Casual
РЦБ.RU

Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов

Август 2006


    Среди достаточно широкого круга проблем, неизбежно сопровождающих введение и становление новых экономико-правовых конструкций, вопросы налогообложения деятельности в рамках таких институтов особенно актуальны. Развитие налогового законодательства традиционно отстает от темпов развития гражданско-правовых феноменов, и ярким примером этого являются паевые инвестиционные фонды. Между тем по-настоящему развитой новая институциональная модель становится при условии закрепления адекватного налогового регулирования. Наличие правовых рисков в этой области препятствует вхождению на российский рынок коллективных инвестиций многих потенциальных инвесторов и организаторов соответствующих программ.

    Управление имуществом паевых инвестиционных фондов (ПИФов) имеет существенные особенности, отличающие его от обычных договоров доверительного управления, регулируемых нормами гл. 53 Гражданского кодекса РФ. Эта специфика определена Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - ФЗ "Об ИФ"). В этой связи возникает много вопросов о налогообложении в рамках деятельности ПИФов, обусловленных наличием пробелов в налоговом законодательстве в этой сфере (последнее традиционно "на шаг", а то и более отстает от динамичного развития гражданско-правовых институтов). Фискальные органы - ФНС России и Минфин РФ, получая соответствующие запросы хозяйствующих субъектов, постепенно пытаются восполнить существующие пробелы путем толкования норм Налогового кодекса РФ, высказывая собственную позицию и определяя тем самым соответствующую административную практику. Рассмотрим основные разъяснения и напомним существенные моменты, которые необходимо принимать во внимание.
    В соответствии со ст. 10 ФЗ "Об ИФ" паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, во-первых, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления и, во-вторых, полученного в процессе такого управления. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, принадлежит учредителям управления (пайщикам) на праве общей долевой собственности (согласно ст. 11 ФЗ "Об ИФ" имущество передается в состав ПИФа с условием его объединения с собственностью иных учредителей), при этом запрещаются раздел имущества ПИФа и выделение доли.
    Долю пайщика в праве собственности на имущество, составляющее ПИФ, удостоверяет бездокументарная ценная бумага эмиссионного типа1 (инвестиционный пай), которая закрепляет также право требования от управляющей компании надлежащего доверительного управления фондом и право на получение денежной компенсации при погашении пая. Инвестиционные паи свободно обращаются как на биржевом, так и на внебиржевом рынках.

