Casual
РЦБ.RU

IR на службе нефтегазового холдинга

Декабрь 2006


РОЛЬ IR В КОМПАНИИ

    Любой рынок во всем мире растет в том случае, если спрос превышает предложение, другими словами, если у инвесторов есть желание покупать акции компаний. Как правило, ожидания и настроения инвесторов относительно будущих перспектив компании находят свое отражение в стоимости ценных бумаг того или иного эмитента. Не последнюю, а, возможно, самую главную роль в формировании этих ожиданий играют специалисты по связям с инвесторами. Руководство компаний, акции которых котируются на фондовых биржах, должно всегда держать руку на "пульсе" рынка.
    Хороша ли структура инвесторов? Удачно ли прошло роуд-шоу? Довольны ли миноритарные акционеры? Вот только краткий перечень вопросов, на который всегда должен быть готов ответ. Обратная связь позволяет руководству понять, как воспринимают его действия во внешнем пространстве главные клиенты - акционеры. Наградой за усилия является цена акции, справедливо отражающая стоимость бизнеса.
    В классическом понимании Investor relations (IR) можно определить как деятельность, направленную на увеличение капитализации компании, формирование справедливой рыночной стоимости акций и достижение максимально возможного уровня ликвидности. "Здоровье" предприятия напрямую зависит от правильного построения взаимоотношения с инвесторами.
    С каждым годом в России все больше компаний обращают свое внимание на инструменты рынка капитала. К сожалению, в большинстве компаний отношения с инвесторами только начинают выстраиваться. В крупных компаниях уже сложилось понимание деятельности IR и правильное к нему отношение. К числу этих компаний по праву можно отнести Газпром.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

    Компании не становятся прозрачными за один день. Это долгий и кропотливый процесс. Когда-то Газпром имел репутацию одной из самых непрозрачных российских компаний. С 1997 г. рынок акций компании был разделен на два сегмента: внутренний - для резидентов и внешний - для нерезидентов. В виде АДР обращалось только 4,42% акций, что существенно ограничивало ликвидность бумаги и автоматически выводило АДР Газпрома из зоны интересов крупных портфельных инвесторов. Среди акционеров преобладали так называемые финансовые спекулянты, на фондовом рынке действовали "серые" схемы, когда российские брокеры скупали на локальном рынке акции Газпрома в пользу нерезидентов. Все это делало практически невозможным повышение инвестиционной привлекательности Газпрома в глазах крупных игроков фондового рынка и отражалось на его капитализации, которая не превышала 30 млрд долл. При том, что только по стоимости запасов газа компания опережала и до настоящего момента опережает все мировые нефтегазовые компании.
    Многое в Газпроме стало меняться начиная с 2001 г., когда пост председателя правления общества занял Алексей Миллер. Перед командой менеджеров была поставлена цель - стать одной из самых дорогих публичных компаний мира.

ТЕКУЩАЯ РАБОТА

    Как мы знаем, 2005 и 2006 гг. стали переломными для раскрытия потенциала справедливой стоимости компании. В конце декабря 2005 г. был подписан указ Президента РФ о либерализации рынка акций Газпрома, который снял все ограничения на обращение акций компании. В самом Газпроме к этому событию готовились заранее. Было понятно, что у компании должен появиться новый тип инвестора, который будет ориентироваться не на краткосрочные финансовые спекуляции с акциями и АДР компании, используя разницу в цене между внешним и внутренним рынком, а на инвестиционную привлекательность всего бизнеса Газпрома. Основой для нового инвестора должен стать анализ текущей деятельности, прогнозы развития, финансовые коэффициенты. Все это потребовало от Газпрома улучшения в работе по многим направлениям деятельности, в том числе в информационной прозрачности и умении общаться с инвесторами. Для усиления блока информационной прозрачности в департаменте по информационной политике был создан отдел по работе с инвесторами, который наряду с другими подразделениями Газпрома должен способствовать повышению капитализации компании.
    Одним из важных шагов в этом направлении стала разработка и утверждение на правлении в 2004 г. и в совете директоров общества в начале 2005 г. Положения о раскрытии информации Газпрома, в котором была обобщена лучшая российская и мировая практика раскрытия информации и закреплены процедуры и сроки предоставления информации.
    Другой не менее важной задачей, которая стояла перед IR Газпрома, была необходимость наладить прямые контакты как с аналитиками инвестиционных компаний, специализирующимися на оценке нефтегазового сектора, так и непосредственно с представителями портфельных инвесторов. В основу этого общения закладывался принцип оперативного и максимально полного ответа на запросы, которые поступают в компанию от представителей инвестиционного сообщества. Вместе с другими подразделениями Газпрома стали проводиться тематические встречи по направлениям деятельности компании, что давало возможность аналитикам инвестиционных компаний получать интересующую информацию непосредственно из первых рук.
    Важным событием для IR Газпрома стала работа по включению его акций в рейтинг компании MSCI, которая рассчитывает "идеальный" инвестиционный портфель управляющих компаний. Итогом этой работы, которая включала в себя многочисленные переговоры с представителями индексного агентства, организацию телефонных конференций с участием различных подразделений компании, стало присвоение наибольшего веса акциям Газпрома в индексе MSCI EM среди всех компаний развивающихся рынков.
    Говоря об улучшении инвестиционной привлекательности Газпрома, невозможно перечислить все шаги, которые были сделаны компанией. За трехкратным увеличением капитализации стоит труд работников компании, которые ежедневно подтверждают справедливость столь высокой стоимости (более 280 млрд долл.) Газпрома.
    В настоящий момент проводится идентификация базы акционеров Газпрома с привлечением известной международной компании. Данная работа поможет Газпрому выйти именно на тех долгосрочных инвесторов, которые присутствуют в уставном капитале таких компаний, как ExxonMobil, BP, Shell. Именно эти глобальные инвесторы смогут существенно увеличить стоимость Газпрома.

