Casual
РЦБ.RU
  • Версия для печати
  • Скачать .pdf
  • Авторы
  • Глазков Сергей, Директор проекта "Финансы городов и регионов", консультант председателя Комитета государственных заимствований города Москвы, канд. тех. наук

  • Все статьи автора
  • Марцинович Лилия, Руководитель проекта "Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ" Фонда "Новая Евразия"

  • Все статьи автора

Проект Фонда "Новая Евразия"

Январь 2007

    Материалы, предлагаемые вниманию читателей в данном выпуске блока "Финансы городов и регионов", подготовлены в рамках проекта "Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ", исполняемого Фондом "Новая Евразия". Разработка материалов и их публикация осуществлены при поддержке Фонда "Новая Евразия" и Агентства США по международному развитию через Фонд "Евразия"1.

    Фонд "Новая Евразия" (ФНЕ) зарегистрирован в июне 2004 г. и начал свою работу в РФ 1 октября 2004 г. Миссия Фонда - способствовать улучшению качества жизни российских граждан, реализуя программы, содействующие эффективному социально-экономическому развитию (на федеральном и региональном уровнях), основанные на принципах консолидации усилий и ресурсов государства, общественности и бизнеса и использовании передового российского и международного опыта и инновационных технологий. Общий бюджет Фонда составляет около 10 млн долл. в год и складывается из грантов и пожертвований от американских, европейских и российских государственных и частных благотворительных фондов, программ технической помощи, частного бизнеса и международных организаций.
    При планировании программ Фонд придерживается тактики комплексного развития территорий путем выстраивания механизмов взаимодействия муниципальных и/или региональных органов власти, местного бизнеса и некоммерческих организаций для совместной разработки и реализации стратегических планов развития территорий и решения социальных проблем, как специфичных для отдельно взятой территории, так и общегосударственных на региональном уровне. В основе этого подхода лежит принцип мобилизации имеющихся на территориях ресурсов.
    Кроме того, Фонд реализует международные проекты социальной направленности, тем самым способствуя развитию межгосударственных отношений и повышению имиджа России на международной арене. ФНЕ реализует свои программы путем присуждения малых грантов, а также осуществляет управление проектами на тех тематических направлениях, которые соответствуют основной стратегии Фонда.
    По словам президента Фонда "Новая Евразия" А. В. Кортунова, "в ближайшие годы Фонд видит себя не только как фонд социальных инвестиций, работающих на развитие российских регионов, но и как оператор по поиску, адаптации, внедрению и дальнейшему распространению передовых западных технологий и моделей решения социальных проблем". Проект "Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ" является одним из них.
    Цель проекта "Перспективы широкого распространения муниципальных облигационных займов на территории РФ" - создание условий для привлечения дополнительных средств, способствующих развитию социальной инфраструктуры муниципальных образований, посредством выпуска муниципальных облигационных займов.
    Муниципальным образованиям РФ не хватает средств на поддержку инфраструктурных проектов. Инфраструктурные проекты, как правило, малорентабельны, и частные инвесторы отказываются их финансировать. Восполнить нехватку средств на финансирование инфраструктурных проектов можно с помощью выпуска муниципальных долговых обязательств.
    Все муниципальные образования имеют формальное право на эмиссию муниципальных облигаций в соответствии с Бюджетным кодексом (БК) РФ. Однако, несмотря на то что нормативная база, необходимая для выпуска муниципальных облигационных займов, давно существует, большинство муниципалитетов не справляются с этой задачей: на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций в 2006 г. присутствуют только 18 муниципальных эмитентов из 24 510 муниципальных образований (МО). В основном это крупные города и муниципальные районы Московской области: Ангарск, Барнаул, Брянск, Волгоград, Казань, Клинский, Ногинский и Одинцовский районы Московской области, Красноярск, Липецк, Магадан, Новосибирск, Новочебоксарск, Пермь, Томск, Уфа, Чебоксары.
    Причин у этого несоответствия много: рынок СМО характеризуется различными дисбалансами. Одна из объективных причин - несоответствие бюджетов большинства МО требованиям, предъявляемым рынком субфедеральных и муниципальных облигаций.
    Реализация проекта ФНЕ поможет обобщить имеющийся опыт выпуска муниципальных долговых обязательств и разработать технологию, внедрение которой в пилотных муниципальных образованиях позволит им создать устойчивые инвестиционно-заемные системы (ИЗС) для финансирования инфраструктурных проектов. Наиболее вероятен выход на рынок ценных бумаг таких типов МО, как городские округа и муниципальные районы, число которых в результате реформы местного самоуправления достигло 520 и 1819 соответственно. Вероятность выхода на рынок ценных бумаг городских и сельских поселений (1823 и 20 348 соответственно) незначительна.
    Основными задачами проекта являются:

