Casual
РЦБ.RU

Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении

Август 2006


    Сохранение конкурентных позиций российской автомобильной промышленности в настоящее время в значительной степени зависит от модернизации производства и обновления модельного ряда.

УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ - ИНВЕСТИЦИИ

    Автомобильная промышленность современной России представлена несколькими сотнями предприятий, производящих автокомпоненты и готовые автомобили. При этом около 70% выручки от реализации продукции отрасли принадлежит 3 крупнейшим производителям - ОАО "АвтоВАЗ", группе "ГАЗ" и ОАО "КАМАЗ" - лидерам по производству готовых автомобилей (табл. 1). Эти же предприятия являются и ведущими инвесторами в отрасли.
    Предприятия отрасли ежегодно производят около 20% от объема производства в машиностроении и обеспечивают 14% рабочих мест в машиностроительном комплексе. Особенностью автомобильной промышленности является то, что она предъявляет спрос на ресурсы и материалы, производимые смежными отраслями для производства автомобилей и автокомпонентов, а также на обслуживание автотранспорта и тем самым стимулирует рост производства и создание рабочих мест в металлургии, химической промышленности, электроэнергетике, секторе транспортных услуг, автосервисе и других отраслях.
    Сегодня для сохранения рыночных позиций отрасли необходимы модернизация производства и обновление модельного ряда. Но объемы инвестиций в основной капитал отрасли все еще остаются недостаточными для обновления производственных мощностей. По оценкам, в 2004 г. инвестиции в основной капитал автомобильной промышленности составили менее 14 млрд руб. В расчете на 1 руб. оборота этот уровень инвестиций почти в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, и в 1,5 раза ниже, чем в среднем по обрабатывающей промышленности (рис. 1).
    Инвестиции в основной капитал осуществляются главным образом крупными предприятиями. В 2004 г. более 70% отраслевых инвестиций приходилось на ОАО "АвтоВАЗ".
    Аналогичная картина складывается и в отношении НИОКР. По оценкам, лидером по инновационным расходам является ОАО "АвтоВАЗ", ежегодно вкладывающий в НИОКР 2,5 млрд руб. В то же время эти затраты почти в 15 раз меньше расходов на аналогичные цели, произведенными ведущими мировыми производителями (табл. 2).
    Недостаточный уровень инвестиций и инноваций в отрасли отражается на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Это вызывает неопределенность в развитии отрасли, связанную с риском замещения отечественной продукции импортом.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ

    Несмотря на снижение ставок основных налогов (НДС, ЕСН, налога на прибыль) в 2002-2005 гг. и выполнение ряда мероприятий, предусмотренных в отношении налоговой политики в Концепции развития российской автомобильной промышленности, налоговая нагрузка на предприятия отрасли остается достаточно высокой. Это является одной из причин недостаточной инвестиционной активности в отрасли.
    За 2004 г. начисленные обязательства предприятий автомобильной промышленности перед бюджетами всех уровней составили около 23 млрд руб., что в 1,5 раза превышает объем средств, направленных отраслью на инвестиции в основной капитал. Фактическая налоговая нагрузка на отрасль оказывается еще выше, поскольку большинство предприятий отрасли продолжают погашение налоговой задолженности за прошлые годы. Таким образом, накопленная налоговая задолженность увеличивает налоговую нагрузку на 7-8% в год (рис. 2).
    На 3 основных налога - НДС, ЕСН и налог на прибыль - приходится 3/4 налоговой нагрузки на предприятия автомобильной промышленности. При этом нагрузка по НДС и ЕСН на отрасль оказывается выше, чем в среднем по экономике (рис. 3).
    Суммарные налоговые отчисления предприятий отрасли достигают 40-50% добавленной стоимости, создаваемой предприятиями (рис. 4).
    Высокий уровень налоговой нагрузки связан с особенностями работы автомобилестроения. Во-первых, автомобильная техника представляет собой продукт глубокой переработки сырья, что обусловливает высокий уровень добавленной стоимости и, соответственно, высокую нагрузку по НДС1.
    Во-вторых, автомобилестроение - это трудоинтенсивное производство, в котором уровень заработной платы недостаточно высок для использования регрессии по ЕСН (несмотря на то, что заработная плата в отрасли выше среднего уровня по экономике).
    В-третьих, созданию повышенной налоговой нагрузки на отрасль способствуют также расположение предприятий в промышленно развитых районах (что увеличивает земельный налог), использование масштабных производственных площадей (связано с налогом на имущество), наличие налоговой задолженности за прошлые периоды и другие факторы.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

