Casual
РЦБ.RU

Управление свободными средствами бюджета Франции

Август 2006

    Во Франции задача управления ликвидными средствами государства поручена Агентству "Францтрезор". Это агентство было создано в 2001 г. как подразделение при директоре Казначейства Франции. Следует отметить оригинальность такой идеи - поручить управление долгом подразделению соответствующего ведомства, тогда как во многих других странах эту задачу выполняют отдельные структуры.

    Управление ликвидными средствами и подготовка займов всегда занимали значительное место в структуре Министерства Франции, начиная с эпохи революции 1789 г. Декрет Наполеона I от 1811 г. установил принцип централизации при казначействе денежных средств коммун, а позднее, соответственно, местных органов власти, государственных учреждений и т. д. Недавно был принят закон, относящийся ко всем законам о бюджете в рамках реформы, прошедшей в 2001 г.

    Активное управление
    Как сейчас управляют во Франции ликвидными средствами государства? В данном случае речь идет обо всех финансовых потоках Франции, будь то доходы или расходы, а также о корреспондентах казначейства - местного органа власти и государственного учреждения. Все эти потоки централизуются на едином счете, который открывается в Банке Франции. Управление этим счетом поручено Агентству "Францтрезор". Движение средств на этом счете составляет примерно 25 млрд евро в день и отслеживается в режиме реального времени Агентством, которое находится в помещении Министерства финансов в Париже.
    Есть такое понятие - "активное управление ликвидными средствами бюджета". Перед казначеем страны поставлена задача - позволить государству в любой момент выполнить свои финансовые обязательства. Для этого ему нужно прогнозировать соответствующие потоки и сглаживать их профиль, который эволюционирует в зависимости от налоговых поступлений, бюджетных расходов, погашения долга и т. д.
    Активное управление ликвидными средствами состоит в том, чтобы размещать временно свободные излишние средства на счете, причем на наилучших условиях доходности и надежности. После подписания Маастрихского соглашения предоставление любого аванса от центрального банка, даже одноразового или в виде овердрафта, запрещено. Проценты от размещения этих средств (примерно 600 млн евро) поступают в общий бюджет государства и направляются исключительно на погашение задолженности. Эти проценты не могут использоваться, например, на финансирование каких-то дополнительных расходов бюджета.

    Задачи агентства
    Основная задача Агентства "Францтрезор" по управлению ликвидными средствами - обеспечить финансовые обязательства государства. Агентство как главный казначей государства должно заботиться о том, чтобы оно в любой момент могло выполнить свои финансовые обязательства. Для выполнения этой задачи Агентство "Францтрезор" опирается на прогноз по доходам и расходам государства. Если расходы в течение года более или менее регулярны, то доходы зависят в основном от графика, например, налоговых поступлений, который становится особенно напряженным ближе к концу года.
    Для обеспечения баланса у Агентства есть возможность брать взаймы в краткосрочном или долгосрочном плане. При этом используются краткосрочные долговые обязательства или инструменты (BTF) в течение всего года.
    В ст. 101 Договора о создании Европейского Сообщества предусматривается, что государственный казначей должен действовать таким образом, чтобы после осуществления всех операций в течение дня счет государства имел положительное сальдо.
    Другая задача Агентства "Францтрезор" - ведение единого счета казначейства. Агентство должно в режиме реального времени отслеживать все движения средств на счете. Эти движения соответствуют таким операциям, как доходы, расходы бюджета, операции корреспондентов казначейства, т. е. местных органов власти, национальных и местных госучреждений. Кроме этого, сюда входят операции самого Агентства "Францтрезор" по финансированию нужд государства в среднем и долгосрочном плане, а именно: погашение долга, выкуп ценных бумаг, выдача ссуд, а также кредитов под залог ценных бумаг.
    Соответственно, есть две практические задачи: обеспечить положительное сальдо на счете государства и наилучшим образом управлять свободными средствами. Это управление, осуществляемое в лучших условиях надежности и безопасности, не дает возможность государству замораживать свои ликвидные средства.
    Агентство "Францтрезор" получило разрешение использовать инструменты для размещения на денежном рынке излишков свободных средств. Речь идет о получении государственных ценных бумаг под залог этих денежных средств (с 1995 г.), передаче ценных бумаг в залог (с 1998 г.), займах на межбанковском рынке евро или казначействах других европейских стран (с 1999 г.), депозитах на межбанковском рынке евро, а именно ссудах, при которых агентство не получает ценные бумаги в качестве залога, так называемых бланковых депозитах (с 2000 г.). Бланковые депозиты могут использоваться для операций срочностью менее 3 дней. Все эти операции осуществляются специалистами по ценным бумагам казначейства в зависимости от состояния счета и от прогнозов на предстоящей неделе.
    Кроме этого, были подписаны соглашения об обмене ликвидными средствами с казначействами таких стран, как Бельгия, Голландия, Финляндия и Германия. В результате производятся десятки операций на суммы, превосходящие 1 млрд евро.

