Casual
РЦБ.RU

Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"

Ноябрь 2006


    Интервью с исполнительным директором ФК "УРАЛСИБ", руководителем бизнес-направления по операциям с акциями Марком Темкиным и заместителем руководителя бизнес-направления по операциям с акциями Борисом Гинзбургом

    РЦБ: Расскажите о новых назначениях в компании. Какие цели преследует текущая кадровая политика компании?

    Б. Г. Мы усилили несколько ключевых направлений. Во-первых, у нас появилась глава международных продаж Мишель Кельнер, которая возглавила управление продаж международным клиентам бизнес-направления по операциям с акциями. Мы уверены, что, несмотря на приход на российский рынок инвестиционных банков мирового класса, бизнес международных продаж в рамках нашей компании непременно будет развиваться, и хотим вывести это направление на принципиально новый уровень.
    Во-вторых, Михаил Пиджиолис возглавил управление сейлз-трейдинга бизнес-направления по операциям с акциями. Сейлз-трейдинг можно образно назвать последней милей между клиентами и рынком, в особенности он востребован институциональными клиентами. Присоединение к нашей команде М. Пиджиолиса и организация управления сейлз-трейдинга под его руководством позволит нам качественно улучшить коммуникацию между подразделениями продаж и трейдинга и поможет легче преодолевать ту самую последнюю милю.
    В-третьих, Игорь Бардинцев возглавил функциональный блок сопровождения бизнеса инвестиционно-банковского направления - наш middle-офис, который обеспечивает внутреннюю и операционную поддержку. Бизнес российских брокеров становится все сложнее, они оперируют на разных рынках, что подразумевает более сложную юридическую и операционную структуру и более развитую систему поддержки бизнеса.

    М. Т. Хочу добавить, что И. Бардинцев имеет опыт работы и в корпоративных финансах, и в accounting, т. е. это человек очень многоплановый и разносторонний. В его ведении будут находиться развитие и создание новых продуктов, поддержка и совершенствование старых. Более того, в это подразделение у нас входит маркетинг, брэндинг и PR.
    Хочу отдельно отметить назначение Бориса Гинзбурга на должность заместителя руководителя бизнес-направления по операциям с акциями. Понимаете, любая структура состоит из достоинств и недостатков. К числу последних я отношу недостаточность коммуникаций, которая присуща многим финансовым организациям. Таким образом, новые назначения - это вливание "новой крови" в команду, которая сформирована достаточно давно. В основном люди работают уже по 2-4 года и более. Кроме того, большое значение имеет опыт работы в совершенно разных отраслях, так сказать, по разные стороны баррикады. Мишель работала на buy side, Борис - и на sell side, и на buy side, и в research, и на fixed-income-рынке. Мы искали людей с другим взглядом, так как для нас очень важно иметь в команде разных сотрудников, которые возьмут на себя координацию процесса, внедрение новых продуктов и формирование заказов для служб поддержки новых продуктов.

    Б. Г. В составе брокерской компании "УРАЛСИБ" существует много разных подразделений: есть московский, лондонский и нью-йоркский офисы. Команд много, и все они работают автономно, недостаточно скоординированно. Наша задача - сделать так, чтобы все подразделения большой команды работали на увеличение общего результата.

    М. Т. У нас есть ощущение, и мы имеем тому подтверждения, что команда работает не вполне согласованно, я имею в виду инвестбанкиров вообще, а не только брокеров, потому что мы тесно взаимодействуем с корпоративными финансами и с fixed income. Если сравнить нашу работу с эстафетой, то становится очевидно, что передача жезла - очень важный процесс и совершенно отдельная работа и настрой. Просто бежать для тренированных людей легко, но мало кто из легкоатлетов может бежать эстафету, потому что это командная работа и, кроме передачи жезла, в ней присутствует сложная стратегическая игра, поскольку каждый из участников в чем-то сильнее, а в чем-то слабее остальных. Инвестбанкинг - своего рода эстафета: у нас уже есть набор сильных атлетов, и теперь нам необходимо отработать момент передачи жезла, чтобы он не падал и все происходило без задержек.

