Casual
РЦБ.RU

Качество обслуживания в транзакциях секьюритизации

Сентябрь 2006


    Роль обслуживающего агента в сделках секьютиризации
    В сделках секьюритизации кредитных портфелей выделяют специального участника, осуществляющего обслуживание пула, - обслуживающего агента (сервисера). Роль обслуживающего агента - прием платежей в счет погашения кредита от тех заемщиков, чьи кредиты были секьюритизированы, и работа с заемщиками, у которых возникла задолженность по кредитам; а в случае портфеля обеспеченных кредитов - и обращение взыскания на залог по дефолтным кредитам. Как правило, эту роль выполняет первичный кредитор - финансовая организация, выдавшая данные кредиты, но может быть привлечена и сторонняя организация.
    Как показывает практика, показатели секьюритизированного портфеля зависят от качества не только составляющих его кредитов, но и работы обслуживающего агента: грамотные и своевременные действия в отношении заемщиков, допустивших задолженность, могут вернуть погашение кредита к первоначальному графику или, в случае обеспеченного кредита, уменьшить потери при дефолте и обращении взыскания на залог. И наоборот, неправильные или несвоевременные действия обслуживающего агента способны увеличить уровень дефолтов и потери от них.
    В Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, где секьюритизация набрала обороты только в 1990-х гг. и еще не сложились единые стандарты обслуживания, вопрос о независимой оценке качества обслуживания встал особенно остро.
    Рейтинг обслуживающего агента
    Создание методики оценки качества обслуживания преследовало две цели:

  • повысить согласованность в оценках качества обслуживания в регионе и предоставить инвесторам возможность сравнения разных обслуживающих организаций, независимо от страны, в которой они работают;
  • точнее учитывать страновые особенности, вводя поправки на местные стандарты.
        Эти две цели не противоречат друг другу. Проще говоря, чтобы сравнить обслуживающие организации из разных стран, аналитик должен принять во внимание особенности обслуживания в каждой стране и определить "эталон" для каждого конкретного рынка.
        Различают следующие виды обслуживания:
        1. Основное обслуживание - каждодневное обслуживание портфеля кредитов.
        2. Специальное обслуживание - работа с кредитами, по которым имеется значительная задолженность, и дефолтными кредитами.
        3. Генеральное обслуживание - контроль работы других обслуживающих агентов и, при необходимости, принятие на себя выполнения их функций.
        Рейтинг обслуживающего агента SQ (servicer quality) присваивается по шкале от SQ1 до SQ5, где SQ1 означает высокое качество обслуживания, а SQ5, соответственно, низкое. Символ рейтинга может также включать модификатор, показывающий, какой именно аспект обслуживания анализировался при присвоении рейтинга. Например: SQ1 (Primary) - рейтинг основного обслуживающего агента; SQ2 (Master) - рейтинг генерального обслуживающего агента; SQ3 (Special) - рейтинг специального обслуживающего агента.
        Рейтинг качества обслуживания для региона Европы, Ближнего Востока и Африки базируется больше на качественных показателях, нежели на количественных. Это было сделано намеренно по следующим причинам:
        1. Отсутствуют единые стандарты выдачи и обслуживания кредитов. Это отличает данный регион, например, от США, где стандарты ипотечного кредитования и обслуживания ипотечных кредитов поддерживаются специальными агентствами, спонсируемыми государством (Фанни Мэй и Фредди Мак). Такое различие проявляется не только между странами, но и между отдельными кредиторами.
        2. Как правило, у кредиторов отсутствуют качественные данные в отношении исторического поведения кредитных портфелей и индивидуальных характеристик кредитов, их составляющих.
        3. Секьюритизация ипотечных кредитов в указанном регионе набрала обороты только в 1990-х гг.

        Использование рейтинга качества обслуживания
        Рейтинг качества обслуживания SQ используется при анализе сделки по секьюритизации кредитов, обслуживаемых данной организацией. SQ-рейтинг является одним из параметров, вводимых в модель анализа ипотечных кредитов MILAN1, потому что предполагается, что качество обслуживания оказывает влияние на необходимый уровень кредитной поддержки. Считается, что рейтинг SQ3 не оказывает влияния на уровень кредитной поддержки, более высокие рейтинги SQ2 и SQ1 позволяют снизить требуемый уровень кредитной поддержки на 5 и 10% соответственно, а более низкие рейтинги SQ4 и SQ5 требуют на столько же увеличить кредитную поддержку. В особых случаях влияние качества обслуживания может оказаться еще более существенным. Также низкий рейтинг качества обслуживания может потребовать спланировать заранее возможную передачу функций резервному обслуживающему агенту, чтобы защитить инвесторов от возможного ухудшения показателей портфеля из-за некачественного обслуживания. В этом случае в сделку включаются триггеры, основанные на показателях портфеля, позволяющие контролировать работу обслуживающего агента и, при необходимости, своевременно его заменить. Окончательное решение о требуемом уровне кредитной поддержки и организации резервного обслуживания принимается рейтинговым комитетом Moody's.
        Рейтинг качества обслуживания отличается от обычных кредитных рейтингов, присваиваемых агентством. SQ-рейтинг отражает прежде всего качество операций по обслуживанию, а не финансовую устойчивость обслуживающего агента. Финансовая устойчивость обслуживающей организации принимается во внимание для определения потенциального ухудшения обслуживания. Например, в результате ухудшения финансового состояния организации может снизиться мотивация персонала, компания окажется неспособной привлекать и удерживать квалифицированне кадры, измененятся цели управленческого персонала и т. п. Кроме того, с финансовой устойчивостью компании связана необходимость формирования запасного обслуживания. Так, небольшая или финансово неустойчивая организация может получить средний SQ-рейтинг, если показатели качества обслуживания находятся на соответствующем уровне, но при этом в сделке должен будет присутствовать резервный обслуживающий агент, чтобы защитить инвесторов в случае дефолта основного агента.
        Факторы, влияющие на качество обслуживания

