Casual
РЦБ.RU

IPO ОАК: сначала стратегия

Декабрь 2006

    В преддверии создания Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) - холдинговой компании, в рамках которой будут консолидированы ведущие компании российского авиапрома, менеджмент ОАК заявил об амбициозной цели провести первичное публичное размещение акций уже в 2007 г. Технически этa задача выполнима, однако позволят ли столь сжатые сроки, отпущенные на создание ОАК, обеспечить высокую цену размещения?

    Согласно Указу Президента РФ, подписанному 22 февраля 2006 г., в рамках ОАК будут объединены основные компании российского военного и гражданского авиастроения. На первом этапе в состав ОАК войдут предприятия холдинга "Сухой", корпорация "Иркут", РСК "МиГ", КАПО (Казань), ВАСО (Воронеж), СП "Авиастар" (Ульяновск), АНТК им. Туполева, АК им. Ильюшина, лизинговые компании - ФЛК и ИФК. После согласования оценки этих компаний, их акции, принадлежащие государству и частным акционерам, будут обменяны на акции ОАК. Компании, существующие сейчас в форме ФГУП, будут акционированы, а их акции внесены в уставный капитал ОАК. По итогам первого этапа доля государства в Корпорации составит свыше 75%. В дальнейшем предполагается, что в результате дополнительных частных инвестиций (в том числе через IPO) она сократится до 50% + 1 акция.
    С учетом особенностей отрасли IPO - важный стратегический шаг для развития ОАК. Авиастроение является высококапиталоемким сектором экономики и предполагает интенсивную работу компаний на рынках капитала. Для российских предприятий, которые станут частью ОАК, эта работа, как никогда, актуальна. Подавляющее большинство отечественных авиастроительных компаний продолжают производить модели, разработанные еще в советское время. По мере исчерпания потенциала этих продуктов все острее становится проблема разработки и запуска в серийное производство новых машин, способных конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и международных рынках. В этой связи перед российским авиапромом стоит задача в кратчайшие сроки аккумулировать значительные финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего развития. Именно поэтому IPO ОАК - это не дань моде на публичные размещения, а насущная необходимость объединенной компании.
    Первичное публичное размещение акций зарекомендовало себя как эффективный способ привлечения финансирования для российских компаний. Как правило, размещения характеризуются значительным спросом со стороны российских и западных инвесторов и достаточно высокой оценкой акций российских эмитентов. В последние годы все больше отечественных компаний используют IPO как инструмент привлечения финансирования (см. рисунок).
    Очевидно, что проведение IPO станет для ОАК достаточно сложной задачей, так как одновременно с подготовкой к нему будет происходить формирование и развитие объединенной компании. Эти два проекта будут тесно связаны между собой. Технически выход ОАК на IPO в 2007 г. возможен. С учетом опыта инвестиционных банков по размещению акций крупнейших российских компаний (Роснефть, АФК "Система", НЛМК, НОВАТЭК и др.) непосредственно подготовка к IPO должна занять не более полугода с момента найма банков-организаторов (табл. 1). При этом к началу реализации этого плана-графика компания должна подготовить и организовать аудит финансовой отчетности по международным стандартам.
    На наш взгляд, с учетом высокой квалификации топ-менеджеров ОАК, некоторые из которых уже имеют за плечами опыт проведения первичного размещения акций корпорации "Иркут", реализация указанных мероприятий в срок - вполне посильная задача. Единственной серьезной "технической" проблемой при подготовке может стать проведение аудита финансовой отчетности ОАК по международным стандартам.