    В рамках существующей налоговой системы предприятия-инвесторы несут почти такую же налоговую нагрузку, что и предприятия, не занимающиеся инвестициями. Это характерно не только для автомобильной промышленности, но и для экономики в целом. Из широкого перечня налоговых стимулов, используемых в зарубежной практике для поощрения предприятий-инвесторов, в российской налоговой системе в полной мере реализованы только ускоренная амортизация и амортизационная премия. Остальные налоговые стимулы либо не предусмотрены, либо их правоприменение сдерживается ограничениями, связанными с налоговым администрированием или с особенностями бюджетного процесса (табл. 3).
    Для автомобильной промышленности недостаточная распространенность налоговых стимулов отражена в расчете эффективных ставок основных налогов, которые близки к номинальным ставкам соответствующих налогов. В 2004 г. средняя эффективная ставка по НДС для автомобильной промышленности составляла 17%, по налогу на прибыль - 22%, по ЕСН - 29%2.
    Примеры отдельных предприятий автомобильной промышленности указывают на высокую чувствительность инвестиций и расходов на НИОКР к уровню налогообложения. Так, по данным ОАО "ГАЗ" за 2003-2004 гг., увеличение налоговой нагрузки на 1% привело к сокращению инвестиций в основной капитал на 5,5% и сокращению расходов на НИОКР на 3,8%. Несмотря на упрощенность таких расчетов, их результаты при прочих равных условиях могут свидетельствовать о высоком потенциале налогового стимулирования инвестиций и инноваций в отрасли.
    Задача модернизации российской автомобильной промышленности и других обрабатывающих отраслей требует усиления стимулирующей функции налоговой системы, воздействующей на инвестиционно и инновационно активные предприятия. Расширение этой функции возможно за счет введения дополнительных налоговых стимулов, связанных с инвестициями и НИОКР, по налогу на прибыль, ЕСН и налогу на имущество, что окажет стимулирующее воздействие не только на автомобильную промышленность, но и предприятия других отраслей экономики.

    Список источников
    1. Автомобильная промышленность России: состояние и перспективы / Е. В. Погребняк, А. Р. Белоусов, Б. В. Кузнецов и др. М.: Альпина Паблишер, 2002.
    2. Автомобильный рынок России: Информационно-аналитическое издание. 2005.
    3. Годовой отчет ОАО "ГАЗ" за 2004 г. / http://www.gaz.ru.
    4. Годовой отчет ОАО "КАМАЗ" за 2004 г. / http://www.kamaz.net.
    5. Ежеквартальные отчеты ОАО "АвтоВАЗ" за 2004-2005 гг. / http://www.lada-auto.ru.
    6. Основные статистические показатели Российской Федерации по видам экономической деятельности. М., 2004.
    7. Российский статистический ежегодник. 2005: Статистический сб. / Росстат. М., 2006.
    8. PricewaterhouseCoopers Global Automotive Financial Review, 2002-2004 / www.pwc.com.
    9. United Nations Industrial Development Organization. The Global Automotive Industry Value Chain: What Prospects for Upgrading by Developing Countries. 2003.
    E-mail автора: kononova@icss.ac.ru.