    РЦБ: Какое место занимает ваше бизнес-направление в структуре компании и как изменится его позиционирование с приходом новых людей? Можно ли ожидать появления новых продуктов?

    Б. Г. Финансовая корпорация "УРАЛСИБ" состоит из нескольких больших частей. У нас есть очень большой и очень продвинутый БАНК УРАЛСИБ, который включает в себя и корпоративный банк, и розничный банк с весьма развитой региональной сетью. У нас есть крупнейшая на рынке управляющая компания, управляющая активами частных и корпоративных клиентов, есть страховая компания, одна из самых крупных на рынке, есть инвестиционный банк. Деятельность инвестиционного банка, в свою очередь, подразделяется на торговлю акциями (наше подразделение относится именно к этому направлению), долговыми обязательствми и корпоративные финансы.
    О новых продуктах определенно можно сказать следующее: российский рынок, экономика входят в фазу, когда будет происходить достаточно много IPO. Это объективный процесс роста, развития российских компаний, они сейчас уже готовы к привлечению денег на открытом рынке посредством выпуска акций.
    В настоящее время на рынке отдельные компании проводят единичные выпуски, это еще не стало массовым процессом, и группа лидеров на этом рынке пока еще не сложилась. Большинство прошедших выпусков было осуществлено скорее благодаря связям и возможности достичь определенных договоренностей, а не за счет естественных преимуществ или недостатков того или иного организатора. Нам кажется, что этот рынок в ближайшие несколько лет будет развиваться очень быстрыми темпами и на нем сформируются ниши со своими лидерами. Мы хотим быть одним из лидеров и думаем, что вскоре таковым станем.
    Другой процесс, который происходит на рынке, связан с тем, что российский рынок стал одним из самых крупных развивающихся рынков в мире. По объему капитализации он является вторым после южно-корейского и намного опережает все прочие развивающиеся рынки.
    Развитие рынка означает изменение предпочтений российских клиентов и состава международных инвесторов на российском рынке. Требования ко всем аспектам нашего бизнеса - аналитике, продажам, трейдингу - постоянно повышаются. Вместе с тем на рынок приходят крупные западные инвестиционные банки, и российский рынок становится более сегментированным. Наши новые продукты будут связаны с изменениями качества российского рынка, его уровня развития. Требования к продукту изменяются, мы будем их учитывать и постараемся быть на шаг впереди.

    М. Т. Нельзя не сказать, что сегодня на рынке ценных бумаг практически нет сложных продуктов, таких как деривативы, конвертируемые облигации и др. Вернее, они есть, но это единичные случаи. Мы, к примеру, недавно выпустили конвертируемые облигации Angara Gold, до этого подобные примеры были только у ЛУКОЙЛа и ЮКОСа, а ведь такой инструмент является стандартным в мировой практике.

    РЦБ: Изменится ли стратегия всего инвестиционного банка на рынке акций?