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ / ДОХОДЫ

    Наиболее интересна и в то же время наименее спорна ситуация с налогом на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ). Общая позиция фискальных органов на этот счет изложена в Письме Минфина РФ от 25 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/153 (далее - Письмо № 03-03-01-04/1/153). Согласно ст. 246 НК РФ плательщик налога на прибыль - организация (юридическое лицо), значит, ПИФ (как имущественный комплекс без создания юридического лица) в принципе не может быть плательщиком каких-либо налогов. Также доходы от управления имуществом ПИФа не составляют экономической выгоды для доверительного управляющего2, т. е. управляющая компания не является плательщиком налога с прибыли, которая образуется в фонде. Бенефициарами управления являются пайщики, однако их имущественные притязания выражены в ценной бумаге (инвестиционном пае), и, следовательно, особенности налогообложения - это сфера применения ст. 280 НК РФ "Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами".
    В соответствии со ст. 280 НК РФ владелец ценных бумаг - юридическое лицо уплачивает налог на прибыль с дохода при реализации или ином выбытии, в том числе при погашении ценных бумаг, учитываемом в цене реализации или погашения за вычетом принимаемых к учету расходов (цены и расходов на приобретение, затрат на ее реализацию, скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев).
    Таким образом, прирост стоимости имущества ПИФа в период его деятельности налогом на прибыль не облагается3.
    Данная позиция применительно к ПИФам недвижимости отражена в Письме УФНС по г. Москве от 16 декабря 2004 г. № 26-12/81335 (далее - Письмо № 26-12/81335) (т. е. поступающие в такой фонд арендные платежи и доходы от реализации недвижимости не подлежат обложению налогом на прибыль). В отношении дивидендов по акциям, находящимся в составе ПИФа, эта особенность учтена положением абз. 2 п. 11.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Данный документ был утвержден Приказом Минфина РФ от 7 февраля 2006 г. № 24н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения", о чем Минфин дополнительно пояснил также в Письме от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/119.
    Основанием для уплаты налога на прибыль у пайщика - юридического лица служит реализация или иное выбытие пая, в том числе его погашение, а также выплата периодического дохода, который согласно ст. 14 ФЗ "Об ИФ" возможен в ПИФах закрытого типа. Доход учитывается пайщиком в составе внереализационных доходов, что следует из специфики ст. 250 НК РФ (см. Письмо № 03-03-01-04/1/153). При определении доходов и расходов в целях расчета налоговой базы по операциям с ценными бумагами, в частности с инвестиционными паями, следует руководствоваться п. 2 ст. 280 НК РФ. Таким образом, в самой общей форме можно сказать, что налог на прибыль исчисляется и уплачивается пайщиком с разницы между ценой реализации или погашения пая и расходами на его приобретение и реализацию4.
    Отдельного внимания со стороны фискальных органов заслужил вопрос об особенностях операций, связанных с формированием фондов. Это касается ПИФов закрытого типа, оплата паев которых на стадии формирования (образования фонда) возможна имуществом, которое может включаться в состав фонда соответствующей категории (например, при формировании закрытого ПИФа недвижимости инвестор может вносить в состав фонда не только деньги, но и недвижимое имущество). Инвестор получает паи, равные оценочной стоимости внесенного имущества, выясняемой в ходе оценки независимым оценщиком. Естественно, что оценочная стоимость может оказаться выше или ниже стоимости имущества по данным налогового учета. Возникает вопрос, является ли имущество, вносимое в закрытый ПИФ и оцененное на большую сумму, объектом налогообложения? И может ли инвестор признать убыток в целях налогообложения прибыли при внесении имущества, оцененного на меньшую сумму?
    По мнению финансовых и налоговых органов, выраженному соответственно в Письме Минфина РФ от 30 мая 2006 г. № 03-03-04/1/485 (об оплате первично размещаемых паев ценными бумагами) и Письме № 26-12/81335 (об оплате первично размещаемых паев недвижимостью), внесение имущества в фонд (подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ) не является реализацией, поскольку такая передача имущества носит инвестиционный характер. Соответственно, не возникает основания для образования базы для налога на прибыль (образования соответствующих убытков). Применительно к иным категориям закрытых фондов эта правовая позиция была сформулирована как общее правило (со ссылкой на ст. 39 и п. 1 ст. 277 НК РФ) в Письме Минфина РФ от 30 марта 2006 г. № 03-03-02/74.