  • Рейтинг
  • 0
Добавить комментарий
Комментарии (3):
Герман Измалков
20.02.2009 14:33:44
ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЗМАЛКОВА ГЕРМАНА ИВАНОВИЧА
Изобретения «Двигатель с внешним подводом тепла» по 7 патентам:
СССР № 1509561 - рабочее тело твердое в виде лопаток, крутящий момент без ускорений образуется во внутреннем зубчатом зацеплении с возможностью почти полной утилизации тепла через теплоноситель «натрий-калий». Из-за того, что рабочее тело твердое, коробка скоростей не нужна. Нет вибраций, шума, КПД большой. Зубчатые венцы из-за малой высоты зуба можно выполнять накатом.
РФ № 1747747 - все, что изложено выше, но усовершенствовано: крутящий момент не проходит через лопатки, которые уже набраны из пластин, чтобы тепловые деформации были в одной плоскости. Это на несколько порядков улучшает показатели и возможности применения. он применяется на транспорте, различных машинах, тепловых электростанциях, в том числе от любого тепла (гейзеры, дно глубоких шахт и т.д.) и в космосе.
РФ № 2027899 - он улучшен - тепловые удлинения складываются.
СССР № 1808101 и РФ № 2029133 - все изложенное выше, но зубчатые зацепления заменены на шариковые соединения по двум различным вариантам.
РФ № 2006673 - зубчатое зацепление, но вместо лопаток - замкнутая лента.
РФ № 2001298 -- принцип Стирлинга, свободнопоршневая очень простая схема с использованием автоматических клапанов. КПД большой. Нет необходимости в уплотнениях, тек как везде замкнутое пространство, а крутящий момент образуется магнитными силами через оболочку по пат. РФ № 2004830.
По заявке РФ № 96112252/06 - простой, как по РФ № 2006673, но без зубчатого зацепления. Используются тепловые и магнитные силы, дешев и технологичен.
РФ № 1523726 и 1767200 - «Роторная машина» дает очень производительные компрессоры и насосы. Второй усовершенствует первый, увеличивает возможности применения как компрессор и ДВС. Нет ускорений и никаких линейных перемещений. Широк диапазон применений: нефтяная, газовая и другие отрасли.
РФ № 1490365 - «Механизм преобразования движения» дает при его использовании в роторно-поршневых машинах с попеременным остановом роторов очень производительный насос для любых жидкостей и смесей, а также ДВС раздельных т. зон.
По 22 патентам №: 1683741, 1688869, 1698544, 1785675, 1787222, 1789212, 1803342, 1832020. 1833648. 1833180, 1833181, 2000093, 2000243, 2000244, 2000246, 2003303, 2002657, 2043239. 2043240. 2047633, 2028960, 2071434 предложены мускульные приводы: велосипеды, веломобили, инвалидные коляски и роллеры. Все они имеют 1 заявка принципиально новые схемы, дающие на несколько порядков улучшение всех показателей. Многие имеют нефиксированную амплитуду работы рук или ног. что исключает коробку скоростей. Если их применить в современных устройствах такого типа с элементами применения и электропривода и ДВС, то эффект будет еще больше.
РФ № 2001840 и заявка РФ с пол, реш. в применении, дешевый и технологичный.
РФ № 1705128 и заявка РФ № 96112253/11 - предложены отличные колеса без собственных колебаний, без пневматики, очень надежные и не нуждаются в балансировке.
РФ № 1808211 и 1650990 - очень выгодная альтернатива коленчатому валу, есть возможность получить отличную смазку зеркала цилиндров и избавиться от распределительного вала, а также иметь отличное устройство изменения объема пространства в цилиндре над поршнем за счет смещения вдоль оси поршня положений верхней и нижней точек хода поршня без изменения самой длины хода поршня.
РФ № 1795178 – очень синхронный, способный выдерживать большие нагрузки и технологичны в изготовлении кардан.
РФ № 1820094 и 1804579 - автоматические коробки скоростей с плавным изменением скорости.
РФ № 10440858 и 1180583 - варианты двухсторонних стопорных механизмов, простые в изготовлении и очень надежные, гораздо надежнее своих прототипов, имеющих сложное устройство с элементами электроники.
РФ № 1804589 и 2067742 и заявки с положительными решениями по экспертизе по существу № 92009029/02 93050915/02 - стрелковые пистолеты с большими потребительскими свойствами и разных конструкций, не имеющие аналогов в мире. Как у револьвера, у них вся длина полезная. В трех вариантах подача патронов транспортерная, в одном – винтовая. Магазины: один вариант – трубчатый и подствольный, два варианта – патроны вставляются в рукоятку снизу и один вариант – патроны вставляются в рукоятку сзади