    Банк Франции
    Как обеспечивается отслеживание потоков? Единый банкир государства

    во Франции - Банк Франции, который держит примерно 8 тыс. операционных счетов, использующихся государственными бухгалтерами. Государство подписывает с Банком Франции соглашение о ведении счета. Отслеживание счета ведется в режиме реального времени Агентством "Францтрезор" благодаря тем инструментам, которые предоставляет ему Банк Франции. Если говорить конкретнее, государственный казначей может иметь незамедлительный доступ к состоянию своего счета, к его выписке, видеть его глобальную позицию, консолидированную позицию ежеминутно, а также идентифицировать любую операцию, которая может производиться по 8 тыс. счетам до 1 евро включительно.
    Следует упомянуть о том, как организованы отношения между государством и Банком Франции. Соглашение о ведении счета между государством и Банком Франции вступило в силу в мае 2002 г. Данным соглашением уточняются все инструменты, которые может использовать Банк Франции для того, чтобы позволить своему клиенту - государству отслеживать в режиме реального времени зачисление на его счет примерно 25 млрд евро по операциям доходов, расходов и т. д. Согласно правилам безопасности после 16:15 счет государства, а точнее его сальдо не может быть хуже, Агентство отныне может сокращать свой неиспользованный остаток только в более ранее время в течение дня в удовлетворительных условиях, т. е. до 17:00. А это именно тот час, когда ставки еще привлекательны, т. е. это управление вплоть до 1 мин.
    Использование новых банковских услуг основывается на трех ведущих направлениях: информации, безопасности и финансовом нейтралитете.

    Информация
    Новое соглашение предусматривает специфические рамки для операций, которые не могут быть предварительно объявлены. Например, операции в центральных банках африканских стран или Международном валютном фонде.

    Безопасность и надежность
    Банк Франции взял на себя обязательство обеспечивать наличие средств для ведения счета, что позволяет реактуализировать консолидированную позицию операций казначейства максимум в течение 30 мин., а также соблюдать графики осуществления всех операций казначейства.

    Финансовый нейтралитет
    Речь идет, с одной стороны, об исполнении день в день дебиторских и кредиторских операций международных организаций, в частности МВФ; с другой - о компенсации Банком Франции убытков, которые регистрируются, когда тот не в состоянии выполнить свои договорные обязательства. В этом случае Банк обязан возместить государству соответствующие потери, чтобы налогоплательщику не пришлось платить за его ошибки.
    В целом новое соглашение значительно улучшает качество банковских услуг, оказываемых государству, что позволяет казначейству сокращать остаток свободных средств на своем счете в конце дня и управлять с большей точностью ликвидными средствами в интересах налогоплательщика. Результаты вполне соответствуют тем целям, которые возложены на Агентство "Францтрезор" по закону.
    Существует две основные задачи для управления ликвидными средствами, утвержденные парламентом. Первая - ограничить их объем до 100 млн евро. Это ежедневный поток 25 млрд евро, т. е. примерно 1/250 от общей суммы. Такой остаток должен быть на счете казначейства в конце каждого рабочего дня.
    Вторая задача - получать доходность по европейской однодневной межбанковской ставке при использовании кредитов под залог ценных бумаг.
    С финансовой точки зрения активное управление ликвидными средствами за 2004 г. принесло чистый доход в объеме примерно 760 млн евро, который использовался исключительно для снижения задолженности; в бюджете на 2006 г. запланировано 600 млн евро.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Еще одна "голубая фишка"
Российский фондовый рынок: тенденции и перспективы
Дивидендная политика российских компаний
Риски по операциям РЕПО: в тихом омуте...
Новые паевые инвестиционные фонды и управляющие компании
Стабильный интерес к отрасли
Состояние рынка ОФБУ
Хедж-фонды: некоторые тенденции
Статистика рынка коллективных инвестиций
ВПК России: спасение в консолидации
Обзор материалов зарубежной прессы по эмиссии акций компании "Роснефть"
Опционы эмитента как средство долгосрочного вознаграждения менеджмента
Первое биржевое размещение инвестиционных паев в России
Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов
Движемся в ногу со временем
Совершенная технология "ППП"
Наведение мостов
Система управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга
Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы
Практика заимствований Республики Карелия
Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов
Управление свободными средствами бюджета Франции
Структура муниципального долга: кредитная политика или кредитное поведение?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100