  • Руководство. По мнению Moody's, руководство обслуживающей организации является одним из ключевых факторов качества и стабильности обслуживания. Moody's оценивает опыт руководящих работников, их понимание бизнеса компании в целом и наличие продуманной стратегии адаптации бизнеса к изменениям на рынке.
  • Персонал. Один из главных ресурсов компании, осуществляющей обслуживание. Moody's оценивает квалификацию персонала, текучесть кадров, обучение, проводимое компанией, и уровень компенсации. Также предметом рассмотрения является система премирования персонала, так как это тоже может оказать влияние на результаты.
  • Администрирование активов. Основная функция обслуживающего агента заключается в приеме платежей от заемщиков и предотвращении возникновения задолженностей. При анализе Moody's рассматривает внутренние процедуры организации, обеспечивающие прием платежей, их обработку, обслуживание клиентов и составление внутренней отчетности.
  • Администрирование задолженностей. Даже самый высококачественный портфель с самым высоким уровнем обслуживания с большой вероятностью будет иметь некоторое количество задолженностей. Для решения этой проблемы обслуживающий агент должен прежде всего связаться с заемщиком и выяснить причины возникновения задолженности, после чего может быть выработан наиболее эффективный порядок действий для ликвидации просрочки.
  • Минимизация потерь. Хотя основной задачей обслуживающего агента в случае возникновения задолженностей по платежам является их ликвидация, этого не всегда удается добиться. Когда задолженность превышает 90 дней, необходимо принять решение о способности и желании заемщика погашать кредит. Если это возможно, с заемщиком достигается договоренность о единовременном погашении задолженности или серии дополнительных платежей, которые позволят вернуть погашение кредита к первоначальному графику. Как правило, оценивая этот аспект обслуживания, Moody's обращает внимание на используемые методы и их результаты, насколько эффективно они предотвращают или минимизируют потери по сравнению с потерями по кредитам, на которые было обращено взыскание, насколько персонал компетентен в этих вопросах и связана ли система компенсации персонала с показателями работы в этой области.
  • Обращение взыскания на залог. В идеале при возникновении задолженности по кредиту обслуживающий агент должен восстановить первоначальный график погашения кредита. Однако это не всегда удается сделать и приходится обращать взыскание на залог. Эта процедура также входит в круг обязанностей обслуживающего агента. Окончательный размер потерь в этой ситауции в немалой степени зависит от своевременности и компетентности действий обслуживающего агента. При оценке Moody's рассматривает все аспекты процесса и, в частности, учитывает такие показатели, как среднее время обращения взыскания, время, необходимое для реализации залога, и результирующий уровень потерь.
  • IT-системы и отчетность. Без современной техники работа обслуживающей компании невозможна. Также необходимы системы и процедуры аварийного восстановления данных в случае нарушения работы основной системы. SQ-рейтинг принимает во внимание конкретные задачи, стоящие перед обслуживающей организацией, и оценивает адекватность техники этим задачам, а также квалификацию персонала, работающего с этой техникой. Отчетность - неотъемлемая часть обслуживания, именно по отчетности обслуживающего агента отслеживается поведение секьюритизированного портфеля и на ее основании принимаются управленческие решения. Поэтому при оценке качества обслуживания учитываются типы предоставляемой отчетности, ее частота и точность.
  • Общее качество и исторические показатели. Этот аспект анализа включает в себя оценку организации в целом, ее корпоративной стратегии, производственные показатели относительно заявленных стандартов обслуживания и меры по контролю качества работы.
  • Финансовое положение. Оценивается влияние возможного ухудшения финансового состояния организации на качество выполнения работы. Если обслуживающая организация имеет кредитный рейтинг Moody's, этот рейтинг будет использован при анализе. Если же у организации нет кредитного рейтинга, с помощью имеющихся методик и моделей будет проанализировано финансовое состояние организации и определена вероятность дефолта. Влияние финансового положения обслуживающей организации на окончательный SQ-рейтинг будет различным для разных компаний, и станет зависеть, в том числе, и от вида обслуживания, предоставляемого организацией. Наибольшее влияние финансовое состояние оказывает на рейтинг генерального обслуживающего агента в связи с тем, что одна из его задач - замена основного обслуживающего агента в случае его несостоятельности или дефолта. В отношении основного и специального обслуживающего агента недостаточная финансовая устойчивость может потребовать формирования резервного обслуживания. Формами такой организации могут быть "горячий резерв", "теплый резерв" и "холодный резерв". В случае "холодного резерва" заранее заключается договор с запасным обслуживающим агентом, который заменит основного в случае дефолта, но никакие предварительные организационные мероприятия для отработки процедуры замены не проводятся. При "теплом резерве" не только заключается договор с резервным обслуживающим агентом, но и проводится соответствующий анализ систем основного обслуживающего агента для обеспечения беспроблемной передачи обслуживания. "Горячий резерв" отличается от "теплого" тем, что запасной обслуживающий агент поддерживает всю систему ведения счетов параллельно с основным агентом с момента заключения соглашения, и в случае необходимости передача обслуживания может произойти практически моментально.