Много очень ценных технических решений и по остальным патентам №№: 549614, 676779, 853227, 855275, 8555276, 987120, 1104317, 1176121, 1204837, 1208383, 1221418, 1234680, 1247598, 1259061, 1263931, 1281795, 1298460, 1449734, 1471022, 1656228, 1698534, 1700310, 1762061, 1778407, 1779786.
ЗАЯВКИ, ИМЕЮЩИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ ПО
ФОРМАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ:
«Двигатель с внешним подводом тепла» - 12 заявок.
«Электродвигатель-генератор тока» - 3 заявки.
«Роторная машина» - 18 заявок.
«Вихревой теплогенератор» - 8 заявок.
«Вихревой нагреватель сред» - 3 заявки.
«Вихревой теплобур» -
«Установка для опреснения воды» - 1 заявка.
«Молекулярный двигатель» - 1 заявка.
«Центробежный фильтр» - 2 заявки.
«Ветродвигатель» - 3 заявки.
«Волновой двигатель» - 2 заявки.
«Маслобойка» - 1 заявка.
«Веломобиль» - 3 заявки.
«Массовый двигатель» - 3 заявки.
«Магнитный двигатель» - 12заявок.
«Гравитационный двигатель» - 11 заявок.
«Упругосиловой двигатель» - 10 заявок.
И много других заявок по самым разным узлам и механизмам, всего подано за последний период 217 заявок, все они имеют положительные решения по формальной экспертизе, заплатить по пошлинам «за экспертизу по существу» нет денег. По этим заявкам и перечисленным выше патентам смотрите бизнес-проекты на сайте Конкурса русских инноваций http://www.inno.ru в моем личном кабинете (всплывает под словом «участникам») по логану izmalkoviz и паролю 237280, там 12 бизнес-проектов за 2008 год (первым 13-ым залез один «чужак») и ниже еще даны 35 бизнес-проектов за 2007 год , есть 41 проект (опубликовали пока половину) на http://www.fabrikaidei.kiev.ua , мои координаты: germanzp@mail.ru, geizmalkov@yandex.ru, домашний телефон (061)224-13-89 и мобильный телефон 80666647493, для писем: Украина, 69037, гю Запорожье, ул. 40 лет Советской Украины, дом 40, кв. 21.
Мной сделано 302 очень разных изобретений с отличными бизнес-планами, их можно запросто увидеть на сайтах по ключевым словам "Измалков Герман", изобретателем стал я фактически случайно, старший брат вручил мне 4 брошюры по физике-технике летом в мои 7 лет перед моим первым классом начальной школы, чтобы я не надоедал ему моими постоянными вопросами на самые разные темы, но чаще всего по физике-технике. По этим брошюрам я моментально научился быстрому чтению и начал много читать, но большей частью по физике-технике, так что я стал фанатом физики-техники. После школы я поступал в Московский физико-технический институт, основные письменные экзамены сдал с оценкой "отлично", а на первом устном экзамене я попал в немилость к экзаменатору из-за того, что ошибочно назвал закон Ньютона не под тем номером, что он значился в учебнике, он меня всячески стыдил и лишил меня возможности ответить на этот экзаменационный билет и на дальнейшее продолжение мной сдачи оставшихся экзаменов. Но всяческие жизненные невзгоды не остановили мое желание осознавать везде и при любых обстоятельствах мир физики-техники, потому что всегда был совершенно уверен, что я буду создавать новые машины и механизмы, которые "сказку сделают былью". В 1974 году я принес показать свое первое авторское свидетельство на изобретение начальнику патентного отдела большого промышленного объединения "Преобразователь", он по-отечески порадовался моим достижениям, но не предсказал мне "светлого будущего" в моем изобретательстве, потому что я изобретатель-одиночка, что указывало на мои частнособственнические тенденции, что в те годы совершенно не приветствовалось. Но и остальным изобретателям жилось очень неважно: если изобретатель занимал низкую ступень по служебной лестнице, то начальники совершали "дедовщину" - полностью присваивали результаты изобретательского труда, а если изобретатель был сам начальником, то его же подчиненные его "съедали", так как тогда всякое новаторство вступало в конфликт с эгоистическими интересами коллектива. Теперь же инвесторы по моим изобретениям не хотят признавать ни высокие потребительские свойства изделий по ним, ни другие очень ценные достоинства, пока я им не представлю отлично работающие