РЦБ.RU

Украинскую систему раскрытия информации ожидает новый виток развития

Декабрь 2006


    Интервью с директором Государственного учреждения "Агентство по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины" Евгением Петриком

    РЦБ: Евгений Алексеевич, насколько, по Вашему мнению, современной сегодня остается система раскрытия информации в Украине?

    Е. П. Формально система раскрытия информации в Украине начала развиваться около 15 лет назад. Вплоть до конца 1990-х гг. раскрытие проводилось в бумажной форме. Историческим прорывом в развитии системы раскрытия информации стало принятие Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) Решения от 3 июня 2003 г. № 221, которым была создана интернет-альтернатива печатным СМИ. Электронная система раскрытия была создана Агентством буквально в течение нескольких месяцев. В 2003 г. было собрано более 11 тыс. годовых отчетов эмитентов. В техническом отношении наша система раскрытия современная, она базируется на интернет-платформе, позволяя автоматизировать сбор информации, а табличный формат данных улучшает возможность их обработки.
    В 2007 г. нас ожидает новый виток развития системы раскрытия информации на фондовом рынке в связи с принятием Закона Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". В соответствии с этим законом уже приняты решения ГКЦБФР, которые станут очередным шагом по приближению национальной системы раскрытия информации к международным стандартам.

    РЦБ: Какова современная структура национальной системы раскрытия информации? Имеет ли она недостатки?

    Е. П. Последние 3 года у украинского эмитента была альтернатива: до 30 сентября 2006 г. разместить годовой отчет либо в официальных изданиях ГКЦБФР, кабинета министров или Верховной Рады, либо на сайте одного из уполномоченных АРИФРУ информационных агентств. Учитывая объемы информации в годовом отчете и стоимость размещения в печатном издании, большинство эмитентов предпочли публиковать свои годовые отчеты на сайтах информационных агентств. За 3 года функционирования этой системы количество информационных агентств выросло с 5 до 21. Однако при функционировании более 20 агентств в какой-то степени теряется комплексность восприятия данных и увеличивается время их прохождения от эмитента в АРИФРУ. Последнее связано не столько с участием агентств, сколько с наличием в информационной цепочке "агентство-эмитент" посредников, регистраторов, аудиторов и т. д. Но грядет реформа системы раскрытия, и то, что существует сегодня, доживает последние месяцы или даже дни.

    РЦБ: Значит, реформа системы раскрытия направлена против информационных посредников?

    Е. П. Конечно же, нет. Реформа направлена не против кого-то, а прежде всего на благо инвестора. Но рост числа промежуточных звеньев между эмитентом и конечным пунктом раскрытия информации не мог не отразиться на качественных показателях отчетности эмитентов. Отчеты некоторых предприятий готовят регистраторы, аудиторы или другие обслуживающие компании. Нередко мы сталкиваемся с тем, что отчет эмитента в текстовой части фактически повторяет отчет за предыдущий год. Кроме того, известны случаи удерживания посредником отчетности с целью получения более выгодной цены от информационного агентства. Таким образом, складывается ситуация, когда эмитент вроде бы желает опубликовать отчет, но в АРИФРУ документ еще не поступил.
    Новый подход, утвержденный регулятором в октябре 2006 г., предусматривает увеличение роли Интернета в раскрытии информации. Решение проблемы раскрытия, которое предлагает регулятор, основано на международном опыте и регламентировано Законом Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке". Эмитент должен самостоятельно размещать как регулярную, так и нерегулярную информацию в общедоступной информационной базе данных ГКЦБФР. И именно АРИФРУ будет выступать администратором этой базы данных. Прямое участие агентства в системе раскрытия информации даст рынку два преимущества: во-первых, как для эмитентов, так и для пользователей система становится бесплатной; во-вторых, повышается оперативность размещения информации. В частности, предполагается, что нерегулярная информация будет раскрываться на рынке в течение 1 дня.

