Casual
РЦБ.RU

Исследование российского рынка IPO в первом полугодии 2006 г.

Сентябрь 2006


    Аналитической группой ReDeal (AG ReDeal)1 в рамках информационно-аналитического проекта Mergers.ru проведено исследование процессов первичного публичного размещения акций (Initial Public Offering/IPO). Источниками информации послужили данные, полученные от непосредственных участников размещения - эмитентов, консультантов, а также периодические экономические печатные и электронные издания.

    На основе исследования, проведенного AG ReDeal, был составлен рейтинг IPO, учитывающий информацию по всем публичным размещениям, осуществленным российскими компаниями с 1 января по 1 июля 2006 г., и подготовлены рейтинги/ рэнкинги по следующим группам:
    1. Рэнкинг эмитентов IPO.
    2. Рейтинг "Организатор IPO".
    3. Рейтинг "Андеррайтер IPO".
    По данным Mergers.ru, обобщенные данные российского рынка IPO (январь-июнь 2006 г.) таковы:

  • количественный объем рынка IPO (IPORX_Deals) - 10 размещений2;
  • стоимостный объем рынка IPO (IPORX_Value) - 3211,7 млн долл.;
  • средневзвешенный объем размещения (IPORX_ADV) - 578,9 млн долл.;
  • средневзвешенная доля размещения (IPORX_Share) - 38,3%;
  • средневзвешенный рост цен в первый день торгов (IPORX_Day) - 6,2%;
  • стоимостный (50%) и количественный (50%) объем рынка, размещенный на London Stock Exchange;     медиа-сектор - 27% стоимостного объема рынка;
  • 20% от общего количества размещений занимают 49% стоимостного объема рынка;
  • Рейтинг "Андеррайтер IPO":
        1-е место - Deutsche UFG;
        2-е место - Dresdner Kleinwort Wasserstein;
        3-е место - "Ренессанс Капитал";
  • Рейтинг "Организатор IPO":
        1-е место - Deutsche UFG;
        2-е место - Morgan Stanley;
        3-е место - "Ренессанс Капитал".
        Исследование процессов IPO осуществлялось по следующим направлениям: эмитент, объем размещения, биржевая площадка, доля размещаемых акций, статус и функции привлекаемых консультантов. Помимо рэнкинга консультантов IPO по объему и количеству проведенных размещений, подготовлены рейтинги на основе нормирования и взвешивания объемов и количества проведенных IPO.
        Информационную поддержку при подготовке исследования оказали специалисты таких компаний, как Credit Suisse, JP Morgan, Dresdner Kleinwort Wasserstein, Fox-Davies Capital, Arden Partners, "Ренессанс Капитал", МДМ-Банк, Deutsche UFG, Brunswick Group, C.A.T. Oil, CTC Media.
        Исследование охватывает процессы первого публичного размещения обыкновенных/голосующих акций компаний (основной бизнес которых осуществляется на территории России) среди широкого круга инвесторов, с прохождением листинга на бирже за январь-июнь 2006 г. Источниками информации являлись эмитенты, организаторы и андеррайтеры размещений, периодические экономические печатные и электронные издания, мнения и данные экспертов.
        Из 50 компаний, планировавших в 2006 г. с помощью IPO привлечь 22,9 млрд долл., размещение провели пока только 10 эмитентов на общую сумму 3,2 млрд долл.
        В то же время в первом полугодии 2006 г. было отмечено рекордное количество российских IPO по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет - 10 размещений (7 - в первом полугодии 2005 г., 2 - в 2004 г.). При этом стоимостный объем российского рынка IPO составил 3211,7 млн долл., что на 19% больше аналогичного периода 2005 г.
        Активность размещений была отмечена в медиа-секторе - 2 размещения и 27% стоимостного объема рынка. Около 1/3 стоимостного объема приходится на IPO компании "Комстар-ОТС".
        Лондонская фондовая биржа (LSE) остается основной площадкой российских IPO, но если в первом полугодии 2005 г. на долю LSE приходилось 89% стоимостного объема, то за аналогичный период 2006 г. доля биржи снизилась до 58%. Данный показатель, скорее всего, поднимется до прежнего уровня после размещения акций "Роснефти", но его снижение в какой-то степени отражает заинтересованность бирж США и Европы в привлечении российских эмитентов.
        Основные причины отставания фактических размещений от заявленных таковы:
  • PR-инициатива
        С определенного момента ряд средних и небольших по размеру компаний стали объявлять о планах по размещению акций на бирже с целью привлечения средств для развития. Особенно часто это происходит в рамках размещения облигационных займов. Учитывая фактические действия и потенциал данных компаний, правомерно предположить, что эти планы в краткосрочной перспективе носят декларативный характер.
  • Сделки M&A
  • Приобретение компанией "Газпром нефть" сети автозаправочных станций Epetrol.
  • Приобретение Societe Generale доли в АКБ "РОСБАНК".
  • Перенос сроков размещения
  • Торговая сеть "Копейка" отложила продажу акций до конца года по причине спада на фондовом рынке и низкой оценки в ходе премаркетинга.
  • Телеканал TV3 перенес продажу акций на конец года.
  • Угольная компания "Белон" перенесла размещение.
        С нашей точки зрения, в 2006 г. будет наблюдаться некоторый рост количественного объема и значительное повышение стоимостного объема рынка за счет размещения акций НК "Роснефть". Согласно нашим прогнозам, стоимостный объем рынка составит 18 млрд долл.

