Casual
РЦБ.RU

Вкусные инвестиции

Ноябрь 2006


    Интервью с членом совета директоров Группы компаний "Эрконпродукт", финансовым директором ООО "ВТО Эрконпродукт" Михаилом Болдузевым и заместителем финансового директора ООО "ВТО Эрконпродукт" Иваном Гончаровым
    Пищевая отрасль традиционно привлекает инвесторов благодаря отсутствию политических рисков. Более того, стабильный рост российской экономики обеспечивает повышение благосостояния населения и увеличение потребляемых продуктов и услуг, что делает пищевые компании лидерами роста и лакомыми вложениями для инвесторов. Особый интерес к российской пищевой отрасли проявляют иностранные инвесторы, доля вложений которых в 2005 г. составила около 70%. Российская компания "Эрконпродукт" работает с начала 1990-х гг. в сегменте молочных и овощных консервов, и ее брэнды - "Фрау Марта" и "Молочная страна" - давно известны на рынке.

    РЦБ: Михаил Игоревич, компания "Эрконпродукт" c 1991 г. проделала путь от оператора сахарного рынка до крупнейшего в России производителя сгущенного молока и овощных консервов. Расскажите об основных направлениях вашего бизнеса и долгосрочной стратегии развития компании.

    Б. М. Компания выделяет несколько направлений развития бизнеса. Во-первых, это наращивание объемов производства и реализации молочных и овощных консервов. В этих сегментах Группа уже достигла лидирующих позиций.
    Учитывая темпы роста продаж овощных консервов, уже сегодня мы сталкиваемся с нехваткой мощностей. Весной 2007 г. должна завершиться реконструкция основного перерабатывающего предприятия в Смоленской области, которая предполагает возведение нового производственно-складского комплекса и монтаж полностью автоматизированной линии. Одновременно мы планируем увеличить посевные площади в Украине. Наряду с этим "Эрконпродукт" намерен расширить ассортимент за счет фруктовых консервов - персиков, ананасов и оливок, для чего рассматривается возможность приобретения предприятий в регионах с самой благоприятной сырьевой базой - Испании и КНР.
    Другой вектор развития - производство сыров. С одной стороны, данный рынок растет более динамично, чем рынок сгущенного молока, - на 15-20% в год. Ведь сегодня уровень потребления сыра в России значительно ниже, чем в странах Восточной Европы. Так, потребление сыра на душу населения в России составляет 4 кг в год, а в Польше - 13 кг. С другой стороны, маржинальная доходность на этом рынке выше, чем по молочным консервам. Мы уже приобрели Канашский сыродельный комбинат в Чувашии и начинаем его тотальную модернизацию. В ближайшие 4 года мы намереваемся ввести в эксплуатацию в общей сложности 3 сыродельных завода, мощностью 35 тонн сыра в сутки каждый.

    РЦБ: Основной бизнес компании "Эрконпродукт" - молочная и овощная консервация. Какова стратегия компании на данных рынках?

    Б. М. Анализ динамики рынка молочных консервов позволяет говорить о стабильности в отрасли, отсутствии резких скачков. Однако объемы производства сгущенного молока в последние годы неуклонно растут, и мы предполагаем в обозримом будущем достижение ими уровня 1990 г. или даже превышение этого уровня (рис. 1). Таким образом, свой потенциал роста рынок молочных консервов не исчерпал.
    Помимо увеличения объемов производства за счет общего роста рынка, Группа "Эрконпродукт" планирует увеличение своей доли на рынке за счет вытеснения мелких производителей, не имеющих возможности конкурировать с Группой "Эрконпродукт" по качеству продукции, эффективности системы производства и дистрибуции.
    Что касается рынка овощной консервации, то его можно отнести к динамично развивающимся отраслям. Кроме общего увеличения емкости рынка за счет роста потребления овощных консервов в стране, сильны тенденции импортозамещения. В связи с этим Группа "Эрконпродукт" намерена предпринять ряд мер, направленных на увеличение своей доли на рынке, таких как дальнейшее развитие собственной сырьевой и производственной базы, активная сбытовая политика. Согласно данным AC Nielsen retail audit, по показателю численной дистрибуции на российском рынке сегодня "Эрконпродукт" уступает лишь мировому лидеру - компании "Бондюэль".

    РЦБ: В каких сегментах рынка представлена продукция "Эрконпродукта"? Какова региональная политика компании?

