Casual
РЦБ.RU

Перспективы Объединенной Авиастроительной Корпорации

Сентябрь 2006

    В феврале 2006 г. Президент России подписал указ о создании Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), в рамках которой будут консолидированы ведущие предприятия российского авиастроения. В качестве одного из ключевых шагов в развитии холдинга декларируется проведение IPO, которое намечено на 2007-2008 гг. В настоящей статье представлен краткий анализ опыта компаний-участников объединения на рынках капитала и перспектив ОАК на данном рынке.

    Проект создания ОАК
    ОАК призвана объединить крупнейших производителей военной и гражданской авиатехники. На первом этапе предполагается, что в ее состав войдут предприятия холдинга "Сухой" (в том числе заводы КнААПО (Комсомольск-на-Амуре), НАПО (Новосибирск), "ОКБ Сухого", Корпорация "Иркут", Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", КАПО (Казань), ВАСО (Воронеж), СП "Авиастар" (Ульяновск), АНТК им. Туполева, АК им. Ильюшина, лизинговые компании ФЛК и ИФК.
    В настоящее время общий план создания ОАК выглядит следующим образом:
    1. До сентября 2006 г. компания Deloitte завершит оценку акций предприятий, которые войдут в состав ОАК на первом этапе; затем оценка будет подтверждена двумя независимыми инвестиционными банками. Государственные пакеты акций всех компаний (за исключением МиГа и КАПО), а также акции контролирующих акционеров Корпорации "Иркут" будут обменяны на акции ОАК. В результате доля государства в капитале ОАК составит свыше 75%.
    2. До декабря 2006 г. пройдет акционирование МиГа и КАПО, которые в настоящее время функционируют в форме ФГУП.
    3. В апреле 2007 г. акции МиГа и КАПО и акции "Иркута", принадлежащие его миноритарным акционерам, будут также обменяны на акции ОАК.
    4. На 2007-2008 гг. запланировано проведение IPO, а также присоедение к ОАК ряда других предприятий отрасли с участием частного капитала, в результате чего доля государства в капитале ОАК снизится, но при этом составит не менее 51%.
    С учетом непростого положения, в котором в настоящее время находится российское авиастроение, в особенности гражданское, консолидация отрасли, с нашей точки зрения, является очень позитивным событием по следующим основным причинам:

  • устранение избыточной конкуренции. Зарубежный опыт развития отрасли показывает, что конкуренция на международных рынках происходит на уровне не средних по величине предприятий, а стран или даже групп стран, представленных крупными авиастроительными холдингами, такими как Boeing, EADS, BAE Systems;
  • всесторонняя поддержка со стороны государства. Создание и развитие ОАК объявлено приоритетным государственным проектом. Государство будет заинтересовано в развитии компании в связи с огромным значением отрасли для развития экономики России в целом, а также с учетом серьезных геополитических амбиций страны. Проекты ОАК смогут получить скоординированную государственную поддержку как с точки зрения госзаказа, так и с точки зрения лоббирования интересов компаний в рамках международных тендеров, что уже давно является важной предпосылкой развития для зарубежных холдингов. Кроме того, специфика консолидации отрасли в России такова, что по ряду проектов, в особенности в области гражданского самолетостроения, с большой долей вероятности будут необходимы государственные субсидии. В связи с этим сохранение за государством контрольного пакета акций компании на первых этапах ее развития представляется логичным, с чем соглашаются и частные партнеры государства по проекту [1];
  • синергетические эффекты в операционной деятельности. Несмотря на очевидные трудности, связанные c необходимостью объединения большого количества предприятий, разных по своей структуре, качеству менеджмента, финансовому положению, потенциальное объединение компаний в рамках ОАК может обеспечить эффект синергии в таких областях, как НИОКР, производство (в том числе управление производственными мощностями), логистика, маркетинг и др. Возможность эффективной реализации сопоставимых по сложности проектов слияния уже доказана на примере вышеперечисленных зарубежных холдингов;
  • расширение возможностей по привлечению капитала. Для отрасли характерны длительные производственные циклы, что обусловливает потребность в привлечении значительных финансовых ресурсов. Формирование крупной объединенной компании с многомиллиардным портфелем гарантированных внутренних и экспортных заказов, пользующейся поддержкой государства, позволит более эффективно привлекать ресурсы для инвестиций на рынках долгового и акционерного капитала.
        В настоящее время процесс создания ОАК, которому предшествовали многолетние обсуждения, наконец запущен. Однако представленный общественности общий план-график проекта (см. выше) включает в себя в основном формальные процедуры, связанные с формированием структуры акционерного капитала. Перспективы развития компании будут зависеть от содержательного наполнения проекта: плана интеграции/взаимодействия компаний в рамках ОАК, реализации государственной политики в области авиастроения, конкретных проектов, на которых сконцентрируются ведущие предприятия холдинга, политики компании на рынках капитала и др.