    Аналогично (гл. 23 НК РФ) не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) прирост стоимости паев ПИФа, в состав которого входят пайщики - физические лица. В Налоговом кодексе имеются и специальные положения (ст. 214.1), которые устанавливают особенности налогообложения доходов по операциям физических лиц с ценными бумагами, в том числе инвестиционными паями. Однако в этом случае также возникают некоторые вопросы. В частности, обращает внимание особенность исчисления НДФЛ, а именно возможность уменьшения налогооблагаемого дохода, в первую очередь на документально подтвержденные расходы по приобретению, реализации и хранению ценных бумаг, фактически произведенные налогоплательщиком (см. Письмо УМНС РФ по г. Москве от 24 января 2002 г. № 27-11а/3829 и Письмо Минфина РФ от 22 августа 2002 г. № 04-04-06/175). При этом на основании Письма Минфина РФ от 7 декабря 2004 г. № 03-05-01-05/47 налоговый вычет в размере 125 тыс. руб., предусмотренный абз. 1 подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ может производиться, только если расходы не могут быть подтверждены документально (абз. 15 п. 3 ст. 214.1 НК РФ).
    Однако следует иметь в виду, что согласно кодексу с 1 января 2007 г. использование в отношении ценных бумаг вычета по ст. 220 НК РФ будет исключено (Федеральный закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах").
    В состав расходов, уменьшающих облагаемый доход (кроме общих расходов, указанных в абз. 3 п. 3 ст. 214.1 НК РФ), включаются также расходы, возмещаемые управляющей компании ПИФа, а также надбавка к стоимости пая, оплаченная при приобретении пая в ходе размещения.
    Одним из наиболее неоднозначных в этой области оказался вопрос с налоговым агентированием. На практике многие управляющие компании не исчисляют и не удерживают НДФЛ, ограничиваясь предоставлением соответствующих справок пайщикам для составления налоговой декларации.
    Между тем в абз. 16 и 17 п. 3 ст. 214.1 НК РФ, устанавливающих порядок осуществления вычетов из доходов, управляющая компания ПИФа упомянута среди прочих источников дохода, на основании чего рассчитывается и уплачивается НДФЛ в бюджет, т. е. среди налоговых агентов. Минфин РФ в своем Письме от 25 мая 2004 г. № 04-04-06/113 недвусмысленно указал, что "в соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговыми агентами признаются _ управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд". Ранее в Письме УМНС РФ по г. Москве от 24 января 2002 г. № 27-11а/3829, комментирующем особенности налогообложения доходов пайщиков - физических лиц, указывалось, что "уплата налога производится организацией, выплачивающей соответствующий доход, по окончании налогового периода или при осуществлении выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода, либо налогоплательщиком по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства". Также в Письмах Минфина РФ от 16 февраля 2006 г. № 03-05-01-04/31 и от 15 февраля 2006 г. № 03-05-01-04/30, комментирующих правила налогообложения при обмене паев, управляющая компания названа как налоговый агент.
    Естественно, это правило не распространяется на продажу паев на вторичном рынке, где управляющая компания в отношениях не участвует и налоговым агентом быть не может.
    Таким образом, конструкция ПИФ, основанная на институтах доверительного управления и праве общей долевой собственности пайщиков, удостоверенном ценной бумагой, может выступать своего рода инструментом налогового планирования.
    При традиционном инвестировании, долговом (облигации, векселя кредиты) или корпоративном (акции АО, доли в ООО), налогообложение происходит следующим образом:
    1) на уровне лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (института, через который осуществляются инвестиции) - на стадии осуществления им деятельности и получения дохода;
    2) на уровне инвестора - на стадии извлечения инвестиций или получения дохода от "опосредующей структуры".
    В коллективном инвестировании действует принцип "сквозного" или "прозрачного" налогообложения. При использовании ПИФа (не являющегося юридическим лицом) как института, через который осуществляются инвестиции, государство взыскивает свой "фискальный доход" только на уровне инвестора, т. е. не происходит указанного выше традиционного "мультиналогообложения" и возникает чрезвычайно выгодный эффект "отложенного налогообложения". Взимание налога на прибыль и НДФЛ происходит только на этапе изъятия средств из фонда, а реинвестирование доходов ПИФа дает значительную экономию на указанных налогах.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

