Casual
РЦБ.RU

Модель предложена - ждем ответа

Октябрь 2006

    Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) России в конце августа завершила подготовку и направила на согласование с профильными ведомствами проект Закона "О центральном депозитарии".
    Скоро мы узнаем, как оценивают этот документ, в частности, в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ, которое получило законопроект 26 августа и свое мнение по нему должно сформировать в течение 1 мес. Надеяться, что МЭРТ согласится со всеми написанными в законопроекте положениями, не стоит, поскольку пока в министерстве не существует единой позиции по тому, каким быть центральному депозитарию.
    Что же из написанного в законопроекте так смущает чиновников МЭРТа? Ведь этот законопроект готовили при участии иностранного консультанта, в него попытались включить все пожелания участников рынка, Центрального банка РФ. Или не все? "Основной его (законопроекта - Примеч. автора) недостаток заключается в том, что он пытается кусочно решить только один инфраструктурный вопрос - вопрос центрального депозитария. Нет комплексного видения проблемы. При обсуждении этого конкретного вопроса возникает вопрос, а что же будет дальше с реестрами, с другими депозитариями, с кастодианами, со всеми прочими?" - цитирует Интерфакс директора департамента корпоративного управления МЭРТа Анну Попову.
    Уже и Национальный депозитарный центр (НДЦ), и Депозитарно-Клиринговая Компания (ДКК) объявили о намерении бороться за красивую приставку "центральный депозитарий". Молчит только Расчетно-депозитарная компания (РДК), которая также по многим предъявляемым требованием к такому инфраструктурному институту могла бы побороться за соответствующую лицензию. Но если анализировать глубже, то становится понятно, что пока единственным претендентом является НДЦ, поскольку он владеет блокирующими пакетами акций ДКК и РДК и в его силах заблокировать решения акционеров этих депозитариев о проведении дополнительных эмиссий акций, без которых ни ДКК, ни РДК не смогут соответствовать требованиям закона о минимальном собственном капитале центрального депозитария. НДЦ пока уклоняется от ответов. Участников процесса смущает, намерен ли он воспользоваться своим блокирующим правом. Ведь не зря ФСФР приняла решение не ограничивать количество центральных депозитариев в России, чтобы через какое-то время у нас появился всего один центральный депозитарий. Но это должно произойти рыночным путем, без указки сверху, например в форме слияний. Главное сегодня - не разрушить бы создаваемую годами инфраструктуру.
    Давайте посмотрим, что включает в себя законопроект, и попробуем самостоятельно разобраться, хорош он или нет. Мы специально не комментируем и не приводим мнения заинтересованных сторон, чтобы каждый мог сформировать к моменту выноса на широкое обсуждение свое отношение к этому документу. Предварительные сроки рассмотрения проекта закона в Правительстве РФ и Госдуме, на которые рассчитывают в ФСФР, пока не изменяются - конец 2006 г. Если они будут соблюдены, то весной следующего года законопроект, вероятно, будет принят законодателями и обладатель первой лицензии центрального депозитария появится в середине 2007 г. Может быть, появится.
    Сегодня законопроект устанавливает модель трехуровневой депозитарной системы в России. На первом уровне будет находиться центральный депозитарий (или центральные депозитарии) с обязанностью открывать и вести счета депо владельца ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, Центральному банку РФ, участникам торгов на фондовых биржах и иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, участникам клиринга. Центральный депозитарий будет вправе открывать счета депо доверительных управляющих ценными бумагами (только профессиональным участникам рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по управлению ценными бумагами), залогодержателя (лицам, являющимся залогодержателем по залогу ценных бумаг либо - в случаях использования указанных ценных бумаг в качестве иного обеспечения исполнения обязательств - лицам, в пользу которых установлено такое обеспечение).