    Б. М. Продукция Группы "Эрконпродукт" представлена преимущественно в среднем ценовом сегменте как самом емком. Это позволяет объединить под единым брэндом ассортиментную линейку и сконцентрировать силы для его продвижения.
    Группа предлагает полный ассортимент сгущенного молока в промышленной и потребительской упаковке (сгущенное молоко с сахаром и без сахара, вареное сгущенное молоко, сгущенное молоко с наполнителями). Особое место в продуктовой линейке отведено сгущенному молоку, производимому по требованиям ГОСТ (та самая знакомая с детства "сгущенка").
    Предлагаемый ассортимент овощных консервов также широк и включает в себя зеленый горошек, сладкую кукурузу, консервы из фасоли, овощные смеси.
    Развитая филиальная сеть, а также наличие торговых представителей во многих крупных городах России позволяют практически на 100% обеспечить покрытие территории России.
    Группа использует развитую систему продаж в регионах:

  • московский офис (отгрузки с заводов Группы и московского склада). Зона ответственности - Центральный район, Черноземье, Юг и Поволжье, Москва. Открываются филиалы на Юге (в Ростове-на-Дону) и в Поволжье (Самаре);
  • Санкт-Петербургский филиал. Зона ответственности - Северо-Запад;
  • Новосибирский филиал. Зона ответственности - Сибирь и Дальний Восток (со складом во Владивостоке);
  • Екатеринбургский филиал. Зона ответственности - Урал.

        РЦБ: Охарактеризуйте динамику и основные риски отрасли цельномолочной продукции, молочной и овощной консервации. Каков Ваш прогноз развития ситуации в ближайшие 3-5 лет?

        Б. М. Динамика производства молочных консервов в 1990-1999 гг. показывает его резкий спад, вызванный резким снижением уровня доходов населения, хаосом в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, который привел к падению поголовья молочного скота в этот период новейшей истории России.
        Однако с 1999 г. наблюдается устойчивый рост объемов производства благодаря восстановлению разрушенных производственных связей, повышению общего благосостояния населения. Результаты анализа динамики рынка за последние 7 лет, а также сопоставление этой динамики с общими макроэкономическими показателями страны позволяют предположить, что к 2010 г. производство и потребление молочных консервов достигнет уровня 1990 г. или даже превзойдет его.
        Что касается основных рисков, присущих отрасли, то в настоящее время это главным образом дефицит молочного сырья для производства молочных консервов. Однако благодаря грамотной работе с производителями сырья Группе "Эрконпродукт" удалось обеспечить себе гарантированную сырьевую базу, которая способна перекрыть потребности существующего производства на 125%. Соответственно, достигнутые результаты позволяют Группе не только уверенно говорить о перспективах производства молочных консервов, но и входить в смежные виды бизнеса, также требующие значительного количества молочного сырья.
        Российский рынок овощной консервации - один из наиболее динамично развивающихся в России: его ежегодный прирост в стоимостном выражении составляет от 20 до 30%. В денежном выражении в 2004 г. объем российского рынка овощной консервации достиг 1,2 млрд долл.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Алексей Гомин вице-президент, начальник управления корпоративного финансирования и торговых операций ЗАО "Внешторгбанк - Розничные услуги"

        Группа компаний "Эрконпродукт" - типичный пример быстро растущей российской компании пищевой отрасли, которая, стремясь к большей информационной прозрачности и открытости, выходит на рынок публичного долга с дебютным облигационным займом.
        ГК "Эрконпродукт" - интересный эмитент с точки зрения жизненного цикла компании. Так, в настоящий момент компания занимает сильные позиции на двух рынках - молочных и овощных консервов. При этом созданные ей заделы по сырьевому обеспечению, мощностям и технологиям позволяют ГК "Эрконпродукт" в своем среднесрочном развитии ориентироваться на диверсификацию бизнеса в сторону более маржинальных направлений, таких как производство сыров и цельномолочной продукции.
        В случае успешной реализации намеченной инвестиционной программы основным направлением, генератором выручки для ГК "Эрконпродукт" станет именно сырный бизнес, а также бизнес по производству овощных консервов, доля которого в общем объеме должна превысить долю бизнеса по производству молочных консервов. Существенным преимуществом ГК "Эрконпродукт", которое будет способствовать успешной реализации заявленных целей, является высокая узнаваемость брэндов компании.
        Оценивая итоги размещения дебютного облигационного займа Группы объемом 1,2 млрд руб., необходимо отметить, что, во-первых, компания привлекла значительные денежные средства, а во-вторых, за счет этого привлечения она сможет рефинансировать имеющиеся у нее кредиты, фактически конвертировав свой долг в рыночные инструменты. Наличие собственного рыночного долга крайне важно, поскольку не только позволит более гибко управлять собственным долгом, но и предоставит действующим акционерам компании и ее потенциальным инвесторам возможность оценивать справедливую стоимость кредитного риска Группы.
        По нашему мнению, доходность, сложившаяся при размещении облигационного займа ГК "Эрконпродукт", на сегодняшний день адекватно отражает стоимость кредитного риска эмитента. Вместе с тем динамика развития компании, ее сильные рыночные позиции и перспективы диверсификации в более маржинальные сегменты обеспечивают высокую привлекательность облигаций ГК "Эрконпродукт" с доходностью в пределах 11-11,5% годовых.

