РЦБ.RU

Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов

Август 2006

    Среди основных тенденций в первую очередь следует отметить растущую зависимость региональных бюджетов от собственных источников доходов, по мере того как налоговые поступления становятся все более значимыми в общей структуре региональных доходов.
    Также обращает на себя внимание растущая социальная направленность региональных бюджетов. Этому фактору в немалой степени способствовали федеральные реформы в социальной сфере, инициативы по увеличению уровня оплаты труда в бюджетной сфере и передача ряда социальных полномочий на региональный уровень.
    Кроме того, следует отметить высокую степень износа объектов инфраструктуры, что в свою очередь тормозит экономическое развитие регионов. Соответственно, возникает острая необходимость в капитальных инвестициях на региональном уровне.
    Таким образом, в настоящий момент сложилась система, при которой регионы вынуждены решать очень важные социальные и общеэкономические вопросы, полагаясь во многом на свои собственные силы.
    На рис. 1 показана структура доходов региональных бюджетов за последние 5 лет. Мы видим, что налоговые платежи приобретают все больший вес, и в связи с этим темпы регионального экономического развития стали определяющим фактором с точки зрения бюджетных доходов.
    Таким образом, уровень развития региональной инфраструктуры как одного из основных факторов регионального экономического развития также крайне важен.
    На рис. 2 представлена структура расходов регионов. К затратам на экономическое развитие отнесены такие бюджетные статьи, как промышленность, строительство, дорожное строительство, связь, коммуникации - все те статьи расходов, которые в той или иной степени ориентированы на стимулирование регионального экономического роста; к затратам на социальную сферу - здравоохранение, образование, социальная политика. И соответственно, трансферты - нижестоящие бюджеты.
    Несмотря на то что данные статьи расходов не классифицированы на капитальные, текущие расходы, видно, что региональные бюджеты стали в большей степени социально ориентированными, возможно, даже в ущерб расходам на долгосрочное экономическое развитие.
    Регионам, муниципалитетам необходимо наращивать капитальные вложения, увеличивать инвестиции в инфраструктуру. Острота этой задачи обусловлена в первую очередь необходимостью удовлетворить растущую потребность в качественных услугах сектора ЖКХ и повысить надежность сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, важна ответственность региональных властей за ряд секторов, остро нуждающихся в инвестициях, и, наконец, необходимо финансировать проекты развития, способные в будущем стимулировать экономический рост и увеличить налоговые поступления.
    При реализации всех этих задач регионы сталкиваются с рядом рисков.
    Прежде всего это возможное несоответствие способности региона привлекать долговое финансирование его реальным потребностям.
    Подобный разрыв может выражаться в недостаточных объемах привлекаемых средств, сроков и стоимости привлечения, что в свою очередь ведет к краткосрочному использованию долгового финансирования вместо инвестирования в какие-то долгосрочные проекты, которые будут стимулировать региональное экономическое развитие.
    Это в значительной мере снижает эффективность использования привлеченных средств, отдачу от их применения, что выражается в более низких темпах экономического развития, чем могли быть получены, если бы кредиты оказались более длинными.
    Немаловажной проблемой является неблагоприятная кредитная история, а также отсутствие комплексных программ регионального развития и опыта работы со сложными долговыми инструментами, практики размещения облигационных займов и управления долгом.



  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Еще одна "голубая фишка"
Российский фондовый рынок: тенденции и перспективы
Дивидендная политика российских компаний
Риски по операциям РЕПО: в тихом омуте...
Новые паевые инвестиционные фонды и управляющие компании
Стабильный интерес к отрасли
Состояние рынка ОФБУ
Хедж-фонды: некоторые тенденции
Статистика рынка коллективных инвестиций
ВПК России: спасение в консолидации
Обзор материалов зарубежной прессы по эмиссии акций компании "Роснефть"
Опционы эмитента как средство долгосрочного вознаграждения менеджмента
Первое биржевое размещение инвестиционных паев в России
Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов
Движемся в ногу со временем
Совершенная технология "ППП"
Наведение мостов
Система управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга
Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы
Практика заимствований Республики Карелия
Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов
Управление свободными средствами бюджета Франции
Структура муниципального долга: кредитная политика или кредитное поведение?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
Яков Миркин
Инвестиции: макроэкономические вызовы
Какую модель экономики мы создали за четверть века? Это экономика сверхконцентраций собственности и огосударствления. Экономика вертикалей, олигополий, ресурсы сверхконцентрированы в Москве, малый и средний бизнес — подавлен.
Константин Угрюмов
Софинансирование ИПК — улучшение качества жизни россиян не только в будущем, но и сейчас
Банк России и Минфин РФ согласовали концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Гражданам предложат копить себе на пенсию самостоятельно. Вопрос в том, какое количество россиян согласится участвовать в новой пенсионной системе.
АО «ЕФГ Управление Активами»
Solvency II для НПФа
Согласно Информационному письму Банка России - в первой половине 2017 года будет разработана дорожная карта внедрения Solvency II на российском страховом рынке. В статье описан опыт использования стандартов Solvency II для частных пенсионных фондов в ЕС, обсуждается возможность применения Solvency II для российских НПФов.
Светлана Бик
Долгосрочные институциональные инвестиции в инфраструктуру россии на основе концессии: итоги 2016 года
В 2005 г. в РФ появилась возможность финансирования инфраструктуры за счет концессионной модели, которая является основной формой ГЧП для реализации крупных проектов. За прошедшее время к финансированию подключились и НПФы. Отличительной особенностью является присутствие в схеме финансирования концессионных облигаций.
Все публикации →
  • Rambler's Top100