  • изучение имеющегося опыта выпуска муниципальных займов;
  • разработка рекомендаций по выпуску муниципальных займов;
  • разработка механизма выпуска муниципальных займов, опирающегося на собственные ресурсы муниципального образования;
  • повышение квалификации муниципальных служащих в области реализации муниципальных облигационных займов (МОЗ);
  • обобщение и распространение практического опыта МО по эмиссии МОЗ и управлению долгом.
        Проект рассчитан на 2 года (декабрь 2005 г. - ноябрь 2007 г.). Общий бюджет проекта определен в 350 тыс. долл.
        На первом этапе проекта (декабрь 2005 г. - ноябрь 2006 г.) созданная для реализации проекта экспертная группа состояла из представителей муниципалитетов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и профессиональных тренеров и фасилитаторов. Силами экспертной группы проекта был изучен и обобщен имеющийся опыт выпуска муниципальных облигационных займов. Специфика выпуска муниципальных займов в РФ заключается в том, что весь механизм запуска строго регулируется законодательством и проходит одобрение на федеральном уровне. При этом законодательство постоянно подвергается изменениям, в связи с чем был проанализирован российский опыт выпуска муниципальных ценных бумаг за последний период.
        Силами привлеченных к проекту экспертов Фонда "Институт экономики города" был проведен анализ бюджетов 8 пилотных муниципальных образований. Пилотными стали 3 муниципалитета Республики Удмуртия (г. Ижевск, г. Глазов, Завьяловский район), 3 муниципалитета Владимирской области (г. Суздаль, Гороховецкий район, п. Анопино) и 2 муниципалитета Новгородской области (Валдайский район и г. Старая Русса).
        Анализ проводился в 2 этапа. На первом этапе был осуществлен базовый анализ бюджетов всех муниципалитетов; на втором этапе проведен более тщательный анализ бюджетов муниципалитетов, которые по результатам первого этапа имели предпосылки для выхода на рынок ценных бумаг.
        В результате выяснилось, что два из них на сегодняшний день готовы выйти на рынок ценных бумаг для того, чтобы рефинансировать имеющиеся долги. Проведенный анализ позволил создать оригинальную модель оценки муниципальных бюджетов с целью определения долговой емкости для выхода на рынок ценных бумаг. Эта модель была доработана экспертами проекта и включена в пособие и в тренинговую программу.
        К ноябрю 2006 г. было разработано пособие для муниципальных служащих под рабочим названием "Облигационные займы как инструмент бюджетной и инвестиционной политики муниципальных образований РФ". Пособие состоит из следующих основных разделов:
        1. Проблемы социально-экономического развития МО (Илларионов А.).
        2. Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований, включая вопросы "Факторы кредитоспособности МО" и "Сравнение облигационных займов и кредитов" (Мещеряков И., Жигалов Д., Рыбин И.).
        3. Муниципальные облигации как инструмент финансовой системы местного самоуправления, включая вопросы: "Планирование объема заимствований МО с учетом требований, предъявляемых рынком ценных бумаг и законодательством РФ" и "Организация выпуска МОЗ для финансирования инфраструктурных проектов муниципалитетов" (Глазков С.).
        4. Инвестиционно-заемная система муниципальных образований (Глазков С., Мещеряков И.).
        5. Приложения, в которые включены глоссарий, законодательные акты, типовые договоры и документы по рынку муниципальных облигаций; документы для проектирования - разработки инвестиционных проектов и пр. (Глазков С., Жигалов Д., Илларионов А., Мещеряков И., Рыбин И., Фейгин Г.).
        Пособие предназначено для представителей финансовых и экономических подразделений администраций МО РФ, а также может быть полезно представителям соответствующих подразделений администраций субъектов РФ. На базе данного пособия была разработана тренинговая программа для муниципальных служащих. Однако пособие не получило пока широкого распространения, и тренинговая программа не была апробирована.
