Casual
РЦБ.RU

Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы

Август 2006


    В настоящее время в Москве сформировалась весьма эффективная система управления ресурсами бюджета. Ее основой стал принцип общего покрытия расходов, который заключается в оплате расходов бюджетополучателей из общей суммы средств на счетах по исполнению бюджета.

    Поквартальное планирование расходов бюджета Москвы осуществляется по заявкам бюджетополучателей, исходя из реальных потребностей в средствах в течение года, и практически без увязки с поступлением текущих доходов.
    Уже в прошлом году в Москве снят контроль за соблюдением квартальных лимитов, утвержденных бюджетной росписью по кодам классификации. Теперь контролируется только годовой лимит по статьям, общая сумма расходов, заявленная бюджетополучателями на квартал. При этом в случае необходимости общий лимит квартальных расходов может быть изменен по предложению самих главных распорядителей бюджетных средств.
    В этих условиях задача по обеспечению запланированных расходов денежными средствами становится задачей сугубо Московского городского казначейства и Комитета государственных заимствований.
    Решаются эти задачи путем прогнозирования движения денежных средств или, пользуясь банковской терминологией, кассового планирования на квартал при составлении планового графика поступления выплат на каждый день месяца. Плановая сумма ежедневных расходов определяется бюджетными организациями самостоятельно и сообщается финансовому органу - казначейству в заявительном порядке.
    На основании этих планов составляется график ликвидности бюджетного счета и формируется заявка по срокам и объему привлечения заемных средств. А при наличии излишков формируется предложение по долгосрочному погашению долговых обязательств и откупа ценных бумаг досрочно.
    Повышение ликвидности бюджета
    Создание системы управления денежными ресурсами бюджета, основанной на ежедневном планировании поступлений и выплат, требует применения гибких механизмов и одновременно гибких финансовых инструментов и инструментов финансового рынка. К сожалению, действующее законодательство не позволяет воспользоваться имеющимися инструментами для повышения эффективности управления как бюджетными ресурсами, так и ресурсами займа. Только в 2004 г. была внесена поправка, позволяющая размещать регионам-донорам временные свободные средства на депозитах в банках. В том же году Москва проводила эксперименты в этом направлении, и практически за год, к середине 2005 г., московский бюджет пополнился процентами по операциям в сумме более 1 млрд руб.
    В целях дальнейшего повышения результативности размещения свободных средств реализуется система по созданию конкурентной среды - это требование времени.
    В декабре прошлого года был проведен конкурс. Победителями стали Внешторгбанк, Сбербанк России и Банк Москвы. Вот они-то как раз пополнили московскую казну на 1 млрд руб.
    Должен сказать, что и создание конкурентной среды позволило прибавить азарта в достижение этих денежных сумм, потому что процентные ставки существенно возросли - в 1,5 раза. Если в декабре 2005 г. речь шла о 3,2% годовых, то сегодня эти показатели составляют уже 4,5-6,75% годовых.
    Существует проблема, связанная с реальной возможностью размещения денежных средств в надежных ценных бумагах, потому что на самом деле свободные деньги могли бы размещаться не только в качестве денег, но и непосредственно с использованием инструментов фондового рынка.
    Также проблемой является то, что наши бюджетополучатели не очень беспокоятся об освоении бюджетных ресурсов в течение планового периода, в течение года. Практически на декабрь перепадает 20% расходов бюджета всех бюджетополучателей, наверное, это не только московская особенность.
    Действительно, бюджетный интерес к привлеченным средствам распространяется прежде всего на I кв. любого года и, естественно, на конец года, т. е. на декабрь, поскольку именно тогда появляется вероятность того, что имеющихся бюджетных ресурсов может не хватить для экстренного и очень интенсивного (20% годовых назначений) использования в декабре. Тем не менее мы никак не можем преодолеть эту тенденцию, никакие административные меры (например, запрет на использование ранее сэкономленных ресурсов и т. д.) не работают. И в этом смысле мы находимся в определенной зависимости.
    Достигнуты довольно серьезные успехи, связанные с совершенствованием бюджетного законодательства Москвы. Наше городское законодательство совершило революционный рывок в прошлом году, осуществив две акции. Во-первых, приняли норму, разрешающую Правительству Москвы в ходе исполнения бюджета привлекать заемные средства, исходя из складывающейся конъюнктуры финансовых рынков независимо от фактического обеспечения текущих расходов и остатков средств на счетах бюджетов города. Во-вторых, одновременно с этим удалось добиться разрешения на использование свободных денежных средств на досрочное погашение долга при условии сокращения расходов по его обслуживанию.
