РЦБ.RU

Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении

Август 2006


    Сохранение конкурентных позиций российской автомобильной промышленности в настоящее время в значительной степени зависит от модернизации производства и обновления модельного ряда.

УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ - ИНВЕСТИЦИИ

    Автомобильная промышленность современной России представлена несколькими сотнями предприятий, производящих автокомпоненты и готовые автомобили. При этом около 70% выручки от реализации продукции отрасли принадлежит 3 крупнейшим производителям - ОАО "АвтоВАЗ", группе "ГАЗ" и ОАО "КАМАЗ" - лидерам по производству готовых автомобилей (табл. 1). Эти же предприятия являются и ведущими инвесторами в отрасли.
    Предприятия отрасли ежегодно производят около 20% от объема производства в машиностроении и обеспечивают 14% рабочих мест в машиностроительном комплексе. Особенностью автомобильной промышленности является то, что она предъявляет спрос на ресурсы и материалы, производимые смежными отраслями для производства автомобилей и автокомпонентов, а также на обслуживание автотранспорта и тем самым стимулирует рост производства и создание рабочих мест в металлургии, химической промышленности, электроэнергетике, секторе транспортных услуг, автосервисе и других отраслях.
    Сегодня для сохранения рыночных позиций отрасли необходимы модернизация производства и обновление модельного ряда. Но объемы инвестиций в основной капитал отрасли все еще остаются недостаточными для обновления производственных мощностей. По оценкам, в 2004 г. инвестиции в основной капитал автомобильной промышленности составили менее 14 млрд руб. В расчете на 1 руб. оборота этот уровень инвестиций почти в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, и в 1,5 раза ниже, чем в среднем по обрабатывающей промышленности (рис. 1).
    Инвестиции в основной капитал осуществляются главным образом крупными предприятиями. В 2004 г. более 70% отраслевых инвестиций приходилось на ОАО "АвтоВАЗ".
    Аналогичная картина складывается и в отношении НИОКР. По оценкам, лидером по инновационным расходам является ОАО "АвтоВАЗ", ежегодно вкладывающий в НИОКР 2,5 млрд руб. В то же время эти затраты почти в 15 раз меньше расходов на аналогичные цели, произведенными ведущими мировыми производителями (табл. 2).
    Недостаточный уровень инвестиций и инноваций в отрасли отражается на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Это вызывает неопределенность в развитии отрасли, связанную с риском замещения отечественной продукции импортом.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

    Несмотря на снижение ставок основных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль) в 2002-2005 гг. и выполнение ряда мероприятий, предусмотренных в отношении налоговой политики в Концепции развития российской автомобильной промышленности, налоговая нагрузка на предприятия отрасли остается достаточно высокой. Это является одной из причин недостаточной инвестиционной активности в отрасли.
    За 2004 г. начисленные обязательства предприятий автомобильной промышленности перед бюджетами всех уровней составили около 23 млрд руб., что в 1,5 раза превышает объем средств, направленных отраслью на инвестиции в основной капитал. Фактическая налоговая нагрузка на отрасль оказывается еще выше, поскольку большинство предприятий отрасли продолжают погашение налоговой задолженности за прошлые годы. Таким образом, накопленная налоговая задолженность увеличивает налоговую нагрузку на 7-8% в год (рис. 2).
    На 3 основных налога - НДС, ЕСН и налог на прибыль - приходится 3/4 налоговой нагрузки на предприятия автомобильной промышленности. При этом нагрузка по НДС и ЕСН на отрасль оказывается выше, чем в среднем по экономике (рис. 3).
    Суммарные налоговые отчисления предприятий отрасли достигают 40-50% добавленной стоимости, создаваемой предприятиями (рис. 4).
    Высокий уровень налоговой нагрузки связан с особенностями работы автомобилестроения. Во-первых, автомобильная техника представляет собой продукт глубокой переработки сырья, что обусловливает высокий уровень добавленной стоимости и, соответственно, высокую нагрузку по НДС1.
    Во-вторых, автомобилестроение - это трудоинтенсивное производство, в котором уровень заработной платы недостаточно высок для использования регрессии по ЕСН (несмотря на то, что заработная плата в отрасли выше среднего уровня по экономике).
    В-третьих, созданию повышенной налоговой нагрузки на отрасль способствуют также расположение предприятий в промышленно развитых районах (что увеличивает земельный налог), использование масштабных производственных площадей (связано с налогом на имущество), наличие налоговой задолженности за прошлые периоды и другие факторы.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