    Пожалуй, максимальный накал имели дискуссии вокруг уплаты налога на добавленную стоимость по операциям с имуществом, составляющим паевые инвестиционные фонды (в основном фонды недвижимости). Однако с введением в действие с 1 января 2006 года ст. 174.1 "Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации"5 споры в значительной мере утихли.
    Следует отметить, что возобладала точка зрения фискальных органов, отстаивавших необходимость уплаты НДС при совершении соответствующих операций. По их мнению, уплата налога вменялась в обязанность управляющей компании, при этом средством платежа должно служить имущество ПИФа (см.: Письмо МНС России от 4 ноября 2002 г. № БК-9-03/280, Письмо Минфина России от 6 апреля 2005 г. № 03-04-11/75, Письма УМНС России по г. Москве от 30 апреля 2004 г. № 11-14/29802, от 28 мая 2004 г. № 24-11/35905 и от 30 августа 2004 г. № 24-11/55864).
    Статья 174.1 четко ответила на главный вопрос, который ставила практика, возражавшая официальным разъяснениям: кто является плательщиком НДС?6 С 1 января 2006 г. упомянутым налогоплательщиком напрямую признается доверительный управляющий со всеми вытекающими отсюда последствиями: при реализации товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав доверительный управляющий обязан выставлять контрагентам (арендаторам, покупателям) от своего имени соответствующие счета-фактуры с указанием своего ИНН. При этом управляющему предоставляется имущественный вычет на основании полученных им счетов-фактур. Учет ведется раздельный: по самой управляющей компании и по каждому фонду в отдельности.
    Поскольку законодателем была реализована правовая позиция фискальных органов, следует полагать, что официальные мнения, высказанные Минфином и ФНС/МНС до введения ст. 174.1 НК РФ, также следует принимать во внимание. Так, имеется ряд специальных рекомендаций в отношении закрытых фондов недвижимости, в частности управляющие "рентными"7 ПИФами должны уплачивать НДС, полученный в составе арендных платежей (Письма Минфина РФ от 6 августа 2004 г. № 03-06-01-04/02 и от 11 октября 2004 г. № 03-04-11/162), управляющие "строительными"8 ПИФами - НДС, полученный в цене уступки прав требований по инвестиционным строительным контрактам (совместное Письмо МНС РФ № 01-3-03/666 и Минфина РФ № 01-СШ/45 от 10 июня 2004 г. "О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов" и Письмо УМНС РФ по г. Москве от 5 июля 2004 г. № 24-14/44072).
    Разъясняя особенности использования вычетов из налога, Минфин в Письме от 26 июля 2005 г. № 03-04-11/179 пояснил, что суммы НДС, уплаченные управляющим в составе эксплуатационных расходов и расходов на реконструкцию, связанных с недвижимым имуществом в фонде, принимаются к вычету в установленном порядке.
    Актуальным остается вопрос об обложении НДС операций, связанных с формированием ПИФа. Руководствуясь, во-первых, тем, что передача имущества в фонд носит инвестиционный характер и в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ, услуг (Письмо Минфина РФ от 6 августа 2004 г. № 03-06-01-04/02), а во-вторых, тем, что "передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему" (Письмо Минфина РФ от 11 октября 2004 г. № 03-04-11/162), Минфин указал, что передача имущества в фонд при его формировании налогом на добавленную стоимость не облагается. Таким образом, при формировании фонда управляющая компания не получает от учредителей ПИФа (будущих пайщиков) счета-фактуры, а следовательно, не подлежит оплате НДС со стоимости инвестиционных паев, полученных инвесторами "в обмен" на внесенное в фонд имущество, и у фонда не возникает так называемого "входящего НДС", который в дальнейшем можно было бы принять к вычету.
    В Письмах Минфина РФ от 11 октября 2004 г. № 03-04-11/162 и от 26 июля 2005 г. № 03-04-11/179 отмечается, что вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления имуществом на основании положений ст. 39 и 146 НК РФ, является оплатой за его услуги по управлению и облагается налогом на добавленную стоимость в установленном порядке.
    Появление ст. 174.1 в Налоговом кодексе внесло значительную определенность в вопросе применения НДС к рассматриваемым отношениям. При этом следует признать рациональность избранного законодателем варианта. Во-первых, сделки с имуществом ПИФов по экономическим соображениям должны облагаться НДС, поскольку такое имущество не оседает у конечных потребителей, а, наоборот, активно используется в коммерческом обороте, создавая "добавленную стоимость". Во-вторых, управляющая имуществом паевого фонда компания не стала "проблемным" контрагентом, который выставлял бы счета без НДС и не создавал бы противоположной стороне "входящий НДС", тем самым снижая свою привлекательность в качестве партнера по договору.