    М. Т. Меняется тактика брокерской компании, которая, впрочем, будет влиять и на тактику всего инвестиционного банка в целом. Если наладится взаимодействие, наши продажи будут эффективнее и, соответственно, вся работа инвестиционного банка улучшится. Мы - конечное звено в цепочке работы инвестбанка, те, кто непосредственно взаимодействуют с инвестором. Иначе говоря, наши партнеры отвечают за отношения с эмитентом, мы же обеспечиваем этому эмитенту капитал посредством выпуска продукта и совместной работы с другими инвестбанками. Другими словами, мы провайдеры, те, кто приносит капитал, и, естественно, от того, как мы этот капитал приносим, зависит общий результат работы инвестиционного банка.
    Мы надеемся, что М. Кельнер и Б. Гинзбург, люди из Нью-Йорка, привнесут новый уровень профессионализма и отношения к работе. К сожалению, иногда нашим сотрудникам не хватает не только квалификации, но и желания работать. И Борис, и Мишель отличаются тем, что их стиль работы можно охарактеризовать как "бизнес и ничего лишнего". Вообще американцы или те, кто прожили и проработали в Америке много лет, - это достаточно прямые люди. Существует, скажем так, американский стиль ведения бизнеса, подразумевающий прямоту и откровенность. Правда, это не та самая простота, которая хуже воровства, как говорят в России. Люди делают бизнес, они не придумывают ничего нового, так как просто знают, как вести дело, и видели, как это устроено в мире. Такие люди получили соответствующее образование, и им свойственно трудолюбие, которое не позволяет несерьезно относиться к своей работе. В России, если человек чем-то не доволен, он не увольняется с работы, а позволяет себе ничего не делать, оставаясь в организации. С американской точки зрения, если ты работаешь в компании - отдайся работе полностью, не доволен - увольняйся. Нам близок такой подход к работе, поэтому мы ратовали за то, чтобы на руководящих постах у нас стояли люди, прошедшие американскую школу и в смысле образования, и в смысле жизни.

    РЦБ: Какие услуги предоставляет ФК зарубежным клиентам? В чем специфика этих услуг? Каковы доля иностранных клиентов и их предпочтения?

    Б. Г. Мы предоставляем иностранным клиентам услуги по приобретению российских акций, торгующихся на вторичном рынке, либо по участию в первичных размещениях. Соответственно, покрытие, которое мы имеем, - это практически все иностранные фонды работающие в той или иной форме с российскими акциями. Концентрация при этом происходит на трех направлениях: Соединенные Штаты, Великобритания и континентальная Европа. Для иностранных клиентов брокерская компания "УРАЛСИБ" предоставляет качественный, независимый аналитический взгляд на российский рынок в целом и на отдельные российские компании в частности. Мы стараемся, чтобы этот взгляд не зависел от того, что мы делаем на рынке. Примерно то же мы делаем для российских клиентов, но у российских клиентов несколько другой подход, им требуется меньше аналитической и больше торговой поддержки. Западные же клиенты ценят нас за то, что мы являемся именно российским банком и знаем все, что здесь происходит, изнутри.
    Доля иностранных клиентов очень разнится по различным рынкам. Если взять такие компании, как Газпром и ЛУКОЙЛ, то там эта доля подавляющая, в компаниях "второго эшелона" иностранцев, конечно, не так много. Если смотреть в целом на российский рынок, то доля иностранцев колеблется в пределах 60-70%, т. е. она достаточно высока. Российский рынок, как и большинство рынков развивающихся стран, сильно зависит от иностранных инвесторов.

    РЦБ: Можно ли сказать, что иностранцы больше любят "голубые фишки"?

    Б. Г. Западные институциональные клиенты больше любят "голубые фишки", что касается хедж-фондов, то все сильно зависит от состояния рынка: бывает, что иностранцы в общем и целом смотрят только на "голубые фишки", потому что им требуется ликвидность, а бывает, что клиенты считают бумаги "первого эшелона" дорогими.

    РЦБ: Если говорить об IPO российских компаний, будут ли предоставляться услуги по размещению на западных биржах - Лондонской, Нью-Йоркской?

    Б. Г. Россия уже является частью если не мировой экономики, то мировых рынков точно. Когда компании, находящиеся в какой-либо части мира, смотрят на то, где им размещаться, они выбирают место, где размещение принесет наилучший результат. Российские компании должны делать то же самое. Для "голубых фишек", естественно, наилучшим для размещения окажется место, где спрос со стороны международных инвесторов будет наибольшим. На данный момент таким местом является Лондон или Нью-Йорк. После событий 11 сентября сильно ужесточились правила ведения бизнеса в США, поэтому, естественно, компании, выходящие на рынок и желающие привлечь максимально большой объем капитала, стремятся к размещению в Лондоне. Так как в России недавно появились законодательные требования по размещению на внутреннем рынке, а с другой стороны, объем средств российских внутренних клиентов уже представляется серьезным активом, за который следует бороться, можно ожидать, что большинство компаний "первого эшелона", скорее всего, будут иметь двойной листинг, т. е. предпочтут размещаться как в Лондоне или на любом другом международном рынке, так и в России. Что касается компаний "второго эшелона", основная доля их размещений, как мы думаем, будет проходить на внутреннем рынке.