    Две эти нормы уже к сегодняшнему дню привели к тому, что удалось сократить расходы бюджета, связанные с обслуживанием долговых обязательств, на 2,3 млрд руб. Кроме того, сам размер долга существенно уменьшился: с 103 млрд до почти 88 млрд руб. Цифры, мне кажется, впечатляют.
    Параллельно удалось на сумму 2,1 млрд руб. досрочно погасить те обязательства, которые относились к нашим долгам 2006-2007 гг.
    Законодательные ограничения
    Нам представляется, что, несмотря на эту относительную победу в рамках городского законодательства, все-таки инструментов, действительно, недостаточно. Но перспектива для дальнейшего уточнения городского законодательства все-таки существует. На этом пути у нас есть только одно препятствие - федеральное законодательство. Вот там прежде всего и следует искать перспективы дальнейшего совершенствования, возможность определения новых инструментов, апеллирования к бюджетным и заемным ресурсам.
    Ну, например, такая организационная мелочь. Что стоит расширить в Бюджетном кодексе положение о том, кто занимается управлением государственным долгом, - там записан только финансовый орган. На самом деле практика показывает, что не только финансовый орган может и должен заниматься этими вопросами. Возьмите конструкцию управления госдолгом в Москве. Действительно, невозможно только финансовым органам обеспечить подобное управление.
    В Санкт-Петербурге выстроили другую конструкцию управления госдолгом. Она тоже в качестве участников процедур, связанных с управлением государственным долгом, предусматривает не только финансовый орган. То есть жизнь показывает, что принять норму к исполнению не очень возможно. Тем не менее эта норма остается, исправить ее ничего не стоит, но на самом деле этого исправления нет.
    Актуализация проблематики и тематики, связанных с управлением госдолгом в Москве, привела к некоторым организационным новациям, например, даже внутри Департамента финансов г. Москвы.
    В частности, принято решение о том, чтобы казначей, являясь первым заместителем руководителя Департамента, одновременно курировал вопросы как формирования, так и исполнения Городской программы заимствований.
    Раньше он все время находился в положении абсолютно зависимого человека, потому что, как только нужно исполнять ту или иную позицию программы заимствований, он наталкивался на сопротивление со стороны казначеев, которые говорили: "У нас много денег, зачем нам в этих условиях занимать?" Комитет государственных заимствований говорит: "Слушайте, сейчас на финансовом рынке подходящая конъюнктура, самое время занимать".
    Время проходит, мы не занимаем, потому что бюджетная конъюнктура не подсказывает таких действий. После того как с ее стороны поступила подсказка, выяснилось, что заем стоит уже дороже. Такое положение удалось устранить после того, как в одни руки была вручена ответственность и за исполнение бюджета, и за исполнение программы заимствований. Сосредоточение полномочий в руках одного человека вполне оправданно, что подтверждается каждый день.
    Распространение опыта
    Муниципальные образования могли бы действовать по образцу функционирования бюджета субъектов Федерации. В Бюджетном кодексе про это ничего не сказано. Возможно несколько вариантов новаций:
    1. Распространить на субъекты местного самоуправления те правомочия в сфере управления свободными ресурсами бюджета, которые есть у субъектов Федерации.
    2. Если муниципалитеты готовы доверить свои свободные остатки во временную эксплуатацию субъектам Федерации с соответствующим доходом, то можно на основании соглашений такую норму предусмотреть и позволить субъектам Федерации работать с обязательствами МО. Привнести еще и проценты, пользуясь полномочиями, которые есть у субъектов Федерации.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Еще одна "голубая фишка"
Российский фондовый рынок: тенденции и перспективы
Дивидендная политика российских компаний
Риски по операциям РЕПО: в тихом омуте...
Новые паевые инвестиционные фонды и управляющие компании
Стабильный интерес к отрасли
Состояние рынка ОФБУ
Хедж-фонды: некоторые тенденции
Статистика рынка коллективных инвестиций
ВПК России: спасение в консолидации
Обзор материалов зарубежной прессы по эмиссии акций компании "Роснефть"
Опционы эмитента как средство долгосрочного вознаграждения менеджмента
Первое биржевое размещение инвестиционных паев в России
Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов
Движемся в ногу со временем
Совершенная технология "ППП"
Наведение мостов
Система управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга
Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы
Практика заимствований Республики Карелия
Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов
Управление свободными средствами бюджета Франции
Структура муниципального долга: кредитная политика или кредитное поведение?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100