        Процесс присвоения рейтинга
        Значительное место в этом процессе занимает визит аналитика Moody's в обслуживающую организацию, но начинается работа за несколько недель до этого с ознакомления с внутренними инструкциями обслуживающей организации. На их основе формируются вопросы, которые необходимо выяснить при посещении организации. Примерно в это же время организация предоставляет файл с данными по обслуживаемым кредитам, управленческие и финансовые отчеты и другую дополнительную информацию (юридическую документацию, образцы писем, высылаемых заемщикам и т. д.) Список запрашиваемых документов зависит от требований местного законодательства и может отличаться в разных странах. Для анализа деятельности организации Moody's необходима выборка, представляющая все типы обслуживаемых кредитов и различные их состояния (погашаемые в срок, с разной степенью задержки и дефолтные). Необходимо, чтобы эта выборка включала в себя несколько самых больших кредитов с задолженностями и несколько кредитов с самой большой просрочкой платежей, т. е. в определенной степени должен присутствовать негативный отбор. Это поможет лучше понять методику работы с высокорисковыми и проблемными кредитами.
        Во время визита в обслуживающую организацию аналитик Moody's встречается с высшим руководством и руководителями подразделений, знакомится с работой систем IT и персонала.
        После визита аналитик готовит докладную записку для рейтингового комитета, в которой сводит воедино всю полученную информацию и дает рекомендации о присвоении рейтинга SQ. Рейтинговый комитет заслушивает доклад аналитика, проверяет анализ обслуживающей организации, задает вопросы и затем голосует по оценкам каждого аспекта деятельности и общего рейтинга обслуживающего агента. Рейтинговый комитет обычно состоит из председателя, ведущего и дублирующего аналитиков, осуществлявших анализ деятельности организации, аналитиков, имеющих опыт работы на данном рынке, и аналитиков из других стран региона для обеспечения согласованности в подходах к анализу.
        После того как решение о присвоении рейтига принято, аналитик готовит проект рейтингового отчета, который предоставляет для ознакомления рейтингуемой организации. Публикуется этот отчет только с ее согласия. Если согласие на публикацию было дано, отчет будет распространяться так же, как и другие рейтинговые материалы агентства. Независимо от того, было получено согласие на публикацию отчета или нет, присвоенный рейтинг обслуживающего агента будет учитываться при анализе всех транзакций секьюритизации, обслуживаемых этой организацией.
        Moody's проводит мониторинг SQ-рейтинга, который включает: оценку изменений в подходах к обслуживанию; изменения в составе персонала, занимающего ключевые позиции; изменения в составе обслуживаемого портфеля; изменения показателей обслуживаемого портфеля; слияния и поглощения, в результате которых меняются владельцы компании или лица, реально ею управляющие; изменение финансовых показателей. Обычно Moody's пересматривает и, если не произошло существенных перемен, подтверждает рейтинг ежегодно, но в случае значительных изменений, способных повлиять на рейтинг, может быть инициирован внеочередной пересмотр рейтинга.

    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Время покажет
    К вопросу о хеджировании в России и в мире
    Исследование российского рынка IPO в первом полугодии 2006 г.
    ОАО "НК "Роснефть"": "Народное IPO" с биржевым обращением
    Роснефть: переоценка или реальность?
    IR сегодня
    Технический взгляд на акции Газпрома
    "Аномалия" динамики курса акций ОАО "Газпром"
    Качество обслуживания в транзакциях секьюритизации
    Ипотечные ПИФы как инструмент рефинансирования: тенденции и прогнозы
    Практический опыт секьюритизации кредитов в РФ: нужны ли нам кредитные ПИФы?
    Первоначальный взнос: безысходность или будущее ипотеки?
    Закладная в контексте жилищного кредитования
    Использование информации об инсайдерских сделках в процессе принятия инвестиционных решений на фондовом рынке
    Практическое применение ЗПИФН
    Некоторые вопросы выпуска акций в судебных решениях
    Хищение акций в реестре. Распределение ответственности
    Страхование рисков ЭДО
    Судьба эмитента
    Страхование рисков учетных институтов: тенденции развития

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100