    РЭНКИНГ ЭМИТЕНТОВ IPO

        За рассмотренный период было выявлено 10 первичных публичных размещений акций общим объемом 3211,7 млн долл. (табл. 1). Средневзвешенный объем IPO достиг 578,9 млн долл., в основном за счет крупных публичных размещений - "Комстар-ОТС" и "Trader Media East", что составляет 20% количественного и 49% стоимостного объема рынка.
        По итогам первого полугодия 2006 г. объем российского рынка IPO - 3,2 млрд долл. (в 2005 г. - 2,7 млрд долл.). При этом 58% стоимостного объема рынка приходится на London Stock Exchange (1,9 млрд долл., включая 63 млн долл., размещенных на AIM). В 2005 г. на LSE было размещено 89% стоимостного объема рынка, на российском фондовом рынке - 11%.
        Что касается отраслевых характеристик эмитентов, то медиа-сектор занимает 27% стоимостного объема рынка (см. рисунок). На телекоммуникационную отрасль приходится 33%, но это доля только одного размещения - "Комстар-ОТС".
        Кроме общего объема IPO, необходимо обратить внимание на объем средств, которые привлек эмитент в рамках размещения дополнительной эмиссии акций, без учета пакетов акций, проданных акционерами (табл. 2). При этом в исследовании учитывалась схема, при которой продажа акций текущими собственниками осуществлялась с целью их скорейшего вывода на биржу и с последующим выкупом равнозначного пакета акций в рамках эмиссии.

    ТЕНДЕНЦИИ

        1. Из 10 размещений 9 осуществлялись с привлечением средств от IPO в компанию. При этом только 57% стоимостного объема рынка (1,8 млрд долл.) характеризуется размещением акций новой эмиссии. Если сравнивать с итогами 2005 г. (47%), то этот показатель несколько вырос. Таким образом, компании привлекают средств больше, чем их акционеры.
        2. IPO стали рассматриваться акционерами российских компаний как один из инструментов стратегии развития, и доля привлеченных средств компанией растет. Вместе с тем 79% стоимостного объема рынка приходится на западные торговые площадки.
        Если развитие нового рынка продолжится по такой же схеме и в будущем, то вряд ли это положительно скажется на российском фондовом рынке, который претендует на одну из определяющих ролей в финансовой системе России.
        Надеемся, что некоторые инициативы ФСФР будут поддержаны профессиональным сообществом и претворены в жизнь. Однако хотелось бы предложить уделять больше внимания не запретительным мерам, а нормам, которые будут привлекать как инвесторов, так и акционеров эмитентов.

    РЕЙТИНГ "АНДЕРРАЙТЕР IPO"

        Результаты оценки консультантов IPO в рамках выполняемых ими функций андеррайтеров размещения (выставление заявок, выкуп акций, размещение акций от лица эмитента/собственного имени и т. д.) представлены в табл. 3.

    РЕЙТИНГ "ОРГАНИЗАТОР IPO"

        Представленные в табл. 4 сведения получены в результате оценки консультантов IPO в рамках выполняемых ими функций организаторов размещения (оценка бизнеса, параметры размещения, инвестиционный меморандум, общение с госорганами и т. д.)