        Компании - участники объединения на рынках капитала
        До настоящего времени компании, которые войдут в ОАК, весьма ограниченно использовали публичные рынки капитала для привлечения финансирования.
        На публичных рынках акционерного капитала пока представлены акции только одной компании отрасли - Корпорации "Иркут", которая провела IPO на российских биржах РТС и ММВБ в марте 2004 г., а затем запустила программу АДР 1-ого уровня, расширив таким образом круг потенциальных инвесторов. Акции компании торговались на внебиржевом рынке (RTS Board) и до размещения, однако вследствие низкой ликвидности и отсутствия у инвесторов достаточной информации о деятельности компании были значительно недооценены. Проект IPO стал важным этапом развития корпорации. По его итогам акционеры "Иркута", в том числе государство, получили реальную оценку стоимости и ликвидный рынок акций компании, которой в свою очередь достались значительные средства для финансирования своих проектов. IPO предопределило и дальнейшие успехи корпорации на рынках капитала: возросшее доверие со стороны инвесторов обеспечило снижение процентных ставок по кредитам и облигационным займам корпорации (например, в марте 2006 г. дебютный выпуск CLN на сумму 125 млн долл. был размещен под 8,25% годовых [3], при том что в 2000 г. средневзвешенная стоимость финансирования компании составила чуть менее 16% [4]). Также проведение IPO содействовало тому, что корпорация получила высокую оценку стоимости акционерного капитала при продаже пакета акций стратегическому инвестору в лице EADS. Достигнутый компанией высокий уровень прозрачности, подтвержденная инвесторами оценка акций, растущие финансовые показатели позволяют акционерам корпорации рассчитывать на то, что "Иркут" станет "локомотивом" консолидации компаний в рамках ОАК. На наш взгляд, сама идея осуществления IPO ОАК как одного из важных этапов развития объединенной компании возникла во многом благодаря положительному опыту первичного публичного размещения, проведенного "Иркутом".
        Остальные предполагаемые компании-участники ОАК не анонсировали самостоятельного выхода на рынки капитала посредством частного размещения или IPO. Более того, некоторые из этих компаний пока не являются акционерными обществами, функционируя как ФГУП.
        Акции ряда компаний уже достаточно давно торгуются на внебиржевом рынке. Ограниченная информация о сделках с ними доступна в системе RTS Board. Эта информация (см. табл. 1) позволяет сделать вывод о низкой ликвидности и высокой волатильности этих бумаг вследствие отсутствия организованного рынка, ограниченного объема акций в свободном обращении, а также нестабильности финансовых показателей компаний. Тем не менее даже индикативные котировки RTS Board демонстрируют растущий интерес инвесторов к акциям компаний - участников ОАК, что также подтверждает состоятельность идеи консолидации отрасли.
        Опыт компаний - участников объединения на публичном долговом рынке также достаточно ограничен и представлен облигационными выпусками лишь двух эмитентов. Самую продолжительную публичную кредитную историю имеет Корпорация "Иркут", в 2002 г. осуществившая дебютный выпуск рублевых облигаций.
        В 2004 г. на рынок рублевых облигаций вышла Корпорация "МиГ". Иркут, МиГ, а также лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) имеют опыт реализации вексельных программ, которые ИФК использует до сих пор.
        Данные, приведенные в табл. 2, демонстрируют улучшение условий заимствований на публичных долговых рынках для российских компаний военного авиастроения по таким важным параметрам, как объемы, сроки и процентные ставки. Это является следствием улучшения финансовых показателей компаний и перспектив их развития, а также формирования у эмитентов кредитной истории на публичных рынках долгового капитала.
        Ограниченная представленность компаний российского авиастроения на публичных рынках капитала обусловлена нестабильностью отрасли в целом и ее крупнейших компаний в частности. Только в последнее время, по мере улучшения своего финансового положения, некоторые компании начинают выходить на рынки капитала или планировать размещение ценных бумаг на перспективу. Несмотря на объективные сложности, связанные с раскрытием информации, первыми на рынки капитала выходят предприятия военного авиастроения, что свидетельствует об их большей финансовой стабильности и более определенных по сравнению с производителями гражданской авиатехники перспективах развития.