    В этой связи задача сотрудников
    IR-отдела - не только поиск качественного, долгосрочного инвестора, но и предоставление ему именно той информации, которая бы подчеркивала уникальность или недооцененность компании. По сути, работа IR - это тот же маркетинг. Разница лишь в том, что в качестве товара выступают акции компании, которые нужно продать. Функция IR заключается в том, чтобы информация была понятной и интересной инвесторам и аналитикам. При этом всем заинтересованным лицам должен быть обеспечен равный доступ к информации.
    Вся эта работа проводится на фоне сильно возросшей конкуренции между российскими компаниями за деньги инвестиционных фондов и, как следствие, между IR-службами компаний.

ВЫВОДЫ

    Как известно, продавать акции компании можно по-разному. Например, заявить, что в компании самые низкие затраты, и призывать инвесторов приобретать ее акции. Или в наше время бума технологий продавать акции, доказывая, что компания самая технологичная. В Газпроме в настоящее время делают упор на нераскрытый потенциал роста стоимости компании, который обусловливает, с одной стороны, недооцененность рынком запасов углеводородного сырья, а с другой - грамотная стратегия развития компании, направленная на диверсификацию бизнеса, продуктов и маршрутов транспортировки, стремление стать одной из крупнейших энергетических компаний мира.
    Если же говорить о планах IR Газпрома, то одной из тем к обсуждению является проведение агитационной кампании с расчетом на локальный рынок, на российских инвесторов. Сегодня публикуется много информации о концерне, но выводы делаются по-прежнему самые разные и порой противоречивые.
    В настоящее время появляется все больше убедительных доказательств того, что активная информационная политика может приносить и материальные, и нематериальные выгоды. Среди положительных результатов - повышение интереса со стороны финансовых аналитиков и инвесторов и, как следствие, увеличение ликвидности акций компании и сокращение затрат на привлечение капитала.
    Такие исследователи, как Даливол, Диамонд и Веррекья, Эллиот и Джекобсон, усматривают связь между раскрытием информации и величиной затрат на привлечение акционерного капитала. Существует также работы, где доказывается связь между уровнем раскрытия информации и стоимостью акций компании. Например, в обзоре деятельности медицинских компаний Хиггинс и Баннистер показана значимая корреляция между качеством раскрытия финансовой информации и коэффициентом "цена/доход".1
    Последние несколько лет в России наблюдается повышенное внимание к теме IR: проводятся конференции и семинары, появляются специализированные агентства, растет уровень сотрудников IR-департаментов компаний. Тем не менее не следует, наверное, переоценивать значение службы Investor relations. Конечно, хорошо, если в компании работают люди, готовые ответить на вопросы инвесторов и подсказать аналитикам и прессе, сколько акций находится в свободном обращении и где можно получить отчетность. Но гораздо важнее, как обстоят дела в самой компании - ее реальные действия, как на производственном рынке, так и на рынке капитала.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Краса финансов
Россия и Китай: всерьез и надолго
О методе экспресс-оценки обоснованности курсов акций
Рыночный подход к анализу кредитного риска корпоративных облигаций
Принципы формирования синдиката банков - организаторов IPO
IR на службе нефтегазового холдинга
Система раскрытия информации в Украине: подводные камни реформы
Украинскую систему раскрытия информации ожидает новый виток развития
Public Relations как инструмент успешного IPO
Оценка кредитоспособности с учетом риска деловой репутации контрагента
Валютные деривативы на российском межбанковском рынке
Почему дорожает нефть?
Расчеты по сделкам с ценными бумагами в иностранной валюте - благо или зло?
Индекс, приносящий успех
"Золотые" ПИФы: Перспективы создания
Паевые инвестиционные фонды: формирование, управление и контроль
Инвесторы на рынке коллективных инвестиций
Крупные сделки, дополнительные выпуски акций, ликвидация акционерного общества (по материалам судебных решений)
Присвоение рейтинга российским ипотечным ценным бумагам
Секьюритизация и Люксембург
Шумовая торговля. Современные эмпирические исследования

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100