    По нашим данным, на текущий момент из предполагаемых участников ОАК отчетность по МСФО представляет только корпорация "Иркут" (в отчетности также консолидированы ее дочерние предприятия). Соответственно, остальные компании ОАК должны будут такую отчетность подготовить, что потребует от них значительных усилий и напряженной работы в тесном контакте с одной из компаний "большой четверки". Сложность ситуации заключается в отсутствии у компаний специалистов в области МСФО, а также в объеме работ: холдинги, которые станут частью ОАК (крупнейшие - ОАО "Компания "Сухой"" и РСК "МиГ"), включают в себя множество предприятий, каждое из которых должно предоставить данные, необходимые для подготовки консолидированной отчетности, и обеспечить проведение аудиторских процедур. Мы предполагаем, что ОАК может установить своеобразный рекорд по количеству предприятий, консолидированных в рамках международной отчетности, среди всех российских компаний, реализовавших IPO. На все это накладывается специфика отрасли, обусловливающая ограниченный доступ к определенным видам информации авиастроительных предприятий. Эта проблема решаема: видимо, как и при аудите отчетности корпорации "Иркут", международный аудитор будет работать совместно с российской аудиторской компанией, которая имеет право на работу с секретной информацией отрасли. Тем не менее появление дополнительного участника процесса еще более усложнит и без того не простую организационную задачу.
    Однако основные проблемы подготовки ОАК к IPO лежат все-таки в стратегической плоскости. Большинство из них связано, как уже отмечалось ранее, с процессом формирования ОАК, как компании, так и бизнеса. Ниже мы попытаемся дать краткую характеристику каждой из этих проблем.
    Достижение договоренностей по структуре акционерного капитала ОАК. Проводившаяся Deloitte оценка компаний, которые войдут в ОАК на первом этапе, завершена, однако окончательно еще не согласована. Государство и частные акционеры как на данном этапе, так и позднее при внесении в компанию дополнительных активов должны будут найти решение по вопросам стоимости каждой из будущих составных частей объединенной компании.
    Разработка стратегии объединенной компании. Сейчас ОАК, по сути, представляет собой разрозненный набор активов. Широкой общественности был представлен краткий план развития ОАК, однако эта информация включает в себя в основном последовательность корпоративных действий для формирования объединенной компании. В преддверии IPO менеджменту предстоит разработать подробную стратегию развития компании, объяснить, почему именно вышеуказанные компании вошли в объединение и как они будут развиваться в рамках ОАК. Вся эта информация должна быть донесена до аналитиков рынка, работников СМИ и прежде всего инвесторов.
    Проекты и прогнозы. Детализация стратегии развития предполагает выделение наиболее перспективных проектов гражданского и военного авиастроения. В настоящее время в обсуждении (на уровне компаний ОАК, государственных ведомств, правительства) в разной степени проработки и реализации находится целый ряд гражданских и военных проектов, которые нередко конкурируют друг с другом (например, региональные Russian Regional Jet и Ан-148). Менеджменту предстоит сделать выбор, выделив ограниченное число моделей для развития, между которыми будут распределяться привлекаемые ОАК, в том числе на IPO, финансовые ресурсы. По каждому из направлений должна быть произведена оценка потенциальных рынков сбыта, объемов продаж, операционных и капитальных затрат и др. Все эти данные станут объектом критического анализа независимых аналитиков в преддверии IPO и лягут в основу финансовой модели ОАК. Сложность вопроса также заключена в том, что выбор того или иного проекта будет способствовать загрузке и развитию одних предприятий ОАК и стагнации других.
    Интеграция компаний в рамках ОАК. Как уже отмечено выше, активы, которые войдут в объединенную компанию, достаточно разрозненны и имеют значительные отличия с точки зрения качества - научно-технической, производственной базы, финансового состояния, уровня менеджмента. Руководству ОАК предстоит решать сложнейшие управленческие задачи, связанные с интеграцией этих активов в рамках единого холдинга. Если этот вопрос не будет проработан, то вместо синергетических эффектов и устранения внутренней конкуренции, которые являлись одними из ключевых аргументов для сторонников создания ОАК, компания столкнется со снижением гибкости, усложнением и замедлением движения финансовых потоков, снижением рентабельности. Не секрет, что такого рода проблемы - издержки значительного числа проектов слияний и поглощений не только в России, но и в мире.
