Casual
РЦБ.RU

Практика заимствований Республики Карелия

Август 2006

    Государственный долг Республики Карелия не является чрезвычайно обременительным для бюджета республики, его размер на начало текущего года составлял около 1,5 млрд руб., или 18% к объему собственных доходов. Долг представлен в основном внутренними обязательствами. Единственное внешнее обязательство - это гарантия Республики Карелия по проекту ММБР - передача ведомственного жилого фонда, которая составляет в общем объеме долга около 7%.

    Одним из принципов долговой политики правительства Республики Карелия стал отказ от внешних заимствований. Именно поэтому в 1998 г. республика избежала дефолта. При формировании государственных заимствований мы стремимся к оптимальному сочетанию всех долговых инструментов. Так, кредиты из федерального бюджета привлекаются, как правило, на финансирование основных, первоочередных социальных проектов, их удельный весь не превышает 30%. Кредиты коммерческих банков мы используем как наиболее мобильную часть заимствований для покрытия кассовых разрывов, которые возникают в процессе исполнения бюджета. Их доля составляет около 10%. Облигационные займы Республики Карелия ориентированы на рост инвестиционного потенциала республики, их объем сегодня значительно превышает объемы других заимствований и составляет около 60%.
    Использование займов
    Ценные бумаги республики имеют четкую инвестиционную направленность. В соответствии с Законом Республики Карелия о государственной поддержке инвестиционной деятельности одним из инструментов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности, является предоставление льготных бюджетных кредитов на конкурсной основе, источником которых и являются средства, получаемые от размещения облигационных займов.
    В этом смысле правительство старается выполнять золотое правило финансов, обеспечивая текущее финансирование из собственных доходов, а развитие - за счет заемных средств. Льготное кредитование в республике работает под 1/3 ставки Центробанка и служит механизмом дополнительного привлечения инвестиций.
    Сегодня каждый бюджетный рубль, выданный в кредит, приносит около 1,5 руб. внебюджетных инвестиций. Кроме того, реализация проектов способствует увеличению числа рабочих мест, снижению социальной напряженности в городах и районах республики, что для нас немаловажно.
    Отбор проектов проводится на основании жестких требований. В среднем конкурсный отбор проходит только около 15% проектов, которые претендуют на кредит. Следует отметить, что поддержка инвестиционных проектов осуществляется не гарантированно. Главным условием является обязательное участие средств самого заемщика и, как правило, кредитов коммерческих банков.
    За период с 2001 по 2005 г. на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, выделено более 500 млн руб.
    В рамках Инвестиционной программы Республики Карелия финансируются следующие инвестиционные проекты. Самый крупный проект (почти 100 млн руб.) - строительство торгового комплекса "Сигма".
    Одним из крупнейших направлений (это объявлено в основных направлениях развития республики) является туристический бизнес. Завершен и действует уже почти 2 года оздоровительный центр "Дворцы" при Марциальных водах. Это очень перспективный проект, который мы профинансировали. Для его расширения будут привлекаться кредиты банка.
    В настоящее время у нас прошли конкурсы. Мы профинансировали один из проектов, направленный на удешевление ипотечного жилищного строительства, - около 50 млн руб. Последний конкурс был связан с проектом по приобретению оборудования на развитие лесного комплекса. Кроме того, финансируется достаточно много мелких проектов.
    Следует отметить, что все обязательства выполняются заемщиками в строго установленные сроки, просроченная задолженность отсутствует, возвраты средств обеспечиваются системой постоянного контроля за реализацией инвестиционных проектов.
    Правовое регулирование заимствований
    Направление развития федеральных реформ и рост потребности в инвестициях предполагают, что большинство регионов, в том числе и республика, будут и впредь финансировать свои экономические программы за счет привлеченных инвестиций.
    Поэтому вопросы нормативно-правового регулирования региональных заимствований, управления государственным долгом сегодня чрезвычайно важны.
    Конечно, в работе с заимствованиями приоритеты имеют нормы Бюджетного кодекса, остальные правовые акты определяют порядок деятельности в отношении заимствований, дополняют и уточняют положения кодекса.
    В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации, делегирования полномочий на региональный и местный уровень ответственность за эффективность региональной, долговой политики ложится, естественно, на руководство региона и муниципального образования. Поскольку федеральное законодательство регулирует данную сферу лишь в общих чертах, определяя общие цели заимствования, состав госдолга, ограничение его предельных значений и общие требования к учету государственного долга.