    Кроме того, центральный депозитарий будет открывать и вести междепозитарные счета депо (счета депо номинального держателя), где хранятся ценные бумаги, в отношении которых другой депозитарий (номинальный держатель) не является их владельцем, а они принадлежат его клиентам. При этом законопроект содержит норму, запрещающую наложение ареста на счет депо номинального держателя. Центральный депозитарий будет обязан открывать счета депо номинального держателя другому центральному депозитарию; участникам торгов на фондовых биржах и иным организаторам торговли на рынке ценных бумаг, являющимся депозитариями; иностранным депозитариям. Центральный депозитарий будет вправе открывать счета депо номинального держателя иным депозитариям, в том числе специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
    Номинальным держателем в реестрах владельцев именных эмиссионных ценных бумаг, ведение которых осуществляется регистраторами, за исключением реестров акционеров - владельцев акций закрытых акционерных обществ с числом акционеров которых не более 50, может являться только центральный депозитарий.
    На втором уровне будут находиться российские депозитарии, которые имеют междепозитарный счет депо (счет номинального держателя) в центральном депозитарии. Данные депозитарии будут вести депозитарную деятельность (за исключением тех ее видов, которые относятся к исключительной деятельности центрального депозитария и уже рассматривались выше). Помимо счетов депо владельца, данные депозитарии будут вправе открывать счета номинального держателя только российским депозитариям, не имеющим междепозитарного счета (счета номинального держателя) в центральном депозитарии (а также в отдельных случаях, центральному депозитарию).
    На третьем уровне будут находиться российские депозитарии, не имеющие междепозитарных счетов (счетов номинального держателя) в центральном депозитарии. Таким депозитариям предоставят право открывать только счета депо владельцев ценных бумаг.
    ФСФР отмечает, что при ограничении количества уровней депозитарной системы депозитарии сами смогут определить свое место в данной иерархии исходя из целей их создания и бизнес-логики их функционирования. При этом данная иерархичная система позволит по-настоящему эффективно осуществлять сбор реестра акционеров, снижать риски и издержки инвесторов вследствие сокращения количества посредников, считают в регулирующей организации.
    Проект Федерального закона "О центральном депозитарии" определяет порядок предоставления статуса центрального депозитария посредством получения нового вида лицензии - лицензии центрального депозитария. Законопроект устанавливает следующие основные лицензионные требования к претендентам на статус центрального депозитария: размер собственных средств (капитала) должен составлять не менее 1 млрд руб.; опыт обслуживания расчетов на фондовой бирже (у организатора торгов) - не менее 5 лет (совокупно); наличие депозитарного рейтинга, присвоенного специализированной международной рейтинговой компанией, не ниже уровня, определяемого ФСФР. Помимо этого, к претенденту будет предъявляться еще целый ряд требований технологического и технического свойства.
    Подход, при котором статус центрального депозитария определяется посредством выдачи лицензии, подразумевает, что несколько организаций смогут получить данную лицензию и, соответственно, может быть реализована модель с несколькими центральными депозитариями. В связи с этим устанавливаются требования к центральным депозитариям (в том случае, если будет выдано более одной лицензии) об установлении междепозитарных (корреспондентских) отношений между центральными депозитариями и о недискриминационных принципах взаимного обслуживания.
    Вот такая модель российской депозитарной системы может получиться. Готовы ли мы ее принять?

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Один день с Алексеем Порхуном
Умеренные ожидания укрепления курса рубля
О проблемах введения полной конвертируемости рубля
О денежно-кредитной политике на 2007 г.
Нефтяные правила игры
Инвестиционная программа РАО "ЕЭС России". Перспективы акций энергокомпаний и оценка их стоимости
Конверсия как метод управления внешним долгом
Закрытые фонды недвижимости - уникальные возможности
Текущие тенденции в потребительском секторе
Современные системы управления деревообрабатывающего производства
"Иркут" - ведущее звено эскадрильи российской авиации
Фонды прямых инвестиций vs венчурных ПИФов
Иностранные инвестиции в Россию и другие страны BRIC
Перспективные направления для венчурных инвестиций
Основные теории состояния рынка ценных бумаг
Такими именами мы вправе гордиться...
Модель предложена - ждем ответа
МСФО должны быть обязательны для Центрального депозитария
Ответственность эмитента и регистратора за кражу акций

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100