        В состав авторского коллектива пособия вошли:
        Сергей Глазков, консультант председателя Комитета государственных заимствований города Москвы, директор проекта "Финансы городов и регионов", канд. тех. наук;
        Дмитрий Жигалов, специалист направления "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Фонда "Институт экономики города";
        Александр Илларионов, директор Агентства регионального развития Владимирской области;
        Илья Мещеряков, руководитель проекта направления "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Фонда "Институт экономики города";
        Илья Рыбин, начальник отдела перспективного развития Московской фондовой биржи;
        Григорий Фейгин, заместитель управляющего Депозитарно-расчетным союзом Московской фондовой биржи.
        В состав экспертной группы входят:
        Сергей Вобленко, руководитель научных программ НП "Рязанская палата недвижимости";
        Борис Карцев, эксперт Института "Малые города";
        Александр Карнейчик, эксперт МОНФ, заместитель генерального директора ООО "Сталькон-Д".
        Большой вклад в разработку проекта внесли бывший руководитель отдела Общественно-государственного управления ФНЕ Татьяна Федорова и эксперт ФНЕ Юрий Суров.
        Дальнейшая деятельность в рамках второго этапа проекта на период с декабря 2006 г. по ноябрь 2007 г. включает в себя следующие основные мероприятия:
        1. Проведение конференции в Москве, направленной на целевые группы проекта: региональные и муниципальные власти, банки-андеррайтеры, консалтинговые компании, международные организации, которые могут в дальнейшем подключиться к софинансированию проекта.
        2. Распространение пособия и апробацию обучающей программы (февраль - май 2007 г.) среди не менее 15 муниципалитетов из разных регионов РФ. В результате должна быть разработана модель оказания консультационной поддержки муниципалитетам для выхода на рынок ценных бумаг, с помощью которой несколько муниципалитетов начнут подготовку документов для принятия решения об эмиссии в 2008 г.
        3. Расширение экспертной группы проекта с целью оказания комплексной поддержки в проведении мероприятий, предшествующих выпуску эмиссии, а также мероприятий по размещению займа и его обслуживанию. Планируется, что на этом этапе в экспертную группу войдут представители банков.
        Ожидаемые результаты второго этапа реализации проекта (декабрь 2006 г. - ноябрь 2007 г.):
  • Привлечение внимания целевых групп общественности к механизму муниципальных облигационных займов и к возможности его использования на территории РФ.
  • Апробирование продуктов (пособие, обучающая программа, модель оценки муниципальных бюджетов), созданных на первом этапе реализации проекта.
  • Проведение обучения муниципальных служащих.
  • Оказание помощи в принятии решения об эмиссии муниципальных облигаций.
  • Создание системы консультационного сопровождения проведения предэмиссионных мероприятий и мероприятий по размещению и обслуживанию займа.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    В новый год - с новыми силами!
    Финансовый рынок России: итоги года
    Итоги IX Ежегодного Федерального конкурса годовых отчетов и сайтов
    Где взять второй триллион?
    Новая волна трансграничных слияний и приобретений
    Юридические механизмы защиты от недружественного поглощения
    Валютные и процентные деривативы на российском межбанковском рынке
    Вина юридических лиц в совершении административного правонарушения
    Технический анализ и информационная среда
    Проект Фонда "Новая Евразия"
    Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований
    Источники финансирования инвестиционных потребностей муниципальных образований и Факторы их кредитоспособности
    Сравнение облигационных займов и кредитов
    Планирование объема заимствований муниципальных образований с учетом требований, предъявляемых рынком ценных бумаг и законодательством РФ
    Инвестиционно-заемная система муниципальных образований

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100