        По оценкам специалистов, консервная промышленность имеет самые высокие темпы роста среди других отраслей пищевой промышленности. Связано это, в первую очередь, с импортозамещением: цены на российские консервы ниже цен на привозную продукцию в среднем на 30%.
        Объем производства овощной консервации в России оценивается в 560 млн банок в год. По прогнозам экспертов, в ближайшие 3-5 лет темпы роста этого рынка составят примерно 25-30% в год.
        Возможности для развития рынка овощной консервации связаны со следующими факторами:
        а) ростом показателей рынка за счет увеличения среднедушевого потребления овощных консервов до европейского уровня, а также вытеснением домашнего консервирования промышленным в результате увеличения доходов населения;
        б) вероятностью занять долю рынка за счет импортозамещения, поскольку основную долю на рынке занимает импорт (так, в Польше за последние 10 лет доля отечественных производителей на рынке овощной консервации увеличилась в 2 раза);
        в) благоприятной конкурентной средой на уровне внутреннего производства.

        РЦБ: Известно, что вы решили развивать производство сыров. Какова конъюнктура данного сегмента рынка и какую цель вы ставите перед компанией?

        Б. М. Рынок твердых сыров является динамично развивающимся в силу того, что, как уже было сказано, среднедушевые показатели потребления сыров в России значительно отстают от таких показателей в странах Европы. Увеличение доходов населения и общая стабилизация экономической обстановки в стране позволяют говорить о постепенном переходе жителей страны на более качественное и здоровое питание, одним из важных элементов которого и являются сыры.
        Поэтому в среднесрочной перспективе рынок сыров может пополниться за счет значительных объемов сыра от новых производителей при условии, что эти сыры будут отвечать высоким стандартам качества.
        Кроме того, развитие отечественного сыроделия позволяет говорить об импортозамещении, что также дает надежду на устойчивый спрос в среднесрочной перспективе.
        Развивая в настоящее время проект производства сыров как один из приоритетных, менеджмент Группы уделяет большое внимание качеству будущей продукции. В связи с этим производственные площадки, приобретаемые для организации сыродельных производств, будут оснащаться самым современным технологическим оборудованием.
        Объем инвестиций, прогнозируемый для данного проекта в течение ближайших 2 лет, составит не менее 31 млн долл. Осуществление данного проекта к 2009 г. позволит довести выручку от реализации твердых сыров до 2,6 млрд руб. (рис. 2), а общую выручку Группы до 8,6 млрд руб.

        РЦБ: Как Вы оцениваете финансовый результат и перспективы "Эрконпродукта"?

        Г. И. Чистая прибыль по итогам 2005 г. возросла по сравнению с аналогичным показателем 2004 г. на 76% на фоне роста выручки на 36% и прибыли от продаж на 74%. Рост доходов связан как с увеличением объемов реализации продукции, так и с повышением отпускных цен на молочные и овощные консервы.
        В перспективе выручка Группы должна увеличиться с 3,05 млрд руб. в 2005 г. до 8,58 млрд руб. в 2009 г. Планируется, что чистая прибыль за аналогичный период возрастет с 71,9 млн до 729 млн руб. (рис. 3, 4, 5).

        РЦБ: Какова политика финансирования и структура кредитования вашей компании? С какими банками вы сотрудничаете?

        Г. И. В целях кредитования и расчетно-кассового обслуживания ООО "ВТО Эрконпродукт" и предприятия его Группы всегда сотрудничали с крупнейшими и надежнейшими банками России. Такой выбор, сделанный в нестабильные 1990-е гг., был обусловлен необходимостью обеспечить беспрерывную деятельность компании, что невозможно без отлаженной работы банков-партнеров. ООО "ВТО Эрконпродукт" и предприятия его Группы имеют безупречную кредитную историю по всем без исключения когда-либо привлекавшимся заимствованиям, поэтому являются желанными клиентами для любого крупного банка.
        Сейчас, оптимизировав структуру заемного капитала за счет средств размещенного облигационного займа, Группа "Эрконпродукт" получила некоторую "свободу маневра" в финансировании своей деятельности, имея возможность использовать коммерческие кредиты банков только для финансирования оборотного капитала, не привлекая кредиты для финансирования инвестиционных потребностей.
        В настоящее время Группа "Эрконпродукт" проводит переговоры с крупнейшими коммерческими банками, направленные на дальнейшее снижение стоимости привлекаемых ресурсов и на повышение удобства пользования продуктами, предлагаемыми банками.
        Вполне вероятно, что в ближайшем будущем предприятия Группы станут сотрудничать с новыми для них банками, отвечающими высоким требованиям надежности и качества предлагаемых финансовых продуктов. При этом можно с уверенностью сказать, что Группа и в дальнейшем будет развивать отношения с такими банками, как ВТБ, ВТБ - Розничные услуги, Сбербанк.

