Casual
РЦБ.RU

Российский автопром: на пороге перемен

Август 2006

    В условиях растущих доходов населения и выхода на российский рынок иностранных концернов, отечественным автопроизводителям предстоит напряженная конкурентная борьба за потребителя. В данном опросе вниманию читателей предлагаются мнения аналитиков о возможных методах данной борьбы, текущей ситуации на рынке и перспективах российской автомобильной промышленности.

    1. Как Вы оцениваете текущую конъюнктуру российского автопрома?
    2. Акции каких компаний являются недооценными/ переоцененными на текущий момент?
    3. Какие мероприятия необходимы российскому автопрому в условиях усиливающейся конкуренции со стороны иностранных концернов?
    4. Ваш прогноз развития отрасли до 2007 г.?


    Антон Старцев аналитик ИФ "ОЛМА"

    1. Стабильный рост доходов населения обеспечивает растущий спрос на автомобили. Однако значительная часть этого спроса удовлетворяется зарубежными компаниями. Несмотря на то что значительную долю на рынке (более 40%) занимают отечественные автопроизводители, их лидирующее положение выглядит неустойчивым: объемы продаж российских автомобилей в первом полугодии 2006 г. увеличились всего на 4%, в то время как импорт новых иномарок вырос на 29%, повышение на рынке автомобилей в целом составило 14%. Учитывая предпочтения потребителей, многие российские компании делают ставку на модели, разработанные мировыми лидерами автопрома и запускают их в производство на собственных заводах. Тенденция к производству иностранных моделей внутри страны продолжает усилиливаться - доля таких автомобилей на российском рынке увеличилась с 9% в 2005 г. до 11% в первом полугодии 2006 г.
    2. Наблюдавшийся в начале года рост на фондовом рынке и ряд событий корпоративного характера (например, смена менеджмента на АвтоВАЗе) привлекли внимание инвесторов к сектору автомобилестроения. В результате капитализация многих автопроизводителей заметно возросла - их акции уже не выглядят недооцененными. Наиболее переоцененными по сравнительным финансовым показателям (EV/S, EV/EBITDA, P/E), по нашим оценкам, являются акции КАМАЗа (KMAZ). Немного хуже рынка выглядят и акции УАЗ (UAZA) - его сравнительные коэффициенты выше коэффициентов материнской компании, Северсталь-авто (SVAV) и ее второй "дочки" - Заволжского моторного завода (ZMZN). Помимо Северсталь-авто и ЗМЗ, недооцененными являются акции Автодизеля (AVDZ) - его бумаги торгуются с дисконтом не только к сектору, но и к бумагам материнской компании - ГАЗа (GAZA).
    3. У российских автопроизводителей есть несколько путей для сохранения конкурентоспособности. Наиболее эффективный из них - это сотрудничество с мировыми лидерами автомобилестроения, например организация промышленной сборки иностранных моделей на мощностях российских заводов. Многие российские предприятия уже пошли по этому пути - в качестве примера можно привести совместные проекты "ИжАвто" с Kia, Северсталь-авто с Ssang Young и Fiat. Другой путь - разработка собственных моделей, отвечающих современным требованиям. Создание автомобилей "с нуля" - длительный процесс, требующий значительных инвестиций, поэтому выбор такой стратегии может быть оправдан только для таких гигантов, как АвтоВАЗ.
    4. В России наблюдается стабильный экономический рост, растут и доходы населения, а значит, в ближайшие годы можно ожидать устойчивого повышения спроса на автомобили. Так, объем российского рынка автомобилей в первом полугодии 2006 г. вырос на 14%. Между тем положение российских автопроизводителей нельзя назвать безоблачным. Уже сейчас более 1/3 продаваемых в России автомобилей - новые иномарки, их доля на рынке продолжает увеличиваться. Риски, связанные с сильной конкуренцией со стороны иностранных производителей, могут повыситься после вступления России в ВТО - отмена некоторых таможенных пошлин сделает российский рынок более доступным для импортных автомобилей, в том числе подержанных.
    В настоящее время автомобилестроительная отрасль переживает период кардинальных изменений. Растущая конкуренция со стороны иностранных компаний заставляет российских автопроизводителей искать пути повышения эффективности бизнеса, что часто приводит к пересмотру всей стратегии развития предприятия. Российским компаниям более выгодно сотрудничать с зарубежными коллегами, чем конкурировать на рынке конечного продукта, поэтому тенденция к увеличению количества и объема совместных проектов в ближайшие 2 года, по всей вероятности, сохранится. Другая отличительная черта российского сектора автомобилестроения - консолидация активов. Так, например, Северсталь-авто владеет крупными пакетами акций УАЗа и ЗМЗ, холдинг "Руспромавто" консолидирует активы на базе ГАЗа. Процессы интеграции в отрасли, вероятно, продолжатся, поскольку небольшим разрозненным предприятиям труднее выжить в высококонкурентной среде.