    Решение вопросов детального регулирования и механизмов принятия решений о привлечении заимствований, планирования заимствований, управления рисками в долговой сфере, управления гарантиями и т. д., в соответствии с последними изменениями федерального законодательства, фактически закрепляется за субъектами и муниципалитетами.
    До сих пор на региональном уровне отсутствуют четко регламентированные процедуры в сфере долговой политики. К ним относятся регламентация управления рисками, условными обязательствами, установления оптимальной долговой нагрузки, оценка риска наступления гарантийного случая, оценка финансового состояния для получения госгарантий.
    Начиная с 2002 г. у республики как участника программы "Реформирование управления региональными финансами" появилась настоятельная необходимость создания нормативных актов в области управления государственным долгом, в том числе в соответствии с лучшей международной практикой.
    Прежде всего было принято постановление правительства республики, регламентирующее организацию учета долговых обязательств в государственной долговой книге республики, которая позволила систематизировать учет, регистрацию данных о долговых обязательствах в трактовке бюджетного кодекса.
    В целях обеспечения упорядоченной системы сбора и обобщения информации о долговых обязательствах Республики Карелия по стандартам международной практики правительство республики приняло постановление об учете консолидированного долга республики, в соответствии с которым в консолидированный долг входят: долговые обязательства непосредственно Республики Карелия, включенные в государственную долговую книгу; просроченная кредиторская задолженность государственных учреждений; долговые обязательства государственных унитарных предприятий, в том числе просроченная кредиторская задолженность, и заимствование у третьих лиц; долговые обязательства хозяйственных обществ, акции, доли которых в уставном капитале принадлежат республике, включающие в себя просроченную кредиторскую задолженность и заимствование у третьих лиц; консолидированный долг муниципальных образований.
    Ведение консолидированного учета призвано повысить уровень финансовой ответственности правительства республики за принятые обязательства.
    На основании приказа Минфина Карелии в республике организован анализ рисков, возможных в процессе управления государственным долгом. На основании анализа рисков, проводимого на республиканском уровне, удалось обеспечить минимизацию валютных, кредитных и операционных рисков, а также рисков наступления гарантийного случая и рефинансирования.
    При принятии решения на финансирование долговых обязательств в форме кредитных соглашений, договоров и займов в Министерстве финансов применяется методика принятия решения на рефинансирование долговых обязательств, утвержденная приказом Министерства финансов, которая предполагает сравнительный анализ параметров существующих обязательств и новых долговых обязательств.
    Кроме того, на республиканском уровне издан нормативный акт, регламентирующий порядок проведения оценки кредитоспособности бюджета Республики Карелия и соблюдения требований бюджетного кодекса.
    Анализ кредитоспособности проводится ежеквартально. Результаты публикуются в средствах массовой информации. Что касается процедур по предоставлению гарантий Республики Карелия, то в соответствии с республиканскими нормативными актами рассмотрение запросов предусматривает тщательный анализ параметров проекта, финансовое состояние претендента, а также наличие высоколиквидного обеспечения.
    Таким образом, нормативные документы по предоставлению гарантий построены исходя из принципов умеренности, избирательности и обеспеченности обязательств.
    Основные проблемы организации облигационных займов
    Республика работает на рынке субфедеральных заимствований с 2001 г. За 6-летний период зарегистрировано 8 "Условий эмиссии и обращения государственных облигаций республики". Накопленный опыт дает возможность обозначить основные проблемы, которые при этом возникают.
    Регулирование рынка государственных ценных бумаг отличается высокой степенью нормативности, что обусловлено публично-правовым статусом эмитента ценных бумаг, обращающихся в данном сегменте рынка ценных бумаг. Выпуск долговых обязательств субъектами регулируется бюджетным законодательством, законодательством по рынку ценных бумаг и законодательством субъекта Российской Федерации - эмитента долговых обязательств.
    Законодательство по рынку ценных бумаг предъявляет следующие основные требования. Выпуск долговых обязательств должен быть предусмотрен законодательством республики. Выпуск должен быть зарегистрирован уполномоченным федеральным органом в лице Министерства финансов России, должны соблюдаться установленные законом права инвесторов.
    Каждый субъект Российской Федерации дополняет вопросы законодательного регулирования, определение основных параметров долга эмиссии, долговых ценных бумаг своей нормативной базой. Существуют параметры, которые должны быть обязательно определены в законодательстве субъекта - эмитента долговых ценных бумаг.
    Эмиссия государственных ценных бумаг допускается только в случае утверждения законом субъекта о бюджете на текущий год следующих значений: предельного размера госдолга, привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета и расходов на обслуживание государственного долга.