        РЦБ: Каковы цели выхода компании на рынок облигаций? Как вы планируете использовать привлеченные средства и погашать заем?

        Г. И. Средства, полученные от размещения займа, используются для оптимизации структуры заемного капитала и финансирования инвестиционной программы. Всего на реструктуризацию заемного капитала группы будет направлено около 800 млн руб.
        Кроме того, Группа "Эрконпродукт" намерена перенести репутацию безупречного заемщика, имеющуюся у нее многие годы, и на публичный рынок капитала, создав безукоризненную публичную кредитную историю. Эта мера, очевидно, позволит Группе в дальнейшем привлекать заемные средства на все более выгодных условиях, а также создаст предпосылки для IPO, проведение которого предполагается в 2009 г.

        РЦБ: Какие шаги по улучшению инвестиционной привлекательности вы предпринимаете?

        Г. И. Очевидно, что для дальнейшего поступательного развития деятельности Группы на финансовых рынках нам необходимо будет выпускать консолидированную финансовую отчетность. Консолидированная отчетность будет подготавливаться по МСФО, дабы облегчить ее использование потребителями - потенциальными инвесторами Группы.
        В целях повышения инвестиционной привлекательности Группы планируется консолидация ее производственных активов, упрощающая управление ими и повышающая прозрачность Группы в целом для инвесторов. Кроме того, в планах менеджмента - разработка стандартов корпоративного управления, в том числе кодекса корпоративного поведения.
        Неотъемлемой частью повышения инвестиционной привлекательности станет рост информационной открытости Группы. Мы планируем освещать в СМИ и на собственном веб-ресурсе не только информацию, обязательную для раскрытия эмитентами ценных бумаг, но и другие сведения, представляющие, на наш взгляд, интерес для инвесторов. Кроме того, с 2007 г. Группа планирует ежегодно публиковать годовой отчет, содержащий в себе всю информацию о текущем финансовом положении Группы, бизнес-планах, существенных фактах, а также финансовую отчетность.

        РЦБ: Каковы дальнейшие планы компании на финансовых рынках?

        Г. И. Как уже говорилось выше, Группа имеет своей среднесрочной целью (на период до 2009 г.) проведение IPO. Кроме планов по внутреннему совершенствованию (консолидация активов, консолидированная отчетность, стандарты корпоративного управления, информационная открытость и т. д.), менеджмент Группы выстраивает работу на финансовых рынках, направленную как на дальнейшее снижение стоимости заемного капитала, так и на поэтапный рост положительного имиджа Группы.
        В настоящее время Группой разрабатывается Программа повышения стоимости бизнеса с использованием инструментов внешнего финансирования на период до 2009 г., которая должна состоять из следующих этапов: выпуск CLN, затем еврооблигаций, после чего возможен выход на IPO либо нахождение иного инструмента реализации капитализации Группы.
        Следует отметить, что в настоящее время Группой проводится тендер среди крупнейших коммерческих и инвестиционных банков с целью определения наиболее приемлемого для Группы набора инструментов данной Программы. Планируется, что Программа будет полностью разработана до нового года и с января начнется ее реализация.

    КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

        Игорь Фроловский начальник управления организации выпуска ценных бумаг Банка Москвы

        Компании, ведущие свой бизнес в реальном секторе экономики, приобретают все большую популярность у инвесторов. Ценные бумаги Группы "Эрконпродукт" были положительно восприняты инвестиционным сообществом в силу многих причин. Так, в частности, налицо хорошая динамика роста финансовых показателей "Эрконпродутка". Группа имеет положительную кредитную историю. Кроме того, компании Группы "Эрконпродукт" - признанные лидеры среди аналогичных российских компаний в своих секторах.



    • Рейтинг
    • 1
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Замедление роста экономики США
    Смена приоритетов: от ставок к экономическому росту
    Мировой авиапром на пороге перемен
    Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
    Облигации в РТС: можно ли организовать внебиржевой рынок?
    Иностранные инвесторы на российском рынке коллективных инвестиций
    Вкусные инвестиции
    Срочный рынок: динамика роста
    Производные на благо базовых активов
    Выдержанное решение для срочного рынка
    Проблемы обеспечения прав собственности на ценные бумаги и ответственности за их нарушение материалы "круглого стола", организованного партад и журналом "рынок ценных бумаг" 22 сентября 2006 г.
    Риск исполнения регистратором поддельных документов и страхование ответственности
    Челябинская область открыта для сотрудничества
    Эмитенты уральского региона
    Как не купить кота в мешке. Актуальные вопросы раскрытия информации перед сделкой M&A
    Крупный игрок на рынке гособлигаций
    Российские депозитарные расписки как способ увеличения ликвидности российского рынка ценных бумаг

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100