    РЦБ: Как Вы считаете, существует ли перспектива размещения на российском рынке иностранных компаний?

    Б. Г. Я сомневаюсь, что такое возможно. Компании, которые оперируют на своих внутренних рынках, предпочитают привлекать деньги именно там, чтобы получить хорошую оценку у инвесторов. Если инвесторам компания не знакома, оценка будет не очень высокой, глобальные компании имеют, как правило, несколько мест размещения: Лондон, Нью-Йорк и Гонконг. Кроме того, российский рынок еще недостаточно большой, чтобы конкурировать с международными финансовыми центрами. Скорее мы говорим о том, что российский рынок должен сделать все необходимое, для того чтобы разместить максимально возможное число российских компаний на внутреннем рынке: создать инфраструктуру, условия, при которых российские компании предпочитали бы размещаться на российском рынке. Если говорить об иностранных компаниях, готовых размещаться на российском рынке, то это, скорее всего, компании из бывшего Советского Союза, украинские или казахские, для них российский рынок является естественным местом размещения.

    РЦБ: Охарактеризуйте текущие тенденции рынка российских акций. Какие факторы определяют ситуацию на рынке сегодня?

    Б. Г. Наверное, первым, наиболее сильным фактором, определяющим тенденции на российском рынке акций, является спрос мировой экономики на сырье, который определяется состоянием и перспективами роста таких мировых экономических центров, как США, Европа и в последнее время Китай.
    Вторым важным фактором я бы назвал ужесточение монетарной политики основными мировыми (американскими, европейскими, японскими) центральными банками. Последние 5 лет все развивающиеся рынки существовали в условиях мягкой монетарной политики, т. е. денег в мире было очень много. Нельзя сказать, что мировые центральные банки ужесточают монетарную политику очень резко, они делают это плавно и незаметно, но через несколько лет проведения подобной политики ее результаты становятся ощутимыми.
    Третий фактор, который влияет на российский рынок, - достижение российским рынком в целом высокой капитализации. Российские "фишки" торгуются на уровнях, сравнимых с западными аналогами, и, наверное, интерес рынка перераспределяется с оценки привлекательности российского рынка в целом на оценку привлекательности отдельных компаний.

    М. Т. Да, еще совсем недавно, как только начинался рост, было все равно, что покупать. Теперь не так, и мы видели, например, как себя вели сотовые операторы: был достаточно длительный даун-тренд на фоне ап-тренда нефтяных компаний. Сейчас обратная ситуация: у бумаг сотовых операторов, и МТС, и ВымпелКома, наблюдается период восходящего тренда, а у бумаг нефтяных компаний - нисходящий тренд.

    РЦБ: Можно ли говорить, что иностранные инвесторы в первую очередь обращают внимание на новые компании? Каким в целом представляется Вам российский рынок в ближайшем будущем?

    Б. Г. Вы правы, сейчас многие инвесторы пересматривают свой взгляд на Россию и пытаются найти новый растущий сегмент российского рынка. Последние несколько лет это были компании, связанные с сырьевым сектором. Сегодня, возможно, ими могут быть реформированные компании из электроэнергетики, либо из сегмента телекоммуникаций, в котором тоже возможна реформа, либо из потребительского сегмента. Большой проблемой для инвесторов является следующее: с точки зрения капитализации и ликвидности в России, кроме сырьевых компаний, практически ничего нет.

