Casual
РЦБ.RU

О регулировании рынка ценных бумаг Беларуси

Сентябрь 2006

    Текущий год ознаменовался в Республике Беларусь принятием целого ряда нормативно-законодательных документов, регулирующих рынок ценных бумаг.

    "Первой ласточкой" стал принятый 10 января 2006 г. Закон РБ № 100-3
    "О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", который представляет собой не столько новую редакцию данного закона, сколько новый подход к регулированию хозяйственных обществ в правовой системе республики. Фактически принят новый закон с новым названием - "О хозяйственных обществах", который вступил в силу с 2 августа 2006 г.
    Новый закон, в отличие от ранее действовавшего, детально регламентирует многие отношения, которые ранее были либо совсем не урегулированы, либо урегулированы недостаточно. По сравнению с действовавшим ранее законодательством, регулирующим деятельность хозяйственных обществ, он содержит значительное количество нововведений в части порядка создания обществ и их реорганизации. Изменен кворум для проведения собраний акционерного общества, ужесточен подход к определению лиц, участвующих в собрании, изменен также порядок голосования на собрании в акционерном обществе. Установлены некоторые ограничения по вкладам в уставный фонд.
    В данном документе определено максимальное количество участников общества. По новым требованиям число участников закрытого акционерного общества не может превышать 50 человек. Однако под это требование не попадают закрытые акционерные общества, созданные до вступления в силу закона путем преобразования коллективных (народных) предприятий, а также в процессе приватизации арендных предприятий.
    Новым законом введено понятие "аффилированные лица". По-новому регламентировано размещение акций акционерным обществом, приобретение акций акционерами, использование привилегированных акций, а также выкуп акций обществом. Согласно новому закону выкуп акционерным обществом акций этого общества по требованию его акционеров допускается только в ограниченных случаях, установленных законом.
    Долгожданным нововведением для рынка ценных бумаг в целом и для депозитарного сообщества в частности явилось обязательное требование для всех акционерных обществ о заключении с депозитарием договора на депозитарное обслуживание, в соответствии с условиями которого по требованию этого общества депозитарий осуществляет формирование реестра владельцев акций. Кроме того, утверждение депозитария и условий договора с депозитарием акционерного общества относится к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
    Благодаря этому требованию наконец-то будет в полной мере реализована основная задача депозитарной системы, определенная Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 280-3 "О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь", - это "обеспечение централизованного хранения ценных бумаг, зарегистрированных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке и разрешенных к обращению на территории Республики Беларусь, и учета прав на эти ценные бумаги".
    Согласно ранее действовавшему законодательству закрытым акционерным обществам с численностью не более 50 акционеров разрешалось при наличии сотрудника, аттестованного Комитетом по ценным бумагам, самостоятельно вести реестр акционеров. В связи с этим количество ценных бумаг, находящихся на централизованном хранении в депозитарной системе, не являлось "зеркальным" отражением Государственного реестра ценных бумаг республики.
    Событием, которого профессиональное сообщество рынка ценных бумаг ожидало уже не один год, стало подписание Президентом Республики Беларусь 28 апреля 2006 г. Указа № 277 "О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг" (далее - Указ).
    Основные положения и нормы Указа направлены на повышение эффективности государственного управления рынком ценных бумаг и его регулирования, усиление государственного контроля за деятельностью этого рынка, а также совершенствование функционирования депозитарной системы.
    В данном документе разграничены полномочия правительства страны и Национального банка по регулированию рынка ценных бумаг. Функции по учету всех видов эмиссионных ценных бумаг с 1 января 2007 г. будут сосредоточены в республиканском унитарном предприятии "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг".
    Однако в Указе содержится, откровенно скажем, не очень приятное для многих депозитариев требование, что с 1 июля 2007 г. депозитарную деятельность смогут осуществлять юридические лица, размер собственного капитала (чистых активов) которых составит в рублевом эквиваленте (белорусский рубль) не менее 300 тыс. евро (кроме банков, ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" и РУП "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг"). Безусловно, данное требование повлечет за собой сокращение количества небанковских депозитариев, так как с 1 января текущего года, согласно действующему законодательству, им уже пришлось увеличить размер собственного капитала до 100 тыс. евро. Шесть небанковских депозитариев не смогли выполнить эту норму и покинули депозитарное сообщество.
    Кроме того, Указом № 277 предусмотрены меры по предотвращению, выявлению и пресечению операций с ценными бумагами, осуществляемых лицами, располагающими закрытой (инсайдерской) информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитентов или злоупотребляющими такой информацией, меры по предотвращению утечки инсайдерской информации, а также данных об акционерах открытых акционерных обществ.
    В отношении корпоративных облигаций Указом № 277 установлено, что исполнение обязательств по облигациям разрешено обеспечивать залогом, в качестве которого могут выступать недвижимость и ценные бумаги, поручительством или банковской гарантией.
    В текущем году не остался без внимания и вексельный сегмент фондового рынка страны. 28 апреля 2006 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 278 "О совершенствовании регулирования вексельного обращения в Республике Беларусь".
    Данным документом предусматривается использование векселя как важного инструмента внутреннего финансового рынка для сокращения задолженности между субъектами хозяйствования, пополнения оборотных средств субъектов хозяйствования, удешевления источников финансирования реального сектора экономики, увеличения ресурсной базы банков и наращивания ими кредитного потенциала.
    При этом в целях минимизации для экономики возможных негативных последствий перераспределения товарно-денежных потоков на рынке векселей будут работать только те банки, которые войдут в согласованный главой государства перечень.
    В целях усиления ответственности участников рынка векселей предусмотрены соответствующие санкции.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

