размещения средств местного бюджета на конкурсной основе. Если ОМСУ принимает участие в финансировании инвестиционных проектов, реализуемых органами государственной власти (федеральными и региональными), разработку и утверждение данных проектов осуществляют по согласованию с органами местной власти.

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ МОБИЛИЗАЦИИ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ИНВЕСТИЦИЙ

        Деятельность ОМСУ по активизации инвестирования на территории МО может осуществляться по двум основным направлениям: мобилизации внутренних и внешних ресурсов. Внешние ресурсы могут привлекаться либо в виде бюджетных заимствований, либо путем прямых инвестиций.
        Эффективность использования ресурсов местного бюджета и привлечения частных инвестиций к реализации проекта выражается в росте доходов и сокращении расходов бюджета и доли внебюджетных средств.
        Оценивая возможности финансирования, ОМСУ должны рассмотреть вероятность получения средств из каждого возможного источника. Также необходимо учесть и риски, связанные с использованием этих средств. Некоторые методы финансирования могут стать причиной юридических и финансовых проблем или неприемлемо высокой степени политического риска.
        Методы финансирования в МО определяются классификацией источников финансирования ивестиционных проектов по отношениям, видам собственности и уровням собственников. По отношениям собственности они делятся на собственные, привлекаемые и заемные средства; по видам собственности - на государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства и внебюджетные фонды), ресурсы хозяйствующих субъектов коммерческого и некоммерческого характера (в том числе физических лиц), ресурсы иностранных инвесторов, собственные средства бюджета и внебюджетные фонды, заемное финансирование (привлеченные средства кредитно-банковской и страховой систем, заемные средства в виде муниципальных облигационных займов).

    ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

        Маркетинговые исследования, проблемы социально-экономического развития МО и стратегические цели служат входом в систему управления проектами. При реализации стратегии кластерного муниципального управления разработка и реализация проектов направлены на формирование точек роста муниципальной экономики и кластеров конкурентоспособных сфер бизнеса и предприятий. С точки зрения программно-целевого подхода развитие МО может рассматриваться как совокупность проектов с конкретными целями, ресурсами и временными рамками. На стадии реализации проекта могут использоваться следующие инструменты: бюджетирование, мониторинг внешней среды, логистика управления финансовыми, материальными и информационными потоками, мотивация кадров.
        Система классификации муниципальных проектов по различным признакам, которая может использоваться для формирования портфеля проектов и его оценки, должна учитывать:
        1) масштаб проекта (размер самого проекта, количество участников и степень влияния на окружающую среду): мелкие, средние, крупные и очень крупные или межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные, региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные проекты одного предприятия;
        2) длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочные - 1-2 года, среднесрочные - от 3 до 5 лет, долгосрочные - свыше 5 лет;
        3) сложность проекта (по степени сложности): простые, сложные, очень сложные;
        4) класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект;
        5) тип проекта (по основным сферам деятельности): технический, организационный, экономический, социальный, экологический, смешанный;
        6) вид проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный;
        7) тиражируемость проекта (уникальный, воспроизводимый, адаптируемый);
        8) возвратность (возвратный на льготных условиях, безвозвратный, возвратный платный).
        Отбор муниципальных проектов производится по следующим критериям оценки их эффективности.

  • Оценка результатов проекта:
  • экономические результаты (например, объем инвестиций, чистый приведенный доход (NPV), внутренняя норма доходности (IRR), рентабельность (ROI), суммарная прибыль, среднегодовая прибыль, рентабельность);
  • влияние на местный бюджет (пополнение доходов и уменьшение расходов);
  • социальные аспекты (рабочие места, производство социально значимых товаров или услуг, последствия в сфере экологии, жилья, образования, культуры, жизненного уровня населения и т. д.);
  • дополнительные условия (экспортный потенциал, дополнительная загрузка предприятий-смежников, возрождение ранее существующего производств, развитие собственной обрабатывающей промышленности, глубокая переработка ресурсов и т. д.).
  • Оценка процесса осуществления проекта:
  • временные критерии (продолжительность, окупаемость, жизненный цикл проекта);
  • неопределенность и рискованность проекта (уровень риска и стратегия защиты, техническая осуществимость);
  • юридические аспекты (патентная чистота, удовлетворение нормам экологии и безопасности).
  • Исходная точка проекта:
  • существующая команда участников проекта (готовность реализовать проект, возможность при необходимости пополнения или замены отдельных членов команды);
  • маркетинг (емкость рынка, тенденции спроса, уровень цен, уровень конкуренции, конкурентные преимущества).
        Данные критерии при оценке и выборе проекта далеко не всегда используются в полном объеме, особенно если речь идет о социальных проектах. В каждом конкретном случае критерии оценки и принципы отбора проектов принимаются органами местного самоуправления с учетом целей, задач, ситуации и прочими внутренними и внешними факторами.

    • Рейтинг
    • 29
    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    В новый год - с новыми силами!
    Финансовый рынок России: итоги года
    Итоги IX Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов
    Где взять второй триллион?
    Новая волна трансграничных слияний и приобретений
    Юридические механизмы защиты от недружественного поглощения
    Валютные и процентные деривативы на российском межбанковском рынке
    Вина юридических лиц в совершении административного правонарушения
    Технический анализ и информационная среда
    Проект Фонда "Новая Евразия"
    Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований
    Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований и Факторы их кредитоспособности
    Сравнение облигационных займов и кредитов
    Планирование объема заимствований муниципальных образований с учетом требований, предъявляемых рынком ценных бумаг и законодательством РФ
    Инвестиционно-заемная система муниципальных образований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе

    Раздел не найден.

    Актуальные темы    
    Екатерина Трофимова
    Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
    Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
    Михаил Ханов
    Научный метод инвестирования
    Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
    Уран Абдынасыров
    Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
    В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
    Юрий Голицын
    «Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
    Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
    Все публикации →
    • Rambler's Top100