    М. Т. Потребительский сектор в России пока недостаточно развит и велик для удовлетворения "аппетита" классического западного институционального инвестора. Акцент на сырьевые компании связан не только с тем, что Россия, к сожалению, по-прежнему сильно зависит от сырья, но и с ликвидностью рынка.
    Если говорить об объемах рынка и денег на фондовом рынке, принадлежащих как институциональным, так и неинституциональным российским инвесторам, то этих денег много. Я бы сказал, их стало существенно больше. Это подтверждает статистика по притоку средств в российские фонды, отчеты по интернет-брокерам, которые в основном покрывают сектор физических и юридических лиц. Количество денег клиентов растет, многие российские крупные бизнесмены, имеющие свою управляющую компанию и продавшие часть своих активов, перевели деньги как на стратегические, так и на портфельные инвестиции в фондовый рынок. Российских денег много, но невозможно сравнить объем российских денег с объемом мировых денег.
    Россия потенциально богатая страна с точки зрения ресурсов и возможностей, но говорить о богатстве народа - значит говорить о богатстве каждого индивидуума, а пока богатство страны не трансформировалось в богатство каждого конкретного человека. Впрочем, уровень благосостояния населения неуклонно растет, и мы это видим по потребительскому сектору, по строительным компаниям и т. д.

    Б. Г. Количество денег, принадлежащих российским гражданам и обращающихся на рынке, постоянно увеличивается, но оно все еще остается существенно меньше, чем деньги международных инвесторов. С точки зрения того, как эта ситуация повлияет на российский рынок акций, можно сказать так: из-за "подушки" российских денег любое падение будет относительно более мягким, чем на сравнимых рынках других развивающихся стран. Но сказать, что российские инвесторы смогут полностью нас защитить от каких-то международных потрясений, нельзя.

    М. Т. Я хочу немного уточнить: российские клиенты, к сожалению, слишком спекулятивно настроены, и в краткосрочной перспективе они, наоборот, любое движение усиливают. А вот в долгосрочной перспективе они смягчают эффект перетока международных средств. Именно поэтому в течение нескольких недель, когда сильно падали цены на все сырье, мы видели падение индексов развивающихся стран на 0,8-1,5%, в то время как российские компании падали на 2,5-4% - как раз за счет этой спекулятивной составляющей. Мы - молодой рынок, и такая ситуация естественна для нас. Но в целом приток денег российских инвесторов продолжается.
    Интересно, что европейские и американские рынки представляют собой совершенно разную культуру. Разная культура населения, как следствие - разная культура в отношении инвестирования. В Америке "Кока-кола", "Марс", "Сникерс" и чипсы входят в потребительскую корзину. В России ее состав совсем другой: это молоко, картошка, мясо. Точно так же и инвестиции для них являются очень привычным делом: любой американец точно знает, как это осуществить, и уверен, что в долгосрочной перспективе это принесет ему деньги. Другими словами, для американцев инвестирование уже является элементом национальной культуры.
    Российский фондовый рынок возник в ходе ваучерной приватизации: акции были розданы рынку, и не было никакой возможности показать, в чем состоит основная функция рынка капиталов в современной экономике. Компании начали размещать свои акции на рынке с целью привлечения капитала только в 2001-2002 гг. А до этого, по сути, на рынке были исключительно западные инвесторы, которые покупали будущий потенциал роста, возможность участия в будущих доходах, дивидендах, развитии. Они понимали, что страна изменится, но это был рынок-игра. Сейчас рынок приступил к реальной работе, брокеры и инвестбанки начинают выполнять свою основную функцию - обеспечивать капиталом компании.

    Б. Г. Функция фондового рынка заключается в связи между компаниями и инвесторами. Брокер - это просто посредник. В Европе немного другая структура: банковская экономика ориентирована на обслуживание компаний больше в банках, чем на рынке. Создаваемый в России рынок, если говорить о его сути, гораздо ближе к американскому, чем к европейскому, возможно, из-за исторической слабости российского банковского сектора, из-за того, что многим компаниям требуется доступ к деньгам, существенно большим, чем могут обеспечить банки.