    Александр Гальперин
    начальник отдела совершенствования законодательства
    Комитета по ценным бумагам при Совете министров Республики Беларусь

    Сотрудники отдела принимали непосредственное участие в разработке анализируемых в данной статье нормативных документов. Вступившие с 1 июля 2006 г. в силу Указы Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. № 277 и 278 являются комплексным решением ряда вопросов, касающихся совершенствования государственного регулирования рынка ценных бумаг, развития его инфраструктуры, создания благоприятных условий для выпуска корпоративных облигаций, использования инсайдерской информации, регламентации вексельного обращения и многого другого. Принятие данных документов позволило устранить ряд пробелов и недостатков, присутствовавших ранее в законодательстве о ценных бумагах.
    Так, Указ № 277 разграничил полномочия по регулированию отношений на рынке ценных бумаг между Правительством РБ и Национальным банком. Согласно указу Национальным банком по согласованию с уполномоченным республиканским органом госуправления, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, устанавливается порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг Нацбанка и коммерческих банков (банковской сберегательной книжки на предъявителя, чеков, депозитных и сберегательных сертификатов), Советом Министров - всех иных ценных бумаг. Следует отметить, что такое деление существовало и ранее, однако не было закреплено нормативно.
    Нововведения текущего года коснулись и непосредственно госрегулятора рынка ценных бумаг. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 "О структуре Правительства Республики Беларусь" Комитет по ценным бумагам при Совете министров Республики Беларусь присоединен к Министерству финансов Республики Беларусь, в структуре которого создан Департамент по ценным бумагам с правами юридического лица. При этом Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № 602 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289" установлено, что до внесения изменений и дополнений в Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь данным органом выполняются функции, возложенные ранее на Комитет по ценным бумагам при Совете министров Республики Беларусь.
    Таким образом, можно констатировать оптимизацию системы органов государственного регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь, основными составляющими которой являются в настоящее время Министерство финансов и Национальный банк.

    Значительно ужесточены меры, применяемые в случае нарушения правил проведения операций с векселями. Величина штрафов составляет от 10 до 100% вексельной суммы.
    Вместе с тем предполагается, что нормы, содержащиеся в этом документе, обеспечат прозрачность рынка векселей и будут способствовать выведению определенного круга участников вексельных схем из теневого оборота ценных бумаг.
    Сохраняется жесткий контроль за вексельным обращением. Согласно Указу информация об операциях с векселями должна передаваться в течение 3 рабочих дней в Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг.
    Очень важным событием на рынке ценных бумаг явилось подписание Президентом Республики Беларусь 12 июня 2006 г. Декрета № 9 "О внесении изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь"".
    Данным декретом принципиальные подвижки обозначены в части отмены моратория. Согласно действующему законодательству акции, приобретенные физическими лицами в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности в обмен на именные приватизационные чеки "Имущество" или за денежные средства при льготной продаже, не имеют права свободного обращения на рынке ценных бумаг. Теперь в соответствии с Декретом № 9 ежегодно в стране будет составляться перечень акционерных обществ, акции которых могут быть выведены из-под моратория. Список таких предприятий правительство будет в обязательном порядке согласовывать с Президентом РБ.
    Подведя итог данной статьи, можно утверждать, что время покажет жизнеспособность и результативность принятых документов. Очень хочется надеяться на позитивный результат.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
О регулировании рынка ценных бумаг Беларуси
Факты и комментарии
Один день c Татьяной Есаулковой
Перспективы Объединенной Авиастроительной Корпорации
Практика секьюритизации российских лизинговых контрактов на международном финансовом рынке
Спрэд ОФЗ-18 к Russia-30 сужается
Государственный долг Бразилии: инструменты и дефолт-риск
Конверсия как метод управления внешним долгом
Ссудный день, или Сказка о векселях и хитроумных купцах
Вексельный рынок: итоги первой половины 2006 г.
Как отразится введение биржевых облигаций на российском рынке векселей?
Внимание! Заинтересованность!
Банковская вексельная статистика: итоги и перспективы
Вексельная статистика
Взлеты и падения российского золота
Привлекательные активы цветной металлургии
Российская сталь
Интересные металлургические идеи
Металлургический сектор Украины: тенденции развития
Свободная конвертируемость рубля
IPO инвестиционных паев ПИФов

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100