    Проблемы раскрытия информации. По предварительным оценкам, минимальный объем планируемого первичного размещения может составить несколько сотен миллионов долларов. Для обеспечения достаточного спроса (и, соответственно, адекватной цены) на бумаги ОАК необходимо привлечь к IPO максимально широкий круг инвесторов. Как показывает опыт IPO других крупных российских компаний, требуемые объемы спроса могут быть обеспечены только в случае привлечения зарубежных инвесторов, прежде всего европейских и американских. Это "грозит" компании необходимостью проводить размещение в соответствии с международными стандартами (скорее всего, Rule 144А и Regulation S) и листингом на одной из западных бирж, в частности London Stock Exchange (табл. 2). И то и другое предполагает достаточно высокий уровень раскрытия информации - юридической, финансовой, операционной. Подробное раскрытие может представлять для ОАК проблему, так как часть информации о бизнесе компании, в первую очередь в области военного авиастроения, может быть строго конфиденциальной или представлять собой военную тайну. Кроме того, сам процесс предоставления информации должен быть адекватно организован.
    В случае если государству, частным акционерам и менеджменту предприятий ОАК не удастся достичь консенсуса в отношении указанных вопросов и коммуницировать свою позицию общественности, инвесторы могут с большой осторожностью отнестись к предстоящему размещению. Более того, неразрешенность этих принципиальных вопросов может привести к проблемам с, казалось бы, техническими моментами подготовки размещения: срывам сроков подготовки отчетности, проблемам с предоставлением информации и подготовкой прогнозов и т. д., в результате чего сроки размещения сдвинутся. Таким образом, неясность в отношении стратегических вопросов повлияет как на цену, так и на сроки IPO, что является негативным моментом, учитывая острую потребность ОАК в капитальных ресурсах.
    Безусловно, объединенная компания уже сейчас интересна как стратегическим, так и институциональным инвесторам - потенциальным участникам IPO. Об этом свидетельствует растущий спрос на ценные бумаги участников ОАК, активно обсуждаемые совместные проекты с участием Airbus и Boeing, состоявшаяся сделка по приобретению EADS 10% акций "Иркута", который является одним из ключевых участников консолидации. К факторам инвестиционной привлекательности ОАК инвестиционные аналитики традиционно относят значительный портфель гарантированных заказов (около 10 млрд долл.), высокую рентабельность по EBITDA вследствие низкой себестоимости производства, всестороннюю поддержку со стороны государства и др. Однако для успешного размещения инвесторам необходимо будет представить ответы на указанные стратегические вопросы, четкое видение дальнейшего развития объединенной компании.
    На наш взгляд, задача проведения IPO ОАК в 2007 г. реализуема, но лишь в том случае, если при подготовке к размещению объединенная компания будет идти от решения общих вопросов к частным т. е. от разработки стратегии интеграции и развития к вопросам техники размещения, которых не решить без наличия общего видения компании, которая будет представлена для оценки инвесторам. В преддверии IPO развернутая стратегия компании будет впервые вынесена на суд инвестиционного сообщества. Удачные результаты IPO будут служить подтверждением правильности очерченных направлений будущего развития ОАК и готовности стратегических и институциональных инвесторов и в дальнейшем финансировать ее проекты.




  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день c Ириной Кольцовой
Благотворительные проекты Группы компаний "МЕТРОПОЛЬ"
Российский рынок IPO за январь-сентябрь 2006 г.
Скромные успехи на фоне всеобщего стремления к IPO
После IPO
Выход из венчурного бизнеса с помощью IPO
IPO ОАК: сначала стратегия
IPO и договор об андеррайтинге
Новости
Как инвестору оценить качество управления своими деньгами
Стандарты для управляющих
Динозавры российской экономики
Управление государственным имуществом на рынке коллективных инвестиций
СТАТИСТИКА РЫНКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Сегментированный рост акций энергокомпаний
Чистая энергия
Энергетические мечты
Почему эмитент и регистратор должны отвечать за необоснованное списание акций
Планируй ЭДО, или еще раз о стратегии
Блеск и нищета законопроекта о Центральном депозитарии

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100