    РЦБ: Если говорить об отдельных компаниях и секторах экономики, какие акции можно выделить в качестве лидеров роста/падения?

    Б. Г. На рынке компании, не интересные по одной цене, становятся интересными по другой. Наш аналитический департамент регулярно готовит модельный портфель, который постоянно меняется. В целом одним из наиболее интересных секторов мы считаем электроэнергетику.
    Электроэнергетика сейчас проходит через реформирование, которое неизбежно приведет к тому, что сектор станет гораздо более рыночным, чем был до сих пор, а его скрытый потенциал, в особенности потенциал отдельных компаний, раскроется. Также инвесторам нужно обязательно обратить внимание на секторы потребительских товаров и ритейла. Эти секторы "новой экономики" демонстрируют наибольшие темпы роста и эффективный менеджмент.
    Не следует забывать и про сталелитейный сектор, в котором постоянно идут разговоры о консолидации с целью конкуренции на международном уровне.

    РЦБ: Как Вы оцениваете потенциал рынка акций в целом? Справедливо ли оценены российские компании?

    Б. Г. Я не взялся бы дать точный прогноз, где будет индекс РТС через 3 мес., потому что это зависит от многих событий, в том числе и таких малопредсказуемых, как ураганы в США. Инвесторы оценивали нефть исходя из того, что несколько лет подряд в США ураганы нарушали добычу в Мексиканском заливе, а в этом году их пока не было. Но никто не может предсказать, что случится с ураганами, терроризмом или Ираном, поэтому рынок реально является производной многих событий и настроений.
    Однако в целом мы уверены, что российский рынок недооценен. На текущих уровнях у него есть потенциал для роста, в особенности в отдельных секторах, таких как электроэнергетика, ритейл и потребительские товары.

    РЦБ: Расскажите о дальнейших планах компании в целом и вашего бизнес-направления в частности.

    М. Т. Команда нашего инвестиционного банка собирается приложить все усилия, чтобы он безоговорочно вошел в число лидеров, и мы будем использовать для этого возможности команды и корпорации, имеющей отделения и филиалы фактически во всех крупных городах и регионах России. Такая развитая сеть и сильный коммерческий банк не могут не являться естественным поставщиком новых компаний для инвестиционного банка. У нас в корпорации есть своя роль, своя функция, и если мы ее реализуем, то, вне всякого сомнения, это даст сильнейший синергетический эффект и для корпорации, и, соответственно, для экономики России, потому что мы будем обеспечивать новые компании капиталом для развития, используя долговые инструменты, а также долевое финансирование.
    В целом это очень хороший момент для брокеров на российском рынке акций. Хотя многие клиенты уверены, что основной рост уже произошел, мне кажется, что на российском рынке акций еще все только начинается, мы находимся только в самом начале интересных событий, и следующие 5 лет работать на этом рынке будет чрезвычайно интересно.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Замедление роста экономики США
Смена приоритетов: от ставок к экономическому росту
Мировой авиапром на пороге перемен
Новые назначения в ФК "УРАЛСИБ"
Облигации в РТС: можно ли организовать внебиржевой рынок?
Иностранные инвесторы на российском рынке коллективных инвестиций
Вкусные инвестиции
Срочный рынок: динамика роста
Производные на благо базовых активов
Выдержанное решение для срочного рынка
Проблемы обеспечения прав собственности на ценные бумаги и ответственности за их нарушение материалы "круглого стола", организованного партад и журналом "рынок ценных бумаг" 22 сентября 2006 г.
Риск исполнения регистратором поддельных документов и страхование ответственности
Челябинская область открыта для сотрудничества
Эмитенты уральского региона
Как не купить кота в мешке. Актуальные вопросы раскрытия информации перед сделкой M&A
Крупный игрок на рынке гособлигаций
Российские депозитарные расписки как способ увеличения ликвидности российского рынка ценных бумаг

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100