    В рамках существующей налоговой системы предприятия-инвесторы несут почти такую же налоговую нагрузку, что и предприятия, не занимающиеся инвестициями. Это характерно не только для автомобильной промышленности, но и для экономики в целом. Из широкого перечня налоговых стимулов, используемых в зарубежной практике для поощрения предприятий-инвесторов, в российской налоговой системе в полной мере реализованы только ускоренная амортизация и амортизационная премия. Остальные налоговые стимулы либо не предусмотрены, либо их правоприменение сдерживается ограничениями, связанными с налоговым администрированием или с особенностями бюджетного процесса (табл. 3).
    Для автомобильной промышленности недостаточная распространенность налоговых стимулов отражена в расчете эффективных ставок основных налогов, которые близки к номинальным ставкам соответствующих налогов. В 2004 г. средняя эффективная ставка по НДС для автомобильной промышленности составляла 17%, по налогу на прибыль - 22%, по ЕСН - 29%2.
    Примеры отдельных предприятий автомобильной промышленности указывают на высокую чувствительность инвестиций и расходов на НИОКР к уровню налогообложения. Так, по данным ОАО "ГАЗ" за 2003-2004 гг., увеличение налоговой нагрузки на 1% привело к сокращению инвестиций в основной капитал на 5,5% и сокращению расходов на НИОКР на 3,8%. Несмотря на упрощенность таких расчетов, их результаты при прочих равных условиях могут свидетельствовать о высоком потенциале налогового стимулирования инвестиций и инноваций в отрасли.
    Задача модернизации российской автомобильной промышленности и других обрабатывающих отраслей требует усиления стимулирующей функции налоговой системы, воздействующей на инвестиционно и инновационно активные предприятия. Расширение этой функции возможно за счет введения дополнительных налоговых стимулов, связанных с инвестициями и НИОКР, по налогу на прибыль, ЕСН и налогу на имущество, что окажет стимулирующее воздействие не только на автомобильную промышленность, но и предприятия других отраслей экономики.

    Список источников
    1. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Е. В. Погребняк, А. Р. Белоусов, Б. В. Кузнецов и др. М.: Альпина Паблишер, 2002.
    2. Автомобильный рынок России: Информационно-аналитическое издание. 2005.
    3. Годовой отчет ОАО "ГАЗ" за 2004 г. / http://www.gaz.ru.
    4. Годовой отчет ОАО "КАМАЗ" за 2004 г. / http://www.kamaz.net.
    5. Ежеквартальные отчеты ОАО "АвтоВАЗ" за 2004-2005 гг. / http://www.lada-auto.ru.
    6. Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности. М., 2004.
    7. Российский статистический ежегодник. 2005: Статистический сб. / Росстат. М., 2006.
    8. PricewaterhouseCoopers Global Automotive Financial Review, 2002-2004 / www.pwc.com.
    9. United Nations Industrial Development Organization. The Global Automotive Industry Value Chain: What Prospects for Upgrading by Developing Countries. 2003.
    E-mail автора: kononova@icss.ac.ru.



  • Рейтинг
  • 0
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Конфликт за рубежом неизбежен
Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
Социально значимые проекты
"Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
Яблоко раздора
Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
Улучшения в корпоративном праве
Раскрытие = disclosure?
Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
Российский автопром: на пороге перемен
Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
Особенности российских недружественных поглощений
Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе

Раздел не найден.

Актуальные темы    
Екатерина Трофимова
Реализация рейтинговой реформы в России: «импортодополнение», а не «импортозамещение»
Интервью с главой национального Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Екатериной Трофимовой
Михаил Ханов
Научный метод инвестирования
Интервью с управляющим директором инвестиционной компании «Норд Капитал» Михаилом Хановым
Уран Абдынасыров
Тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг Кыргызской Республики
В статье представлены результаты исследования текущего состояния фондового рынка Кыргызской Республики. На основе анализа статистических данных дана оценка различным аспектам деятельности организованного рынка, рассмотрены основные современные тенденции и перспективные направления развития рынка ценных бумаг Кыргызской Республики
Юрий Голицын
«Побудить Россию осуществить заем» (российские ценные бумаги за рубежом в XIX — начале XX вв.)
Впервые российские ценные бумаги начали обращаться за рубежом во второй половине XVIII в. Таким местом стала Амстердамская биржа, после того как в 1769 г. императрицей Екатериной II в Голландии был размещен первый внешний заем Российской империи
Все публикации →
  • Rambler's Top100