    В соответствии с Федеральным законом "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" орган исполнительной власти субъекта утверждает "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг" в форме нормативных, правовых актов субъектов Российской Федерации. Также нормативным актом эмитент принимает "Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг", которые содержат важные нормы, регламентирующие порядок размещения и обращения ценных бумаг.
    Таким образом, основными документами, непосредственно регулирующими порядок размещения и обращения государственных ценных бумаг, являются "Генеральные условия эмиссии и обращения ценных бумаг", принимаемые в виде нормативных актов, и "Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг".
    Без осуществления государственной регистрации "Условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг" невозможно их размещение. Следовательно, соответствующая процедура является неотъемлемым элементом механизма регулирования рынка государственных ценных бумаг, который не только позволяет осуществлять предварительный контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации при эмиссии, но и создает информационную базу для текущего регулирования обращения государственных ценных бумаг.
    Реализация норм Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" диктует необходимость ежегодной регистрации в Министерстве финансов "Условий эмиссий и обращения государственных ценных бумаг" субъектом. Таким образом, выпуск даже однотипных бумаг требует неоднократного согласования их условий.
    Еще одной проблемой является нечеткость оснований для отказа в регистрации "Условий эмиссий и обращения государственных ценных бумаг". Согласно Федеральному закону "Об особенностях эмиссии и обращения государственных муниципальных бумаг" эмитенту может быть отказано в регистрации условий в случае нарушения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства о ценных бумагах.
    В связи с этим Министерством финансов России не только осуществляется полная проверка бюджетов субъекта Федерации на соответствующий финансовый год и за предыдущие финансовые годы, но и реализуется вся нормативная база субъекта, входящего в структуру бюджетного законодательства, и нередко поступают предложения о внесении в нее изменений. Все это приводит к увеличению длительности процедуры регистрации. Так, в Республике Карелия регистрация условий эмиссии в уполномоченном органе занимает около 1,5 мес. при установленных законодательством 30 днях. В текущем году с учетом изменений, которые мы вынуждены были внести в Закон о бюджетном процессе в Республике Карелия, подобная регистрация заняла более 4 мес.
    Таким образом, затяжные процедуры согласования условий эмиссии ставят под угрозу исполнение бюджетных проектов.
    Например, мы должны были размещать свой облигационный заем в апреле, на данный момент мы его готовы разместить только в июне, с учетом того, что процедура регистрации оказалась очень длинной. С подобной ситуацией в той или иной мере столкнулись и другие регионы.
    Анализ субфедеральных и муниципальных займов показывает значительное сокращение количества займов, размещенных в первом полугодии календарного года. Если в 2004 г. их было 10, то в 2006 г. за 5 мес. всего 3 субъекта смогли зарегистрировать условия при росте в целом количества за год, что также может косвенно свидетельствовать о проблемах регистрации. И если говорить о I кв., то в 2006 г. ни один субъект не смог провести регистрацию займа в России. То есть мы утратили самое, что называется, денежное время для привлечения инвестиций в регионы. Такая ситуация не может устраивать ни потенциальных инвесторов, которые упускают возможность в лучшие сроки разместить имеющиеся финансовые активы, ни, естественно, нас как субъектов, которые привлекают эти инвестиции.
    В целях устранения указанных недостатков представляется целесообразным установить неограниченный срок действия "Условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации", особенно если речь идет о размещении однотипных бумаг. Кроме того, следует упростить порядок регистрации и конкретизировать перечень оснований для отказа в регистрации "Условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг". Думаю, что внесение указанных новаций в федеральное законодательство позволит унифицировать условия эмиссии и обращения однотипных ценных бумаг одного эмитента и будет способствовать дальнейшему развитию рынка субфедеральных долговых обязательств.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Еще одна "голубая фишка"
Российский фондовый рынок: тенденции и перспективы
Дивидендная политика российских компаний
Риски по операциям РЕПО: в тихом омуте...
Новые паевые инвестиционные фонды и управляющие компании
Стабильный интерес к отрасли
Состояние рынка ОФБУ
Хедж-фонды: некоторые тенденции
Статистика рынка коллективных инвестиций
ВПК России: спасение в консолидации
Обзор материалов зарубежной прессы по эмиссии акций компании "Роснефть"
Опционы эмитента как средство долгосрочного вознаграждения менеджмента
Первое биржевое размещение инвестиционных паев в России
Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов
Движемся в ногу со временем
Совершенная технология "ППП"
Наведение мостов
Система управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга
Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы
Практика заимствований Республики Карелия
Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов
Управление свободными средствами бюджета Франции
Структура муниципального долга: кредитная политика или кредитное поведение?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100