опытные образцы по ним, мотивируют это тем, что они не хотят рисковать и копейкой, а то, что по этим изобретениям на свои вложенные деньги они смогут иметь громадную прибыл и большой успех на мировом рынке, ведь товары по моим изобретениям имеют на большой порядок потребительские свойства выше, чем у существующих, и поэтому они моментально вытеснят из мирового рынка и создадут большой скачек количества продаж из-за этого технического перевооружения, то это их как-то мало вдохновляет, так как большенство инвесторов очень мало смыслят в технике, а некоторые говорят, что им приходилось поверить шарлатанам, которые при получении денег ничего путного по своему изобретению и не сделали. Да, любое ценное изобретение требует от изобретателя большой моральной энергии и громадного технического творчества. Я за свою жизнь в этом прошел очень большую школу и смогу быть убедительным "лоцманом" во всех превратностях внедрений .Хочу сообщить свое мнение об инвесторах. Похоже, они себе добра не желают, а за одно и тем, проекты которых хотят оплачивать. Промышленный НЕ венчурный инвестор, в принцепе не должен быть вообще инвестором, так как делать промышленные инвестиции по уже не новому бизнесу нет смысла, любой бизнес долго не живет. А венчурный инвестор идет на новый бизнес и его ждет успех, но так как ставит вопрос венчурный инвестор, то эти все вопросы к уже старому промышленному бизнесу: чтобы команда была готова и они прямо таки на каждого управленца досье должны иметь. Форд, когда собирался выпускать новую модель, то всех своих зашореных старой моделью управленцев увольнял с почестями и нанимал совершенно свежих людей ему не знакомых. И это идиотское требование опытной модели, это их тупое не желание разобраться в том, что им предлагают. Ведь они вникать и в первом приближении не хотят, мнят себя крутыми финансистами, требуют рассчитать все расходы до копейки там, где и практических данных еще никаких нет, а есть только обоснования, что у них прибыль будет и при том немалая, а то сколько придется попотеть над успехом, дело ведь новое, нужен технарский нюх и большой набор технических знаний и пониманий.
ПРОДАМ ПАТЕНТНЫЕ ПРАВА, НОУ-ХАУ И ДОВЕДУ ИЗДЕЛИЯ ДО МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА, ВОЗМОЖНЫ РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ ЭТИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВЗАИМОВЫГОДНОЙ ОСНОВЕ.
СМОТРИТЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБО МНЕ И МОИХ ИЗОБРЕТЕНИЯХ НА САЙТАХ ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ «ИЗМАЛКОВ ГЕРМАН» НА ПОИСКВЫХ СИСТЕМАХ: YANDEX, GOOGLE, YA HOO, RAMBLER И ДРУГИХ.
Жду Ваших решений по спонсорству, инвестициям и сотрудничеству.
С уважением Измалков Герман Иванович
Игорь
26.10.2009 15:49:17
Уважаемы дамы и господа

просто задайте вопрос этому почтенному человеку по имени Измалков Герман-как он овладевает деньгами инвесторов предлагая всем одно и то же одновременно а потом попросту якобы обидевшись убегает. По нашим сведениям не мы только пострадали от действий этого человека но и еще ряд людей с которыми мы поддерживаем дружеские отношения. Прежде чем рассматривать потенциальное сотрудничество постарайтесь выдвигать более жесткие требования и условия. Не платите вперед а после результата- который будет удовлетворять Вас.

Наш коллектив он очень красиво обманул...на некоторую сумму денег

Думается также что он уже рассказывал о своей семье и проблемах- мол жена болеет а я -не признанный генний а другие- все глупые...

Еще нет... это Вас ожидает...

С уважением

Игорь
Герман Измалков
24.03.2010 08:21:02
Игорь, я тебя не знаю и твой коллектив тоже.
ЗАЧЕМ ТАК ПОДЛО ВРАТЬ?!
Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Конфликт за рубежом неизбежен
Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
Социально значимые проекты
"Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
Яблоко раздора
Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
Улучшения в корпоративном праве
Раскрытие = disclosure?
Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
Российский автопром: на пороге перемен
Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
Особенности российских недружественных поглощений
Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100