    Александр Жуков аналитик ИФК "Метрополь"

    1. Сегодня автомобильная индустрия России стоит перед необходимостью принятия стратегических решений, которые будут обусловливать дальнейшее развитие отрасли и конкурентоспособность компаний. На мой взгляд, российские заводы должны сконцентрироваться на достаточно узких сегментах рынка и развивать существующую продукцию в сотрудничестве с крупнейшими западными концернами. Больше всего в этом направлении продвинулась группа ГАЗ, которая в последнее время сделала ряд крупных приобретений производственных мощностей и лицензий, а также сосредоточилась на сегменте легких коммерческих автомобилей. Хорошие шансы есть у КАМАЗа благодаря существенной доле рынка и высокому спросу на его продукцию. Несмотря на то что АвтоВАЗ пользуется поддержкой государства в лице Рособоронэкспорта, менеджмент завода до сих пор не представил более или менее четкой стратегии развития, что увеличивает и так высокие риски вложений в данную компанию. Пытается найти себя и Северсталь-Авто, комбинируя производство российских джипов и сборочное производство иностранных автомобилей. Можно с уверенностью сказать, что структура российского автопрома определится в течение 2-3 лет, когда крупнейшие мировые игроки построят в России свои заводы и российским производителям будет жизненно необходимо четко определить свое место на рынке.
    2. Мы позитивно относимся к акциям ГАЗа, который в ближайшее время закончит консолидацию активов и проведет IPO. В долгосрочном плане интересен КАМАЗ, но огромные задержки в осуществлении реструктуризации и финансового оздоровления компании, а также неясная судьба госпакета акций КАМАЗа отпугивает инвесторов. Таким образом, мы рекомендуем подождать, пока не прояснится ситуация. На наш взгляд, акции АвтоВАЗа несколько переоценены рынком. По крайней мере, пока нет подробной информации о планах развития компании и способах их осуществления.
    3. Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны западных производителей, необходимо следующее: укрепление позиций в тех сегментах рынка, где российские производители являются лидерами; организация совместного производства и коллективная разработка новых продуктов (как с западными производителями, так и российскими).
    4. Мы считаем, что произойдет увеличение доли китайских и корейских легковых автомобилей на рынке; активное строительство сборочных производств крупнейших иностранных автопроизводителей; увеличение степени локализации производства, в основном за счет открытия производств компонентов западными компаниями.
    

    Дмитрий Парфенов аналитик по металлургии и машиностроению ИК "Проспект"