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

    В основе нормативного регулирования налога на имущество организаций, актуального в настоящее время в рамках отношений по управлению закрытыми ПИФами недвижимости, лежат нормы гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ. Несмотря на наличие ст. 378 НК РФ "Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление", ситуация с данным налогом остается наиболее неопределенной.
    Мнение налоговой и финансовой служб заключается в том, что данные отношения полежат регулированию в рамках ст. 378 (см.: Письма Минфина РФ от 19 июля 2004 г. № 03-06-06/85, от 6 августа 2004 г. № 03-06-01-04/02, от 17 августа 2004 г. № 03-06-01-04/09 и от 25 ноября 2004 г. № 03-03-01-04/1/153, совместное Письмо МНС РФ № 01-3-03/666 и Минфина РФ № 01-СШ/45 от 10 июня 2004 г. "О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов", Письмо УМНС РФ по г. Москве от 5 июля 2004 г. № 24-14/44072 "О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов"), т. е. имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления.
    Таким образом, налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении имущества, составляющего ПИФ, являются организации, признаваемые учредителями доверительного управления, т. е. владельцы инвестиционных паев, которые устанавливаются на основании данных лицевых счетов в реестре пайщиков. Владельцы паев производят исчисление и уплату налога на имущество организаций самостоятельно пропорционально стоимости их инвестиционных паев.
    При этом управляющая компания на основании положений Федерального закона "Об ИФ" и ст. 377 НК РФ обязана для целей налогообложения сообщать каждому налогоплательщику-организации сведения об остаточной стоимости имущества и о доле в общем имуществе пайщиков. Следует заметить, что в указанной статье речь идет исключительно об "особенностях определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности)" и не упоминается доверительное управление и тем более ПИФы.
    Однако имеется и более существенная проблема. На налоговые правоотношения оказывает влияние гражданско-правовой эффект "удвоения собственности", выражающийся в следующем:
    1) пайщики - долевые собственники имущества фонда (в том числе недвижимости);
    2) пайщики - собственники ценной бумаги, хоть и бездокументарной (инвестиционного пая).
    В этой коллизии мнение налоговых органов базируется на первом факте,
    а практикующих аудиторов и юристов - на втором. И мнение практиков с формальной точки зрения здесь более убедительно.
    Имущество, переданное в доверительное управление в паевой фонд, учитывают по балансу в составе не основных средств (поскольку не могут быть выполнены условия учета, установленные п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"), что необходимо для определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций (ст. 374 НК РФ), а финансовых вложений - в качестве ценной бумаги. Это обосновано п. 2 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Поскольку пайщик не имеет оснований на отражение в бухгалтерском учете имущества как объекта (объектов) основных средств, он может не уплачивать данный налог.
    Не следует положительно оценивать вывод имущества из состава налогообложения по таким формальным основаниям, особенно учитывая противоположный взгляд фискальных органов. Однако к заботам государства следует отнести совершенствование налогового законодательства в целях адекватного отражения развивающихся хозяйственных отношений.
    Возможно, будет рациональнее (учитывая, например, схожую логику в отношении НДС) признать налогоплательщиком управляющую компанию, а источником для уплаты налога - имущество ПИФа (что решит проблему и установления плательщика, и определения налоговой базы, при этом налоговая нагрузка останется на плечах реальных собственников - пайщиков).
    Приведенные выше совместное Письмо МНС РФ № № 01-3-03/666 и Минфина РФ № 01-СШ/45 от 10 июня 2004 г. "О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов", Письмо УМНС РФ по г. Москве от 5 июля 2004 г. № 24-14/44072 "О порядке налогообложения паевых инвестиционных фондов" дают разъяснения, в том числе, и по вопросу обложения налогом на имущество физических лиц.
    Согласно п. 2 ст. 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" если имущество, признаваемое объектом налогообложения (т. е. на основании ст. 2 недвижимость), находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
    В связи с этим возникает проблема, вызванная эффектом "удвоения собственности". Однако такого формального основания для оспаривания позиции фискальных органов, какое наблюдается в отношении налога на имущество организаций, нет.
    Исходя из Закона № 2003-1, налог для физических лиц - собственников недвижимости исчисляется налоговыми органами по ставкам, установленным органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
    Таким образом, физические лица, обладающие долями в праве общей собственности, т. е. владельцы инвестиционных паев, должны уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении жилых домов, квартир, дач и иных строений, помещений и сооружений, включенных в собственность ПИФов. Сумма исчисленного налога лиц уплачивается каждым из пайщиков, сособственников недвижимости в составе ПИФа, соразмерно их доле в этом имуществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Приведенный материал свидетельствует о большом количестве вопросов о налогообложении в сфере деятельности паевых инвестиционных фондов. Однако, несмотря на некоторые проблемы, актуальные главным образом для закрытых фондов недвижимости, в целом можно констатировать наличие достаточно льготного налогового режима работы при использовании института ПИФов.
    Возможность на значительный (до 15 лет) срок откладывать уплату налога на прибыль (или налога на доходы физических лиц) - эффективный способ облегчить налоговое бремя. В то же время необходимость оплаты таких налогов, как НДС и налоги на имущество, при использовании ПИФов в рамках работы с реальными активами (прежде всего с недвижимостью) не должна рассматриваться как недостаток конструкции. ПИФы - не инструмент уклонения от уплаты налогов, а новая для России форма организации инвестиционного процесса, позволяющая использовать договорную модель доверительного управления и преимущества ценных бумаг эмиссионного (стандартного) характера для реализации программ коллективного инвестирования путем привлечения финансирования на фондовых и иных открытых рынках.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Еще одна "голубая фишка"
Российский фондовый рынок: тенденции и перспективы
Дивидендная политика российских компаний
Риски по операциям РЕПО: в тихом омуте...
Новые паевые инвестиционные фонды и управляющие компании
Стабильный интерес к отрасли
Состояние рынка ОФБУ
Хедж-фонды: некоторые тенденции
Статистика рынка коллективных инвестиций
ВПК России: спасение в консолидации
Обзор материалов зарубежной прессы по эмиссии акций компании "Роснефть"
Опционы эмитента как средство долгосрочного вознаграждения менеджмента
Первое биржевое размещение инвестиционных паев в России
Налогообложение в ПИФах. Разъяснения фискальных органов
Движемся в ногу со временем
Совершенная технология "ППП"
Наведение мостов
Система управления ликвидностью бюджета Санкт-Петербурга
Практика управления ресурсами бюджета и государственным долгом г. Москвы
Практика заимствований Республики Карелия
Инвестиционные потребности и кредитные риски российских регионов
Управление свободными средствами бюджета Франции
Структура муниципального долга: кредитная политика или кредитное поведение?

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100