        Новые возможности на рынках капитала
        В результате формирования ОАК будет создан крупный авиастроительный холдинг, перспективы успешного развития бизнеса которого представляются, в случае использования перечисленных выше предпосылок, вполне реалистичными.
        Выход на рынки капитала - необходимый этап развития ОАК с учетом значительной капиталоемкости авиастроения, а также амбициозных планов развития отрасли и объединенной компании. Целесообразность привлечения капиталов на публичных рынках доказывает опыт крупнейших зарубежных авиастроительных холдингов, подавляющее большинство которых (в том числе Boeing, Lockheed Martin, EADS, BAE Systems, Finmeccanica) являются торгуемыми компаниями. Как показывает приводимый ниже краткий анализ, у ОАК есть потенциал для того, чтобы стать полноценной "голубой фишкой".
        По сравнению с разобщенными предприятиями отрасли, существующими в настоящее время, ОАК будет характеризоваться целым рядом безусловных факторов инвестиционной привлекательности, которые могут обеспечить успешный выход компании на российский и международные рынки капитала.
        ОАК войдет в число крупнейших авиастроительных и оборонных компаний мира по объемам выручки. Сейчас показатели выручки отдельных компаний вследствие длительных производственных циклов год от года колеблются в зависимости от динамики конкретных контрактов. Объединение обеспечит стабильность оборотов, нивелировав резкие перепады. Кроме того, будет обеспечена диверсификация доходов, свойственная ведущим мировым производителям.
        Объединенная компания будет характеризоваться высоким уровнем рентабельности по сравнению с зарубежными компаниями-аналогами, что обусловливается низкой себестоимостью производства в России (персонал, материалы и комплектующие, энергия). Оценочная средняя рентабельность по EBITDA компаний, которые войдут в ОАК, в 2006 г. составила около 17%, при том что средний показатель ведущих мировых компаний отрасли оценивается на уровне 12% [2].
        Ряд компаний - участников объединения, таких как "Иркут", МиГ и "Сухой", в настоящее время обладают значительными портфелями гарантированных заказов со стороны покупателей за рубежом и в России. Общий объем портфеля заказов компаний ОАК по состоянию на конец 2005 г. составляет около 10 млрд долл., что гарантирует объединенной компании поступление выручки на несколько лет вперед. По обеспеченности гарантированными заказами ОАК превосходит большинство западных компаний аналогов (рис. 2) [4].
        Важный фактор привлекательности инвестиций в ценные бумаги ОАК - поддержка компании со стороны государства, которое не только является ключевым инициатором проекта объединения, но и основным акционером будущей компании. Как показывает опыт последних лет, поддержка проектов российских компаний государством обеспечивает повышенный интерес к этим компаниям со стороны отечественных и западных инвесторов. Последним примером является успешное IPO, проведенное компанией "Роснефть".
        Менеджмент ОАК, который сейчас осуществляет руководство компаниями "Иркут" и "МиГ", уже накопил определенный опыт работы на рынках капитала с данными эмитентами, что, безусловно, облегчит выход на эти рынки для объединенной компании.
        Дополнительной гарантией стабильности для будущих инвесторов может послужить участие в капитале ОАК концерна EADS, который, как ожидается, в 2007 г. конвертирует принадлежащие ему сейчас акции "Иркута" в акции объединенной компании.
        Наличие вышеуказанных факторов позволяет прогнозировать, что ценные бумаги компании могут быть хорошо "приняты" рынком. Однако в преддверии выхода на рынки капитала ОАК и ее акционерам предстоит тяжелая и ответственная работа, связанная с созданием компании, формированием четкой стратегии развития и структуры управления, процессом налаживания взаимодействия предприятий в рамках холдинга, подготовкой консолидированной отчетности по международным стандартам. Не меньшее значение будут иметь вопросы выстраивания взаимодействия компании с потенциальными инвесторами - обеспечение прозрачности деятельности компании, создание системы IR, работа с аналитиками рынка и др. С учетом амбициозных планов проведение IPO ОАК в 2007-2008 гг. рынок должен увидеть первые плоды этой работы уже в ближайшее время.
        Список использованной литературы
        1. Никольский А. Никто обижать EADS не собирается / Ведомости. 2006. 15 июня.
        2. Bloomberg (информационное агентство).
        3. Cbonds (www.cbonds.info);
        4. Iskyan K., Moiseev V., Bogatyi N. IRKUT: clear skies ahead / MDM Bank Credit Research. 2005. November 4.



    • Рейтинг
    • 0
    Добавить комментарий
    Комментарии (1):
    Alex
    05.04.2009 11:00:42
    http://www.zlobni.ru
    Содержание (развернуть содержание)
    О регулировании рынка ценных бумаг Беларуси
    Факты и комментарии
    Один день c Татьяной Есаулковой
    Перспективы Объединенной Авиастроительной Корпорации
    Практика секьюритизации российских лизинговых контрактов на международном финансовом рынке
    Спрэд ОФЗ-18 к Russia-30 сужается
    Государственный долг Бразилии: инструменты и дефолт-риск
    Конверсия как метод управления внешним долгом
    Ссудный день, или Сказка о векселях и хитроумных купцах
    Вексельный рынок: итоги первой половины 2006 г.
    Как отразится введение биржевых облигаций на российском рынке векселей?
    Внимание! Заинтересованность!
    Банковская вексельная статистика: итоги и перспективы
    Вексельная статистика
    Взлеты и падения российского золота
    Привлекательные активы цветной металлургии
    Российская сталь
    Интересные металлургические идеи
    Металлургический сектор Украины: тенденции развития
    Свободная конвертируемость рубля
    IPO инвестиционных паев ПИФов

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100