    1. Конъюнктура российского автопрома развивается по прогнозируемому сценарию. Как и предполагалось ранее, высокие доходы населения и рост потребительского спроса способствовали активизации продажи иномарок в ущерб российским производителям. За прошедшие полгода наибольших успехов достигли иностранные производители, преимущественно из Кореи. К примеру, Kia и Hyundai увеличили свои продажи в несколько раз (Kia, например, в 1,86 раза). При этом спрос отечественных потребителей постепенно смещается в сегмент более дорогих автомобилей. Если в 2005 г. граница массового спроса (продажи более 80% автомобилей) проходила по цене в 12,5-13,2 тыс. долл., то в 2006 г. она поднялась до отметки в 14-14,5 тыс. долл. Из российских компаний наиболее устойчивые показатели отмечаются у АвтоВАЗа, который продолжает наращивать производство. Тем не менее темпы его роста в прошедшие месяцы были значительно хуже аналогичных показателей иностранных производителей - на уровне 6-8% по разным моделям. В основном увеличение спроса на модели АвтоВАЗа было обусловлено не ценой или качеством, а отсутствием в свободной продаже дешевых (до 15 тыс. долл.) иномарок, которые приходилось ожидать до 4-6 мес.
    2. В целом акции российских компаний торгуются ниже бумаг западных производителей. Основным моментом, на который хотелось бы обратить внимание, является отсутствие внятных перспектив развития отечественного автопрома. Некоторые производители, в частности СОК, ГАЗ, практически обречены, используя старый модельный ряд, а развивать новый либо проблематично (из-за отсутствия достаточных средств), либо это идет в разрез с принятой стратегией развития (скажем, позиционирование ГАЗа как производителя коммерческих легких грузовиков). Поэтому особенной динамики цен российских автопроизводителей не наблюдается. Каких-либо качественных изменений можно будет ожидать только после окончательного определения АвтоВАЗа и прочих производителей своей стратегии.
    3. Прежде всего следует четко определить, что именно имеет конкурентные возможности развивать. В России существует много относительно свободных ниш для производства (легкие грузовики, минивэны, внедорожники), наработки по созданию которых, безусловно, есть. Конкуренция пока еще незначительная, в основном за счет более низкой себестоимости российских автомобилей. Вместе с тем для выживания нашим производителям крайне важно налаживать партнерские программы, привлекая к себе на первом этапе сборочные производства ближайших конкурентов. Это будет не только способствовать появлению новых моделей линейного ряда, но и позволит приблизиться к более конкурентным и современным технологиям. Автомобильный бизнес одним из первых пошел по пути консолидации и укрупнения, и будущее отрасли - за мегатранснациональными игроками. Строить в этой ситуации независимого национального производителя (причем конкурентного) под силу лишь китайскому правительству.
    4. Российские компании продолжат снижать объемы производства (ориентир - 900 тыс. авто в год), иностранные сборочные компании - наращивать. Одновременно будет расти продажи более дорогих моделей (свыше 30 тыс.), что приведет к росту импорта новых иномарок. Импорт подержанных машин, напротив, будет сокращаться. Драйвер роста рынка - развитие кредитования, в том числе за счет производителей и "трейд ин"-схем, рост доходов населения. По моему мнению, год с наибольшим приростом потребления автомобилей - 2006 г., после 2007 г. начнут снижаться темпы роста потребления автомобиля до прогнозного уровня в 3-4% в год.

  • Рейтинг
  • 0
Оставить комментарий
Добавить комментарий анонимно, введите имя:

Введите код с картинки:
Добавить комментарий как авторизованный посетитель: Войти в систему

Содержание (развернуть содержание)
Факты и комментарии
Конфликт за рубежом неизбежен
Международный рынок капитала: современные тенденции и перспективы
Социально значимые проекты
"Политэкономика" на рынке корпоративных облигаций
Рынок долговых обязательств нуждается в информационной поддержке!
Инвестиционный фундамент "М-ИНДУСТРИИ"
Банки России: текущие цены и перспективы роста стоимости
Когда средств не хватает, а бюджет "не резиновый" - поможет финансовый рынок
Яблоко раздора
Проблемы в области страхования ответственности регистраторов
Улучшения в корпоративном праве
Раскрытие = disclosure?
Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках
Российский автопром: на пороге перемен
Налоги и инвестиционная активность в автомобилестроении
Выпуск облигационных займов эмитентами Северо-Западного региона
Особенности российских недружественных поглощений
Шаги к созданию финансового мегарегулятора в России
Эффективность инвестиций на российском фондовом рынке в 2005 г.
Методические вопросы оценки системного риска акций отдельных компаний

  • Статьи в открытом доступе
  • Статьи доступны на платной основе
Актуальные темы    
 Сергей Хестанов
Девальвация — горькое лекарство
Оптимальный курс национальной валюты четко связан со структурой экономики и приоритетами денежно-кредитной политики. Для нынешней российской экономики наиболее логичным (и реалистичным) решением бюджетных проблем является девальвация рубля.
Александр Баранов
Управление рисками НПФов с учетом новых требований Банка России
В III кв. 2016 г. вступили в силу новые требования Банка России по организации системы управления рисками негосударственных пенсионных фондов.
Варвара Артюшенко
Вместе мы — сила
Закон синергии гласит: «Целое больше, нежели сумма отдельных частей».
Сергей Майоров
Применение blockchain для развития биржевых технологий и сервисов
Распространение технологий blockchain и распределенного реестра за первоначальные пределы рынка криптовалют — одна из наиболее дискутируемых тем в современной финансовой индустрии.
Все публикации →
  • Rambler's Top100