    МЕТОДОЛОГИЯ

        Исследование охватывает процессы первого публичного предложения акций компании (IPO). Источниками информации послужили данные, полученные от непосредственных участников размещения - эмитентов, консультантов, а также периодические экономические печатные и электронные издания.
        1. Учитываются завершенные первые публичные размещения обыкновенных/голосующих акций компании среди широкого круга инвесторов с прохождением листинга на бирже.
        2. Учитываются IPO, в которых размещаются акции компании, основной бизнес которой осуществляется на территории Российской Федерации. IPO акций компании, созданной для осуществления бизнеса на территории РФ, но на момент размещения не осуществляющей свой основной бизнес в России, не учитывались.
        3. При составлении рейтинга/рэнкинга андеррайтеров учитываются два фактора: доля в размещенном объеме IPO и количество IPO, в которых участник имел соответствующий статус.
        4. При составлении рейтинга/рэнкинга организаторов учитываются два фактора: доля в организации размещенного объема IPO и количество осуществленных IPO данного организатора.
        5. При равенстве показателей по одному из факторов ранжирование осуществляется на основе значений другого фактора. При равенстве значений двух факторов участники разделяют ранг между собой.
        6. Доля в размещенном объеме и в организации размещенного объема IPO определяется на основе информации, предоставленной эмитентом, андеррайтерами и организаторами данного IPO:

  • при различии оценок указанных долей мнения эмитента и организатора(ов) являются определяющими;
  • при наличии противоречивых оценок эмитента и организатора(ов) принимается оценка, поддерживаемая остальными консультантами данного IPO. При отсутствии таковых (существуют только оценки эмитента и организатора) мнение эмитента является определяющим;
  • в противном случае происходит пропорциональное распределение долей.
        8. При составлении рейтинга проводится нормирование (приведение к одной размерности) и взвешивание показателей (объем и количество IPO) каждого участника рейтинга. На основе полученных взвешенных нормированных показателей для каждого участника происходит их ранжирование. Весовые коэффициенты определяются составителем рейтинга (AG ReDeal) на основе мнения экспертов. В настоящий момент они принимаются равными 0,5 и 0,5.
        9. Рэнкинг компаний - ранжирование компаний в порядке убывания (или возрастания) исходных данных без применения процедуры их оценки.
        10. Рейтинг компаний - ранжирование компаний на основе набранных баллов, рассчитываемых по используемым в методике расчета рейтинга показателям.
        11. Андеррайтер - сторона, гарантирующая эмитенту акций их размещение на рынке на согласованных условиях за специальное вознаграждение.
        12. Организатор - сторона, выбранная эмитентом для организации и координации всего процесса размещения акций.


    • Рейтинг
    • 0
    Оставить комментарий
    Добавить комментарий анонимно, введите имя:

    Введите код с картинки:
    Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

    Содержание (развернуть содержание)
    Факты и комментарии
    Время покажет
    К вопросу о хеджировании в России и в мире
    Исследование российского рынка IPO в первом полугодии 2006 г.
    ОАО "НК "Роснефть"": "Народное IPO" с биржевым обращением
    Роснефть: переоценка или реальность?
    IR сегодня
    Технический взгляд на акции Газпрома
    "Аномалия" динамики курса акций ОАО "Газпром"
    Качество обслуживания в транзакциях секьюритизации
    Ипотечные ПИФы как инструмент рефинансирования: тенденции и прогнозы
    Практический опыт секьюритизации кредитов в РФ: нужны ли нам кредитные ПИФы?
    Первоначальный взнос: безысходность или будущее ипотеки?
    Закладная в контексте жилищного кредитования
    Использование информации об инсайдерских сделках в процессе принятия инвестиционных решений на фондовом рынке
    Практическое применение ЗПИФН
    Некоторые вопросы выпуска акций в судебных решениях
    Хищение акций в реестре. Распределение ответственности
    Страхование рисков ЭДО
    Судьба эмитента
    Страхование рисков учетных институтов: тенденции развития

    • Статьи в открытом доступе
    • Статьи доступны на платной основе
    Актуальные темы    
     Сергей Хестанов
    Девальвация — горькое лекарство
    Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
    Александр Баранов
    Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
    В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
    Варвара Артюшенко
    Вместе мы — сила
    Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
    Сергей Майоров
    Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
    Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
    Все публикации →
    • Rambler's Top100