    РЦБ: Вся регулярная информация оседает на вашем сервере, а проспекты эмиссии публикуются в печатных СМИ. Не возникает ли разобщенности системы раскрытия?

    Е. П. На нашем сервере размещается не только регулярная информация. Мы поддерживаем базу данных по эмиссиям ценных бумаг, собственникам крупных пакетов именных акций эмитентов, а также о правонарушениях на рынке ценных бумаг. Информация для этих баз данных передается ГКЦБФР. В последнее время обновление этих данных происходит достаточно оперативно. Кроме того, АРИФРУ недавно запустило в работу базу данных, содержащую объявления участников рынка в официальных изданиях, включая проспекты эмиссий ценных бумаг. Нам предстоит работа по систематизированию информации из проспектов эмиссий ценных бумаг с целью формирования удобной для анализа базы данных.

    РЦБ: Мы знаем, что Вы работаете над тем, чтобы сделать агентство самоокупаемым предприятием. Вашим предшественникам не удалось это реализовать. Любые движения в этом направлении всегда вызывали на рынке возмущение. Как Вы собираетесь организовать процесс?

    Е. П. Один из перспективных проектов, который уже начал функционировать, - размещение дополнительной информации эмитентов на страницах нашего интернет-портала на платной основе. Мы также планируем по мере готовности русской и английской версии портала предлагать эмитентам размещать их годовую и существенную информацию на этих языках.
    Кроме того, в настоящее время мы изучаем спрос на аналитические продукты на базе уже обработанной информации эмитентов, непосредственный доступ к которой будет облегчать работу аналитиков. Следующим этапом будет формирование кратких отраслевых отчетов. Также мы начинаем серьезную реорганизацию нашей региональной структуры с целью создания эффективных подразделений агентства, которые будут действовать в рамках общей стратегии и предлагать наши услуги в областях.

    РЦБ: Как Вы относитесь к идее передать раскрытие информации биржам?

    Е. П. Я считаю, что об этом еще рано говорить. И тому есть несколько причин. Во-первых, сегодня в Украине выданы лицензии 10 организаторов торгов. Возникает вопрос: кому именно можно передать раскрытие информации? Конечно, каждая биржа может претендовать на роль администратора системы раскрытия для предприятий, включенных в листинг. Однако биржам и сейчас ничего не мешает самостоятельно устанавливать правила раскрытия в рамках процедуры листинга. Во-вторых, в Украине ничтожно малое количество эмитентов прошло листинг. Каким образом будут распределяться эмитенты, не прошедшие листинг между биржами, и не вернемся ли мы опять к институту информационных посредников, которых сегодня поглощает реформа? И, наконец, в-третьих, администрированием системы раскрытия информации должна занимается организация, не имеющая отношения к торговле ценными бумагами.

  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Краса финансов
Россия и Китай: всерьез и надолго
О методе экспресс-оценки обоснованности курсов акций
Рыночный подход к анализу кредитного риска корпоративных облигаций
Принципы формирования синдиката банков - организаторов IPO
IR на службе нефтегазового холдинга
Система раскрытия информации в Украине: подводные камни реформы
Украинскую систему раскрытия информации ожидает новый виток развития
Public Relations как инструмент успешного IPO
Оценка кредитоспособности с учетом риска деловой репутации контрагента
Валютные деривативы на российском межбанковском рынке
Почему дорожает нефть?
Расчеты по сделкам с ценными бумагами в иностранной валюте - благо или зло?
Индекс, приносящий успех
"Золотые" ПИФы: Перспективы создания
Паевые инвестиционные фонды: формирование, управление и контроль
Инвесторы на рынке коллективных инвестиций
Крупные сделки, дополнительные выпуски акций, ликвидация акционерного общества (по материалам судебных решений)
Присвоение рейтинга российским ипотечным ценным бумагам
Секьюритизация и Люксембург
Шумовая торговля. Современные эмпирические исследования

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
Александр Баранов
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100